Передача взятки

Уголовная ответственность за посредничество во взяточничестве

Передача взятки

В 2020 году в России было предпринято много мер по борьбе с коррупцией. При этом именно взяточничество – это одна из наиболее распространенных ее форм.

К сожалению, взяточничество выявили во всех государственных структурах во время проверки. Ужасающие масштабы коррупции ставят под угрозу даже благополучие всего российского государства.

В последнее время все чаще и чаще принято получать или давать взятку через посредников. Поэтому в Уголовном кодексе была создана статья 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве».

Посредничество во взятке

До 2011 года посредничество во взяточничестве рассматривалось в Уголовном кодексе как соучастие в дачи или принятии взятки (статья 33, 290, 291 УК РФ).

Сегодня же пособничество было выделено в отдельную статью, поскольку в этом случае нарушитель помогает совершать как первое, так и второе преступление.

Статья 291.1 дает определение пособничеству во взяточничестве – это передача взятки по просьбе взяткодателя или взяткополучателя и любые другие подобные деяния для достижения договоренности между ними.

Таким образом, посредник может представлять как интересы того, кто ожидает денежного вознаграждения, так и того, кто его дает.

Что может подразумеваться под действиями пособника, способствующими передаче взятки? Судебная практика показывает, что посредничество во взяточничестве может происходить следующими методами:

  • непосредственная передача денег (либо другого предмета взятки) взяткополучателю от взяткодателя;
  • обещание дать взятку взяткополучателю — вербальная помощь, которая усиливает уверенность в совершении преступления;
  • дача рекомендаций;
  • организация встреч взяткодателя и взяткополучателя в удобном месте (в ресторане, на даче);
  • согласование размера и вида взятки;
  • ведение переговоров для совершения данного преступления;
  • устранение возможных препятствий;
  • поиск соответствующего должностного лица по поручению взяткодателя.

Главное, что характеризует действия посредника, — это их направленность на помощь взяткодателю или взяткополучателю для заключения и выполнения соглашения между ними.

Примечательно, что под посредничеством во взяточничестве подразумевается, что предмет взятки мог быть передан родным и близким взяткополучателя.

В случае, если они знали, что переданный им предмет взятки был таковым, то тогда родные и близкие взяткополучателя таким образом поспособствовали дачи взятки, а их действия квалифицируются как посредничество во взяточничестве.

Поскольку взяткодатель или взяткополучатель не будет привлекать пособника при передаче небольших сумм (действия посредника обусловлены желанием получить долю за оказанные услуги), к наказанию, предусмотренному за посредничество во взяточничестве, будут привлекать пособников, которые передавали значительные суммы.

Минимальный порог для квалификации посредничества во взяточничестве – 25 000 рублей. Только лишь при даче взятки такого размера или больше посредника привлекут к уголовной ответственности.

Если взятка была меньше, чем 25 000 рублей, его действия не признаются уголовно наказуемыми.

Состав преступления

Объект — нормальное функционирование органов государственной службы. Объективная сторона — передача предмета взятки посредником.

В случае, если взяткодатель решил не принимать предмет взятки, то поступок посредника характеризуется как покушение на посредничество, поступок взяткодателя — покушение на дачу взятки.

Должностные лица, передавшие предмет взятки только по указанию руководителя предприятия, будут привлечены к ответственности за пособничество в даче взятки, а руководители предприятия — за ее дачу.

Субъект преступления — любое дееспособное лицо возрастом не меньше 16 лет. В случае, если какое-либо лицо привлекло ребёнка младше данного возраста в качестве посредника, то его не могут привлечь к уголовной ответственности

Субъективная сторона данного правонарушения — прямой умысел. То есть посредник прекрасно понимает, что он действует по чьим-либо указаниям для передачи предмета взятки.

Он знает, что за такие действия его ожидает вознаграждение, и он желает этого. Если же пособник не знал о том, что передаваемый им предмет — это взятка, то уголовная ответственность ему не грозит.

Как правило, мотивы посредника могут быть следующими:

  • извлечь материальную выгоду;
  • поддержать приятельские отношения;
  • угодить шефу;
  • служебная зависимость.

Отдельное внимание в квалификации состава преступления стоит уделить моменту его окончания.

Как правило, преступления имущественного характера считаются завершёнными со времени причинения ущерба, однако законодатель установил исключение в отношении посредничества в получении или даче взятки.

Посредник во взятке может быть привлечен к уголовной ответственности уже на момент предложения такого сотрудничества (пункт 5 статьи 291.1 УК РФ).

Квалифицирующие признаки

В статье 291.1 УК РФ рассматривается группа признаков, которые имеют квалифицирующее значение:

  1. Групповое (не меньше двух лиц) совершение преступления организованной группой по предварительному сговору. В таком случае договоренность должна была быть достигнута до момента передачи взятки пособником, тогда как остальные члены группы исполняли назначенные им функции.
  2. Пособник передает или получает средства неоднократно (не меньше двух раз). В таком случае его преступные действия могут быть совершены спустя какой-то отрезок времени, не одновременно.
  3. Посредничество во взяточничестве совершено способом, который предусматривает вымогательство.

Наказание по УК РФ

В Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за посредничество во взяточничестве. Рассмотрим пять степеней тяжести преступных деяний посредника, которым соответственно предусмотрено пять разных санкций.

Непосредственная передача предмета взятки (в значительном размере) по указаниям взяткополучателя либо взяткодателя, а также любые другие действия пособника для реализации соглашения между ними.

Мера ответственности:

  • наложение штрафа, размером до 700 000 руб., или сумма взятки, умноженная в 20-40 раз;
  • лишение свободы на срок до 4 лет.

Посредничество во взятке за совершение незаконных действий или бездействия (о чем известно посреднику), а также пособничество лицу, которое использует свое служебное положение.

Мера ответственности:

  • наложение штрафа, размером до 1 млн. руб., или сумма взятки, умноженная в 20-50 раз;
  • лишение свободы на срок 3 — 7 лет.

Посредничество во взяточничестве, которое было совершено группой лиц по сговору, организованной группой или же в большом размере.

Мера ответственности:

  • наложение штрафа, размером 1–2 млн руб., или сумма взятки, умноженная в 50-70 раз;
  • лишение свободы на срок 5 — 10 лет.

Посредничество во взяточничестве, которое было совершено в особо большом размере.

Мера ответственности:

  • наложение штрафа, размером 1,5–3 млн руб., или сумма взятки, умноженная в 60-80 раз;
  • лишение свободы на срок 7 — 12 лет.

Предложение или обещание посредничества во взяточничестве.

Мера ответственности:

  • наложение штрафа, размером до 3 млн руб., или сумма взятки, умноженная в 60 раз;
  • лишение свободы на срок до 7 лет.

Таким образом, мера ответственности за посредничество во взятке достаточно серьезная. Законодатель ввел ее в результате масштабного распространения влияния коррупции, где все чаще и чаще прибегают к услугам посредника.

Судебная практика показывает, что главными областями процветания коррупции являются следующие:

  • государственные закупки;
  • правоохранительные органы;
  • образование;
  • медицина.

Конечно, взяточников можно встретить практически везде, помимо вышеприведенных сфер, однако стоит признать, что именно там наблюдается наибольший процент дачи и получения взяток.

Освобождение от ответственности

В законе оговорены ситуации, когда с гражданина, виновного в данном правонарушении, может быть снята уголовная ответственность.

Для этого необходимо выполнение хотя бы одного из действий, которые перечислены ниже:

  • когда лицо, виновное в правонарушении, по собственной инициативе сообщает в правоохранительные органы о факте, что от него требуется совершить незаконные действия в виде передачи взятки;
  • если вымогателем взятки является чиновник.

В отношении рассмотрения первого признака нужно учитывать важный момент: сообщить о преступлении гражданин решил сам, его никто (в том числе и полиция по программе сотрудничества для уменьшения наказания) не побуждал давать показания.

Также правонарушитель знает, что уголовное производство по данному делу еще не открыто.

Следующие факторы не принимаются во внимание для освобождения от вины:

  • причины или мотивы, по которым виновный гражданин решил сообщить правоохранительным органам о нарушении закона;
  • сколько времени прошло после совершения передачи взятки.

Таким образом, посредничество во взяточничестве – это одно из самых распространенных и опасных преступлений. Оно представляет особую опасность для общественности еще и потому, что таким образом мало-помалу коррупция прочно входит в жизнь многих людей.

В результате этого подрываются основы государственной власти, ее авторитет в глазах простого населения стремительно падает, поскольку коррупция и взяточничество заметно ущемляют законные права граждан.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/posrednichestvo-vo-vzyatochnichestve-st-291-1-uk-rf/

Виды взяток и способы их передачи. Ответственность за подкуп сотрудника Ростехнадзора, РЖД, МЧС, таможни, военкомата, налоговой, пристава и адвоката

Передача взятки

Взятки как преступление распространены среди множества государственных инстанций. Многообразие способов передачи взятки затрудняет раскрытие преступления, и понимание таких способов, а также ответственности по закону, позволит своевременно обнаружить понуждение к взятке и избежать участия в правонарушении.

Понятие взятки и способы передачи

Под взяткой понимается один из видов преступления против государственной власти. Участниками данного преступления является две стороны – взяткополучатель и взяткодатель.

Взяткодатель передает сотруднику бюджетного или казенного государственного учреждения (взяткополучателю) какие-либо материальные блага или услуги, имеющие денежный эквивалент, в обмен на совершение выгодного действия (или бездействия) со стороны чиновника.

Отличительными признаками взятки являются:

  • использование взяткополучателем служебных государственных полномочий для удовлетворения интересов взяткодателя;
  • наличие альтернативного варианта действий у взяткополучателя;
  • ущемление интересов третьих лиц при исполнении требования взяткодателя;
  • нарушение критериев объективного оценивания результатов труда или учебы в пользу взяткодателя.

Важно учесть, что взяточничеством называют только преступление, совершенное с участием государственных служащих или бюджетных работников – если взятка дается главе частной фирмы в личных целях, связанных с работой данной фирмы, это считается коммерческим подкупом (ст. 304 УК РФ).

К основным способам передачи взятки относятся:

  • прямая передача денег или ценных подарков;
  • предоставление льгот или субсидий вне очереди;
  • оказание каких-либо услуг или выполнение работ на благо взяткополучателя;
  • передача прав собственности на недвижимость или бизнес;
  • лоббирование снижения стоимости государственных контрактов.

Разграничить законное получение тех или иных льгот или государственных тендеров от взятки можно путем анализа целесообразности выделения привилегий конкретным лицам и соблюдения интересов третьих лиц.

Правовое регулирование

Уголовное законодательство предусматривает различные наказания за получение и дачу взятки, а также за мелкое взяточничество. Получение взятки государственным или бюджетным работником, согласно ст. 290 УК РФ, влечет наказание в виде:

  • штрафа в размере до 1000000 рублей или дохода правонарушителя за двухлетний срок;
  • штрафа в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы полученной взятки;
  • тюремного заключения сроком до трех лет.

Если сумма полученной взятки превысила 25000 рублей, то максимальный штраф увеличивается до полутора миллиона рублей, а максимальный тюремный срок – до 6 лет. В особо тяжких случаях, когда получение взятки было сопряжено с ее вымогательством, совершенным преступной группировкой или с участием главы местного самоуправления, штраф возрастает до трех миллионов рублей, а максимальный срок тюремного заключения – до 12-ти лет.

Дача взятки в любом эквиваленте наказывается в соответствии со ст. 291 УК РФ:

  • штрафом в размере до 500000 рублей или суммы годового дохода;
  • тюремным заключением на срок до двух лет.

Если размер переданной взятки превысил 25000, то штраф может быть увеличен до 1000000 рублей, а срок тюремного заключения – до 5 лет. Если же размер взятки превысил миллион рублей, то максимальный штраф увеличивается до 4-х миллионов рублей, а срок тюремного заключения составит от 8 до 15 лет.

При небольших размерах взятки (до 10000 рублей), которая не повлекла тяжких последствий для третьих лиц, наказание как для взяткодателя, так и для взяткополучателя может быть назначено в виде штрафа размером до 200000 рублей или тюремным заключением до 12 месяцев (ст. 291.2 УК РФ). Важно учесть, что государственные служащие имеют право принимать подарки общей стоимостью до 3000 рублей.

Виды взяток

В зависимости от целей, преследуемых взяткодателями, взятки могут передаваться следующим структурам и лицам:

  • сотрудникам надзорных органов;
  • руководству госкорпораций;
  • органам правосудия;
  • силовым ведомствам;
  • иностранным должностным лицам.

К надзорным органам относятся государственные учреждения, следящие за выполнением законодательных нормативов и правил в сфере финансов, бизнеса и производства. Такими учреждениями являются Ростехнадзор, трудовая и жилищная инспекции, таможенная служба и т.д.

В сферу ответственности Ростехнадзора входит контроль над соблюдением требований безопасности при выполнении работ по строительству и обслуживанию тепло- и электросетей, а также контроль над недропользованием и использованием атомной энергии. Целями дачи взятки сотрудникам Ростехнадзора являются игнорирование невыполнения техники безопасности и технических требований подрядными организациями.

Дача взятки таможенной службе и различным инспекциям также имеет своей основной целью игнорирование нарушений закона взяткодателем.

Взятки сотрудникам госкорпораций (РЖД, Сбербанк и т. д.) имеют своей целью лоббирование интересов бизнеса в сфере заключения контрактов, выгодных для взяткодателей, но приводящих к увеличению расходов бюджета.

Взятки лицам, участвующим в судопроизводстве (судьям, адвокатам, свидетелям) преследуют цель принятия определенного решения суда, чаще всего связанного с оправданием правонарушителя или уменьшением возможного наказания, реже – с фабрикацией ложного обвинения.

Дача взятки сотрудникам силовых ведомств (МЧС, полиция, военкомат) осуществляется с целью игнорирования такими сотрудниками нарушения закона или участие в таком нарушении, например:

  • незаконная отсрочка от армии;
  • отсутствие наказания за нарушения требований противопожарной безопасности;
  • отсутствие наказания за уголовные или административные правонарушения.

Под иностранным должностным лицом понимается гражданин другого государства, занимающий в этом государстве административную, выборную или судебную должность. Дача или получение взятки таким лицом наказывается в общем порядке и имеет своей целью лоббирование интересов взяткодателя в зарубежных организациях.

Взятка как уголовное преступление характеризуется стремлением к достижению личных целей за счет полномочий ответственных лиц, находящихся на административных должностях. В случае выявления случаев взятки наказываются все участники преступления, избежать наказания могут только лица, своевременно обратившиеся в правоохранительные органы и помогающие следствию.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/protiv-sobstvennosti/ekonomicheskie/vzyatka-i-podkup/vidi.html

Статья 291.1. Посредничество во взяточничестве

Передача взятки

1. Посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере, –

наказывается штрафом в размере до семисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

2. Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения –

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Посредничество во взяточничестве, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в крупном размере, –

наказывается штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, или в размере от пятидесятикратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере, –

наказывается штрафом в размере от одного миллиона пятисот тысяч до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

5. Обещание или предложение посредничества во взяточничестве –

наказывается штрафом в размере до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, или в размере до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Судебная практика по статье 291.1 УК РФ

Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2018 N 1382-О

Как следует из материалов, приложенных к жалобе, в отношении К.Н. Пономарева возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного пунктом “б” части третьей статьи 291.

1 УК Российской Федерации (посредничество во взяточничестве, совершенное в крупном размере).

Каких-либо судебных решений, свидетельствующих о завершении уголовного судопроизводства по данному делу, заявитель в Конституционный Суд Российской Федерации не представил.

Определение Верховного Суда РФ от 07.09.2018 N 309-КГ18-13511 по делу N А76-8376/2017

Аналогичное положение, заявленное обществом, содержится в пункте 2 названного обзора, однако не может быть применено к рассматриваемой ситуации, поскольку касается неправомерности отказа в допуске к участию в электронном аукционе по причине непредставления участником отдельного документа с расшифровкой того, что именно понимается под отсутствием конфликта интересов, в то время как в настоящем случае участник в заявке фактически не указал сведения об отсутствии судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Источник: https://ukrfkod.ru/statja-291.1/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.