Особенности несовершеннолетних

Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей | Студент-Сервис

Особенности несовершеннолетних

Большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеет возрастную мотивационную специфику; эти правонарушения совершаются на почве озорства, ложно понятой романтики, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам.

Психологическая ломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность — такова поведенческая основа подросткового возраста, которую нельзя не учитывать в следственно-судебной практике.

В то же время следует иметь в виду, что 60% преступников-рецидивистов свое первое преступление совершили в подростковом возрасте.

Поведение несовершеннолетних (подростков) имеет ряд особенностей:

  • недостаточность жизненного опыта,
  • низкий уровень самокритичности,
  • отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств,
  • повышенная эмоциональная возбудимость,
  • импульсивность,
  • двигательная и вербальная активность,
  • внушаемость,
  • подражательность,
  • обостренность чувства независимости,
  • стремление к престижу в референтной группе,
  • негативизм,
  • неуравновешенность возбуждения и торможения.

Физиологическая перестройка организма подростка связана с обострением внимания к половым вопросам.

При оптимальных условиях воспитания указанные особенности подростков могут быть компенсированы соответствующей социально-положительной деятельностью. При неблагоприятных социальных условиях эти особенности катализируют вредные влияния, приобретают отрицательную направленность.

Динамизм психической деятельности подростка в одинаковой мере делает его податливым в сторону как социально-положительных, так и социально-отрицательных влияний.

В человеческой жизни существует ряд переломных этапов. Однако самым сложным из них является этап отрочества, когда существо 14—16 лет уже не ребенок, но еще и не взрослый. Это возраст «социального импритинга» — повышенной впечатлительности ко всему, что делает человека взрослым.

Существует ряд поведенческих стереотипов, характерных для этого возрастного периода, на базе которых формируется поведенческий тип подростка.

  1. Реакция оппозиции. Вызывается завышенными претензиями к деятельности и поведению подростка, излишними ограничениями, невниманием к его интересам со стороны окружающих взрослых. Эти реакции проявляются в прогулах, бравировании опьяненным состоянием, побегах из дома, а иногда и в антисоциальных действиях.
  2. Реакция имитации. Проявляется в подражании определенному лицу, образцу. Иногда образцом может стать и антисоциальный «герой». Известно, какое влияние оказывает на подростковую преступность возвеличивание преступника-супермена. Распространившаяся в последнее время мода на детективную литературу может оказать косвенное отрицательное влияние на самосознание подростка.
  3. Реакция отрицательной имитации— поведение, нарочито противопоставленное навязываемой модели .
  4. Реакция компенсации — восполнение неудач в одной области подчеркнутым успехом в другой. (Неуспехи в учебе могут компенсироваться «смелым» поведением.)
  5. Реакция гиперкомпенсации — настойчивое стремление к успеху в наиболее трудной для себя области деятельности. При­ сущая подростку робость может побудить его к отчаянному по­ ведению, к вызывающему поступку, например крайне чувстви­ тельный и застенчивый подросток выбирает мужественный вид спорта (бокс, карате и т. п.).
  6.  Реакция эмансипации — стремление высвободиться из-под навязчивой опеки старших, самоутвердиться. Крайнее проявление — отрицание стандартов, общепринятых ценностей, норм закона, бродяжничество.
  7. Реакция группирования — объединение в группы сверстников. Подростковые группы отличаются одноплановостью, однородной направленностью, территориальной общностью, борьбой за господство над своей территорией (во дворе, на своей улице).

Статья 20 УК РФ. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность: «1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), терроризм (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение от акте терроризма (статья 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья статьи 213), вандализм (статья 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267).

Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности».

Личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей проявляются как условия их асоциального поведения. Но они не предопределяют подростковую преступность.

Причина криминального заражения части несовершеннолетних — дефекты социализации, упущения в семейном воспитании, неогражденность подростка от влияния криминальной среды, невключенность подростка в социализированные группы, несформированность социально-положительных интересов, повышенный интерес к утилитарному потребительству, раннее формирование опыта насильственного поведения, социально неконтролируемая делинквентность.

Мотивы подростковых преступлений во многих случаях отличаются инфантильностью, а вся структура их криминального поведения — нетранзитивностью.

На передний план здесь выдвигаются побуждения лжетоварищества, ложно понятой личностной самореализации, возобладание престижно -потребительских интересов, стремление к самоутверждению в референтно-асоциальной группе, подчиненность межгрупповой дискриминации, демонстративный протест.

Однако особенности детской мотивации проявляются преимущественно в делинквентном (проступочном) поведении несовершеннолетних.

Чем старше их возраст, тем более существенны их преступные действия, тем больше их криминальная мотивация приближается к поведению взрослых преступников. Грабежи, разбои, убийства и изнасилования совершаются не в силу инфантильности, а в силу глубокой криминальной зараженности несовершеннолетних преступников.

Их основная первопричина — крайне негативные социальные условия повседневного бытия, распространенность криминальних структур, свернутость учреждений, вовлекающих подростков в социально-положительную деятельность. Забвению предан призыв А. С.

Макаренко — учить подрастающее поколение сопротивляться социально-вредному влиянию.

Наряду с этим отметим, что существующее законодательство указывает и на ряд перспективных возможностей в преодолении подростковой и молодежной преступности.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/psihologicheskie-osobennosti-nesovershennoletnih-pravonarushitelej/

9 Возрастные особенности несовершеннолетних

Особенности несовершеннолетних

Глава 7. Возрастные особенности несовершеннолетних

Младший школьный возраст (1-4 класс, 6-9 лет). Возрастные особенности. Личность. Общение.

Личность ребенка в этот период больше, чем когда-либо ориентирована на внешнюю деятельность, на то, что он видит, ощущает. Это время, когда снимаются все внутренние противоречия, и ребенок максимально открыт для всевозможной информации. Самооценка напрямую зависит от успешности деятельности (одобрение взрослого, воспитателя, признание сверстников).

В этот период очень важно наличие авторитета.

У ребенка еще не сформирована собственная система ценностей и запретов, на которую он мог бы опираться самостоятельно, поэтому он подражает родителям, педагогам, другим значимым взрослым, также для него становится значимой группа сверстников, причем, значимость и роль группы сверстников возрастает. Кроме системы ценностей группа сверстников несет в себе модель реального общества. Появляется потребность в достижении и признании. Здесь ребенок учится выполнять правила. Очень большую роль в этом возрасте для ребенка играют фантазии.

В этом возрасте ребенку трудно осознать и проговорить свои чувства. Единственный путь – в процессе игры взрослый (волонтер) сам останавливается на каких-то моментах и привлекает внимание ребенка к его состоянию. Очень важное условие эффективности такой процедуры – доверительный контакт с ребенком.

Основные качества: подчиненность старшим, внушаемость, восприимчивость, некритичное стремление к яркому, новому, склонность к подражанию, общительность, отзывчивость, способность к сопереживанию, требовательность к сверстникам.

Познавательная сфера: обучение, познание нового, приобретение практических умений – основной мотив деятельности этих детей. Главные приобретения этого возраста – способность руководствоваться правилами, а также собственными решениями.

Особенности работы: работа с детьми этого возраста должна быть нацелена на формирование ценности тела и здоровья.

Информирование: заблаговременно лишить ПАВ в глазах детей очарования как символа мужественности, неповиновения, веселья, независимости. Информация дается с учетом познавательных возможностей детей – предлагаются довольно обобщенные понятия (например, антибиотик – вещество, уничтожающее инфекцию в организме).

Воздействие на личность ребенка через эмоциональную сферу, воздействие на воображение. Использовать куклы, видеофильмы, наглядные модели, сказки. Использование игр с жесткими правилами и санкциями за их невыполнение.

Младший подростковый возраст (5-8 классы, 10-13 лет). Особенности работы. Личность. Общение.

Особенности личности младшего подростка связаны с половым созреванием, на уровне физиологии происходят значительные изменения. Ребенок стремится отделиться от родителей. Его внимание теперь полностью занимают сверстники.

В 10-13 лет желание общаться становится тотальным: учеба и другая общественно полезная деятельность отходит на второй план, даже в школу ребенок ходит для того, чтоб общаться.

Такая школа не менее важна, чем общеобразовательная: в окружении своих сверстников ребенок учится добиваться успеха, признания, справляться с неудачами и т.д. Младший подросток примеряет на себя различные роли.

Внутренне ребенок этого возраста очень нестабилен. С половым созреванием разрушаются старые модели самовосприятия и отношения к окружающим.

Эта неопределенность проявляется и в отношениях с окружающими: инфантильные отношения к взрослым, к группе сверстников («я как все» и стремление выделиться), к близкому другу («все готов отдать» и ссоры «навсегда»).

Эти колебания связаны со страхом новых отношений и стремлением вернуться к более привычным формам.

Наиболее адекватный канал влияния на ребенка в этом возрасте – через группу: во-первых, ему важно только то, что ценно для группы, во-вторых, в группе ребенок чувствует себя в безопасности, ему легче справиться с новой информацией. Индивидуальная работа с целью личностных изменений затруднена из-за слабо развитой способности осознания и вербализации внутренних процессов.

Основные качества: импульсивность, перепады настроений, негативизм, максимализм, чувствительность к высказываниям о собственной внешности.

Познавательная сфера: в этот период может отмечаться снижение успеваемости в школе. Это связанос тем, что снижается ценность учебы, положительной оценки со стороны взрослых, важным становится положение в группе сверстников.

Основные качества: избирательность внимания, устойчивость внимания, большой объем внимания, логическая память, абстрактное мышление, активность, самостоятельность мышления, творчество, моделирование, чувство юмора.

Особенности работы:возраст первых проб.

Информирование: доступный анализ причин употребления ПАВ детьми их возраста, обсуждение влияния употребления наркотиков на организм, избегать информирования о действии различных препаратов, их классификации.

Отработка навыков общения, переживания чувства общности, принадлежности к группе, противодействия социальному давлению.

Ориентировать детей на группы по интересам, различные клубы.

Организация досуга: в этом возрасте возможно использование не только игр, но и таких методов работы как дискуссии, беседы, просмотр видеофильмов.

В зависимости от целей и задач, которые необходимо будет решить волонтерам, мы предлагаем использовать следующие формы реализации профилактических мероприятий:

· индивидуальные;

· групповые;

· коллективные.

Источник: https://studizba.com/lectures/92-sociologiya/1271-kopilka-volontera/23668-9-vozrastnye-osobennosti-nesovershennoletnih.html

Тонкости психологии несовершеннолетних

Особенности несовершеннолетних

На исследование личности несовершеннолетних направлены многие науки, включая педагогику, психологию, психиатрию, криминологию и др. Психология несовершеннолетних исследует акцентуации характера и девиантное поведение подростков; психологические особенности расследования совершенных преступлений этой категории людей; психологию и педагогику несовершеннолетних в гражданском процессе.

Правовой и педагогической наукой выделяется несколько основных периодов возраста лиц, которые не достигли совершеннолетия:

  • малолетний возраст, младенчество (от рождения до 1 года);
  • период раннего детства (1 год — 3 года);
  • дошкольный возраст (от 3 до 6–7 лет);
  • младший школьный возраст (6 — 11–12 лет);
  • подростковый возраст (от 11–12 до 14–15 лет);
  • раннее юношество (от 14–15 до 17–18 лет).

Особенности подросткового возраста

Юридическая и психологическая литература отмечает, что в жизни человека существует несколько трудных и переломных этапов. Особенной стадией является подростковый возраст, отрочество (от 14 до 16 лет). В большинстве это связано с началом полового созревания, параллельно которому другие биологические системы организма достигают своей зрелости.

Переходный подростковый возраст крайне противоречив. У подростков происходит формирование нового самосознания с появлением стремления понять себя, собственные возможности и особенности.

Этим обусловлены постоянные конфликты с другими людьми, их преломление в понятии и сознании подростков.

Гормональное созревание в этом возрасте способно привести к эмоциональной неустойчивости, высокой раздражительности, неадекватным реакциям, часто перетекающим в неуправляемость и злобу.

Как известно, подросток по причине обостренного чувства взрослости стремится к замене «морали подчинения», которая раньше характеризовала отношения ребенка и взрослых, на «мораль равенства». Наряду с этим именно для подросткового возраста характерно окончание усвоения базовых юридических и моральных норм поведения личности.

Обучение и воспитание ребенка в школе, к сожалению, не всегда соответствует его творческой активности, поскольку наблюдается непрерывная смена учебных программ, отступление от традиционных методов преподавания и внедрение в процесс обучения западных приемов и средств, что не всегда оправдывает себя в нашей стране.

Помимо этого, в школах появляются дети, которые по причине ограниченных способностей не могут освоить программу среднего образования. Их самоутверждение происходит через ассоциативное поведение.

Далее многие из таких детей попадают в колонии, а общественность получает «квалифицированных правонарушителей».

Важно заострить внимание на накоплении разнообразных поводов для конфликтов взрослых и подростков, которые возникают как в семьях, так и в школах, на улице, в общественных местах. Особое значение здесь имеет проблема криминогенности семейного благополучия.

Опиши задание

Семейное воспитание и обязанности родителей

Педагогическая, психологическая и юридическая литература подробно освещает недостатки семейного воспитания.

В целом они состоят в невыполнении (ненадлежащем выполнении) матерью и отцом своих обязанностей в процессе воспитания ребенка.

Область криминологии включает анализ просчетов в воспитании и факторы неблагополучия в семье, которые способствуют акцентуации характера, девиантному поведению и проявлению правонарушений и преступлений.

Несоответствующее выполнение родителями собственных обязанностей также может обладать невиновным характером в случае появления объективных, возникающих без вины родителей трудностей, которые они сами не способны преодолеть. Здесь можно столкнуться с самонадеянностью или небрежностью в воспитании ребенка.

Большой вред для развития подростка наносит неблагополучная семья. В таких семьях может быть родительское пьянство, отсутствие материальной или иной поддержки со стороны одного из родителей, уклонение от уплаты алиментов и др.

Неблагополучная семья не может обеспечить ребенку необходимого умственного и физического развития, не происходит своевременное выявление различных заболеваний, присутствует легкомысленное отношение к необходимости лечения ребенка, причинение травм в результате побоев и др.

Ребенок из неблагополучной семьи приходит в школу менее подготовленным, психически травмированным, обычно у него уже сформированы психопатические черты характера, недостаточно развито волевое торможение (отсутствует усидчивость, отрицательная реакция на замечания преподавателя, окружающих и т.д.). Подросток часто пытается найти понимание и поддержку на стороне, обычно у своих ровесников или более старших детей, которые живут в похожих условиях.

Вне дома и школы такие ребята часто оказываются под влиянием криминогенных групп, которые не имеют четкой ориентации на совершение преступлений.

При этом ее участники, как правило, оказываются в числе людей, совершивших преступление. Криминогенная группа является своеобразной психологической опорой для несовершеннолетнего преступника.

Совершать преступления подростки часто предпочитают в группе (агрессивные хулиганские действия, грабеж, разбой и др.).

Правовое положение этой группы лиц регулируют нормы Конституции РФ, Семейный кодекс РФ, Конвенция о правах ребенка, соответствующие статьи УК РФ.

Статья 38 Конституции РФ гласит, что забота о детях и их воспитание является равным правом и представляет собой обязанность родителей. Данная ответственность обеспечивается Конституцией (ст. 156 УК РФ).

В соответствии с этой статьей преступление заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении (действие или бездействие) обязанности осуществлять заботу о воспитании несовершеннолетних, включая жестокое обращение с ними.

Обязанность матери и отца воспитывать несовершеннолетних и заботиться о защите их прав и законных интересов определяется статьями 56, 63–65, 93, 150 Семейного кодекса РФ.

Уголовный Кодекс РФ, в свою очередь, рассматривает преступления против несовершеннолетних в гл. 20. Например, ст. 150 и 151 УК РФ рассматривают наказание за вовлечение несовершеннолетних граждан в совершение преступлений (антиобщественных действий).

Вовлечение несовершеннолетних в преступления включает действия, связанные с использованием физического или психологического насилия (лесть, побои, угрозы, уговоры, запугивание, подкуп, обман, призвание к мести, обещание содействия в реализации похищенного и др.

), вынуждающие их участвовать в преступности.

Антиобщественные действия включают употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, проституцию, бродяжничество или попрошайничество.

Семейные преступления также регулирует ст. 152 УК РФ (подмена детей), 154 (незаконное усыновление (удочерение), 155 (тайна усыновления (удочерения), 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей).

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/juridicheskaja-psihologija/psihologija-nesovershennoletnih/

Социальные и психологические особенности личности несовершеннолетних

Особенности несовершеннолетних

Социальные и психологические особенности личности несовершеннолетних играют особую роль при формировании неформальных группировок.

Подобное объединение несовершеннолетних — это не только объективная реальность, но и необходимость, суть которой может быть понята, если учитывать существование таких типов культур, как: постфигуративный, означающий, что дети учатся у своих родителей; конфигуративный — дети и взрослые учатся у своих сверстников; префигуративный — взрослые также учатся у своих детей.

Поскольку в реальной жизни все эти типы культур действуют одновременно, несовершеннолетние объективно стремятся к объединению, в том числе со своими сверстниками. Для дошкольника наиболее авторитетны родители, для первоклассника — учительница, для юноши — его сверстники.

Среди создаваемых несовершеннолетними групп психологи выделяют просоциальные, социально индифферентные и антисоциальные. При этом группировки с явно асоциальной направленностью объединяют не более 10 % молодежи. Оставшиеся 90 % — это резерв, который пополняет асоциальные группировки либо противостоит им.

Однако никакая формальная организация не способна охватить все стороны социальной среды, все интересы человека. Чем энергичнее пытаются разрушить порядки, установленные неофициальными правилами, тем они устойчивее.

Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Они прежде всего зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, от сущности и способов решения основных противоречий.

Социально-экономические и социально-психологические противоречия перехода к рыночным отношениям привели к глубинной переориентации молодежи с коллективистских духовных ценностей на корыстно-индивидуалистические.

За 20 лет выросло целое поколение, которое с малых лет занимается уличной торговлей, охранной деятельностью в сомнительных учреждениях и т. п. Несовершеннолетние, воспитываясь в условиях, когда многие вопросы решались в отсутствие необходимого правового поля, привыкли не соблюдать предписания законов.

Более того, у многих их них вошло в привычку постоянно всех обманывать и жить в страхе за собственную жизнь.

У многих несовершеннолетних появилась, если так можно сказать, «робин-гудовская» психология мести за несправедливость по отношению к ним, которая облегчает для них совершение преступления. Они внутренне не согласны с навязанным им клеймом «социального аутсайдерства». Характерный пример — организованная подростковая преступная группировка А.

Короткова, действовавшая в первой половине 90-х годов в Екатеринбурге (к суду было привлечено 24 человека).

Участники этого сообщества действовали как по личным, так и по социальным мотивам: формирование нового общества и открытого социального и имущественного неравенства совпало с формированием их как личностей, при этом они воспринимали происходящее как несправедливость.

В совмещении с дворовым культом насилия это послужило оправданием совершённых ими разбойных нападений и грабежей, а иногда и убийств. Для грабежа квартир они использовали альпинистское снаряжение, спиртное добывали себе путём угрозы убийством продавцов коммерческих магазинов.

Причём Коротков присвоил себе право казнить даже своих приближённых, если только подозревал их в намерении выдать остальных (на суде ему инкриминировалось и то, что он командовал расправой над тремя участниками своей же группировки, в том числе одной женщиной). Группировка действовала дерзко и настолько непрофессионально, что следователи и судьи были поражены, как никто не попался при первых же налётах. [1]

В полной мере все сказанное относится и к несовершеннолетним, совершающим общественно опасные деяния.

К числу нравственно-психологических особенностей таких лиц следует отнести их интересы, потребности, увлечения, жизненные цели и ориентации.

По своему содержанию различают интересы активного и пассивного характера. Активные побуждают человека к интенсивным действиям, направленным на удовлетворение этих интересов. Они выступают в качестве стимула развития личности в овладении знаниями и навыками, в формировании способностей и характера. Человек с пассивными интересами не стремится к глубоким познаниям и к творческой деятельности.

В период взросления у несовершеннолетних с отклоняющимся поведением появляется больше свободного незанятого времени, а желание занять его чем-нибудь приводит к употреблению спиртных напитков, наркотиков, психоактивных веществ и другим антиобщественным занятиям.

Многие криминологи фиксируют у несовершеннолетних преступников, и это подтверждено в ходе нашего исследования, ограниченность круга потребностей и интересов, примитивный характер многих из них. Для них характерно преобладание материальных, причем часто сиюминутных, интересов, над духовными.

Они не видят смысла в повышении своего образовательного и духовного уровня, не посещают библиотеки, театры, выставки, не читают книги. Кино, телевидение, видео для них — лишь способ провести время. При этом они предпочитают «легкие» фильмы (эротику, боевики).

Им свойственно праздное времяпрепровождение, ослабление чувства стыда, равнодушие к другим людям и их переживаниям, эмоциональная несдержанность, грубость, лживость, лицемерие [2].

С профилактической точки зрения, правоохранительным органам, прежде всего органам внутренних дел, необходимо знать мотивы общественно опасного поведения несовершеннолетних.

Как уже ранее отмечалось, для общественно опасных деяний лиц, не достигших возраста уголовной ответственности присущ в основном корыстный характер. Поэтому корыстные мотивы являются самыми распространенными в общественно опасном поведении несовершеннолетних.

Ученые отмечают, и это подтвердилось в ходе нашего исследования, что если подростки мужского пола совершают корыстные деяния ради приобретения мобильных телефонов, аудио- и видеоаппаратуры, модной одежды (40,3 %), спиртных напитков и наркотиков (3,7 %), то девушки — для приобретения модной и дорогой одежды, обуви, косметики и украшений. [3]

Достаточно распространены у несовершеннолетних хулиганские мотивы преступного поведения. Хулиганскими побуждениями принято называть стремление в вызывающей форме проявить себя, выразить пренебрежение к обществу, другим людям, законам и правилам общежития.

Следует отметить, что именно для несовершеннолетних преступников характерны так называемые нетрадиционные мотивы, которые практически не встречаются или встречаются очень редко в преступном поведении взрослых.

Наличие таких нетрадиционных мотивов преступного поведения несовершеннолетних объясняется тем, что именно у подростков жизненные цели смещаются в сторону психологического комфорта в группе.

Для подростков вообще характерно проведение значительного количества времени в группах своих друзей, сверстников, одноклассников, что и обусловливает групповой характер поведения несовершеннолетних, в том числе и преступного.

Как отмечал С. А. Тарарухин, «именно на почве стихийных групп прежде всего и возникает преступная деятельность несовершеннолетних». Такие группы служат для подростка не только формой времяпрепровождения, но и способом удовлетворения потребностей в общении со сверстниками, самоутверждения среди них [4].

Таким образом, подводя итоги рассмотрения криминологических особенностей лиц, совершающих общественно опасные деяния (проступки) до достижения возраста уголовной ответственности, следует отметить, что среди них преобладают подростки до 14 лет (67,3 %), подростки в возрасте 14–15 лет составляют соответственно — 32,7 %.

Абсолютное большинство из них лица мужского пола (95,7 %), учащиеся школ или профессиональных училищ (77,7 %); выходцы из неполных (53,5 %) и неблагополучных семей. Такие лица в основной массе действуют из корыстных побуждений (79,7 %).

Исследование позволило выделить следующие типы личности таких лиц: полностью социально-запущенный (28,7 %); частично социально-запущенный (29,3 %); социально нейтральный (33,7 %); социально-положительный (8,3 %). [5]

Знание изученных криминологических особенностей лиц, совершающих общественно опасные деяния (проступки) до достижения возраста уголовной ответственности, необходимо правоохранительным органам и иным субъектам предупредительной деятельности для ее эффективного осуществления в целях сокращения количества подобных деяний (проступков).

Литература:

  1.                Антонян Ю. М., Эминов В. Е. Личность преступника. Криминолого-психологическое исследование. — М.: Норма, Инфра-М, 2014. — С. 128.
  2.                Выготский Л. С. Несовершеннолетние преступники: криминологический портрет //Социологические исследования. 2013. № 3. — С. 57.
  3.                Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2012. — С. 327.
  4.                Балаян Н. В. Общественно опасные деяния лиц, не достигших возраста уголовной ответственности, как криминологическая проблема. — СПб.: Нева, 2012. — С. 21.
  5.                Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. — М.: Инфра-М, 2012 — С. 138.

Источник: https://moluch.ru/archive/103/23827/

Глава 2. Возрастные особенности несовершеннолетних

Особенности несовершеннолетних

Допрос несовершеннолетних имеет свою специфику, которая обусловлена возрастными особенностями, своеобразием психологии детей и подростков. Эти обстоятельства предопределили необходимость установления дополнительных процессуальных гарантий, обеспечивающих его объективность, а процесс его проведения требует, соответственно, особых тактических приемов, разрабатываемых криминалистикой.

Такие науки как педагогика и психология различают шесть групп несовершеннолетних в зависимости от их возраста и психического развития:

1) младенческий возраст (от рождения до 1 года),

2) ранее детство (от 1 года до 3 лет),

3) дошкольный возраст (от 3 до 7 лет),

4) младший школьный возраст (от 7 до 11 лет),

5) подростки (от 11 до 14-15 лет),

6) старший школьный возраст (от 14-15 до 17-18 лет),

Рассмотрим возрастную таблицу психологических особенностей несовершеннолетних последних четырех групп, т.е. тех несовершеннолетних, которых нередко приходится допрашивать на предварительном следствии и в процессе судебного разбирательства. Дело в том, что с учетом этих особенностей строится тактика допроса, формулируются допросы, избирается линия поведения следователя.

Дошкольники от 3-7 лет начинают осмысливать окружающую их действительность, запоминать и логически передавать увиденное. Особенностью их восприятия является то, что они плохо еще разбираются в причинных связях, воспринимают события не в целом, а лишь отдельные факты, второстепенные его стороны.

Дети этого возраста, наблюдая за действиями взрослых, стараются им подражать, что особенно ярко проявляется в игре. К концу дошкольного возраста дети приобретают простейшие формы логического мышления. Если предмет допроса ребенку понятен, он может быть допрошен независимо от возраста.

‘’ Имеется такая возрастная черта, за пределами которой допрос ребенка является совершенно бесполезным, но эта черта не может быть дана в виде конкретного указания возраста…

Возраст этот может меняться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и от тех фактов, о которых следует ребенка допрашивать’’[5].

Из изученных уголовных дел в пример хотелось бы привести дело № 03/420 по обвинению гр. Смирнова Ю.А. в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст.119, 116 УК РФ, где обвиняемый Смирнов Ю.А. угрожал своей сожительнице Фроловой Е.В.

убийством и подвергал ее избиению в присутствии ее малолетних детей. Допрошенный по данному уголовному делу шестилетний Вадим дал подробные показания об увиденном. Воспроизвести картину преступления удалось за счет его точных, детализированных показаний.

Малолетний свидетель отчетливо запомнил детали происходящего события, изложил по-своему действия участников события – Смирнова Ю.А. и Фроловой Е.В., их реплики, указав, что Смирнов Ю.А. приставлял к шее матери нож, обещая при этом ее убить.

Данные показания были изложены следователю и легли в основу обвинения Смирнова Ю.А.

У детей младшего школьного возраста от 7 до 11 лет уже вырабатываются навыки преднамеренного восприятия, логического рассуждения, повествования. ‘’… появляется самоконтроль запоминания речи и деятельности; умение действовать в соответствии с поставленной задачей; формируется система взаимосвязанных понятий; накапливается практический опыт’’[6].

Дети этого возраста еще не всегда могут правильно отличить главное от второстепенного, поэтому отсутствие жизненного опыта заполняют воображением и фантазией, а результаты воображения выдают за подлинную действительность. Они склонны к преувеличению, не всегда способны описать увиденные им предметы, но хорошо их узнают.

Поэтому в процессе допроса для оживления памяти целесообразно предъявлять ребенку эти предметы.

Уголовное дело № 03/1231 по обвинению Фроловой А.П. в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 111ч.1, 213 ч.3 УК РФ: несовершеннолетняя Фролова А.П. причинила тяжкий вред здоровью своей матери Кисленко В.И., при допросе ее несовершеннолетней сестры Марии следователь не мог установить, каким ножом Фролова А.П.

нанесла ранение своей матери, т.е. девочка не могла описать орудие преступления и некоторые детали самого преступления. При предъявлении Марии нескольких типов и разновидностей ножей, она восстановила в своей памяти события того дня и детали преступления, после чего подробно описала нож, которым был нанесен удар матери.

После чего орудие преступления было обнаружено и изъято.

Психология подростков среднего школьного возраста от 11 до 14-15 лет характеризуется более широкими познавательными процессами, усилением самосознания, проявлением чувства долга и ответственности, потребности к общению.

Подростки стараются проявить самостоятельность в работе, подражать взрослым, но в силу возрастных особенностей психики не всегда правильно воспринимают поступки людей. Поэтому иногда встречаются случаи, когда подростки одобряют отрицательные действия морально неустойчивых людей.

В этом возрасте у подростков сильно развиты такие чувства, как самоуверенность, большая чувствительность к замечаниям со стороны окружающих, иногда резкость и грубость, недостаточна критическая оценка своих поступков, недостаточная твердость воли.

Активизация памяти взрослыми способствует как известно, логическому восстановлению событий, на что несовершеннолетние в возрасте до 14 лет почти не способны.

Подростки старшего школьного возраста от 14-15лет до 17-18 лет находятся в процессе интенсивного развития личности. В зависимости от индивидуальных особенностей, условий жизни и воспитания этот процесс у разных лиц протекает неодинаково, но он всегда представляет собой переход от детства к взрослости.

’’Подросток уже неудовлетворен пассивной ролью опекаемого ребенка, но еще не созрел для ответственных ролей взрослого. Поэтому его тяга к самоутверждению часто принимает стихийные формы’’[7].

Возраст от 14-18 лет характеризуется глубокой физиологической и психологической перестройкой организма в целом, ростом физических и интеллектуальных сил и возможностей. Это так называемый переходный период – период становления личности, утверждения ее в обществе.

Психика таких несовершеннолетних характеризуется стремлением к самостоятельности и независимости, преувеличенным мнением о своих возможностях, их поведению свойственны повышенная активность и подвижность, большая возбудимость и резкая смена настроений. Характер и мировоззрение еще не сформировались полностью.

Порой подростки этого возраста не в состоянии отличить плохое от хорошего, смелость от лихачества, свободу от своеволия, чувство собственного достоинства от себялюбия, реальную мечту от фантазии; бывают готовы ради ложного геройства и неправильно понятого товарищества совершить преступление, взять на себя чужую вину.

Так, в пример приведу уголовное дело № 03/895 по обвинению Мартыненко И.К. в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст.158ч.2, 161 ч.2 УК РФ. В процессе расследования по данному уголовному делу было установлено, что несовершеннолетний обвиняемый Мартыненко И.К.

совершил кражу по сговору с неустановленным следствием лицом (имелись показания свидетелей преступления). Однако, несовершеннолетний обвиняемый Мартыненко И.К. категорически отрицал причастность к совершению данного преступления других лиц, взяв на себя всю вину.

Аналогичная ситуация просматривается в уголовном деле № 03/1121 по обвинению Фролова Е.А. в совершении преступления, предусмотренного ст.158ч.2 УК РФ.

К полному совершеннолетию, т.е. к 18 годам, формируется та зрелость, которая свойственна каждому человеку, и которая определяет его лицо в обществе.

С учетом всего изложенного существует объективная основа для предъявления к поведению лиц в возрасте от 14-18 лет достаточно высоких требований. Включая обязанность нести уголовную ответственность за совершенные преступления.

Но в тоже время нельзя забывать, что по уровню интеллектуального и волевого развития эти лиц, по общему правилу, еще уступают взрослым, что сказывается на мотивации и характере многих поступков.

На мотивацию поведения подростков (в том числе и на их позицию в ходе судопроизводства) существенное влияние может оказать эмоциональная возбудимость, сопряженная с колебаниями настроения, раздражительностью. Возрастной ответственностью личности несовершеннолетних, значимой для уголовного судопроизводства, является также недостаток жизненного опыта.

Еще одна особенность подростков состоит в особом значении для их мнения лиц из ближайшего окружения.

Весьма существенное значение для уголовного права, судопроизводства, тактики следствия и судебного разбирательства по делам несовершеннолетних имеет свойственное подросткам подражание, копирование действий и поведения других лиц, особенно старших, повышенная внушаемость и податливость убеждениям, уговорам, обещаниям, угрозам.

В подтверждение вышесказанному, можно привести уголовное дело № 03/2446 по обвинению несовершеннолетнего Борисова А.В. и взрослого, неоднократно судимого Дерешева К.Д. за совершение ряда преступлений, предусмотренных ст.ст.158ч.2 УК РФ. Взрослый Дерешева К.Д. уговорами и обещаниями оказывал влияние на подростка Борисова А.В.

, побуждая его к совместному совершению преступлений. При проведении следственных действий несовершеннолетний Борисов А.В. подражал поведению Дерешева К.Д., использовал обороты речи, присущие взрослому Дерешеву К.Д., т.е.

‘’говорил его словами’’, копировал жесты взрослого подельника, создавая, таким образом, мнение о себе перед взрослым ‘’товарищем’’.

Принимая во внимание все эти моменты, уголовный закон:

1) устанавливает возрастные ‘’пороги’’ уголовной ответственности,

2) устанавливает более узкие границы уголовной ответственности несовершеннолетних, нежели взрослых лиц, за совершение некоторых деяний,

3) устанавливает дополнительные формы замены уголовного наказания иными мерами,

4) ограничивает максимальное наказание, которое может быть назначено несовершеннолетнему, 10 годами лишения свободы,

5) запрещает применение к несовершеннолетним некоторых видов уголовного наказания,

6) придает особое значение некоторым смягчающим обстоятельствам, расширяет круг смягчающих и ‘’нейтрализует’’ некоторые отягчающие обстоятельства,

7) устанавливает специализацию режима исполнения наказания,

8) предусматривает особенности оснований и порядок условно-досрочного прекращения исполнения наказания.

Знание возрастных особенностей и их влияние на психику несовершеннолетних необходимо следователю, прокурору, судье, адвокату, оперативному работнику для того, чтобы правильно применять специальные нормы закона, относящиеся к производству по этим делам, обеспечить выявление всех существенных обстоятельств дела, тактически правильно осуществить следственные и судебные действия, в которых участвуют несовершеннолетние.

Источник: https://megaobuchalka.ru/16/7681.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть