Отличие дознания от следствия таблица

Содержание

Предварительное расследование — что нужно знать

Отличие дознания от следствия таблица

Каждое уголовное преступление расследуется уполномоченными структурами правоохранительных органов в виде дознания или следственных действий, целью которых является поиск виновных лиц и сбор доказательной базы.

Как показывает практика, во время проведения подобных мероприятий высока вероятность нарушения прав граждан, подозреваемых в противоправных действиях.

Хороший уголовный адвокат поможет предупредить их возникновение и свести к минимуму возможные негативные последствия.

Особенности проведения предварительного расследования

Каждый этап расследования уголовного преступления имеет общие нормы для всех правоохранительных структур, занимающихся делом. Однако они различаются по правилам проведения в каждом конкретном случае. Сегодня в ходе расследования принято следовать общепринятым правилам ведения расследования:

  • соблюдение норм подследственности и мест ведения следственных мероприятий;
  • начало следствия в исходной точке правонарушения;
  • соблюдение границ ведения расследования;
  • следователь должен иметь необходимые права и квалификацию для самостоятельного ведения расследования;
  • обязательное рассмотрение всех относящихся к расследованию ходатайств и удовлетворения значимых из них;
  • запрет на передачу любой информации, касающейся расследования;
  • в случае возникновения необходимости – группировать идентичные дела или выделять те или иные случаи в отдельное дело;
  • привлекать только специалистов, имеющих необходимую квалификацию, и использовать специальную технику или оборудование;
  • своевременно предпринимать необходимые действия для выявления, предотвращения противоправных действий.

Целью правоохранительных структур, проводящих расследования являются:

  • раскрытие преступления;
  • поиск граждан, причастных к противоправным действиям, и оправдание лиц, не причастных к ним;
  • создание полноценной базы доказательств;
  • доставка всех подозреваемых лиц на судебный процесс;
  • обеспечение получения решения суда о взыскании ущерба, полученного в результате противоправных действий.

Участие адвоката в уголовном деле позволяет контролировать полноту и правильность ведения мероприятий, направленных на достижение перечисленных выше действий.

Цели следствия на предварительной стадии

Предварительная стадия следствия в ходе расследования преступления является вторым этапом. Его результатом может стать или прекращение расследования, если не установлена причастность подозреваемого в совершении преступления или дело передается в судебное учреждение для последующего разбирательства. Основным целями, которые должен решить этот этап расследования являются:

  • составление полноценной доказательной базы;
  • предоставление государственного защитника гражданину, подозреваемому в преступлении;
  • применение, в случае возникновения необходимости, мер принудительного характера к подозреваемому;
  • прекращение следственных действий или передача дела по уголовному преступлению в судебное учреждение.

Результатом этого этапа следствия может стать либо прекращение расследования (и участие адвоката в уголовном деле может существенно посодействовать этому), либо прокурор составит:

  • акт обвинения;
  • постановление о принудительном направлении подозреваемого лица на лечение;
  • обвинительное заключение.

Какой из перечисленных документов будет оформлен, определяется квалифицирующими признаками Уголовного кодекса России в соответствии с вменяемым подозреваемому преступным деянием.

Форма проведения предварительного следствия в каждом конкретном случае зависит от степени тяжести преступления, которая оказывает влияние и на само судебное разбирательство. В действующем УПК выделяется два вида следственных действий: предварительное расследование; дознание.

Этап предварительного расследования

Этот вид следственных действий предоставляет возможности для расследования преступления, формирования максимально полной доказательной базы, определения мотивов преступления и соблюдения гражданских прав подозреваемых в его преступлении. На этом этапе хороший уголовный адвокат, сможет проконтролировать правильность действий правоохранительных и отстоять права подозреваемого в нем гражданина.

Предварительное расследование должно проводиться по всем преступлениям уголовного характера, кроме тех, возбуждение которых производится частным образом. Документом, на основании которого начинаются следственные действия, служит постановление о начале расследования по делу.

Для поведения следственных мероприятий назначается или один из следователей, или привлекается целая группа следователей и оперативных работников. Второй вариант, как правило, выбирается при расследовании сложных преступлений с большим объемом следственных мероприятий.

Во главе группы стоит старший следователь, основная задача которого заключается в координации действий всех ее членов. Ознакомление адвоката с уголовным делом также чаще проводится на данном этапе.

Назначенный на расследование следователь или старший группы по завершении всех следственных мероприятий должен:

  • уведомить подозреваемого, что он имеет право ознакомится с делом лично, либо в присутствии адвоката. Сообщение об этом составляется письменной форме под протокол;
  • уведомить всех иных участников дела, среди которых потерпевший или потерпевшие, истец, ответчик, адвокат и т.п.

Этап предварительного расследования состоит из множества следственных мероприятий, под каждое из которых должен быть составлен протокол, подписанный ознакомленными с ним гражданами. После того, как обвинительное заключение вынесено прокурором, уголовное дело направляется к прокурору и дается старт судебному процессу.

Дознание

Дознание проводит назначенный дознаватель в случаях, когда в полномасштабном предварительном расследовании нет необходимости. Его проводят:

  • когда правонарушение имеет среднюю или низкую степень тяжести;
  • когда нет необходимости в проведении большого объема следственных мероприятий (например, установлен гражданин, совершивший преступное деяние).

Дознание имеет следующие особенности:

  • ведущий дело дознаватель имеет меньший, чем следователь уровень самостоятельности;
  • срок проведения дознания не может превышать 20 календарных дней, однако его можно продлить еще на тридцатидневный срок;
  • отсутствуют правоохранительные структуры, имеющие право привлекать к ответственности подозреваемого, выносить обвинительное заключение, отправлять подозреваемого в спецлечебницу и т.п.

Участие адвоката в уголовном деле позволит контролировать правильность проведения дознания на всех его этапах.

Правоохранительные структуры, уполномоченные проводить предварительное следствие

Согласно действующему законодательству структурами, имеющими право осуществлять следственные мероприятия, являются следственные подразделения МВД, Прокуратуры, ФСБ, Следственная структура службы по контролю за обращением наркотиков, СК РФ.

Никакие иные структуры принимать участие в предварительном расследовании не имеют права.

Сроки ведения предварительного следствия

Для раскрытия совершенных преступлений и наказания преступников российским законодательством установлен срок проведения следственных мероприятий по делу.

За это время следственная структура должна собрать достаточное количество убедительных доказательств, необходимых для начала судебного разбирательства и вынесения приговора по делу.

Отсчет периода, отведенного для проведения предварительного следствия, начинается в момент возбуждения производства по уголовному преступлению.

В случаях, когда последний день расследовании совпадает с праздничным или выходным днем, срок его окончания отодвигается на следующий за ним первый рабочий день.

Законом установлен 2-х месячный срок для проведения предварительного следствия. В отдельных случаях, по решению уполномоченных сотрудников соответствующих органов можно продлевать еще на 1 месяц. Продление должно оформляться постановлением установленного образца.

В случаях, когда предварительное расследование невозможно закончить в указанные сроки, постановление о продлении расследования принимается соответствующими органами федерального уровня. Такой порядок позволяет продлевать сроки проведения следствия до 1-го года.

На продолжительность проведения предварительного расследования могут влиять:

  • период проведения проверки обстоятельств преступления следственными структурами до официального возбуждения уголовного преследования;
  • период времени, в который проходит обжалование дела по причине выяснения дополнительных обстоятельств, время необходимое для устранения установленных нарушений и т.п.;
  • период приостановки расследования, регламентированный Уголовным кодексом.

Привлечение и ознакомление адвоката с уголовным делом позволит избежать незаконного увеличения срока предварительного расследования.

Порядок продления срока расследования

Если возникает необходимость в продлении срока проведения предварительного расследования, то следователь или старший группы обязан направить к имеющему соответствующие полномочия сотруднику из вышестоящей структуры ходатайство с просьбой продлить срок проведения расследования. Этот документ должен быть направлен не менее, чем за пять дней до окончания установленного законом срока.

В ходатайстве указываются:

  • дата начала судебного расследования;
  • даты начала и длительность периодов отсрочек, если они уже были ранее;
  • причины, по которым необходимо продлить срок предварительного расследования;
  • предполагаемый срок окончания расследования;
  • дополнительная информация, если в этом есть необходимость.

Ходатайство должно помочь вышестоящему руководству принять обоснованное решение о продлении или не продлении срока расследования.

В случае положительного решения сотрудник, ответственный за проведение следственных действий, должен сообщить об этом всем гражданам, причастным к делу (потерпевшей стороне, обвиняемому).

При участии адвоката в уголовном деле, его также нужно поставить в известность.

Вывод

Правила и нормы действующего законодательства обязаны соблюдать не только причастные к уголовному преступлению лица, но и правоохранительные структуры, ответственные за проведение следственных действий и привлечение виновных к ответственности. Их действия жестко контролируются вышестоящими структурами и прокуратурой, а хороший уголовный адвокат сможет не допустить необоснованного обвинения лиц, непричастных к уголовному преступлению.
 

Источник: https://sstumanov.ru/predvaritelnoe-rassledovanie-chto-nuzhno-znat/

Отличие дознания от предварительного следствия

Отличие дознания от следствия таблица

Одним из отличий дознания от предварительного следствия состоит в том, что дознаватель не выносит отдельного постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, а составляет обвинительный акт, который по сути своей представляет процессуальный документ, в котором фактически соединяются постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого и обвинительное заключение. В обвинительном акте указываются (ст. 225 УПК РФ):

1) время и место его составления;

2) фамилия, инициалы и должность лица, его составившего;

3) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;

4) место и время совершения деяния, содержащего признаки преступления, его способы, мотивы, последствия и другие обстоятельства, имеющие существенное значение по данному уголовному делу;

5) формулировку обвинения с указанием пункта, части, статьи УК РФ;

6) перечень доказательств, которые должны быть исследованы судом;

7) данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда;

8) список лиц, подлежащих вызову в суд. По окончанию дознания, как и предварительного следствия, обвиняемому и его защитнику предоставляется возможность ознакомиться с материалами уголовного дела в порядке ст. 217 УПК РФ (т.е.

особого порядка ознакомления с материалами дела не предусмотрено), о чем делается отметка в протоколе.

Потерпевшему, его представителю по его ходатайству может быть предоставлено право ознакомления с материалами уголовного дела в том же порядке, который предусмотрен для обвиняемого и его защитника.

Деятельность государства и его органов охватывает различные сферы жизни общества.

Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности страны, а также выполнение других важных функций – таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.

Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Одним из органов обеспечения общественного порядка является дознание. Деятельность органов дознания носит публично-правовой характер. Преступление, являясь наиболее опасным видом правонарушений, причиняет личности, правам и свободам граждан, обществу, государству значительный вред. А это, в свою очередь, обязывает полномочные органы государства принять все предусмотренные законом меры по охране прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Республики Беларусь от преступных посягательств, а также предупреждение преступлений.

Предварительное расследование подразделяется на две формы – дознание и предварительное следствие. Между органами дознания и предварительного следствия имеются и сходство, и различия.

Общие их черты заключаются в следующем: они выполняют одни и те же задачи применительно к различным видам уголовных преступлений; обязаны возбудить уголовное дело в пределах своей компетенции при наличии признаков преступления; осуществляют свою деятельность на основе единого уголовно-процессуального законодательства; соблюдают единую процессуальную форму в своей деятельности.

Основные же различия заключаются в том, что дознание и предварительное следствие осуществляются разными органами. В определенных случаях дознание предшествует предварительному следствию. Имеются также некоторые различия в объеме процессуальных полномочий следователя и лица, производящего дознание, в сроках производства дознания и следствия и т.д.

Орган дознания.

Органом дознания называют государственный орган, уполномоченный законом осуществлять дознание.

Согласно ст.

37 УПК органами дознания являются: органы милиции; органы государственной безопасности – по делам, отнесенных законом к их владению; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов – по делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения или сборов, а также по делам о преступлениях, совершенных гражданским персоналом вооруженных сил в связи с исполнением служебных обязанностей или в распоряжении чисти, соединения, учреждения, гарнизона; начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов – по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений; органы пограничной охраны – по делам о незаконном пересечении Государственной границы, а также нарушении правил несения пограничной службы; таможенные органы – по делам о контрабанде и уклонении от уплаты таможенных платежей; органы финансовых расследований – по делам, отнесенным законом к их ведению; органы государственного пожарного надзора – по делам о пожарах и нарушении противопожарных правил; капитаны морских или речных судов, находящиеся вне пределов Республики Беларусь – по делам о преступлениях, совершенных на судне; главы дипломатических и консульских представительств Республики Беларусь – по делам о преступлениях, совершенных в пределах территории этих представительств.

Из этого перечня видно, что почти все правоохранительные органы РБ осуществляют дознание по уголовным делам. Однако для них это не основная функция, а производная.

Следует отметить, что основную массу уголовных дел расследуемых в форме дознания осуществляет милиция в двух видах: дознание по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно и дознание по делам, которым производство предварительного следствия обязательно. Кроме того, милиция осуществляет ускоренную подготовку материалов.

Начальник органа дознания. Дознание по уголовным делам и производство по ускоренной подготовке материалов осуществляется под руководством начальника органа дознания. Согласно ст.

38 УПК он обязан организовать принятие необходимых оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных мер в целях обнаружения преступлений и выявление лиц, их совершавших, предупреждения и пресечения преступлений.

При производстве дознания по уголовным делам он обязан обеспечить всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела и своевременное выполнение поручений следователя, прокурора.

Для осуществления руководства предварительного расследования уголовных дел в форме дознания начальник органа дознания наделен правом поручать производство дознания дознавателям, которые под его руководством расследуют уголовные дела. Он дает указания дознавателям о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объема обвинения.

Направлении дела и материалов, производства отдельных следственных и процессуальных действий, передает дела и материалы от одного дознавателя другому, поручает расследование нескольким дознавателям.

Он вправе лично проводить расследование, приняв при этом дело к своему производству или выполнять отдельные следственные либо процессуальные действия по делу, находящемуся в производстве дознавателя.

Все важные решения по уголовному делу принимаются с согласия начальника органа дознания. Он утверждает почти все постановления, выносимые дознавателем.

Это такие постановления как о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, о производстве обыска, выемки и наложении ареста на имущество, о приводе, об освидетельствовании, об отстранении обвиняемого от должности, о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании, изменении или отмене в отношении обвиняемого, подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, о прекращении, приостановлении, возобновлении производства по делу, о направлении обвиняемого, подозреваемого, не находящегося под стражей, в медицинское учреждение для производства стационарной судебно-медицинской экспертизы, продлении срока содержания под стражей, об этапировании, объявлении розыска обвиняемого, о передаче дела прокурору для направления в суд, а также протоколы о задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений.

Указания начальника органа дознания по уголовному делу даются в письменной форме и обязательны к исполнению.

Обжалование их прокурору не приостанавливает исполнения.

4. Структура ОД УМВД России по г.Чебоксары

ОД УМВД России по г.Чебоксары
ОД ОП №1 УМВД РФ по г.Чебоксары ОД ОП №2 УМВД РФ по г.Чебоксары ОД ОП №3 УМВД РФ по г.Чебоксары ОД ОП №4 УМВД РФ по г.Чебоксары ОД ОП №5 УМВД РФ по г.Чебоксары Отделения полиции «Рябинка»

Отдел дознания ОП№1,2,3,4 входит 8 сотрудников: Начальник отдела дознания, заместитель начальника дознания, 2 старших дознавателя, 4 дознавателей.

ОД ОП №5 входит 5 сотрудников: Начальник отдела дознания, заместитель начальника дознания, 3 дознавателя.

В отделения полиции входит 3 сотрудника.

Заключение

Таким образом, я бы хотел отметить тот факт, что делопроизводство в УМВД г. Чебоксары является одной из важнейших частей работы полиции. На первый взгляд кажущееся незначительным: учет и оформление процессуальных документов, регистрация, подшивание дел – на самом деле является важнейшим звеном в осуществлении деятельности суда.

Ввиду разнообразия выполняемых задач, должностные лица органов дознания выполняют различные функции, обусловленные задачами органа государственной власти, в котором они проходят службу.

Среди должностных лиц органов дознания можно выделить оперуполномоченных – должностных лиц, наделенных полномочиями по раскрытию преступлений, розыску лиц, их совершивших, а также лиц, пропавших без вести.

Иные должностные лица органов дознания обладают контрольными и надзорными полномочиями в различных сферах общественных отношений, и, несмотря на свой процессуальный статус, не всегда принимают участие в уголовном процессе.

За время прохождении практики я смог частично ознакомится с делопроизводством, сам оформлял повестки, упорядочивал листы в уголовных делах, нумеровал их, составлял опись, а затем проводил их регистрацию. Присутствовал на допросах подозреваемых ,выезжал на места совершения преступлений.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном ании 12 декабря 1993 г.)

2. Конституция Чувашской Республики (принята Государственным Советом Чувашской Республики 30 ноября 2000 г.) (с изменениями и дополнениями)

3. Уголовный процессуальный кодекс от 18.12.2001 #174 ФЗ

Источник: https://lektsiopedia.org/lek-76329.html

Дознание в органах внутренних дел

Отличие дознания от следствия таблица

Предварительное расследование — вторая после возбуждения уголовного дела стадия уголовного процесса.

м стадии предварительного расследования является деятельность следователя и дознавателя по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления, и подготовке материалов уголовного дела для судебного разбирательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 150 УПК предварительное расследование может осуществляться в двух формах — предварительное следствие или дознание.

Между этими смежными формами предварительного расследования закон устанавливает определенное соотношение черт сходства и различия.

Сходство двух форм расследования проявляется:

  1. в единстве основных задач (раскрытие преступления и изобличение лиц, совершивших его);
  2. в равной обязанности возбуждения уголовного дела и расследования его обстоятельств в случаях обнаружения признаков преступления;
  3. в схожести основных процессуальных полномочий и обязанностей каждого из органов расследования;
  4. в единстве правовой основы их деятельности;
  5. в соблюдении единой процессуальной формы при производстве следственных и иных процессуальных действий.

Достаточно существенны различия между предварительным следствием и дознанием, состоящие:

  1. в производстве каждой из этих форм расследования разными органами (ст. 38, 40 УПК);
  2. в различных сроках ведения следствия и дознания (ст. 162. 223 УПК);
  3. в разграничении круга уголовных дел, образующих подследственность органов расследования (ст. 150. 151 УПК);
  4. в несколько большей процессуальной самостоятельности следователя, по сравнению с дознавателем;
  5. в более упрощенной процедуре дознания по сравнению с предварительным следствием;
  6. в наименовании, а частично и в содержании итогового процессуального акта в случаях принятия решения о дальнейшем направлении уголовного дела для его рассмотрения в суд.

Предварительное следствие производится процессуально самостоятельным должностным лицом — следователем. Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, исчерпывающий перечень которых приводится в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК.

Под дознанием в уголовном процессе понимается форма предварительного расследования по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно.

Дознание, как и предварительное следствие, призвано решать задачи уголовного судопроизводства и носит процессуальный характер, т.е.

порядок его производства регламентируется уголовно-процессуальным законом, что придает доказательственное значение фактическим данным, получаемым в ходе дознания.

По делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, дознаватель возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами, установленными УПК РФ для предварительного следствия, принимает все предусмотренные законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. При этом дознаватель уполномочен производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, свойственные следователю.

Должностные лица, имеющие право осуществлять производство дознания.

Дознание производится:

  1. дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК, за исключением уголовных дел, указанных в п. 306 ч. 3 ст. 151 УПК;
  2. дознавателями пограничных органов ФСБ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 253 (нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе), ст. 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами ФСБ), ч. 1 ст. 322 (незаконное пересечение Государственной границы РФ), ч. 1 ст. 323 (противоправное изменение Государственной границы РФ) и ч. I ст. 188 (в части, касающейся контрабанды, задержанной пограничными органами ФСБ в отсутствие таможенных органов РФ) УК РФ;
  3. дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 157 (уклонение от уплаты алиментов), ч. 1 ст. 294 (воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования), ст. 297 (неуважение к суду), ч. 1 ст. 311 (разглашение сведений о мерах безопасности, примененных в отношении судьи и участников уголовного процесса), ст. 312 (незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации) и ст. 315 (неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта) УК РФ;
  4. дознавателями таможенных органов РФ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 (контрабанда) и ст. 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица) УК РФ;
  5. дознавателями органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 168 (уничтожение или повреждение имущества по неосторожности), ч. 1 ст. 219 (нарушение правил пожарной безопасности), ч. 1 ст. 261 (уничтожение или повреждение лесов в результате неосторожного обращения с огнем) УК РФ;
  6. следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК;
  7. дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.2. ч. 1 ст. 230, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 232, ст. 233 и ч. 1 и 4 ст. 234 УПК.

Кроме того, по письменному указанию прокурора дознавателям могут быть переданы для производства дознания уголовные дела об иных преступлениях небольшой и средней тяжести, подследственные органам предварительного следствия.

Уголовные дела о преступлениях, подследственных дознавателям, по письменному указанию прокурора могут быть переданы для производства предварительного следствия (ч. 4 ст. 150 УПК).

Полномочия по производству дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания, его заместителем или начальником подразделения дознания (п. 1 ч. 1 ст. 40.1, ч. 1 ст. 41 УПК).

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст.

41 УПК не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Расследование в форме дознания имеет свои особенности.

Так, дознаватели не вправе расследовать преступления, совершенные военнослужащими и лицами, которые отнесены к особой категории лиц (раздел 17 УПК РФ).

Производство дознания в отношении судей, прокуроров, следователей и иных лиц, обладающих должностными иммунитетами, перечисленных в ст. 447 УПК, п. «в» ч. 1 ст.

151 УПК, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении этих лиц в связи с их профессиональной деятельностью, находится в компетенции следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ (п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК).

Производство о применении принудительных мер медицинского характера.

Данное производство осуществляется в отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение.

По таким уголовным делам законодатель предусматривает обязательное производство предварительного следствия. Из смысла закона видно, что одно обстоятельство того, что лицо состоит на учете у психиатра, не является основанием для передачи уголовного дела в следственный орган.

Только после проведения судебно-психиатрической экспертизы, когда заключением будет установлена невменяемость лица, совершившего деяние, дознавателем принимается решение о направлении уголовного дела по подследственности в органы предварительного следствия.

При этом дознаватель выносит мотивированное постановление о передаче уголовного дела и направляет постановление с уголовным делом прокурору. Дознаватель при этом уведомляет всех заинтересованных лиц о принятом решении. Прокурор передает уголовное дело руководителю следственного органа для организации и производства предварительного следствия по уголовному делу.

Сроки дознания. Срок дознания — 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором еще до 30 суток (ч. 2 ст. 223 УПК). В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный ч.

3 ст. 223 УПК, может быть продлен прокурорами района, города и их заместителями до 6 месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном ст. 453 УПК, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ до 12 месяцев.

Уведомление о подозрении в совершении преступления.

Федеральным законом от 6 июня 2007 г.

№ 90-ФЗ были внесены изменения в порядок дознания: уголовные дела могут быть расследованы в форме дознания не только в том случае, когда известно лицо, его совершившее, но также тогда, когда оно не установлено.

В связи с этим в уголовно-процессуальном законодательстве было установлено совершенно новое процессуальное действие — уведомление о подозрении в совершении преступления, предусмотренное ст. 223.1 УПК:

«1.

В случае, если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому и разъясняет ему права подозреваемого, предусмотренные статьей 46 УПК, о чем составляется протокол с отметкой о вручении копии уведомления. В течение 3 суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения».

В уведомлении о подозрении в совершении преступления должны быть указаны:

  1. дата и место его составления;
  2. фамилия, инициалы лица, его составившего;
  3. фамилия, имя и отчество подозреваемого, число, месяц, год и место его рождения;
  4. описание преступления с указанием места, времени его совершения, а также других обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии с п. 1 и 4 ч. 1 ст. 73 УПК;
  5. пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за данное преступление.

При наличии данных, дающих основание подозревать лицо в совершении нескольких преступлений, предусмотренных разными пунктами, частями, статьями УК РФ, в уведомлении о подозрении в совершении преступления должно быть указано, в совершении каких деяний данное лицо подозревается по каждой из этих норм уголовного закона. При установлении по одному уголовному делу нескольких подозреваемых уведомление о подозрении в совершении преступления вручается каждому из них. Копия уведомления о подозрении лица в совершении преступления направляется прокурору.

Таким образом, уведомление о подозрении в совершении преступления представляет собой одно из важнейших решений дознавателя в уголовном судопроизводстве, прямо и непосредственно затрагивающих права и интересы граждан.

Обвинительный акт. Одним из видов окончания дознания является окончание дознания составлением обвинительного акта.

Обвинительный акт фактически является формой предъявления обвинения, с этого момента лицо приобретает статус обвиняемого.

Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником органа дознания или его заместителем. Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору (ч. 4 ст. 225 УПК).

Также при производстве дознания имеются особенности при составлении обвинительного акта при избрании меры пресечения в виде содержания под стражей; при привлечении лица в качестве обвиняемого и при производстве отдельных следственных и процессуальных действий.

Существование двух сходных, но в то же время самостоятельных форм предварительного расследования оправдано потребностями правоприменительной практики.

Источник: https://isfic.info/doznanie/foat11.htm

Отличие дознавателя от следователя таблица – Все о законе

Отличие дознания от следствия таблица

Многие граждане Российской Федерации не знают, в чём существенная разница между дознавателем и следователем. Они используют оба этих термина вне зависимости от того, о ком именно они говорят.

А разбираться в таких отличиях — важно для любого гражданина, проживающего на территории РФ. Дело в том, что от того, кто займется делом, дознаватель или следователь, зависит и то, насколько серьезно правоохранительные органы оценивают этот проступок.

В чем разница между следователем, дознавателем и связанными с ними мероприятиями?

1. Дознаватель, его основные функции 2. Следователь и его права и обязанности 3. Дознание и следствия — в чем разница

Первое, что нужно знать о дознавателе — он является должностным лицом и входит в штат сотрудников органов дознания. Основная их часть находится в подчинении у Министерства внутренних дел, основными представителями какового являются работники таких правоохранительных органов, как полиция.

Также работать на должности дознавателя могут сотрудники, относящиеся к таким службам, как органы таможенного контроля или ФСБ. Также эту должность можно встретить в налоговой службе или органах, занимающихся пожарным надзором.

Дознаватели участвуют в расследованиях и разбирательствах, которые касаются мелких уголовных дел. Также их часто назначают на разбор административных нарушений. В общем, в их компетенцию входят дела, которые не могут повлечь за собой общественный резонанс и не создают высокой опасности для социума в целом.

Важно

Когда дознаватель проводит расследование, то он имеет право вызывать на разговор людей, причастных к рассматриваемому делу. Но подозреваемый, если он есть, выступает там как один из свидетелей, а не как обвиняемый. Также у дознавателей нет возможности делать обвинительное заключение. В его компетенцию входит только составление документа под названием обвинительный акт.

Если просуммировать, то можно сказать, что дознаватель — должностное лицо, занимающееся расследованием мелких правонарушений. Они могут быть связаны с любой частью законодательства. Так, в их ведении будет находиться дело о небольшом поджоге, например, или о незначительных махинациях со стороны служителей таможенного контроля.

Следователь и его права и обязанности

Следователь же, в отличие от рассмотренного выше дознавателя, относится к другим органам исполнительной власти. Они являются частью таких организаций, как прокуратура или могут быть сотрудниками следственного комитета. Они являются частью исполнительной системы и входят в штат правоохранительных органов.

В отличие от дознавателя, у следователя круг полномочий и возможностей намного шире. Это положение вещей зафиксировано в законодательных и правовых актах, что выражено в соответствующих федеральных законах. Если свести полномочия следователя в одну таблицу, то получится следующее.

  • У следователя есть возможность, при наличии оснований, открывать уголовные дела.
  • Следователь может принять уголовное дело для того, чтобы заниматься им лично.
  • У следователя есть право организовывать и проводить разнообразные мероприятия, касающиеся процесса следствия.
  • Следователь может делегировать дознавателям особые документы — письменные поручения. И последние должны их выполнить в обязательном порядке.

Обратите внимание

Из всего, что написано выше, можно сделать вывод, что дознаватель является более низкой ступенью на карьерной лестнице и находится в полном подчинении у следователя. Это так только отчасти.

Учитывая, что у следователя намного более широкий список полномочий, у него и список обязанностей тоже больше.

А для того, чтобы он мог заниматься только тяжелыми делами и была создана такая должность, как дознаватель.

Её основная задача — разгрузить следователей, чтобы у тех было достаточно времени проводить расследования тяжких преступлений, в то время, как дознаватели проводят следственные мероприятия по мелким и легким нарушениям.

А те письменные поручения, которые обязательны для последних, не являются признаком прямого подчинения. У следователя много возможностей подключать к расследованию не только эти должности, но и совершенно другие структуры, органы.

В остальное время дознаватель имеет право действовать и принимать решения самостоятельно.

Дознание и следствия — в чем разница

Для того, чтобы разобраться в различиях между этими двумя следственными мероприятиями, нужно обратиться к их определениям.

Дознание, организуемое дознавателем, может расследовать только мелкие правонарушения и преступления, не требующие присутствия следователя. Это понятно из названия и того определения, которое дано должности «дознаватель» в законодательстве Российской Федерации.

Следствие — форма расследования и разбирательства дел, которые перечисляются в Уголовно-процессуальном Кодексе России. А именно в статье 151 УПК.

Обычно это преступления, которые характеризуются законом, как тяжкие или особо тяжкие. И они проводятся в том случае, если сразу подозреваемого установить нет никакой возможности.

После того, как следователь проводит это мероприятие, он имеет право выписать обвинительное заключение.

Таким образом можно сделать один верный вывод. Самое главное различие между дознанием и следствием лежит в той же области, что и разница между следователем и дознавателем. Это — состав дела, которое будет расследоваться.

Если оно является мелким правонарушением или административной тяжбой, то попадает под сферу влияния дознаний. Если это — тяжкое, уголовное преступление, то за работу берется следователь. Ещё одно отличие лежит в наличии лица, которого можно назвать виновным или подозреваемым.

Дознание может проводиться по преступлениям, указанным в части 3, которая относится к статье, указанной выше.

У дознания есть свои сроки, во время которых нужно выявить подозреваемого или виновного. Это — двадцать суток.

После того, как они истекают, дознаватель имеет право продлить сроки следственного мероприятия, если на то есть веские основания. Таким образом, дознание можно продлить на десять лишних дней.

И если после того, как все выделенное время закончилось, а виновного всё ещё нет, то за работу берется следователь. Тогда у него есть право начать следствие по этому делу.

(9 голос., 4,70

Источник: https://markirovkado.ru/otlichie-doznavatelja-ot-sledovatelja-tablica.html

Следствие и дознание общее и отличия

Отличие дознания от следствия таблица

Осуществление всей этой деятельности возложено на ряд специально уполномоченных органов. Предварительное следствие, в отличие от дознания, проводится в более сложной процессуальной форме .

Предварительное следствие ведется следующих ведомств: Следственного комитета РФ, органов внутренних дел РФ, федеральной службы безопасности (ФСБ), органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Кроме того, его могут осуществлять руководители следственных органов, поскольку на них распространяются все полномочия следователей (). Закон наделяет необходимыми полномочиями (), который, как правило, самостоятельно принимает решения, связанные с производством следственных и иных процессуальных действий. Дознание представляет собой собственно дознание, т.е.

«ускоренное» (упрощенное) расследование преступлений в порядке и сроках, указанных в . В соответствии с дознание проводится по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести.

Отличие следствия от дознания таблица. Чем отличается дознание от предварительного следствия

дела в суд либо прекращение уг. дела или уг. преследования. виды предварительного расследования предусмотрены УПК РФ.

По действующему законодательству предварительное расследование может осуществляться только в двух формах : предварительное следствие и дознание.

Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие . Это объясняется, во-первых , тем, что законодатель относит к данной сфере производство по большинству уголовных дел (ч.

4 ст. 150 УПК РФ). Предварительное следствие обязательно также по всем делам в отношении

Разница между дознанием и предварительным следствием

Дознаватели могут расследовать лишь те преступления, которые перечислены в ч.3 ст.151 УПК РФ и по которым имеется подозреваемый, в то время как следователи – любые, помимо тех, что указаны в ч.2 ст.151 УПК РФ.Дознание проводится в течение 20 дней, при необходимости продлевается на срок до 10 суток.

Если до этого времени подозреваемый не установлен, либо он не ознакомился с обвинительным заключением, проводится предварительное следствие.

Подозреваемый. Дознание допускается лишь по тем преступлениям, где известен подозреваемый, предварительное следствие – по остальным делам.Круг составов.

Дознание проводится только по преступлениям средней и небольшой тяжести, предварительное следствие – по тяжкими и особо тяжким, а также по иным составам, перечисленным в ч.2 ст.151 УПК РФ.Итог.

По результатам предварительного расследования составляется обвинительное заключение, по результатам дознания – обвинительный акт.Сроки проведения.

Чем отличается следствие от дознания?

Как и предварительное следствие, дознание является процессуальной деятельностью, построенной на общих принципах и требованиях российского уголовно-процессуального законодательства.

Принципиальное единство дознания и предварительного следствия в том и заключается, что органы, их осуществляющие, руководствуются едиными принципами процесса, единым процессуальным законодательством, решают единые и общие задачи уголовного судопроизводства.

Являясь видами одной стадии процесса — стадии предварительного расследования, дознание и предварительное следствие все же отличаются друг от друга по ряду признаков:1.

Органы, которые проводят эти процессуальные действия:~Предварительное следствие производится:-следователями Следственного комитета РФ — по уголовным делам о преступлениях, перечисленных п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ;-следователями органов Федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, перечисленных п.

Следствие и дознание общее и отличия.

Сроки и формы дознания и отличие от предварительного следствия

Особенностью обвинительного акта, в отличие от обвинительного заключения, является то, что с момента составления данного документа подозреваемый по уголовному делу приобретает статус обвиняемого.

Таким образом, обвинительное заключение по своему правовому характеру приравнивается к решению о привлечении лица в качестве обвиняемого, составленному следователем.

Предварительное расследование – это стадия уголовного процесса, являющаяся основной формой досудебного производства, в ходе которой компетентные органы и должностные лица(следователи и дознаватели) осуществляют деятельность по расследованию уголовных дел.

Назначение предварительного расследования — подготовка уголовного дела для судебного разбирательства, а при отсутствии оснований для судебного разбирательства- его прекращение.

Цели предварительного расследования : раскрыть преступление; изобличить виновного либо реабилитировать невиновного; сформировать доказательственную базу; обеспечить участие обвиняемого в суде и возможность исполнения решения суда о возмещении вреда, причиненного преступлением.

Предварительное следствие

Хотя ранее дознанием именовалось и деятельность, по которым обязательно предварительное следствие.

Сейчас же, п. 19 ст. 5 УПК РФ причисляет данную форму к неотложным следственным действиям . В отличие от дознания, предварительное следствие понимается как форма предварительного расследования, состоящая из процессуальных действия и решений, включающая в себя осуществление следственных действий, применение мер уголовного принуждения, привлечение лиц как обвиняемых по делу и т.д.

По словам Н.Н. Апостоловой,

«дознание — это только производство неотложных следственных действий (и соответствующих решений)»

. Как правильно отмечает В.В. Дронов,

«дознание всегда является лишь первым этапом (частью) расследования, а так называемое дознание в полном объеме — это проводимая деятельность органом следствия, при этом ограничивая права граждан»

. Вполне оправданно, именовать эти две формы деятельности одинаково, в том числе и уголовно-процессуальную практику дознания.

А вот о существенных различиях в дознании и предварительном следствии, говорит Ю.Н.

Чем дознание отличается от следствия

Если говорить о дознании, то оно осуществляется предписанными законодательством органами и входящими в них сотрудниками. В рамках дознания, это только один из видов работы, которые выполняют соответствующие специалисты.

Данная сфера деятельности тесно связывается с общим поддержанием порядка в различных областях социальной жизни. При реализации непосредственного расследования правонарушений, представители органов предварительного следствия реализуют как следственные, так и прочие процессуальные операции, которые необходимы для получения данных.

Если говорить об органах дознания, то в рамках этой деятельности сочетается не только следственная, но и прочие процессуальные операции, реализуемые при поддержке соответствующей техники, научно-технических приспособлений и путем личного сыска. Стоит отметить, что оба действия эффективно дополняются, результатом чего является своевременное и эффективное раскрытие преступлений, выявление совершивших их лиц, поиск и поимка преступников.

Чем отличается следствие от дознания.

Разница между дознанием и предварительным следствием.

Отличия предварительного следст-вия от дознания

обвиняемый появляется с момента составления обвинительного акта, т.

Е.

после завершения расследования, следовательно обвиняемый лишен возможности осуществить своё право на защиту в стадии предварительного расследования ввиду отсутствия самостоятельной процедуры ознакомления с материалами УД в процессе предварительного расследования обвиняемый, его защитник, законный представитель, потерпевший, его представитель, гражданский истец/ответчик, их представители лишены возможности реализовать свои права на этом этапе расследования.Указанные гарантии в полном объему действуют на предварительном следствии.По форме окончания производства по делуПредварительное расследование заканчивается:Вынесением постановления о направлении УД в суд для применения мер принудительного медицинского характераДознание заканчивается:Составление обвинительного актаСоставлением постановления???По уровню самостоятельностиДознаватель

Отличительные особенности дознания от предварительного следствия

Как дознаватели, так и дознавательные органы в своей работе могут сочетать следственные или прочие процессуальные действия с ОРМ, проводимые посредством специального вспомогательного аппарата, оперативной техники, научно-технических средств, а также с помощью личного сыска.

Подобные действия способны дополнять друг друга, обеспечивая своевременное раскрытие преступлений, розыск лиц, которые их совершили, и лиц, которые уклоняются от дознания, суда и следствия, включая уголовное наказание.

Еще одно различие состоит в органах, которые входят в соответствующие ведомственные системы.

По количеству органов дознания намного больше, чем органов предварительного следствия. Именно они способны отражать разнообразие социальных сфер, которые требуют правовое вмешательство государственных силовых структур.

Дознание или следствие что выбрать.

Основные отличия дознания от следствия

Отмечая значение этой стадии, нужно отметить, что она является правовым основанием для возникновения и производства любой из последующих стадий.По прошествии данной стадии уголовного процесса наступает следующая стадия уголовного процесса является производство предварительного следствия или дознания.

Цель данной работы состоит в том, чтобы усвоить нормы уголовно — процессуального права, регулирующие общие положения производства предварительного расследования.

Задача состоит в том, чтобы уяснить понятие этой стадии, её формы, организации, органы, осуществляющие её, сроки расследования уголовных дел, а так же общие условия, которые должны соблюдаться при расследовании любого дела.

Изучение стадии – предварительное расследование – и будет посвящена данная работа.

Нами будут изучены нормы уголовного процессуального права, которые конкретно регулируют деятельность органов прокуратуры, предварительного

Сроки и формы дознания и отличие от предварительного следствия

Если он получил достаточные основания полагать, что определенный гражданин может быть правонарушителем, он ему вручает копию уведомления о подозрении.

Есть два варианта окончания процесса:

  1. оформление акта обвинения (если вина гражданина была доказана, дело далее направляется в суд);
  2. вынесение постановления, по которому дело считается завершенным (в случае наличия причин считать привлеченное лицо полностью невиновным в совершении правонарушения).

Сама процедура регулируется в ст. 223 УПК РФ.В статье трактуется сама процедура, а также сроки дознания.

Источник: http://GarantR.ru/sledstvie-i-doznanie-obschee-i-otlichija-50016/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть