Органы осуществляющие предварительное следствие

Тема 2.9. органы, осуществляющие предварительное расследование преступлений

Органы осуществляющие предварительное следствие

§2.9.1. Система органов предварительного следствия
и дознания в Российской Федерации

В соответствии с современным законодательствомпредварительное расследованиепредставляет собой регламентированную уголовно-процессуальным законодательством деятельность уполномоченных на то органов по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступлением. Деятельность органов предварительного расследования направлена также на –

– выяснение характера и размера ущерба, причиненного преступлением,

– обеспечение гражданского иска или возможной конфискации имущества,

– выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер к их устранению.

Предварительное расследование – самостоятельная стадия уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовного дела. Выводы, сделанные в процессе предварительного расследования о виновности, о доказанности или же иные выводы не являются окончательными.

Они перепроверяются в ходе судебного следствия, составной части судебного разбирательства.

Суд, в который поступает уголовное дело, хотя и основывается при проведении судебного процесса на материалах, собранных органами предварительного расследования, но осуществляет свое собственное исследование доказательств:

v заслушивает показания подсудимого, потерпевшего, свидетелей;

v изучает заключения экспертов;

v осматривает вещественные доказательства и т.д.

Выводы суда о виновности подсудимого, о доказанности обстоятельств преступления могут не совпадать с выводами органов предварительного следствия.

Задачамипредварительного расследования являются:

v быстрое и полное раскрытие преступления, под которым понимают уста-

новление в определенном законом порядке всех обстоятельств преступления и совершившего его лица;

v изобличение виновных путем сбора достаточного количества доказательств, на основании которых можно сделать однозначный вывод о виновности лица в совершении преступления;

v обеспечение правильного применения закона в ходе предварительного расследования;

v выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления;

v принятие мер по обеспечению материального ущерба –

– розыск и изъятие похищенного,

– наложение ареста на имущество и вклады и т.д.

Осуществление предварительного расследования должно основываться на следующих принципах:

v осуществление производства по делу в точном соответствии с законом;

v всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела;

v равенство граждан перед законом и судом;

v обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту;

v презумпция невиновности;

v гласность;

v неприкосновенность личности и жилища, охрана личной жизни и тайны переписки;

v публичность, то есть государственное начало в борьбе с преступностью.

Предварительное расследование осуществляется уполномоченные на то законом органами. В зависимости от преступления предварительное расследование осуществляется либо органами предварительного следствия, либо органами дознания.

Основной формой расследования преступлений является предварительное следствие. Предварительное следствие – это расследование, проводимое специально уполномоченными лицами – следователями, с целью решения стоящих перед ними задач по быстрому и полному раскрытию преступлений, изобличению виновных, установлению других обстоятельств дела и привлечению виновных к уголовной ответственности.

Предварительное следствие осуществляется: следователями прокуратуры, следователями органов Федеральной службы безопасности, следователями органов внутренних дел, следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Правом на производство отдельных следственных действий или расследования в полном объеме наделен прокурор, начальник следственного отдела и следователь (в соответствии с УПК РФ). Никакие другие органы и должностные лица не вправе производить предварительное следствие.

Несмотря на то, что привлекая лицо в качестве обвиняемого, органы предварительного расследования считают его виновным, согласно конституционному принципу «презумпции невиновности» государство признает его виновным только после обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу.

В то же время предварительное расследование является объективно необходимым.

Органы расследования в силу своей разветвленности, близости к местам совершения преступлений, тесной связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, имеют возможность быстро реагировать на каждое преступление и в кратчайшие сроки собирать необходимые доказательства. Суд, рассматривающий дело, не вправе выйти за рамки предъявленного обвинения, расширить объем обвинения, применить закон о более тяжком преступлении (ст. 252 УПК РФ).

Второй формой предварительного расследования является дознание – это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. От предварительного следствия оно отличается по органам, их осуществляющим, а также по объему и срокам процессуальной деятельности, выполняемой этими органами.

Дознание представляет собой производство органом дознания предварительного расследования по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести (ч.3 ст.150 УПК РФ)

Дознание осуществляется в 2-х формах:

– по делам, по которым предварительное следствие необязательно, в порядке, установленном гл.32 УПК РФ

– по делам, по которым предварительное следствие обязательно, в порядке, предусмотренном ст.157 УПК РФ.

Дознание осуществляется с соблюдением следующих процессуальных особенностей:

v срок производства дознания не более 20 суток, в случае необходимости он может быть продлен прокурором еще до 10 суток;

v при необходимости органы дознания могут возбудить перед судом с согласия прокурора ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу;

v по окончании дознания составляется обвинительный акт – процессуальный документ, в котором формулируется обвинение и приводятся доказательства, подтверждающие обвинение и доказательства, на которые ссылается сторона защиты.

К органам, осуществляющим дознание[10], относятся:

v государственные органы исполнительной власти, наделенные правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность[11]:

– органы внутренних дел;

– органы Федеральной службы безопасности;

– федеральные органы государственной охраны;

– органы пограничной службы РФ;

– таможенные органы РФ;

– Служба внешней разведки РФ;

– Министерство юстиции РФ

v Главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и высшего Арбитражного Суда РФ;

v командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

v начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ;

v капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании;

v руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания;

v главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.

Дознание и предварительное следствие имеют сходство и различия.

Общим для обеих форм расследования является:

v решаемые задачи;

v принципы осуществления задач;

v процессуальная форма, (закон установил единый порядок производства следственных действий для всех органов дознания и предварительного следствия);

v равная юридическая значимость результатов (установленные ими в результате процессуальной деятельности фактические данные имеют равное доказательственное значение).

Различиясостоят в следующем:

v состав органов;

v методы работы (например, следователь в отличие от органа дознания не осуществляет оперативно-розыскных мероприятий, а лишь дает распоряжение об их проведении органу дознания или специальным оперативным подразделениям);

v сроки расследования (на следствие отведено 2 месяца, на дознание – 20 суток);

v процессуальный режим (например, когда производство предварительного следствия не обязательно и материалы дознания уже являются основанием для рассмотрения дела в суде);

v степень процессуальной самостоятельности следователей и лиц, производящих дознание (органы дознания, в отличие от следствия, наделены правом производить действия оперативно-розыскного характера).

Оперативно-розыскная деятельностьэто вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно уполномоченными на то подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскныхмероприятий.

Видыоперативно-розыскных мероприятий:

v опрос граждан;

v наведение справок;

v сбор образцов для сравнительного исследования;

v проверочная закупка;

v исследование предметов и документов;

v наблюдение;

v отождествление личности;

v обследование помещений зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств;

v контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

v прослушивание телефонных переговоров;

v снятие информации с технических каналов связи;

v оперативное внедрение;

v контролируемая поставка;

v оперативный эксперимент.

Основными процессуальными актами, составляемыми при производстве предварительного расследования, являются постановления и протоколы.

Постановление – это процессуальный документ, в котором выражается решение следователя, органа дознания или прокурора, принятое при производстве предварительного следствияили дознания. Оно может касаться отдельных процессуальных действий (постановление на обыск, выемку и другие процессуальные действия) или всего дела в целом (постановление о прекращении уголовного дела).

Постановления по уголовным делам следователя, органа дознания или прокурора, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми государственными и общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

Протокол – это процессуальный документ, в котором отражаются ход и результаты следственных действий или фиксируется факт выполнения того или иного требования уголовнопроцессуального закона.

О производстве каждого следственного действия должен быть составлен протокол (протокол обыска, допроса, следственного эксперимента и т.д.).

В соответствии с УПК РФ составляются также протоколы, удостоверяющие факты ознакомления с материалами дела, факт объявления об окончании предварительного расследования и другие.

Таким образом, если протокол – это процессуальный документ описательно-удостоверяющего свойства, то постановление – это документ, в котором выражено решение следователя, обязательное для исполнения всеми должностными лицами и гражданами.

Источник: https://studopedia.su/1_21209_tema--organi-osushchestvlyayushchie-predvaritelnoe-rassledovanie-prestupleniy.html

2.2.4 Органы, осуществляющие предварительное следствие, и их компетенция

Органы осуществляющие предварительное следствие

Другой формой предварительного расследования является предварительное следствие.

Данная форма предварительного расследования представляет собой досудебную стадию уголов­ного судопроизводства, на которой следователь, осу­ществляют деятельность по собиранию, проверке и оценке до­казательств, на основании которых устанавливаются имеющие значения для дела обстоятельства.

Целью проведения предва­рительного следствия является быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение и привлечение в качестве обвиня­емых лиц, их совершивших, принятие мер по пресечению пре­ступлений, выявление причин и условий, им способствовавших, а также обеспечение возмещение ущерба, причиненного пре­ступлением.

Предварительное следствие производят:

· следователи следственного комитета при прокуратуре РФ;

· следователи органов внутренних дел;

· следователи органов Федеральной службы безопасности РФ;

· следователи Федеральной службы РФ по незаконному обороту наркотиков и психотропных веществ.

Предварительное следствие мо­жет производиться и начальником следственного отдела, об­ладающим при этом в полном объеме всеми полномочиями следователя.

При производстве предварительного следствия необходи­мо учитывать, какие уголовные дела подследственны соответ­ствующим следователям. Само понятие подследственности представляет собой систему указанных в законе юридических признаков

дела и характеристик органов расследования, в со­вокупности позволяющих определить орган, который полно­мочен расследовать конкретное уголовное дело. Так, при про­изводстве предварительного следствия выделяют признаки подследственности:

· предметный (родовой);

· территориальный (местный);

· персональный (личный).

Предметный признак позволяет определить подследствен­ность в соответствии с характером и степенью опасности со­вершенного преступления.

Территориальный признак служит разграничению подследственности между одноименными орга­нами расследования в зависимости от границ обслуживаемой ими территории.

Персональный признак определяет подслед­ственность с учетом личных характеристик субъекта преступления. Различают также факультативные признаки подслед­ственности: альтернативный и по связи расследуемых дел.

Следователи прокуратуры исходя из родового признака подследственности расследуют уголовные дела, как правило, об особо тяжких и тяжких преступлениях.

Это преступление против жизни, здоровья, свободы человека, половой неприкосновенности, конституционных прав и свобод человека гражданина.

Им подведомственны дела о терроризме, другие дела о наиболее опасных преступлениях и имеющих повышенное общественное значение, а именно против общественной безопасности, общественного порядка, здоровья населения общественной нравственности, экологической безопасности, безопасности движения и эксплуатации отдельных видов транспорта, государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, против правосудия, против порядка управления, против военной службы и против мира и безопасности человечества.

Следователям органов ФСБ РФ подследственны уголовные дела о таких преступлениях, которые посягают на основы кон­ституционного строя РФ, безопасность государства, а также не­которые преступления против экономической безопасности государства:

· контрабанда с квалифицирующими признаками;

· незаконный экспорт технологий, научно-технической инфор­мации, услуг, сырья, материалов и вооружения, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и во­енной техники;

· терроризм, организация незаконного воору­женного формирования и участие в нем;

· угон судна воздушного или водного транспорта, железнодорожного подвижного соста­ва и др.

Следователям органов внутренних дел подследственны дела, которые неподве­домственны другим органам следствия.

Это преступления про­тив здоровья, против семьи и несовершеннолетних, против собственности, ряд преступлений в сфере экономической дея­тельности и др.

Закон наделяет следователя широким кругом полномочий. Так, следователь при наличии поводов и оснований с согласия прокурора может возбудить уголовное дело, вынеся об этом со­ответствующее постановление. Кроме этого, следователь, при­нявший уголовное дело к своему производству и вынесший об этом постановление, вправе применить соответствующие меры уголовно-процессуального принуждения:

· задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, до 48 часов;

· при­менение соответствующих мер пресечения;

· привод лица;

· взя­тие обязательства о явке;

· отстранение от должности и др.

Помимо этого, следователь обязан выполнить все указания надзирающего за данным уголовным делом прокурора, который дает ему указания в письменном виде. Но при этом следователь может не согласиться с указаниями прокурора и в письменном виде изложить свои возражения вышестоящему прокурору.

Следователь является процессуально независимым лицом, и его полномочия носят властный характер. Он имеет право в Рамках уголовного дела давать письменные указания органам Дознания о производстве оперативно-розыскных действиях по конкретному уголовному делу.

Следователями могут быть лица, имеющие гражданство Российской Федерации, высшее юридическое или иное специальное образование и обладающие необходимыми про­фессиональными и моральными качествами, а также способ­ные по состоянию здоровья выполнять возложенные обязан­ности.

Источник: http://libraryno.ru/2-2-4-organy-osuschestvlyayuschie-predvaritel-noe-sledstvie-i-ih-kompetenciya-pravooxr/

Органы, осуществляющие предварительное следствие и их компетенция

Органы осуществляющие предварительное следствие

Предварительное следствие осуществляется следователями Следственного комитета, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, госнаркоконтроля. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры. В этом случае на них распространяются все полномочия следователей.

Круг дел, по которым обязательно проводится предварительное следствие, предусмотрен в ст. 150 УПК. В ст.151 устанавливается подследственность, т.е. определение того, какие конкретные категории дел должны расследоваться следователями различной ведомственной принадлежности.

Правила определения подследственности уголовных дел определяются в указанных статьях УПК примерно следующим образом:

  • следователи Следственного комитета уполномочены расследовать дела о посягательствах на жизнь и здоровье, конституционные права и свободы человека и гражданина, на порядок исполнения обязанностей по службе, в том числе военной (следователи военной прокуратуры), на некоторых должностных лиц государственных органов, в том числе ряда правоохранительных (судьи, прокуроры и следователи прокуратуры, должностные лица органов внутренних дел и др.), а равно о посягательствах, совершенных такими лицами;
  • следователи ФСБ — о наиболее опасных преступлениях против государственного строя и общественной безопасности (бандитизм, государственная измена, шпионаж и т. д.), а также о преступлениях террористического характера и преступлениях, связанных с проявлениями организованной преступности и коррупцией;
  • следователи органов госнаркоконтроля — о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;
  • следователи органов внутренних дел — о многочисленных других преступлениях (против собственности во всех ее формах, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств, системы налогообложения и т. д.).

Закон наделяет следователя необходимыми полномочиями. Он самостоятельно принимает большинство решений, связанных с производством следственных и иных процессуальных действий.

Однако в предусмотренных законом случаях его решения приобретают законную силу лишь после получения им санкции или согласия суда либо прокурора на совершение определенных действий (например, возбуждение уголовных дел, их прекращение по некоторым основаниям, заключение обвиняемого под стражу, продление срока предварительного следствия или содержания обвиняемого под стражей, контроль телефонных или иных переговоров, обыск жилого помещения).

Помимо этого следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному делу в письменном виде.

Но закон предусматривает и возможность для следователя при несогласии с указаниями прокурора, касающимися, скажем, привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого, объема его обвинения, прекращения производства расследования, передать дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.

После проверки доводов следователя вышестоящий прокурор либо отменяет указания нижестоящего прокурора, с которыми не согласен следователь, либо поручает дальнейшее следствие по делу другому следователю.

Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер.

Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве.

Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Следователями могут назначаться граждане Российской Федерации, имеющие, как правило, высшее юридическое или иное специальное образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности.

В зависимости от характера и содержания расследуемых уголовных дел, степени их сложности, уровня квалификации, накопленного опыта следователи занимают разное должностное положение.

Они могут называться следователями, старшими следователями, следователями по особо важным делам и старшими следователями по особо важным делам.

Такого наименования должностей сотрудников, наделенных полномочиями по осуществлению предварительного следствия, придерживаются во всех ведомствах, имеющих следственный аппарат.

Например, в прокуратурах районов, городов и автономных округов обычно работают следователи и старшие следователи; в прокуратурах республик, краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области — следователи, старшие следователи, следователи по особо важным делам; в Генеральной прокуратуре РФ — старшие следователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам и старшие следователи. Примерно таким же образом распределяются следователи по своим должностным наименованиям в военной и специализированных прокуратурах, а также в органах внутренних дел, федеральной службе безопасности и органах Госнаркоконтроля РФ.
Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы системы структурных подразделений, которые принято именовать следственными аппаратами.

На среднем уровне (республика, край, область, город федерального значения и т. д.) следователи практически во всех ведомствах объединяются, в зависимости от объема работы и числа работающих, в подразделения, которые называются по-разному: группы, части, отделения, отделы и даже управления.

В субъектах РФ организуются:

  1. главные следственные управления;
  2. следственные управления или следственные отделы при соответствующих органах внутренних дел.

Такого рода подразделения создаются также при органах внутренних дел на транспорте, особо важных и режимных объектах.

Их возглавляют начальники, которые одновременно являются заместителями руководителей соответствующих органов внутренних дел, назначаемыми на должность или освобождаемыми от нее Министром внутренних дел РФ по представлению начальника Следственного комитета. На основном уровне (в городах, районах и т. д.) могут быть образованы управления, отделы, отделения, группы.

Следственные подразделения высшего и среднего уровней выполняют в основном две функции:

  • осуществляют предварительное следствие по наиболее сложным делам;
  • оказывают содействие следователям, работающим в нижестоящих структурах своего ведомства.

Такое содействие может проявляться в оказании методической помощи в раскрытии конкретных преступлений, повышении квалификации следователей, разъяснении нового законодательства, когда в этом есть необходимость, ознакомлении с научно-техническими новинками, которые могут быть использованы в следственной работе, и т. д.

Следователи, работающие во всех названных выше ведомствах, имеют не только соответствующие должностные наименования, но и классные чины (прокуратура), специальные звания (органы внутренних дел и органы госнаркоконтроля) и воинские звания (федеральная служба безопасности и военная прокуратура). Присваиваются чины и звания с учетом занимаемой должности, выслуги лет, отношения к работе и других факторов.

Для характеристики органов предварительного следствия весьма важно знать, что к какому бы ведомству ни принадлежал конкретный следователь, каким бы он ни обладал классным чином, воинским или специальным званием, какую бы должность он ни занимал (будь-то следователя, старшего следователя, следователя по особо важным делам и т. д.) — при расследовании конкретного уголовного дела он обязан подчиняться единым требованиям законов, в первую очередь требованиям, предусмотренным Конституцией РФ и УПК.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/organi-osuschestvlyaiuschie-predvaritelnoe-sledstvie-i-ich-kompetentsiya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть