Отличие дознания от предварительного следствия состоит

Отличительные черты предварительного следствия и дознания

Отличие дознания от предварительного следствия состоит

Данилов, А. И. Отличительные черты предварительного следствия и дознания / А. И. Данилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 84-86. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65531/ (дата обращения: 18.12.2020).



В данной статье освещен вопрос соотношения предварительного следствия и дознания в уголовном процессе Российской Федерации.

Ключевые слова: предварительное следствие, орган дознания, обвинительное заключение, прокурорский надзор, уголовное преследование, дознание.

Основной формой расследования является предварительное следствие, поскольку она наиболее полно отражает все процессуальные возможности досудебного производства и гарантии прав участников процесса.

Таким образом, расследование большинства уголовных дел осуществляется в форме предварительного следствия и регулируется нормами отдельной главы Уголовно-процессуального кодекса.

В свою очередь, дознание является ускоренной формой расследования.

Разграничение предварительного следствия и дознания идет по нескольким направлениям. Рассмотрим их.

В методе уголовно-процессуального регулирования. Так, согласно ч. 2 ст. 150 УПК производство предварительного следствия является обязательным по всем уголовным делам [1, с. 75].

Это означает, что для остальных случаев, перечисленных в части 3 ст. 150 УПК, можно провести дознание.

В случае необходимости, в том числе на основании письменного поручения прокурора, дознание может быть заменено предварительным следствием.

По субъектам производства.Предварительное следствие по уголовным делам осуществляет следователь. В случае большого объема или сложности уголовного дела, предварительного расследования по ст. 163 УПК может быть поручено нескольким следователям (следственной группе).

По необходимости быстрого выявления и фиксации следов преступления, сразу же после сбора доказательств на первоначальном этапе расследования по делам, по которым предварительное следствие является обязательным, орган дознания также имеет право производить неотложные следственные действия (ч. 1 ст. 157 УПК).

По характеру подследственных дел. Эти различия между дознанием и предварительным следствием порождают еще одну особенность, которая важна при разграничении этих видов предварительного расследования.

Поскольку они проводятся различными органами и их деятельность осуществляется по-разному, они дифференцируются в зависимости от этого. Согласно закону, дознание проводится для тех категорий общественно опасных деяний, которые по своей природе, чаще всего происходят в сфере общественного порядка.

С точки зрения дознания они сравнительно простые, раскрываются быстро, в основном посредством оперативно-розыскных методов, а дела, по которым ведется предварительное следствие, представляют большую общественную опасность, более сложные.

Для того, чтобы раскрыть эти преступления, требуется следственная работа, она всегда предполагают большой объем следственных мероприятий.

В процессуальном статусе лица, подвергающегося уголовному преследованию. В ходе предварительного следствия лицо, в отношении которого уголовное преследование осуществляется, вначале, как правило, остается в статусе подозреваемого, а затем обвиняемого.

В зависимости от характера совершенного преступления и конкретных обстоятельств уголовного дела, привлечение лица в качестве обвиняемого может иметь место на любом этапе предварительного следствия. В ходе дознания, лицо, в отношении которого уголовное преследование имеет место, получает статус обвиняемого только на самом последнем этапе — в момент вынесения ему обвинения.

Таким образом, на протяжении предыдущей процессуальной деятельности дознавателя, этот человек находится в статусе подозреваемого [2, с. 54].

По степени процессуальной самостоятельности. С этой точки зрения уголовно-процессуальное законодательство предоставляет следователям больше самостоятельности, нежели органам дознания.

В прошлом, как известно, по степени процессуальной самостоятельности, органы следствия и дознания практически не отличались друг от друга. Все указания прокурора, без исключения, одинаково обязательны для них. Следователь был не вправе давать указания органам дознания и инструкции по проведению следственных действий.

Практически, он сам не принимал никаких процессуальных решений. Эта ситуация препятствовала инициативе следователей, принижая их роль в борьбе с преступностью.

Кроме того, это мешало эффективной координации деятельности органов дознания, а также не способствовало установлению нормальных, правильных процессуальных отношений между прокурором и следователем [4, с. 27].

Новое уголовно-процессуальное законодательство изменило эту ситуацию. Оно существенно расширило полномочия следователей, повысило процессуальную независимость в отношении прокурора и органов дознания. Усилило ответственность за качество и эффективность предварительного расследования уголовных дел.

Закон предусматривает, что «в ходе предварительного следствия, следователь принимает все решения в направлении следствия и проведения следственных действий самостоятельно, кроме случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, а также несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение”.

Процессуальная самостоятельность следователя выражается также в его праве давать органам дознания указания о проведении следственных и розыскных мероприятий, а также требовать от них содействия при совершении отдельных следственных действий. Органы дознания не вправе давать какие-то поручения или указания следователя [5, с. 229].

В соотношении прокурорского надзора и ведомственного контроля. Прокурорский надзор и ведомственный контроль являются процессуальными механизмами, предусмотренные законом по обеспечению законности дознания и предварительного следствия.

Наряду с судебным контролем, эти формы деятельности прокурора, руководителя следственного органа и начальник органа дознания создают дополнительные правовые гарантии для соблюдения процедуры уголовного дела, качества и эффективности предварительного следствия, защиты прав и свобод участников уголовного судопроизводства [6, с. 66]. Законодатель устанавливает различные полномочия прокурора и правила прокурорского надзора, в отношении дознания и предварительного следствия. Так, полномочия прокурора за дознанием весьма существенны. Надзор прокурора за ходом предварительного следствия уменьшает только определенные полномочия [7, с. 26]. Таким образом, прокурор имеет право рассматривать жалобы на действия (бездействие) или решения следователя, требовать, чтобы органы предварительного следствия устраняли допущенные нарушения федерального законодательства, разрешали споры об их компетенции, принимали решения по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением.

Все эти обстоятельства тесно переплетаются друг с другом и в своей совокупности позволяют четко различать предварительное следствие и дознание, как двух относительно самостоятельных видов расследования уголовных дел.

Но при рассмотрении связи между дознанием и предварительным следствием, задача заключается не только в выявлении отличительных особенностей.

В этой связи процессуальное законодательство намечает ряд важнейших мер, правильное понимание и применение которых является одним из условий для дальнейшего повышения качества предварительного расследования уголовных дел и обеспечения полного раскрытия каждого совершенного преступления.

Литература:

  1. Гаврилов Б. Я. Разграничение компетенции между следствием и дознанием: коллизии закона и ведомственная разобщенность // Уголовное право. — 2006. — № 1. — С. 75.
  2. Янович Е. Ю. Уголовный процесс: курс лекций. — М.: Проспект, 2007. — 91 с.
  3. Смирнов Г. К. Общие условия предварительного расследования: сущность и виды // Вестник Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. — 2009. — № 3. — С. 14.
  4. Клименко И. И. О некоторых проблемах взаимодействия следователей органа дознания // Адвокатская практика. — 2007. — № 1. — С. 27.
  5. Сафоненко Д. Ю. О возможностях дачи следователем отдельных поручений органу дознания // Теоретические и прикладные проблемы предварительного следствия и дознания. — Саратов: СЮИ МВД России, 2009. — С. 299.
  6. Крюков В. Ф. Полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовным делам: современность и перспективы // Журнал российского права. — 2007. — № 10. — С. 66.
  7. Русяев А., А. Кругликов. Роль прокурора в организации, осуществлении и обеспечении законности взаимодействия следователей и органов дознания // Закон и право. — 2004. — № 12. — С. 26.

Основные термины(генерируются автоматически): предварительное следствие, орган дознания, дознание, прокурорский надзор, уголовное преследование, ведомственный контроль, обвинительное заключение, предварительное расследование, процессуальная самостоятельность, уголовно-процессуальное законодательство.

Источник: https://moluch.ru/archive/289/65531/

Чем дознание отличается от следствия

Отличие дознания от предварительного следствия состоит

Осуществление процедур данного типа предполагает следование определенным процессуальным принципам и требованиям уголовно-процессуального законодательства.

Стоит отметить, что процедуры во многом подобны, поскольку данные процессы осуществляются в рамках общих многоступенчатых процессуальных операций.

Подобие следствия и дознания заключается еще и в том, что они представляют собой различные виды одной и той же стадии или предварительного расследования. Тем не менее, существует и большое количество различий, которые необходимо указать для разграничения этих понятий.

Основным аспектом является то, что сами специалисты, которые осуществляют соответствующую операцию, различны. Предварительное следствие реализует исключительно следователь, то есть специально назначенное на этот пост должностное лицо.

Именно данная сфера деятельности является для них основной и единственной в рамках их работы. Если говорить о дознании, то оно осуществляется предписанными законодательством органами и входящими в них сотрудниками.

В рамках дознания, это только один из видов работы, которые выполняют соответствующие специалисты. Данная сфера деятельности тесно связывается с общим поддержанием порядка в различных областях социальной жизни.

При реализации непосредственного расследования правонарушений, представители органов предварительного следствия реализуют как следственные, так и прочие процессуальные операции, которые необходимы для получения данных.

Если говорить об органах дознания, то в рамках этой деятельности сочетается не только следственная, но и прочие процессуальные операции, реализуемые при поддержке соответствующей техники, научно-технических приспособлений и путем личного сыска.

Стоит отметить, что оба действия эффективно дополняются, результатом чего является своевременное и эффективное раскрытие преступлений, выявление совершивших их лиц, поиск и поимка преступников.

Несмотря на множество подобных черт, как дознание, так и предварительное следствие имеют существенные различия по органам, которые реализуют соответствующие действия.

Они даже входят в различные ведомственные системы. Так органы дознания ввиду особенности структуры правоохранительной системы, а также поддержания характерного набора требуемых операций, существует намного больше, чем собственно органов следствия.

Также процедуры обоих типов указанной деятельности существенно отличаются в соответствии с последовательностью уголовных дел.

Органы дознания обслуживают гораздо большее количество операций, связанных с преступлениями малой и средней тяжести.

Наиболее часто дознавательным органам отделений приходится иметь дело с преступлениями в области социального взаимодействия граждан, а также охраны порядка. Данное виды преступлений классифицируются как намного менее опасные и сложные.

В то же время, компетенция следователей предполагает расследование дел о тяжких и особо тяжких видах преступлений, которые представляют собой намного большую опасность для общественности, а также сложность и трудоемкость в процессе осуществления операций.

Процессуальный режим двух этих видов деятельности также существенно отличается. В делах, где существует необходимость обязательного следствия на предварительной основе, все действия осуществляются уже в течение 10 суток с факта возбуждения дела.

Стоит отметить, что закон не предусматривает продление этого срока, поэтому специалисты должны сделать все возможное за эти 10 дней.

Если говорить о дознании, то в данном случае законом предполагается 30 суток непосредственно с момента возбуждения самого уголовного дела. Кроме того, надзирающий прокурор имеет право продлить этот период еще на 30 суток.

Доступность документации после завершения дознания или следствия также существенно различается.

Так после окончания всех операций, связанных с предварительным следствием, ознакомиться с материалами на полной или частичной основе, кроме документов, описанных во второй части статьи 317.4  уголовно правового кодекса, могут и гражданский истец, и потерпевший, и гражданский ответчик. Для этого, разумеется, потребуется ходатайство.

Что касается дознания, то после окончания исчерпывающего расследования по соответствующему делу, право ознакомиться с документами предоставляются только потерпевшему либо его представителю согласно ходатайства.

Дела, которые предполагают обязательность предварительного следствия, обеспечивают следователю возможность давать поручения органам дознания для реализации всех перечисленных операций.

Источник: https://fin-atlas.ru/chem-doznanie-otlichaetsya-ot-sledstviya/

Предварительное следствие и дознание сходство и различия – Дело юриста

Отличие дознания от предварительного следствия состоит

Предварительное расследование — самостоятельная стадия уголовного процесса, которая следует за возбуждением уголовного дела.

Правом производить предварительное расследование наделены органы дознания, начальник органа дознания, дознаватель, начальник специализированного подразделения дознания, руководитель следственного органа, следователь. На этой стадии появляются все основные участники уголовного процесса — подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, защитник, эксперт, специалист, свидетель и т.д.

Предварительное расследование осуществляется в двух формах (видах):

1) предварительное следствие

2) дознание.

Предварительное следствие

Основным видом расследования является предварительное следствие. Это определяется, во-первых, тем, что законодатель относитк этому виду производство по большинству уголовных дел (ст.

151 УПК РФ), а, во-вторых, тем, что предварительное следствие может проводиться и по делам, относимым к компетенции органов дознания, если это признает необходимым прокурор (п. 4 ч. 1 ст. 226 УПК РФ).

Осуществление всей этой деятельности возложено на ряд специально уполномоченных органов.

Предварительное следствие, в отличие от дознания, проводится в более сложной процессуальной форме следователем.

Предварительное следствие ведется следователями следующих ведомств: Следственного комитета РФ, органов внутренних дел РФ, федеральной службы безопасности (ФСБ), органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Кроме того, его могут осуществлять руководители следственных органов, поскольку на них распространяются все полномочияследователей (ст. 39 УПК РФ). Закон наделяет необходимыми полномочиями следователя (ст. 38 УПК РФ), который, как правило, самостоятельно принимает решения, связанные с производством следственных и иных процессуальных действий.

Дознание

Дознание представляет собой собственно дознание, т.е. «ускоренное» (упрощенное) расследование преступлений в порядке и сроках, указанных в гл. 32 УПК РФ (ст. 223–225). В соответствии с ч. 3 ст. 150 УПК РФ дознание проводится по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести.

«Ускоренное» расследование преступлений производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела в порядке гл. 32 УПК РФ. Этот срок при необходимости может быть продлен прокурором до 30 суток изаканчивается составлением обвинительного акта. Максимальный срок дознания — 60 суток.

В необходимых случаях, например, связанных с проведением судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурором района (города) и их заместителями — до 6 месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи (ст.

453 УПК РФ), срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ — до 12 месяцев.

Все вопросы, которые не нашли отражения в гл. 32 УПК РФ, решаются по общим правилам, установленным уголовно-процессуальным законом для предварительного следствия (гл. 21, 22, 24–29 УПК РФ), но с некоторыми исключениями, указанными в ст. 223–225 УПК РФ. Перечень дел о преступлениях, расследование которых осуществляется в форме «ускоренного» дознания, закреплен в ч. 3 ст. 151 УПК РФ.

При этом дознаватель наделен меньшей, чем следователь, процессуальной самостоятельностью и независимостью. Особо ответственные процессуальные решения и действия дознаватель принимает с согласия и по поручению начальника органа дознания (п. 17 ст. 5 УПК РФ) или начальника подразделения дознания (ст. 40.

1 УПК РФ) и не обладает правом приостанавливать исполнение указаний прокурора и начальника органа дознания и подразделения дознания в случае несогласия с ними. Он вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК РФ).

Таким образом, при производстве дознания права ряда субъектов уголовно-процессуальной деятельности в определенной мере ограничены по сравнению с их правами при производстве предварительного следствия.

Соотношение

Соотношение предварительного следствия и дознания. К общимчертам этих форм предварительного расследования относятся:

• единое предназначение (задачи, цель) — ст. 6 УПК РФ;

• равная обязанность осуществления уголовного преследования (ст. 21 УПК РФ);

• соблюдение единой процессуальной формы при расследовании уголовных дел (ст. 164, 166 УПК РФ);

• равное доказательственное значение установленных по делуфактов;

• как следователь, так и дознаватель наделены необходимымипроцессуальными полномочиями, которые носят властныйхарактер (ст. 38, 41 УПК РФ);

• как следователь, так и дознаватель наделены в основном процессуальной самостоятельностью и независимостью при принятии решений по уголовному делу и несут полную ответственность за законное своевременное и обоснованное проведение предварительного расследования;

• правила, закрепленные в гл. 21 УПК РФ, распространяютсякак на предварительное следствие, так и на дознание.

Как правило, различие дознания и следствия производится последующим основаниям:

1. По органам и должностным лицам.

Органы дознания — это государственные органы и отдельные должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК РФ). Все права органа дознания предоставлены его руководителю, т.е. предписания, которые законодатель адресует «органу дознания», не могут быть реализованы без «начальника органа дознания».

Непосредственное расследование преступлений в форме дознания, как правило, по поручению начальника органа дознания или руководителя специализированного подразделения дознания осуществляют специально уполномоченные должностные лица. В законе они именуются дознавателями.

На практике различные виды уголовно-процессуальной деятельности осуществляют: «штатные» и «разовые» сотрудники органа дознания. Когда речь идет о «штатных» дознавателях, то имеются ввиду сотрудники специализированного подразделения дознания, наделенных правом вести расследование.

«Разовые» дознаватели — этосотрудники, осуществляющие функции дознания наряду с несением своих основных профессиональных (служебных) обязанностей в сфере административной и оперативно-розыскной деятельности.

Например, в органах внутренних дел это: участковый инспектор, сотрудник уголовного розыска и ОБЭП, работник ГИБДД и другиедолжностные лица органов внутренних дел с учетом требований, изложенных в ч. 2 ст. 41 УПК РФ.

2. По срокам.

Как уже упоминалось, для производства предварительного следствия законом установлен двухмесячный срок, а срокпроизводства неотложных следственных действий — 10 суток. Для «ускоренного» (упрощенного) дознания предусмотрен срок в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок можетбыть продлен прокурором до 30 суток, т.е. максимальный срок дознания — 60 суток.

Закон содержит предписания на случаи, когда дознание не укладывается в этот срок. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурором района (города) и их заместителями — до 6 месяцев.

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ — до 12 месяцев.

3. По степени процессуальной самостоятельности

Предварительное следствие, в отличие от дознания, проводится в более сложной процессуальной форме, как правило, следователем, имеющим более высокий процессуальныйстатус, чем дознаватель.

Источник: https://crimlib.

info/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F,_%D0%B8%D1%85_%D1%81%D0%BE%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%B5_%D0%B8_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B8%D1%8F

Отличия между следователем и дознавателем – что нужно знать

Многие граждане Российской Федерации не знают, в чём существенная разница между дознавателем и следователем. Они используют оба этих термина вне зависимости от того, о ком именно они говорят.

А разбираться в таких отличиях — важно для любого гражданина, проживающего на территории РФ. Дело в том, что от того, кто займется делом, дознаватель или следователь, зависит и то, насколько серьезно правоохранительные органы оценивают этот проступок.

В чем разница между следователем, дознавателем и связанными с ними мероприятиями?

1. Дознаватель, его основные функции 2. Следователь и его права и обязанности 3. Дознание и следствия — в чем разница

Первое, что нужно знать о дознавателе — он является должностным лицом и входит в штат сотрудников органов дознания. Основная их часть находится в подчинении у Министерства внутренних дел, основными представителями какового являются работники таких правоохранительных органов, как полиция.

Также работать на должности дознавателя могут сотрудники, относящиеся к таким службам, как органы таможенного контроля или ФСБ. Также эту должность можно встретить в налоговой службе или органах, занимающихся пожарным надзором.

Дознаватели участвуют в расследованиях и разбирательствах, которые касаются мелких уголовных дел. Также их часто назначают на разбор административных нарушений. В общем, в их компетенцию входят дела, которые не могут повлечь за собой общественный резонанс и не создают высокой опасности для социума в целом.

Важно

Когда дознаватель проводит расследование, то он имеет право вызывать на разговор людей, причастных к рассматриваемому делу. Но подозреваемый, если он есть, выступает там как один из свидетелей, а не как обвиняемый. Также у дознавателей нет возможности делать обвинительное заключение. В его компетенцию входит только составление документа под названием обвинительный акт.

Если просуммировать, то можно сказать, что дознаватель — должностное лицо, занимающееся расследованием мелких правонарушений. Они могут быть связаны с любой частью законодательства. Так, в их ведении будет находиться дело о небольшом поджоге, например, или о незначительных махинациях со стороны служителей таможенного контроля.

Следователь и его права и обязанности

Следователь же, в отличие от рассмотренного выше дознавателя, относится к другим органам исполнительной власти. Они являются частью таких организаций, как прокуратура или могут быть сотрудниками следственного комитета. Они являются частью исполнительной системы и входят в штат правоохранительных органов.

В отличие от дознавателя, у следователя круг полномочий и возможностей намного шире. Это положение вещей зафиксировано в законодательных и правовых актах, что выражено в соответствующих федеральных законах. Если свести полномочия следователя в одну таблицу, то получится следующее.

  • У следователя есть возможность, при наличии оснований, открывать уголовные дела.
  • Следователь может принять уголовное дело для того, чтобы заниматься им лично.
  • У следователя есть право организовывать и проводить разнообразные мероприятия, касающиеся процесса следствия.
  • Следователь может делегировать дознавателям особые документы — письменные поручения. И последние должны их выполнить в обязательном порядке.

Обратите внимание

Из всего, что написано выше, можно сделать вывод, что дознаватель является более низкой ступенью на карьерной лестнице и находится в полном подчинении у следователя. Это так только отчасти.

Учитывая, что у следователя намного более широкий список полномочий, у него и список обязанностей тоже больше.

А для того, чтобы он мог заниматься только тяжелыми делами и была создана такая должность, как дознаватель.

Её основная задача — разгрузить следователей, чтобы у тех было достаточно времени проводить расследования тяжких преступлений, в то время, как дознаватели проводят следственные мероприятия по мелким и легким нарушениям.

А те письменные поручения, которые обязательны для последних, не являются признаком прямого подчинения. У следователя много возможностей подключать к расследованию не только эти должности, но и совершенно другие структуры, органы.

В остальное время дознаватель имеет право действовать и принимать решения самостоятельно.

Дознание и следствия — в чем разница

Для того, чтобы разобраться в различиях между этими двумя следственными мероприятиями, нужно обратиться к их определениям.

Дознание, организуемое дознавателем, может расследовать только мелкие правонарушения и преступления, не требующие присутствия следователя. Это понятно из названия и того определения, которое дано должности «дознаватель» в законодательстве Российской Федерации.

Следствие — форма расследования и разбирательства дел, которые перечисляются в Уголовно-процессуальном Кодексе России. А именно в статье 151 УПК.

Обычно это преступления, которые характеризуются законом, как тяжкие или особо тяжкие. И они проводятся в том случае, если сразу подозреваемого установить нет никакой возможности.

После того, как следователь проводит это мероприятие, он имеет право выписать обвинительное заключение.

Таким образом можно сделать один верный вывод. Самое главное различие между дознанием и следствием лежит в той же области, что и разница между следователем и дознавателем. Это — состав дела, которое будет расследоваться.
Если оно является мелким правонарушением или административной тяжбой, то попадает под сферу влияния дознаний. Если это — тяжкое, уголовное преступление, то за работу берется следователь. Ещё одно отличие лежит в наличии лица, которого можно назвать виновным или подозреваемым.

Дознание может проводиться по преступлениям, указанным в части 3, которая относится к статье, указанной выше.

У дознания есть свои сроки, во время которых нужно выявить подозреваемого или виновного. Это — двадцать суток.

После того, как они истекают, дознаватель имеет право продлить сроки следственного мероприятия, если на то есть веские основания. Таким образом, дознание можно продлить на десять лишних дней.

И если после того, как все выделенное время закончилось, а виновного всё ещё нет, то за работу берется следователь. Тогда у него есть право начать следствие по этому делу.

(9 голос., 4,70

Источник: https://lawdelov.ru/predvaritelnoe-sledstvie-i-doznanie-shodstvo-i-razlichija.html

Чем отличается следователь от дознавателя?

Отличие дознания от предварительного следствия состоит

Для простого обывателя такие понятия как предварительное следствие и дознание, на поверхностный взгляд, не имеют никаких различий и обозначают одно и то же. Однако, процессуальные статусы следователя и дознавателя, несмотря на общее сходство, имеют массу различий, о которых мы и поговорим в очередной статье на сайте «Условка». 

Кто такой следователь и чем он занимается? 

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ закреплено две различных формы, в которых может производиться расследование уголовного дела: следствие и дознание. Соответственно, как вы уже, наверное, догадались, в первом случае, его осуществляет следователь, а во втором – дознаватель.

На сегодняшний день следственные аппараты имеются в штате трех российских ведомств, в число которых входят: Следственный комитет, МВД, ФСБ. Каждый из этих органов уполномочен расследовать дела, отнесенные к его компетенции.

Для того, чтобы понять, какие дела расследуют следователи указанных ведомств, нам придется заглянуть в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ, где перечислены составы преступлений, которыми занимаются органы следствия.

Так, СК РФ, занимается, как правило, наиболее тяжкими преступлениями (убийства,  бандитизм, коррупция и др.).

Основной массив всех дел расследуют следователи МВД. Чаще всего им приходится работать с кражами, грабежами, мошенничествами. 

Кто такой дознаватель и чем он занимается? 

В сущности, дознаватель делает то же самое, что и следователь – расследует уголовные дела о преступлениях.

Но, в отличие от органов следствия, дознание, как правило, занимается делами, не представляющими большой сложности.

К примеру, российским дознавателям весьма часто приходится расследовать такие преступления, как повторное управление ТС в состоянии опьянения (ст. 264.1 УК РФ) или угрозу убийством (ст. 119 УК РФ).

По аналогии со следствием, дознаватели также имеются в нескольких правоохранительных ведомствах России: МВД, судебные приставы, пограничная служба ФСБ, таможня, МЧС.

К примеру, дознаватели службы судебных приставов занимаются, преимущественно, уголовными делами о невыплате алиментов. «Главный» состав преступления у дознавателей-пограничников – это незаконное пересечение границы (ст. 322 УК РФ). Дознание органов пожарного надзора занимается делами, связанными с пожарами, за исключением умышленных поджогов.

Расследование основной массы всех дел ложится на плечи дознавателей полиции, которые занимаются широким кругом преступлений, среди которых кражи на небольшие суммы, угроза убийством, мелкие мошенничества и многое другое.

В чем заключается разница между следствием и дознанием? 

Если принимать во внимание суть и предназначение следствия и дознания, то обе эти формы расследования выполняют одну и ту же задачу – разобраться в обстоятельствах совершенного преступления, установить, кто его совершил и привлечь злоумышленника к уголовной ответственности. 

Говоря более простыми словами, дознание – это упрощенная форма следствия.  Главные отличия предварительного следствия от дознания заключаются в категории дел, которыми могут заниматься следователи и дознаватели, а также в некоторых процедурных (формальных) моментах.

Не вдаваясь в юридические материи и процессуальные цитаты из кодексов, попробуем сформулировать основные отличия следствия от дознания простым и понятным языком: 

  • «Важность» расследуемых дел. Как правило, следователи занимаются более тяжкими и сложными делами, а к компетенции дознания относится прочая «мелочевка» вроде причинения легкого вреда здоровью, неуплаты алиментов и т.п.
  • Сроки расследования и прокурорской проверки дел. Для дознания установлены сокращенные временные рамки, нежели для следствия, поскольку, считается, что «дознавательские» дела более простые. При этом, если на проверку следственного дела перед направлением его в суд прокурору дается 10 дней, то дела органов дознания оно должен изучить в течение 2 суток. 

В теории еще принято выделять такой отличительный признак следователя от дознавателя, как его процессуальная самостоятельность.

В соответствии с УПК РФ, у следователя больше возможностей самостоятельно принимать те или иные решения, в то время, как дознаватель должен предварительно согласовывать многие вопросы с прокурором.

К примеру, в случае необходимости арестовать подозреваемого или обвиняемого, орган следствия может самостоятельно внести в суд соответствующее ходатайство. Дознаватель вправе сделать то же самое только после получения визы прокурора. 

Впрочем, на практике, в современном российском уголовном процессе такие понятия, как самостоятельность и независимость следователя во многом является декларативной фикцией. 

Остались вопросы по теме статьи? Мы готовы ответить на них прямо сейчас!

Источник: https://uslovka.ru/posts/chem-otlichaetsja-sledovatel-ot-doznavatelja.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть