Отличие дознания от предварительного следствия таблица

Дознание отличие дознания от предварительного следствия состоит в том что

Отличие дознания от предварительного следствия таблица

Обвиняемый, его защитник должны быть ознакомлены (потерпевший или его представитель по ходатайству м/б ознакомлен) с обвинительным актом и материалами УД, о чем делается отметка в протоколе ознакомления с материалами УД. (см. текст в предыдущей редакции) (см. текст в предыдущей редакции). В соответствии со ст.

121 УПК дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, должно быть закончено не позднее 10 суток со дня возбуждения дела. Этот срок продлению не подлежит. Среди органов дознания можно выделить универсальные и специальные.

К подследственности органов дознания отнесены уголовные дела о преступлениях: кража, грабеж, уничтожение или повреждение имущества по неосторожности и др.

Как правило, это преступления небольшой и средней тяжести, по которым максимальное наказание не превышает 5 лет лишения свободы. По письменному указанию прокурора эти дела могут быть переданы для производства в форме предварительного следствия.

Основные отличия дознания от следствия

При производстве дознания сохраняются все властные полно- мочия прокурора, которые применительно к следствию в 2007 г. были переданы руководителю следственного органа. Так, прокурор может давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий, отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя и др. (ст. 37 УПК).

разделение (отдел, управление и др.), в котором работают дознаватели, и осуществляет непосредственное руководство им. Все дознаватели, работающие в этом подразделении, являются его подчиненными. Его процессуальные полномочия очень похожи на полномочия руководи- теля следственного органа и включают руководство дознанием и кон- троль за его законностью. Руководитель подразделения дознания:

Различается процессуальный порядок окончания дознания и предварительного следствия. Итоговым документом дознания яв-9. В чем состоит отличие похищения человека от незаконного лишения свободы? На дознании существует такой специфический акт, отсутству- ющий на предварительном следствии, как уведомление о подозрении в совершении преступления (ст. 223.1 УПК).

То есть помимо общих1. Дознание проводится по определенным категориям дел, по которым предварительное следствие не обязательно, — делам о пре- ступлениях небольшой и средней тяжести. Перечень их дан в ст. 150 УПК. Это преступления сравнительно небольшой общественной опасности и чаще всего не представляющие большой сложности в рас- следовании.

По письменному указанию прокурора в отдельных слу- чаях дознание может проводиться и по делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести, не названных в упомянутом перечне (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК).

Дознание и предварительное следствие — формы процессуальной деятельности, которые выстраиваются с помощью общих принципов и требований уголовно-процессуального законодательства РФ. Предварительное следствие и дознание представляют собой виды одной и той же стадии процесса (предварительное расследование), но для них характерны определенные отличия: 1.

Нет, прокурор может внести исправления в обвинительное заключение;Если по делу совершенно достоверно установлено, что в жилище обвиняемого находится труп потерпевшего.

Какое следственное действие необходимо произвести? Органы предварительного следствияпри расследованию преступлений используют только следственные (допрос (подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, понятого), очная ставка, обыск, выемка, осмотр, освидетельствование, контроль и запись переговоров, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, опознание, следственный эксперимент, проверка показаний на месте, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию) и иные процессуальные действия.К предварительному следствию отнесены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях.

  • ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ
  • ДОЗНАНИЕ
  • ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
  • СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
  • УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

Исходя из всего вышеотмеченного, две формы расследования имеют как схожие черты, так и отличительные стороны. Основными отличительными чертами дознания и предварительного следствия являются правила проведения расследования, регламентация сроков проведения расследования, наличие исключительной процедуры уведомления о подозрении в совершении преступления.

Существенное различие, в зависимости от формы процедур расследования, проявляется в документировании завершения предварительного следствия обвинительным заключением или обвинительным актом. Подобная дифференциация обусловлена большим количест­вом, как материально-правовых, так и процессуальных предпо­сылок: различной тяжестью расследуемых преступлений и т. д.

Второй вид представляет собой собственно дознание, т.

Органы дознания

е. «уско­ренное (упрощенное) расследование преступлений в порядке и сро­ках, указанных в гл. 32 УПК РФ (ст. 223-225) по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

Справка.

Дознаватель – должностное лицо, которое наделяется всеми необходимыми функциями и правами для процессуальных действий. Если он получил достаточные основания полагать, что определенный гражданин может быть правонарушителем, он ему вручает копию уведомления о подозрении.

Под процессом дознания понимается одна из разновидностей предварительного следствия, при которой рассматриваются дела по правонарушениям небольшой или средней тяжести.

Процедура длится в течение месяца и при необходимости продлевается еще на один месяц. Розыск лиц скрывшихся от дознания предварительного следствия и суда? В особых ситуациях возможно продлить ее на полгода или даже год. Процессом дознания занимаются органы дознания.

ознакомление с уголовным делом потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей (ст. 216 УПК РФ); Предварительное следствие – это форма расследования преступлений, перечисленных в ч.2 ст.151 УПК РФ (как правило, тяжких и особо тяжких), проводимая в случаях, когда подозреваемый не установлен.

По результатам расследования составляется обвинительное заключение.

Дознание — это

Деятельность человека далеко не всегда носит правомерный характер. Очень часто люди выходят за рамки дозволенного. Такие деяния называются правонарушениями, потому что они фактически уничтожают существующий юридический порядок в государстве.

Конечно, степень урона общественным отношениям от подобного рода действий может быть совершенно разная. Все зависит от тяжести совершенного деяния. При этом большой интерес вызывают не только правонарушения, но еще и процесс их выявления и пресечения.

Дознание в сокращенной форме осуществляется лишь в том случае, если для этого есть определенные основания. Ключевые особенности производства представлены в главе 32(1) Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Следует отметить, что условия, перечисленные в законе, должны быть соблюдены все без исключения, а именно:

Итак, мы выяснили, что дознание – это один из элементов или же форм расследования преступлений. Однако существует такое понятие, как следствие. Очень часто дознание и следствие путают между собой. Чтобы разграничить сущность терминов, необходимо разобраться в их значении. Как мы знаем, наиболее опасными для общества правонарушениями являются уголовные преступления.

Уголовно-процессуальное право

Предварительное следствие может оканчиваться составлением обвинительного заключения либо прекращением уголовного дела, а также направлением уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера (п. 1 ч. 1 ст. 158 УПК РФ).

Порядок производства предварительном следствия определяется совокупностью норм, сосредоточенных преимущественно в ст. 162-170 гл.

22 УПК РФ, названной «Предварительное следствие».

Предварительное следствие завершается с обвинительным заключением в том случае, когда все следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения и при этом отсутствуют основания к прекращению уголовного дела.

Дознание — форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ).

Завершается дознание обвинительным актом либо постановлением о прекращении уголовного дела (п. 2 ч. 1 ст. 158 УПК РФ).

Сходства и различия предварительного следствия и дознания

Решения следователя, дознавателя и начальника дознания облекаются в форму постановлений, следственные действия фиксируются в протоколах. этих документов, их форма должны соответствовать обстоятельствам уголовного дела и требованиям УПК РФ. В ходе прохождения мной учебной практики я помогала следователю и дознавателю в оформлении постановлений и протоколов (приложение А).

Дознаватель и следователь могут избрать обвиняемому, подозреваемому одну из мер пресечения, предусмотренных ст.

98 УПК: подписка о невыезде, личное поручительство, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним обвиняемым, залог, домашний арест (до 2 месяцев, однако срок может быть продлен по решению суда в порядке, установленном ст.109 УПК), заключение под стражу (до 2 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных ст. 109 УПК).

В ходе прохождения мною учебной практики я имела возможность изучить методику проведения некоторых процессуальных действий (осмотр места происшествия, допрос, обыск, выемка), лично присутствуя на них.

Уголовно-процессуальное законодательство различает два вида дознания: дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, и дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. В качестве условий обязательности предварительного следствия можно назвать подследственность и, согласно ч. 4 ст. 150, указания прокурора.

Помимо этого, как бы условия второго порядка — невозможность производства дознания в установленные законом сроки и отсутствие подозреваемого по делам, подследственным дознанию.

При производстве дознания может быть совершено уведомление лица, о подозрении в совершении преступления, в связи с выполнением которого лицо приобретает процессуальный статус подозреваемого. Дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в свершении преступления, вручает копию подозреваемому, разъясняет ему права подозреваемого и оформляет это протоколом.

Соотношение предварительного следствия и дознания в уголовном процессе? В течении 3 суток после вручения уведомления дознаватель обязан допросить лицо. Копия уведомления направляется прокуроруДознание — форма расследования по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. Белозеров Ю. П., Чугунов В. Е., Чувилев А. А.

Дознание в органах милиции и его проблемы.

В связи с этим следователю необходимо предоставить право расследования не только подследственных ему тяжких, особо тяжких преступлений, но и преступлений небольшой и средней тяжести, предварительное следствие по которым необязательно, в режиме сокращенного следствия.

Читайте другие статьи на сайте:

Источник: https://urist-onlain.ru/razreshenie-na-ispolzovanie/doznanie-otlichie-doznanija-ot-predvaritelnogo.html

138. Отличие дознания от предварительного следствия

Отличие дознания от предварительного следствия таблица

Как и предварительное следствие, дознаниеявляется процессуальной деятельностью,построенной на общих принципах итребованиях российскогоуголовно-процессуального законодательства.

Принципиальное единство дознания ипредварительного следствия в том изаключается, что органы, их осуществляющие,руководствуются едиными принципамипроцесса, единым процессуальнымзаконодательством, решают единые иобщие задачи уголовного судопроизводства.

Являясь видами одной стадии процесса– стадии предварительного расследования,дознание и предварительное следствиевсе же отличаются друг от друга по рядупризнаков.

1. Предварительное следствие проводитсяследователями, то есть специальнымидолжностными лицами, для которыхрасследование преступлений являетсяосновной и единственной обязанностью.

Дознание производится указанными взаконе органами и их должностнымилицами, для которых ведение дознания –только одна из возложенных на эти органыобязанностей при исполнении задач,связанных с управлением или обеспечениемпорядка в тех или иных сферах социальнойжизни.

2. При выполнении своей обязанности порасследованию преступлений следователиорганов предварительного следствияиспользуют только следственные и иныепроцессуальные действия.

Органы дознанияи дознаватели в своей деятельностисочетают следственные и иные процессуальныедействия с оперативно-розыскнымимероприятиями, которые проводятся спомощью специального подсобногоаппарата, оперативной техники,научно-технических и других средств, атакже посредством личного сыска.

Этидействия дополняют друг друга иобеспечивают своевременное раскрытиепреступления, установление лиц, ихсовершивших, и лиц, уклоняющихся отдознания, следствия и суда, а такжеуклоняющихся от уголовного наказания.

3. Дознание и предварительное следствиеразличаются по органам, входящим вразные ведомственные системы.

Органовдознания по количеству намного большеорганов предварительного следствия иони отражают разнообразие социальныхсфер, требующих правового вмешательствасиловых структур государства.

Органовпредварительного следствия четыре –прокуратура гражданская и военная,органы внутренних дел, органы федеральнойслужбы безопасности и органы налоговойполиции.

4. Дознание и предварительное следствиеразличаются по подследственностиуголовных дел. К компетенции органовдознания отнесены дела о преступленияхнебольшой и средней тяжести, которыечаще всего совершаются в сфере управленияи охраны общественного порядка.

Этипреступления являются менее опаснымии сложными для расследования, вскрываютсяпри осуществлении административныхфункций и обеспечении общественногопорядка и безопасности.

К компетенцииследователей отнесены дела о тяжких иособо тяжких преступлениях, представляющихбольшую общественную опасность,трудоемкость и сложность при ихрасследовании.

5. Дознание отличается от предварительногоследствия по процессуальному режиму.По делам, по которым обязательнопроизводство предварительного следствия,неотложные следственные действияпроводятся не более десяти суток со днявозбуждения уголовного дела.

Продлениеэтого срока законом не предусмотрено(ч. 3 ст. 157 УПК). По делам, по которымдознанием исчерпывается расследованиепо делу, оно проводится в течение 15 сутоксо дня возбуждения уголовного дела.

Продлить этот срок может надзирающийпрокурор, но не более чем на 10 суток (ч.3 ст. 223 УПК).

Для производства предварительногоследствия установлен двухмесячный срокрасследования со дня возбужденияуголовного дела. Продлить этот срокуполномочены все прокуроры от районногодо Генерального прокурора РоссийскойФедерации. Предельный срок предварительногоследствия законом не установлен (ст.162 УПК).

По окончании предварительного следствияпотерпевший, гражданский истец,гражданский ответчик и их представителипо ходатайству могут знакомиться сматериалами законченного расследования,выписывать необходимые сведения изаявлять различного рода ходатайства(ст. 216–218 УПК).

По окончании дознания,которым исчерпывается расследованиепо делу, такими правами наделяютсятолько потерпевший или его представительпо его ходатайству (ч. 3 ст. 225 УПК).

Посравнению с предварительным следствиемдознание упрощено тем, что с материаламиоконченного расследования знакомятсятолько обвиняемый, его защитник,потерпевший или его представитель поего ходатайству.

По делам, по которым предварительноеследствие обязательно, следовательвправе давать органу дознания обязательныедля исполнения письменные поручения опроведении оперативно-розыскныхмероприятий, производстве отдельныхследственных действий, об исполнениипостановлений о задержании, приводе,об аресте, о производстве иныхпроцессуальных действий, а также получатьсодействие при их осуществлении (п. 4 ч.2 ст. 38 УПК). Органы дознания не вправедавать следователю какие-либо указанияи поручения, а также не вправе безписьменных указаний следователяпроизводить какие-либо процессуальные,следственные действия по делу, находящемусяв производстве следователя. Этосвидетельствует о том, что по отношениюк органу дознания следователь занимаетположение, наделяющее его более широкимиполномочиями.

6. Дознание отличается от предварительногоследствия по степени процессуальнойсамостоятельности лиц, производящихрасследование.

Следователь вправевозбуждать уголовные дела, самостоятельнонаправлять ход расследования, приниматьрешения о производстве следственных ииных процессуальных действий, заисключением случаев, когда закономпредусмотрено получение судебногорешения и (или) санкции прокурора (п. 2,3 ч. 2 ст. 38 УПК).

Дознаватель не обладаетправом самостоятельного решения вопросово возбуждении уголовного дела, егоприостановлении, возобновлении ипрекращении; это право в целом по всемвидам дознания принадлежит начальникуоргана дознания и прокурору.

В случае несогласия следователя суказаниями или решениями прокурора опривлечении лица в качестве обвиняемого;о квалификации преступления; объемеобвинения; о направлении дела в суд илиего прекращении; об избрании мерыпресечения либо отмене или изменениимеры пресечения, избранной следователемв отношении обвиняемого; об отказе вдаче согласия на возбуждение передсудом ходатайства об избрании мерыпресечения или о производстве иныхпроцессуальных действий; об отводеследователя или отстранении его отдальнейшего ведения следствия следовательвправе, приостановив выполнение указанийпрокурора, представить уголовное деловышестоящему прокурору с письменнымизложением своих возражений. Прокурорили отменяет указания нижестоящегопрокурора, или поручает производствопредварительного следствия по данномуделу другому следователю (ч. 3 и 4 ст. 38УПК), который, в свою очередь, может несогласиться с указаниями прокурора поуказанным вопросам. Для дознавателяпредусмотрено иное положение, согласнокоторому все указания прокурора иначальника органа дознания, в том числеи по вопросам, перечисленным выше,являются обязательными, а их обжалованиене приостанавливает их исполнения (ч.4 ст. 41 УПК).

Следователь вправе, в случае необходимости,поручить органу дознания производствоследственных, розыскных илиоперативно-розыскных действий в другомрайоне или по месту предварительногоследствия.

При этом следователь имеетправо знакомиться с оперативно-розыскнымиматериалами органов дознания, относящимисяк расследуемому делу, давать им письменные,обязательные для исполнения порученияи указания и требовать их содействия впроизводстве следственных действий.

Прокурор, осуществляя надзор запроцессуальной деятельностью, имеетправо отстранять дознавателя отдальнейшего производства расследования,изымать любое уголовное дело у органадознания, давать указания о проведениирозыскных и оперативно-розыскныхмероприятий, утверждать решениядознавателя о прекращении производствапо делу и т.д.

Источник: https://studfile.net/preview/3537094/page:111/

Блок сравнительного правоведения

Отличие дознания от предварительного следствия таблица

Рекомендации:Для выполнения предложенных заданий необходимо использовать электронные ресурсы. В поисковой строке указать ссылку на соответствующий нормативный акт. Задание выполняется письменно с развернутыми ответами и самостоятельными выводами. Студентам следует вдумчиво анализировать предложенные нормы законодательства РФ и других стран.

Задание 1. Заполните таблицу «Следствие и дознание: общее и отличия»:

Следствие Дознание
О Б Щ Е Е
1) являются формами предварительного расследования, имеющими в уголовном судопроизводстве равное значение в том смысле, что должностные лица, их осуществляющие, должны: а) правильно применять нормы уголовного закона; б) соблюдать требования норм уголовно-процессуального закона, иных законов и международных правовых актов; в) охранять права, свободы и законные интересы человека и гражданина, оказавшегося в сфере уголовного судопроизводства, независимо от его процессуального статуса; 2) в рамках производства следствия и дознания достигаются единые цели и разрешаются единые общие и непосредственные для них задачи; 3) процессуальными основаниями производства следствия и дознания являются единые принципы уголовного судопроизводства, общие условия стадии предварительного расследования в целом (за некоторым исключением) и иные нормы уголовно-процессуального закона России, регулирующие эти формы предварительного расследования с учетом их специфики; 4) для этих форм предварительного расследования характерны наличие ведомственного контроля и ограниченность прокурорского надзора за следствием, а также ограниченность судебного контроля за всеми формами предварительного расследования; 5) для предварительного следствия и дознания характерны единые правовые последствия, заключающиеся в том, что их материалы служат законным основанием для рассмотрения и разрешения уголовных дел в судебном разбирательстве суда первой инстанции и в последующих судебных стадиях уголовного судопроизводства. 6) единые способы собирания и проверки доказательств  
О Т Л И Ч И Я
1) органам, осуществляющим предварительное следствие и дознание проводится следователями, то есть специальными должностными лицами, для которых расследование преступлений является основной и единственной обязанностью. 2) При выполнении своей обязанности по расследованию преступлений следователи органов предварительного следствия используют только следственные и иные процессуальные действия. 3) различаются по подследственности уголовных дел.К компетенции следователей отнесены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, представляющих большую общественную опасность, трудоемкость и сложность при их расследовании. 4) по процессуальному режиму. 1.По делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, неотложные следственные действия проводятся не более десяти суток со дня возбуждения уголовного дела. Продление этого срока законом не предусмотрено (ч. 3 ст. 157 УПК). Для производства предварительного следствия установлен двухмесячный срок расследования со дня возбуждения уголовного дела. Продлить этот срок уполномочены все прокуроры от районного до Генерального прокурора Российской Федерации. Предельный срок предварительного следствия законом не установлен (ст. 162 УПК). 2. По окончании предварительного следствия потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители по ходатайству могут знакомиться с материалами законченного расследования, выписывать необходимые сведения и заявлять различного рода ходатайства (ст. 216–218 УПК). 3. По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК). 5) по степени процессуальной самостоятельности лиц, производящих расследование. 1.Закон предоставляет следователю больше процессуальной самостоятельности, нежели дознавателю. Следователь вправе возбуждать уголовные дела, самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение судебного решения и (или) санкции прокурора (п. 2, 3 ч. 2 ст. 38 УПК). 2. В случае несогласия следователя с указаниями или решениями прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого; о квалификации преступления; объеме обвинения; о направлении дела в суд или его прекращении; об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого; об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий; об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия следователь вправе, приостановив выполнение указаний прокурора, представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Прокурор или отменяет указания нижестоящего прокурора, или поручает производство предварительного следствия по данному делу другому следователю (ч. 3 и 4 ст. 38 УПК), который, в свою очередь, может не согласиться с указаниями прокурора по указанным вопросам. 3. Следователь вправе, в случае необходимости, поручить органу дознания производство следственных, розыскных или оперативно-розыскных действий в другом районе или по месту предварительного следствия. При этом следователь имеет право знакомиться с оперативно-розыскными материалами органов дознания, относящимися к расследуемому делу, давать им письменные, обязательные для исполнения поручения и указания и требовать их содействия в производстве следственных действий. 1)производится указанными в законе органами и их должностными лицами, для которых ведение дознания – только одна из возложенных на эти органы обязанностей при исполнении задач, связанных с управлением или обеспечением порядка в тех или иных сферах социальной жизни. 2) Органы дознания и дознаватели в своей деятельности сочетают следственные и иные процессуальные действия с оперативно-розыскными мероприятиями, которые проводятся с помощью специального подсобного аппарата, оперативной техники, научно-технических и других средств, а также посредством личного сыска. Эти действия дополняют друг друга и обеспечивают своевременное раскрытие преступления, установление лиц, их совершивших, и лиц, уклоняющихся от дознания, следствия и суда, а также уклоняющихся от уголовного наказания. 3) К компетенции органов дознания отнесены дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, которые чаще всего совершаются в сфере управления и охраны общественного порядка. Эти преступления являются менее опасными и сложными для расследования, вскрываются при осуществлении административных функций и обеспечении общественного порядка и безопасности. 4) 1.По делам, по которым дознанием исчерпывается расследование по делу, оно проводится в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела. Продлить этот срок может надзирающий прокурор, но не более чем на 10 суток (ч. 3 ст. 223 УПК). 2. По окончании дознания, которым исчерпывается расследование по делу, такими правами наделяются только потерпевший или его представитель по его ходатайству (ч. 3 ст. 225 УПК). По сравнению с предварительным следствием дознание упрощено тем, что с материалами оконченного расследования знакомятся только обвиняемый, его защитник, потерпевший или его представитель по его ходатайству. 3. Органы дознания не вправе давать следователю какие-либо указания и поручения, а также не вправе без письменных указаний следователя производить какие-либо процессуальные, следственные действия по делу, находящемуся в производстве следователя. Это свидетельствует о том, что по отношению к органу дознания следователь занимает положение, наделяющее его более широкими полномочиями. 5) 1.Дознаватель не обладает правом самостоятельного решения вопросов о возбуждении уголовного дела, его приостановлении, возобновлении и прекращении; это право в целом по всем видам дознания принадлежит начальнику органа дознания и прокурору. 2. Для дознавателя предусмотрено иное положение, согласно которому все указания прокурора и начальника органа дознания, в том числе и по вопросам, перечисленным выше, являются обязательными, а их обжалование не приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст. 41 УПК). 3. Прокурор, осуществляя надзор за процессуальной деятельностью, имеет право отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, изымать любое уголовное дело у органа дознания, давать указания о проведении розыскных и оперативно-розыскных мероприятий, утверждать решения дознавателя о прекращении производства по делу и т.д. Это свидетельствует о тройном подчинении дознавателя: начальнику органа дознания, от которого он получает полномочия органа дознания и с чьим утверждением он принимает важнейшие решения по делу, следователю и прокурору, а также о его меньшей процессуальной самостоятельности по сравнению с процессуальной самостоятельностью следователя.

Задание 2. Заполните таблицу «Судебный контроль на стадии предварительного расследования по УПК РФ»:

основание процессуальный порядок принимаемые решения возможность обжалования суд. решения  
Рассмотрение ходатайств о производстве следственных действий   Фактические данные, указывающие на необходимость на производство тех или иных следственных действий Ст.165. следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление. Судебный контроль на стадии предварительного расследования по УПК РФ Ст.165. 4. Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа.   Гл.16 (вся ли?)
Рассмотрение ходатайств о применении мер процессуального принуждения Статья 97. Основания для избрания меры пресечения Статья 111. Основания применения иных мер процессуального принуждения   Ст.108. 3. При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство. В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном статьями 91 и 92 настоящего Кодекса, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания.   Продлить срок задержания, удовлетворение/отказ в ходатайстве, Признание задержание незаконным и освобождение. Гл.16 , главами 45.1 и 47.1 настоящего Кодекса.
Судебная проверка законности и обоснованности проведения следственных действий без суд. решения в случаях, не терпящих отлагательства Ст.165. 5.В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, наложение ареста на имущество, указанное в части первой статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, не терпит отлагательства,   указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения. В этом случае следователь или дознаватель в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве.   Получив указанное уведомление, судья в срок, предусмотренный частью второй настоящей статьи, проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со статьей 75 настоящего Кодекса.   Гл.16 , главами 45.1 и 47.1 настоящего Кодекса.
Судебный порядок рассмотрения жалоб на действия и решения должностных лиц, органов предварительного расследования Жалоба на действия должностных лиц Ст.125 -могут быть обжалованы в районный суд по месту производства предварительного расследования. – может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, следователя, руководителя следственного органа или прокурора. – Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. Жалобы, подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются в открытом судебном заседании, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 241 настоящего Кодекса.     Ст.125. 5. По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:   1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;   2) об оставлении жалобы без удовлетворения.   Гл.16 главами 45.1 и 47.1 настоящего Кодекса.

Блок работы с решениями КС РФ и ВС РФ.



Источник: https://studopedia.ru/10_196467_blok-sravnitelnogo-pravovedeniya.html

Отличия между следователем и дознавателем – что нужно знать

Отличие дознания от предварительного следствия таблица

Многие граждане Российской Федерации не знают, в чём существенная разница между дознавателем и следователем. Они используют оба этих термина вне зависимости от того, о ком именно они говорят.

А разбираться в таких отличиях — важно для любого гражданина, проживающего на территории РФ. Дело в том, что от того, кто займется делом, дознаватель или следователь, зависит и то, насколько серьезно правоохранительные органы оценивают этот проступок.

В чем разница между следователем, дознавателем и связанными с ними мероприятиями?

1. Дознаватель, его основные функции 2. Следователь и его права и обязанности 3. Дознание и следствия — в чем разница

Первое, что нужно знать о дознавателе — он является должностным лицом и входит в штат сотрудников органов дознания. Основная их часть находится в подчинении у Министерства внутренних дел, основными представителями какового являются работники таких правоохранительных органов, как полиция.

Также работать на должности дознавателя могут сотрудники, относящиеся к таким службам, как органы таможенного контроля или ФСБ. Также эту должность можно встретить в налоговой службе или органах, занимающихся пожарным надзором.

Дознаватели участвуют в расследованиях и разбирательствах, которые касаются мелких уголовных дел. Также их часто назначают на разбор административных нарушений. В общем, в их компетенцию входят дела, которые не могут повлечь за собой общественный резонанс и не создают высокой опасности для социума в целом.

Важно

Когда дознаватель проводит расследование, то он имеет право вызывать на разговор людей, причастных к рассматриваемому делу. Но подозреваемый, если он есть, выступает там как один из свидетелей, а не как обвиняемый. Также у дознавателей нет возможности делать обвинительное заключение. В его компетенцию входит только составление документа под названием обвинительный акт.

Если просуммировать, то можно сказать, что дознаватель — должностное лицо, занимающееся расследованием мелких правонарушений. Они могут быть связаны с любой частью законодательства. Так, в их ведении будет находиться дело о небольшом поджоге, например, или о незначительных махинациях со стороны служителей таможенного контроля.

Следователь и его права и обязанности

Следователь же, в отличие от рассмотренного выше дознавателя, относится к другим органам исполнительной власти. Они являются частью таких организаций, как прокуратура или могут быть сотрудниками следственного комитета. Они являются частью исполнительной системы и входят в штат правоохранительных органов.

В отличие от дознавателя, у следователя круг полномочий и возможностей намного шире. Это положение вещей зафиксировано в законодательных и правовых актах, что выражено в соответствующих федеральных законах. Если свести полномочия следователя в одну таблицу, то получится следующее.

  • У следователя есть возможность, при наличии оснований, открывать уголовные дела.
  • Следователь может принять уголовное дело для того, чтобы заниматься им лично.
  • У следователя есть право организовывать и проводить разнообразные мероприятия, касающиеся процесса следствия.
  • Следователь может делегировать дознавателям особые документы — письменные поручения. И последние должны их выполнить в обязательном порядке.

Обратите внимание

Из всего, что написано выше, можно сделать вывод, что дознаватель является более низкой ступенью на карьерной лестнице и находится в полном подчинении у следователя. Это так только отчасти.

Учитывая, что у следователя намного более широкий список полномочий, у него и список обязанностей тоже больше.

А для того, чтобы он мог заниматься только тяжелыми делами и была создана такая должность, как дознаватель.

Её основная задача — разгрузить следователей, чтобы у тех было достаточно времени проводить расследования тяжких преступлений, в то время, как дознаватели проводят следственные мероприятия по мелким и легким нарушениям.

А те письменные поручения, которые обязательны для последних, не являются признаком прямого подчинения. У следователя много возможностей подключать к расследованию не только эти должности, но и совершенно другие структуры, органы.

В остальное время дознаватель имеет право действовать и принимать решения самостоятельно.

Дознание и следствия — в чем разница

Для того, чтобы разобраться в различиях между этими двумя следственными мероприятиями, нужно обратиться к их определениям.

Дознание, организуемое дознавателем, может расследовать только мелкие правонарушения и преступления, не требующие присутствия следователя. Это понятно из названия и того определения, которое дано должности «дознаватель» в законодательстве Российской Федерации.

Следствие — форма расследования и разбирательства дел, которые перечисляются в Уголовно-процессуальном Кодексе России. А именно в статье 151 УПК.

Обычно это преступления, которые характеризуются законом, как тяжкие или особо тяжкие. И они проводятся в том случае, если сразу подозреваемого установить нет никакой возможности.

После того, как следователь проводит это мероприятие, он имеет право выписать обвинительное заключение.

Таким образом можно сделать один верный вывод. Самое главное различие между дознанием и следствием лежит в той же области, что и разница между следователем и дознавателем. Это — состав дела, которое будет расследоваться.

Если оно является мелким правонарушением или административной тяжбой, то попадает под сферу влияния дознаний. Если это — тяжкое, уголовное преступление, то за работу берется следователь. Ещё одно отличие лежит в наличии лица, которого можно назвать виновным или подозреваемым.

Дознание может проводиться по преступлениям, указанным в части 3, которая относится к статье, указанной выше.

У дознания есть свои сроки, во время которых нужно выявить подозреваемого или виновного. Это — двадцать суток.

После того, как они истекают, дознаватель имеет право продлить сроки следственного мероприятия, если на то есть веские основания. Таким образом, дознание можно продлить на десять лишних дней.

И если после того, как все выделенное время закончилось, а виновного всё ещё нет, то за работу берется следователь. Тогда у него есть право начать следствие по этому делу.

(9 голос., 4,70 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.moe/otlichiya-doznavatelya-i-sledovatelya-sledstviya-i-doznaniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть