Органы предварительного расследования рф

Тема 6. Предварительное расследование преступлений. Органы предварительного расследования Российской Федерации

Органы предварительного расследования рф

Следователь – должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 41 ст. 5 УПК).

ТИПОВАЯ СТРУКТУРА

Следственного управления (отдела) МВД республики, УВД края, области, автономной области, автономного округа

Типовая структура

Следственного управления (отдела, отделения, следственной группы) при управлении (отделе, отделении) внутренних дел района, города

1. – Вводится при численности следственного подразделения 15 штатных единиц.

2. – Вводится при численности следственного подразделения более 8 штатных единиц.

Процессуальная самостоятельность органов и лиц,

Производящих расследование

(сравнительная характеристика)

Оценка доказательств Принятие решений о производстве следственных действий Принятие итоговых решений ч. 3 ст. 38 УПК
Следователь + + + +
Орган дознания + + +
Дознаватель + + Как правило

Полномочия начальника следственного отдела

Кроме того, начальник следственного отдела вправе лично возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя и (или) руководителя следственной группы.

Дознание – форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК).

Органы дознания – государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК).

Начальник органа дознания – должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручение о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом (п. 17 ст. 5 УПК).

Дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом (п. 7 ст. 5 УПК).

Виды органов дознания

К органам дознания относятся (ч. 1 ст. 40 УПК): 1) Органы внутренних дел Российской Федерации;
2) Иные органы, наделенные в соответствии с законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (ст. 13 Закона об оперативно-розыскной деятельности): · Органы федеральной службы безопасности; · Федеральные органы государственной охраны; · Таможенные органы РФ; · Служба внешней разведки РФ; · Федеральная служба исполнения наказаний; · Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
3) Главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;
4) Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
5) Органы Государственной противопожарной службы
Органы, наделенные правом возбуждения уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий (ч. 3 ст. 40 УПК): 1) Капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; 2) Руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч. ст. 40 УПК, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; 3) Главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Закон различает орган дознания и дознавателя. Органом дознания является либо учреждение в целом (органы внутренних дел, органы Государственной противопожарной службы), либо руководитель учреждения (командир воинской части, судебный пристав).

Орган дознания сосредотачивает в своих руках все предусмотренные уголовно-процессуальным законом полномочия по производству дознания. Дознаватель – это должностное лицо, уполномоченное органом дознания на производство расследования по уголовному делу.

Дознавателю орган дознания в соответствии с законом делегирует часть своих полномочий.

Виды уголовно-процессуальной деятельности органов

Дознания

Ø Проверка заявлений и сообщений о преступлениях;

Ø Возбуждение уголовного дела и осуществление расследования в форме дознания;

Ø Возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных;

Ø Выполнение поручений и указаний следователя о производстве розыскных и следственных действий;

Ø Поддержание государственного обвинения в суде (п. 6 ст. 5 УПК)  

Полномочия органов дознания

При осуществлении неотложных следственных действий (ст. 157 УПК) При осуществлении расследования в форме дознания (глава 32 УПК)
· Возбуждает уголовное дело. · Производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. · Не позднее чем в десятидневный срок передает дело следователю. · В дальнейшем уголовно-процессуальную деятельность по данному делу может осуществлять только по поручению следователя.   · Возбуждает уголовное дело. · Производит любые предусмотренные УПК действия. · Принимает предусмотренные УПК решения. При этом пользуется полномочиями, предусмотренными для следователя.   Отличие от предварительного следствия: · Проводится по уголовным делам, возбуждаемым в отношении лица. · Осуществляется в более короткие сроки (по общему правилу – 20 суток). · При несогласии органа дознания с указанием прокурора он вправе обжаловать его вышестоящему прокурору, но не приостанавливать исполнение указания. · Не предъявляется обвинение. · Итоговым документом является обвинительный акт.

Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 74;

Источник: https://studopedia.net/12_92987_tema--predvaritelnoe-rassledovanie-prestupleniy-organi-predvaritelnogo-rassledovaniya-rossiyskoy-federatsii.html

Правоохранительные органы

Органы предварительного расследования рф

Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, госнаркоконтроля. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры. В этом случае на них распространяются все полномочия следователей.

Круг дел, по которым обязательно проводится предварительное следствие, предусмотрен в ст. 150 УПК. Там же устанавливается и подследственность, т. е. определение того, какие конкретные категории дел должны расследоваться следователями различной ведомственной принадлежности.

Правила определения подследственности уголовных дел во всех деталях изучаются на старших курсах юридических учебных заведений в рамках предмета, называемого уголовным процессом. Познающим курс “Правоохранительные органы” достаточно иметь общее представление по данному практически важному вопросу.

Решается он в указанной статье УПК примерно следующим образом:

  • следователи прокуратуры уполномочены расследовать дела о посягательствах на жизнь и здоровье, конституционные права и свободы человека и гражданина, на порядок исполнения обязанностей по службе, в том числе военной (следователи военной прокуратуры), на некоторых должностных лиц государственных органов, в том числе ряда правоохранительных (судьи, прокуроры и следователи прокуратуры, должностные лица органов внутренних дел и др.), а равно о посягательствах, совершенных такими лицами;
  • следователи федеральной службы безопасности — о наиболее опасных преступлениях против государственного строя и общественной безопасности (бандитизм, государственная измена, шпионаж и т. д.), а также о преступлениях террористического характера и преступлениях, связанных с проявлениями организованной преступности и коррупцией;
  • следователи органов госнаркоконтроля — о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;
  • следователи органов внутренних дел — о многочисленных других преступлениях (против собственности во всех ее формах, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств, системы налогообложения и т. д.).

Закон наделяет следователя необходимыми полномочиями. Он самостоятельно принимает большинство решений, связанных с производством следственных и иных процессуальных действий.

Однако в предусмотренных законом случаях его решения приобретают законную силу лишь после получения им санкции или согласия суда либо прокурора на совершение определенных действий (например, возбуждение уголовных дел, их прекращение по некоторым основаниям, заключение обвиняемого под стражу, продление срока предварительного следствия или содержания обвиняемого под стражей, контроль телефонных или иных переговоров, обыск жилого помещения).

Помимо этого следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному делу в письменном виде.

Но закон предусматривает и возможность для следователя при несогласии с указаниями прокурора, касающимися, скажем, привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого, объема его обвинения, прекращения производства расследования, передать дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.

После проверки доводов следователя вышестоящий прокурор либо отменяет указания нижестоящего прокурора, с которыми не согласен следователь, либо поручает дальнейшее следствие по делу другому следователю.

Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер.

Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве.

Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Следователями могут назначаться граждане Российской Федерации, имеющие, как правило, высшее юридическое или иное специальное образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности.

В зависимости от характера и содержания расследуемых уголовных дел, степени их сложности, уровня квалификации, накопленного опыта следователи занимают разное должностное положение.

Они могут называться следователями, старшими следователями, следователями по особо важным делам и старшими следователями по особо важным делам.

Такого наименования должностей сотрудников, наделенных полномочиями по осуществлению предварительного следствия, придерживаются во всех ведомствах, имеющих следственный аппарат.

Например, в прокуратурах районов, городов и автономных округов обычно работают следователи и старшие следователи; в прокуратурах республик, краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области — следователи, старшие следователи, следователи по особо важным делам; в Генеральной прокуратуре РФ — старшие следователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам и старшие следователи. Примерно таким же образом распределяются следователи по своим должностным наименованиям в военной и специализированных прокуратурах, а также в органах внутренних дел, федеральной службе безопасности и органах Госнаркоконтроля РФ.

Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы системы структурных подразделений, которые принято именовать следственными аппаратами.

Возглавляют эти аппараты подразделения, входящие в состав высших органов конкретных ведомств. К примеру, в Генеральной прокуратуре РФ имеется Следственное управление, в Федеральной службе безопасности РФ — тоже Следственное управление, а в системе органов внутренних дел — Следственный комитет при МВД России.

На среднем уровне (республика, край, область, город федерального значения и т. д.) следователи практически во всех ведомствах объединяются, в зависимости от объема работы и числа работающих, в подразделения, которые называются по-разному: группы, части, отделения, отделы и даже управления.

В качестве примера структуры следственного аппарата можно было бы привести ту, которая предусматривается Положением об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 23 ноября 1998 г. № 1422 К Возглавляет эту структуру, как отмечено выше, Следственный комитет при МВД РФ, которым руководит заместитель Министра — начальник комитета, назначаемый Президентом РФ по предложению Правительства РФ.

В субъектах РФ организуются главные следственные управления, следственные управления или следственные отделы при соответствующих органах внутренних дел. Такого рода подразделения создаются также при органах внутренних дел на транспорте, особо важных и режимных объектах.

Их возглавляют начальники, которые одновременно являются заместителями руководителей соответствующих органов внутренних дел, назначаемыми на должность или освобождаемыми от нее Министром внутренних дел РФ по представлению начальника Следственного комитета. На основном уровне (в городах, районах и т. д.) могут быть образованы управления, отделы, отделения, группы.

Следственные подразделения высшего и среднего уровней выполняют в основном две функции: осуществляют предварительное следствие по наиболее сложным делам и оказывают содействие следователям, работающим в нижестоящих структурах своего ведомства.

Такое содействие может проявляться в оказании методической помощи в раскрытии конкретных преступлений, повышении квалификации следователей, разъяснении нового законодательства, когда в этом есть необходимость, ознакомлении с научно-техническими новинками, которые могут быть использованы в следственной работе, и т. д.

На основном уровне (к примеру, в районах и городах) следственные подразделения создаются не всегда, поскольку объем работы не позволяет вводить достаточное для этого количество должностей следователей.

Существует немало районов и городов (особенно в сельской местности и в отдаленных регионах страны), где, скажем, в прокуратурах работают один или два следователя. Создавать для них какие-то структурные подразделения (группы, отделения, отделы и т. п.

) попросту неразумно: ими руководят непосредственно прокуроры или их помощники.

Что касается следственных аппаратов службы безопасности, то для них на уровне районов или городов, пожалуй, в большинстве случаев нет постоянной нагрузки.

Здесь подследственные им дела могут “возникнуть”, максимум, один раз в несколько лет, и с такими делами вполне могут справиться следователи из вышестоящих структур (республиканских, краевых и других, приравненных к ним).

Естественно, в подобных случаях нет необходимости не только в организации следственных подразделений, но и во введении постоянных должностей следователей.

Следователи, работающие во всех названных выше ведомствах, имеют не только соответствующие должностные наименования, но и классные чины, специальные звания (органы внутренних дел и органы госнаркоконтроля) и воинские звания (федеральная служба безопасности и военная прокуратура). Присваиваются чины и звания с учетом занимаемой должности, выслуги лет, отношения к работе и других факторов.

Для характеристики органов предварительного следствия весьма важно знать, что к какому бы ведомству ни принадлежал конкретный следователь, каким бы он ни обладал классным чином, воинским или специальным званием, какую бы должность он ни занимал (будь-то следователя, старшего следователя, следователя по особо важным делам и т. д.) — при расследовании конкретного уголовного дела он обязан подчиняться единым требованиям законов, в первую очередь требованиям, предусмотренным Конституцией РФ и УПК.

Источник: https://isfic.info/porg/juist87.htm

Предварительное расследование — что нужно знать

Органы предварительного расследования рф

Каждое уголовное преступление расследуется уполномоченными структурами правоохранительных органов в виде дознания или следственных действий, целью которых является поиск виновных лиц и сбор доказательной базы.

Как показывает практика, во время проведения подобных мероприятий высока вероятность нарушения прав граждан, подозреваемых в противоправных действиях.

Хороший уголовный адвокат поможет предупредить их возникновение и свести к минимуму возможные негативные последствия.

Особенности проведения предварительного расследования

Каждый этап расследования уголовного преступления имеет общие нормы для всех правоохранительных структур, занимающихся делом. Однако они различаются по правилам проведения в каждом конкретном случае. Сегодня в ходе расследования принято следовать общепринятым правилам ведения расследования:

  • соблюдение норм подследственности и мест ведения следственных мероприятий;
  • начало следствия в исходной точке правонарушения;
  • соблюдение границ ведения расследования;
  • следователь должен иметь необходимые права и квалификацию для самостоятельного ведения расследования;
  • обязательное рассмотрение всех относящихся к расследованию ходатайств и удовлетворения значимых из них;
  • запрет на передачу любой информации, касающейся расследования;
  • в случае возникновения необходимости – группировать идентичные дела или выделять те или иные случаи в отдельное дело;
  • привлекать только специалистов, имеющих необходимую квалификацию, и использовать специальную технику или оборудование;
  • своевременно предпринимать необходимые действия для выявления, предотвращения противоправных действий.

Целью правоохранительных структур, проводящих расследования являются:

  • раскрытие преступления;
  • поиск граждан, причастных к противоправным действиям, и оправдание лиц, не причастных к ним;
  • создание полноценной базы доказательств;
  • доставка всех подозреваемых лиц на судебный процесс;
  • обеспечение получения решения суда о взыскании ущерба, полученного в результате противоправных действий.

Участие адвоката в уголовном деле позволяет контролировать полноту и правильность ведения мероприятий, направленных на достижение перечисленных выше действий.

Цели следствия на предварительной стадии

Предварительная стадия следствия в ходе расследования преступления является вторым этапом. Его результатом может стать или прекращение расследования, если не установлена причастность подозреваемого в совершении преступления или дело передается в судебное учреждение для последующего разбирательства. Основным целями, которые должен решить этот этап расследования являются:

  • составление полноценной доказательной базы;
  • предоставление государственного защитника гражданину, подозреваемому в преступлении;
  • применение, в случае возникновения необходимости, мер принудительного характера к подозреваемому;
  • прекращение следственных действий или передача дела по уголовному преступлению в судебное учреждение.

Результатом этого этапа следствия может стать либо прекращение расследования (и участие адвоката в уголовном деле может существенно посодействовать этому), либо прокурор составит:

  • акт обвинения;
  • постановление о принудительном направлении подозреваемого лица на лечение;
  • обвинительное заключение.

Какой из перечисленных документов будет оформлен, определяется квалифицирующими признаками Уголовного кодекса России в соответствии с вменяемым подозреваемому преступным деянием.

Форма проведения предварительного следствия в каждом конкретном случае зависит от степени тяжести преступления, которая оказывает влияние и на само судебное разбирательство. В действующем УПК выделяется два вида следственных действий: предварительное расследование; дознание.

Этап предварительного расследования

Этот вид следственных действий предоставляет возможности для расследования преступления, формирования максимально полной доказательной базы, определения мотивов преступления и соблюдения гражданских прав подозреваемых в его преступлении. На этом этапе хороший уголовный адвокат, сможет проконтролировать правильность действий правоохранительных и отстоять права подозреваемого в нем гражданина.

Предварительное расследование должно проводиться по всем преступлениям уголовного характера, кроме тех, возбуждение которых производится частным образом. Документом, на основании которого начинаются следственные действия, служит постановление о начале расследования по делу.

Для поведения следственных мероприятий назначается или один из следователей, или привлекается целая группа следователей и оперативных работников. Второй вариант, как правило, выбирается при расследовании сложных преступлений с большим объемом следственных мероприятий.

Во главе группы стоит старший следователь, основная задача которого заключается в координации действий всех ее членов. Ознакомление адвоката с уголовным делом также чаще проводится на данном этапе.

Назначенный на расследование следователь или старший группы по завершении всех следственных мероприятий должен:

  • уведомить подозреваемого, что он имеет право ознакомится с делом лично, либо в присутствии адвоката. Сообщение об этом составляется письменной форме под протокол;
  • уведомить всех иных участников дела, среди которых потерпевший или потерпевшие, истец, ответчик, адвокат и т.п.

Этап предварительного расследования состоит из множества следственных мероприятий, под каждое из которых должен быть составлен протокол, подписанный ознакомленными с ним гражданами. После того, как обвинительное заключение вынесено прокурором, уголовное дело направляется к прокурору и дается старт судебному процессу.

Дознание

Дознание проводит назначенный дознаватель в случаях, когда в полномасштабном предварительном расследовании нет необходимости. Его проводят:

  • когда правонарушение имеет среднюю или низкую степень тяжести;
  • когда нет необходимости в проведении большого объема следственных мероприятий (например, установлен гражданин, совершивший преступное деяние).

Дознание имеет следующие особенности:

  • ведущий дело дознаватель имеет меньший, чем следователь уровень самостоятельности;
  • срок проведения дознания не может превышать 20 календарных дней, однако его можно продлить еще на тридцатидневный срок;
  • отсутствуют правоохранительные структуры, имеющие право привлекать к ответственности подозреваемого, выносить обвинительное заключение, отправлять подозреваемого в спецлечебницу и т.п.

Участие адвоката в уголовном деле позволит контролировать правильность проведения дознания на всех его этапах.

Правоохранительные структуры, уполномоченные проводить предварительное следствие

Согласно действующему законодательству структурами, имеющими право осуществлять следственные мероприятия, являются следственные подразделения МВД, Прокуратуры, ФСБ, Следственная структура службы по контролю за обращением наркотиков, СК РФ.

Никакие иные структуры принимать участие в предварительном расследовании не имеют права.

Сроки ведения предварительного следствия

Для раскрытия совершенных преступлений и наказания преступников российским законодательством установлен срок проведения следственных мероприятий по делу.

За это время следственная структура должна собрать достаточное количество убедительных доказательств, необходимых для начала судебного разбирательства и вынесения приговора по делу.

Отсчет периода, отведенного для проведения предварительного следствия, начинается в момент возбуждения производства по уголовному преступлению.

В случаях, когда последний день расследовании совпадает с праздничным или выходным днем, срок его окончания отодвигается на следующий за ним первый рабочий день.

Законом установлен 2-х месячный срок для проведения предварительного следствия. В отдельных случаях, по решению уполномоченных сотрудников соответствующих органов можно продлевать еще на 1 месяц. Продление должно оформляться постановлением установленного образца.

В случаях, когда предварительное расследование невозможно закончить в указанные сроки, постановление о продлении расследования принимается соответствующими органами федерального уровня. Такой порядок позволяет продлевать сроки проведения следствия до 1-го года.

На продолжительность проведения предварительного расследования могут влиять:

  • период проведения проверки обстоятельств преступления следственными структурами до официального возбуждения уголовного преследования;
  • период времени, в который проходит обжалование дела по причине выяснения дополнительных обстоятельств, время необходимое для устранения установленных нарушений и т.п.;
  • период приостановки расследования, регламентированный Уголовным кодексом.

Привлечение и ознакомление адвоката с уголовным делом позволит избежать незаконного увеличения срока предварительного расследования.

Порядок продления срока расследования

Если возникает необходимость в продлении срока проведения предварительного расследования, то следователь или старший группы обязан направить к имеющему соответствующие полномочия сотруднику из вышестоящей структуры ходатайство с просьбой продлить срок проведения расследования. Этот документ должен быть направлен не менее, чем за пять дней до окончания установленного законом срока.

В ходатайстве указываются:

  • дата начала судебного расследования;
  • даты начала и длительность периодов отсрочек, если они уже были ранее;
  • причины, по которым необходимо продлить срок предварительного расследования;
  • предполагаемый срок окончания расследования;
  • дополнительная информация, если в этом есть необходимость.

Ходатайство должно помочь вышестоящему руководству принять обоснованное решение о продлении или не продлении срока расследования.

В случае положительного решения сотрудник, ответственный за проведение следственных действий, должен сообщить об этом всем гражданам, причастным к делу (потерпевшей стороне, обвиняемому).

При участии адвоката в уголовном деле, его также нужно поставить в известность.

Вывод

Правила и нормы действующего законодательства обязаны соблюдать не только причастные к уголовному преступлению лица, но и правоохранительные структуры, ответственные за проведение следственных действий и привлечение виновных к ответственности. Их действия жестко контролируются вышестоящими структурами и прокуратурой, а хороший уголовный адвокат сможет не допустить необоснованного обвинения лиц, непричастных к уголовному преступлению.
 

Источник: https://sstumanov.ru/predvaritelnoe-rassledovanie-chto-nuzhno-znat/

История предварительного расследования преступлений в России

Органы предварительного расследования рф

До 1860 года расследование преступлений в России осуществлялось городской и земской полицией. Предварительное следствие заключалось в собирании доказательств, позволяющих установить и изобличить виновного.

Оно разделялось на предварительное и формальное.

Основной задачей первого являлось установление обстоятельств совершения преступления, а в ходе формального следствия выяснялось, действительно ли обвиняемый совершил преступление и подлежит ли он наказанию.

Одной из первых попыток реформирования предварительного расследования стала разработка Собственной Его Императорского Величества канцелярией законопроекта «О следствии», в соответствии с которым эта функция изымалась у полиции, а следователи стали относиться к судебной власти.

С целью реализации этой идеи Указом Императора Александра II  от 8 июня 1860 года были учреждены должности судебных следователей. На них возлагалось производство следствия по всем преступлениям, относящимся к ведению судов.

За полицией оставалось расследование  незначительных преступлений и проступков.

В дополнение к указу был издан «Наказ судебным  следователям», регламентирующий их деятельность и устанавливающий порядок производства  следствия. Контроль за следователями осуществлялся исключительно судами, которые могли приостанавливать и прекращать следствие, давать следователями предписания, отменять их распоряжения.

Одновременно был введен в действие «Наказ полиции о производстве дознаний по преступлениям и проступкам».

Число следователей устанавливалось в зависимости от количества уголовных дел, имевшихся в каждом уезде. Судебные следователи подчинялись министерству юстиции, однако назначались, перемещались и увольнялись губернатором по согласованию с губернским прокурором.

Большинство следователей не имело юридического образования. Нагрузка на каждого из них составляла 120-150 дел в год, а в отдельных губерниях – до 200-400 дел. Обслуживаемые участки составляли порой не одну тысячу квадратных верст.

С 1864 года следователи стали назначаться бессрочно Императором по представлению министра юстиции. Ужесточились и требования к кандидату на должность следователя: он должен был иметь высшее юридическое образование и прослужить по судебной части не менее трех лет.

В его обязанности входило с полным беспристрастием выяснять обстоятельства, как уличающие обвиняемого, так  и оправдывающие его.

При этом он мог проверять и дополнять дознание, проведенное полицией, отменять решения, принятые при производстве дознания, а также поручать  полиции  производство дознания и собирание иной информации.

После революции 1917 года новая власть упразднила прежний институт следователей.

Функции следствия стали выполнять специальные комиссии при городских и районных советах, которые коллегиально рассматривали дела и  принимали по ним решения.

Расследованием преступлений занимались также штабы Красной гвардии.  В своей деятельности эти органы руководствовались исключительно  революционным правосознанием.

 В соответствии с Декретом о суде № 2 от 7 марта 1918 года и № 3 от 20 июля того же года в России образовались следственные комиссии окружных судов, в компетенцию которых входило расследование убийств, причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований, разбойных нападений, фальшивомонетничества и спекуляций, а также  наиболее сложных дел, подсудных уездным и городским судам. Расследование государственных преступлений входило в обязанности ВЧК.

Следственные комиссии в полном составе возбуждали и прекращали уголовные дела, избирали и изменяли меру пресечения, выносили постановления о предании суду.

В 1919 году практика коллегиального расследования была прекращена. Производство предварительного следствия возлагалось на действовавших единолично следователей, которые состояли при революционных военных трибуналах, созданных годом ранее.

Но уже 21 августа 1920 года Положениями о местных органах юстиции и  о народном суде РСФСР от 20 октября того же года учреждаются должности народных следователей, состоящих при советах народных судей, а также следователей по важнейшим делам при губернских отделах и Наркомате юстиции.

Народный следователь мог приступить к производству расследования по заявлениям граждан, сообщениям милиции, должностных лиц и учреждений, по постановлению судьи, а также  по своему усмотрению. Окончательное решение о прекращении дела или предании суду принадлежало народному суду. Постановления следователя могли быть обжалованы в суде.

Следователи руководили  действиями розыскных аппаратов и могли проверять любой акт органа дознания. Указания следователей при производстве  расследования были обязательны для исполнения всеми  гражданами, должностными лицами и учреждениями.

Однако в мае 1922 года надзор за производством предварительного следствия, право давать указания по ряду вопросов, связанных с осуществлением процессуальной деятельности следователя, специальным Положением возлагается на  прокуратуру.

  В сентябре 1928 года следователи были полностью  выведены из подчинения судов и переданы в ведение прокуроров.

Но на практике большинство уголовных дел расследовалось милицией. Непосредственно перед Великой Отечественной войной в уголовном  розыске и отделах БХСС ведомственным приказом были созданы следственные аппараты.

В послевоенный период по основной массе общеуголовных преступлений производилось дознание. Следователи оставались в органах прокуратуры, но фактически, по-прежнему, в более чем половине уголовных дел предварительное следствие осуществлялось органами милиции.

В соответствии с Основами уголовного судопроизводства СССР и Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР 1960 года правом производства предварительного следствия наделялись только следователи органов прокуратуры и органов государственной безопасности.

В результате вся нагрузка по предварительному расследованию преступлений легла на следователей прокуратуры, в производстве которых скопилось огромное количество уголовных дел.

Между тем, органы милиции, ранее занимавшиеся расследованием преступлений и имевшие специалистов с необходимой профессиональной подготовкой и опытом работы, по закону могли выполнять лишь отдельные поручения следователей и не имели право вести  предварительное следствие в полном объеме.

Поэтому 6 апреля 1963 года Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик передал право производства предварительного следствия Министерству охраны общественного порядка СССР (позднее – МВД СССР). По сути, введение этого Указа в действие означало начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел.

Учреждение следственного аппарата в органах внутренних дел Российской Федерации имело закономерный характер. Оно было обусловлено практическими потребностями борьбы с преступностью.

Будущее показало, что такое решение оказалось вполне оправданным.

За полувековую историю органы предварительного следствия МВД сформировались и окрепли, определились наиболее целесообразные структура, стиль и методы работы.

Сегодня предварительное следствие в системе МВД России представляет собой централизованную структуру, включающую, наряду со Следственным департаментом, 82 территориальных следственных подразделения, а также органы предварительного следствия на транспорте и  следственные части главных управлений МВД России по федеральным округам.

Следственный аппарат МВД России является одним из крупнейших в системе правоохранительных органов (43,5 тысяч сотрудников – 65% следственного корпуса страны), силами которого ежегодно расследуется свыше  1,5 миллионов уголовных дел, а это почти 84% всех дел, возбужденных по стране. В среднем на одного следователя приходится 38 уголовных дел, а это самые высокие нагрузки в правоохранительных органах.

Несмотря на то, что 2012 год был сложным – сказались и продолжающиеся масштабные преобразования системы органов внутренних дел и обсуждение целесообразности реформирования следственных органов страны, – тем не менее, органы предварительного следствия в системе МВД России со своими задачами справились достойно.

Источник: https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/structure1/Departamenti/Sledstvennij_departament/NovostiSD/item/902582

Лекция 16. Органы предварительного следствия и дознания

Органы предварительного расследования рф

⇐ Предыдущая21222324252627282930Следующая ⇒

План

1 Органы предварительного следствия и их задачи

2 Органы дознания и их задачи

1. Органы предварительного следствия и их задачи

Основной формой предварительного расследования является предвари­тельное следствие, которое осуществляется по большинству уголовных дел. Предварительное следствие производят следователи Следственного комитета РФ, следователи органов Федеральной службы безопасности, следователи след­ственных подразделений при органах внутренних дел.

Компетенция следователей указанных ведомств (подследственность) оп­ределена уголовно-процессуальным законом (ст. 151 УПК РФ) по предмет­ному принципу (т. е. с учетом квалификации совершаемых преступных деяний).

Следователи – уполномоченные государством должностные лица, кото­рые призваны в соответствии с законом устанавливать событие преступле­ния, заниматься розыском и изобличением виновного (виновных) в совер­шении преступления, принимать меры по возмещению причиненного пре­ступлением ущерба (вреда), устранению причин и условий, способство­вавших совершению преступления, предупреждению совершения новых преступных деяний. Для выполнения этого следователи наделены специ­альными полномочиями, перечень которых дан в УПК. И если следовате­лем собраны доказательства виновности лица в совершенном преступле­нии, то он, изложив свои выводы в обвинительном заключении, направляет затем материалы уголовного дела через надзирающего прокурора в суд, который решает вопрос о виновности или невиновности лица в совершении преступления, а также о назначении виновному соответствующей меры наказания.

С учетом указанных полномочий следователя можно сделать вывод о важности его деятельности не только по осуществлению предварительного следствия по уголовным делам, но и созданию предпосылок для реализа­ции судом предоставленной ему Конституцией РФ судебной власти. Имен­но от своевременных, квалифицированных и в соответствии с законом проведенных следственных действий во многом зависят законность, обос­нованность и справедливость судебного приговора.

К компетенции следователей Следственного комитета относится расследование уголовных дел о наиболее опасных преступлениях против жизни (различ­ные виды убийств), о половых преступлениях, о должностных преступле­ниях и о некоторых иных преступных деяниях, перечисленных в ч. 2 ст.

151 УПК, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами федераль­ной службы безопасности, органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных и некоторых других органов, военнослужащими и по уголов­ным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Следственный аппарат при органах внутренних дел был образован на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 г. «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка».

Следователям этого аппарата подследственны уголовные дела о преступлениях против личности, против собственности, против общественной безопасно­сти и общественного порядка, большинство уголовных дел о преступлениях в сфере экономической деятельности, в сфере компьютерной информации и о некоторых иных преступлениях, указанных в п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об органах Федераль­ной службы безопасности в Российской Федерации», принятого Государст­венной Думой 22 февраля 1995 г.

, правом производства предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным уголовно-процессуальным законом к их компетенции, наделены следователи органов Федеральной службы безопасности. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст.

151 УПК следователи этих органов ведут предварительное следствие по делам о преступлениях, расследование которых отнесено к их ведению, а именно: уголовные дела о большинстве преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства (государственная измена, шпионаж, диверсия, вооруженный мятеж и др.

), о незаконном пересечении границы Российской Федерации, о производстве или распространении оружия массового поражения.

Кроме того, им подследственны уголовные дела о государственной измене, шпионаже, разглашении государственной тайны и утрате документов, содержащих государственную тайну, совер­шенных военнослужащими и иными лицами, перечисленными в подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК.

Органы ФСБ в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотиков, терроризма, бандитизма и дру­гих преступлений, предварительное следствие и дознание по которым от­несены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию групп и сообществ, отдельных лиц и обществен­ных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение кон­ституционного строя Российской Федерации.

Осуществление предварительного следствия является основной, глав­ной функцией следователей всех этих ведомств. Следователи не вправе производить оперативно-розыскную деятельность.

В случае необходимости производства оперативно-розыскных мероприятий по расследуемым ими уголовным делам они в соответствии с УПК и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» обязаны направить отдельное пору­чение об их проведении руководителям соответствующих органов.

Следователи наделены законом полномочиями по рассмотрению посту­пающих заявлений и сообщений о преступлениях.

Некоторые особенности в этой части касаются следователей прокуратуры, которые вправе рассмат­ривать и разрешать заявления и сообщения о преступлениях, если они: приняты непосредственно ими в отсутствие прокурора; имеют непосредст­венное отношение к находящимся в их производстве уголовным делам; получены ими вне пределов прокуратуры. В остальных случаях данная деятельность осуществляется прокурорами.

Правом осуществления предварительного следствия по уголовным де­лам наделены также руководители следственных подразделений (ч. 2 ст. 39 УПК). При производстве предварительного следствия указанные должно­стные лица обладают полномочиями следователя и (или) руководителя следственной группы, предусмотренными соответственно ст. 38 и 163 УПК РФ.

Задачи органов предварительного следствия и дознания в УПК РФ в полной мере не сформулированы. Лишь на основе ст. 6 в общем виде мож­но сделать вывод о том, что это назначение состоит в том, чтобы обеспе­чить:

– защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;

– защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуж­дения, ограничения ее прав и свобод.

2. Органы дознания и их задачи

Одной из форм предварительного расследования является дознание, производство которого основывается на том же уголовно-процессуальном законодательстве, что и предварительное следствие.

Вместе с тем, кроме расследования уголовных дел, на органы дознания возложено также осуществление оперативно-розыскной деятельности, направленной на обнаружение преступлений и лиц, совершивших данные преступления.

Статья 40 УПК РФ дает перечень органов дознания, к которым относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы, исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы Государственной противопожарной службы.

К первой группе органов дознания в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК отнесены органы внутренних дел.

В их структуре основной объем выполняемой процессуальной деятельности приходится на полицию, которую в литературе справедливо называют универсальным органом дознания, поскольку закон не ограничивает ее компетенцию определенными катего­риями уголовных дел, как это сделано в отношении остальных органов дознания, о чем мы скажем ниже.

В отношении других органов исполнительной власти, осуществляющих функции дознания, законодатель ограничился ссылкой на критерий отнесения их к органам дознания, в качестве которого указано на наличие у них полномочий по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ). В соответствии со ст. 13 Федерального закона об ОРД от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставлено оперативным подразделениям:

– органов внутренних дел;

– органов федеральной службы безопасности;

– федеральных органов налоговой полиции;

– федеральных органов государственной охраны;

– органов Пограничной службы Российской Федерации;

– Таможенных органов Российской Федерации;

– Службы внешней разведки Российской Федерации;

– Министерства юстиции Российской Федерации.

В ч. 3 ст.

40 УПК РФ законодатель (не определяя их органом дознания) Называет круг должностных лиц, на которых частично возлагается проведение дознания в виде неотложных следственных действий по уголовным (делам о преступлениях, совершенных на объектах, находящихся в их ведении (капитаны морских и речных судов, руководители геологоразведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений. В данном случае речь идет о преступлениях, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Органы дознания осуществляют следующие уголовно-процессуальные функции, обозначенные законом:

– рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях;

– дознание;

– производство следственных и розыскных действий по поручения и указаниям следователей;

– оказание помощи следователям в проведении ими отдельных следственных действий;

– поддержание (по поручению прокурора) от имени государства обвинения в суде по делу, по которому лицо, производило дознание (п. 5 ст. 5, ч. 4 ст. 37 УПК РФ).

Таким образом, расследование преступлений (в отличие от органов предварительного следствия) не является единственной функцией органов дознания. И тем не менее в их процессуальной деятельности производство дознания занимает наибольший объем.

При этом все органы дознания обладают равными процессуальными полномочиями, действуя в пределах своей компетенции. Процессуальные акты органов дознания имеют такую же юридическую силу и значение, как и акты следователя.

В уголовно-процессуальном законе специально подчеркнута самостоятельность дознавателя в проведении следственных и иных процессуальных действий (п. 1 ч. Зет. 41 УПК РФ).

В процессе освещения вопросов организации и деятельности различных органов дознания употребляются термины «орган дознания» и «дознаватель». По закону в качестве органа дознания по уголовному делу выступает соответствующий руководитель (начальник).

Он вправе лично расследовать уголовное дело, принимать самостоятельно по нему любые предусмотренные уголовно-процессуальным законом решения.

При поручении расследования подчиненному должностному лицу он имеет право осуществлять контроль за действиями и решениями лица, производящего дознание.

Дознаватель – это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручил производство дознания по уголовному делу. Следует иметь в виду, что именно с этого момента указанное лицо приобретает предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные права и обязанности.

Данное лицо принимает дело к своему производству, осуществляет уголовно-процессуальные действия, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и своим правосознанием.

Обладая определенной самостоятельностью, дознаватель вместе с тем осуществляет свои полномочия под контролем начальника органа дознания.

При поручении расследования подчиненному должностному лицу начальник органа дознания в то же время в полной мере несет ответственность за решение процессуальных задач, касающихся раскрытия преступления, изобличения виновных, обеспечения возмещения причиненного материального ущерба и др. Он также несет ответственность за качество и

сроки проведения дознания. Необходимо отметить, что в соответствии с нормами УПК наиболее важные решения по делу принимает именно орган дознания.

Ответственность за решения и действия, относящиеся к компетенции органа дознания, должны нести как начальник органа дознания, так и дознаватель.

Раздел V. Прокуратура Российской Федерации

⇐ Предыдущая21222324252627282930Следующая ⇒

Дата добавления: 2018-10-14; просмотров: 587 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/17-11689.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть