Поправки ук рб 243 2020

Уголовное законодательство: предстоящие изменения | Экономическая газета

Поправки ук рб 243 2020

Палата представителей в первом чтении приняла законопроект «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности». Исправить планируют 30 статей действующего УК и почти 50 статей УПК. Остановимся на наиболее интересных планируемых инициативах, касающихся хозяйственной деятельности.

Ответственность: когда достаточно административной

Предусматривается декриминализация некоторых составов преступлений с административной преюдицией (речь об уголовной ответственности за совершение повторного деяния в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение).

В УК планируется исключить ст. 2341 (незаконное распоряжение денежными средствами, находящимися на банковских счетах субъекта хозяйствования), ст. 257 (обман потребителей), ч. 1 ст.

271 (нарушение правил охраны недр) с сохранением уголовной ответственности за причинение ущерба в особо крупном размере, ст. 326 (нарушение правил радиационного конт­роля), ст.

386 (самовольное занятие земельного участка).

При этом, исключая данные составы из УК, планируется установить повышенную административную ответственность за повторное совершение таких деяний.

Составы нескольких статей предлагается перевести в разряд деяний, влекущих уголовную ответственность не в общем порядке, а по требованию потерпевшего. Это ст. 242 (уклонение от погашения кредиторской задолженности), ч. 1. ст. 246 (принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения) и ч. 1 ст. 321 (нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта).

Статья 222 (изготовление либо сбыт поддельных платежных средств) излагается в новой редакции – как незаконный оборот платежных средств и (или) инструментов.

Если в действующей редакции УК она предусматривает ответственность за изготовление в целях сбыта либо сбыт поддельных банковских платежных карточек, чековых книжек, чеков, иных платежных инструментов и средств платежа, денежных инструментов, не являющихся ценными бумагами, то в проекте – и за совершенное из корыстных побуждений незаконное распространение реквизитов подлинных банковских карт.

Статья 225 (невозвращение из-за границы валюты) излагается как невозвращение из-за границы денежных средств.

Корректируется ст. 226 (незаконный выпуск (эмиссия) ценных бумаг). Речь будет вестись только о деяниях, повлекших причинение ущерба в особо крупном размере. Аналогичные изменения коснутся ст. 238 (ложная экономическая несостоятельность (банкротство)).

Статья 304 (нарушение правил пожарной безопасности) формулируется как нарушение требований пожарной безопасности.

Коррупционеров не освободят досрочно

Кроме того, изменения коснутся коррупционных преступлений (ст.ст. 430–433).

Так, предлагается усилить ответственность за дачу взятки в особо крупном размере, повысить ответственность лиц, давших взятки при использовании должностного положения.

Ужесточаются санкции и за получение незаконного вознаграждения человеком, который работает в государственных органах, не являясь при этом должностным лицом, – в виде штрафа помимо ограничения или лишения свободы.

Также запланированы изменения в ст. 881 (освобождение от уголовной ответственности в связи с добровольными возмещением причиненного ущерба (вреда), уплатой дохода, полученного преступным путем) в части применения помилования в отношении осужденных.

Согласно новой редакции, чтобы решить вопрос об освобождении от уголовной ответственности, кроме погашения ущерба или уплаты дохода, полученного преступным путем, лицу необходимо будет выплатить и уголовно-правовую компенсацию за экономические преступления, которая составит от 100 до 200% от суммы ущерба.

Одновременно все коррупционные преступления в новом проекте квалифицируются как тяжкие или особо тяжкие.

Корректируются и ст.ст. 90 (условно-досрочное освобождение от наказания) и 91 (замена неотбытой части наказания более мягким). К осужденным за коррупционные преступления бывшим и действующим сотрудникам госорганов УДО и замена наказания на более мягкое применяться не будут.

Меньше арестов, больше запретов

В УПК корректировке подвергается применение мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога. Обещан индивидуальный подход при их назначении с учетом личности подозреваемого или обвиняемого, их возраста и состояния здоровья, рода занятий, семейного и имущественного положения (ст.ст. 124–127).

Также предложена абсолютно новая для национального законодательства мера пресечения – запрет определенных действий как мера ограничительного характера, не связанная с заключением под стражу. Запрет определенных действий может быть избран в любой момент производства по уголовному делу.

Среди них – нахождение в определенных местах и вблизи них, посещение определенных мероприятий или участие в них, пребывание с потерпевшим в одном жилом помещении, общение с определенными лицами, отправление и получение почтовой корреспонденции, использование средств связи и доступ в интернет, управление транспортом.

Предложения бизнеса

Со своей стороны деловое сообщество предлагает более широкий перечень статей УК, составы которых можно декриминализировать. В ответ на запрос Минэкономики юристы Минского столичного союза предпринимателей и работодателей в сентябре направили в ведомство предложения об исключении из кодекса двенадцати статей. Принятый в первом чтении законопроект касается только двух из них.

Так, предлагается перевести отдельные составы преступлений по ст. 215 (присвоение найденного имущества) в категорию дел частно-публичного обвинения, исключить из УК ст.

ст 219 (уничтожение либо повреждение имущества по неосторожности) и 223 (нарушение правил о сделках с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями), поскольку имеется административная ответственность за причинение имущественного ущерба (ст. 10.7 КоАП).

Кроме того, в бизнес-союзе считают возможным исключить ст. 225 (невозвращение из-за границы валюты). По мнению авторов письма, эта норма перестала быть актуальной: состав данного преступления не предполагает причинения какого-либо ущерба, есть лишь связь с нарушением установленной обязанности перечислять валюту в Беларусь.

«Предусмотренная в ст. 225 УК валюта в виде денег представляет собой собственность юридического лица или ИП, но никак не государства. Следовательно, и распоряжаться ею может лишь собственник, поэтому не представляется целесообразным устанавливать уголовную ответственность за неисполнение требования возврата валюты», –отметили в МССПиР.

Статью 233 (предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии) эксперты предлагают исключить на основании того, что за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии зарегистрированным юрлицом к ответственности привлекается только физлицо – руководитель организации.

Также, по мнению бизнес-союза, из УК можно исключить такие статьи, как 237 (незаконное получение кредита или субсидии), 239 (сокрытие экономической несостоятельности (банкротства)), 241 (препятствование возмещению убытков кредитору (кредиторам)), 242 (уклонение от погашения кредиторской задолженности), 250 (распространение ложной информации о товарах и услугах), 257 (обман потребителей) – учтено в законопроекте, и 273 (нарушение правил водопользования). По мнению экспертов, эти статьи на практике являются неработающими.

Автор публикации: Алексей АЛЕКСАНДРОВ

Источник: https://neg.by/novosti/otkrytj/ugolovnoe-zakonodatelstvo-predstoyaschie-izmeneniya

Жестче наказывать пьяных водителей и взяткодателей. Какие изменения хотят внести в УК

Поправки ук рб 243 2020

В Беларуси представили проект закона «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности», он опубликован на Национальном правовом портале.

По словам адвоката Антона Гашинского, основные нововведения в документе касаются статей, связанных с коррупцией, вождением в состоянии алкогольного опьянения или под действием наркотиков, а также новых способов наказания.

О том, что предлагают изменить и как, в материале TUT.BY.

Александра Квиткевич, TUT.BY

О коррупции

Немало внимания в проекте закона отведено коррупции. Разработчики предлагают усилить ответственность за получение взятки, говорит Антон Гашинский. При этом, если за данное преступление человека решат наказать ограничением свободы, теперь ему будет положен еще и штраф.

— Законодатели предлагают усилить ответственность за дачу взятки в особо крупном размере (ранее фигурировал только крупный размер), а также повысить ответственность лиц, давших взятки, если при этом они использовали должностное положение, — объясняет адвокат. — Кроме того, в проекте прописали более серьезное наказание за получение незаконного вознаграждения человеком, который работает в госорганах, но не является должностным лицом. В качестве дополнительного наказания для таких людей предусмотрен штраф.

Среди основных нововведений, которые содержит проект закона, — это изменения ст. 88−1 УК. Данная статья регулирует применение помилования в отношении осужденных, а также людей совершивших преступление в отношении государственной собственности или же имущества, юрлица с долей госсобственности.

Теперь, поясняет Антон Гашинский, чтобы решить вопрос об освобождении от уголовной ответственности, кроме погашения ущерба или уплаты дохода, полученного преступным путем, человеку придется выплатить еще и уголовно-правовую компенсацию за экономические преступления.

Это сто процентов от суммы ущерба (преступного дохода), а в некоторых случаях — и двести процентов.

— При этом, если раньше данные коррупционные преступления могли отнести к любой степени тяжести, то теперь их будут относить к тяжким либо особо тяжким преступлениям, — говорит адвокат.

Второй момент, на который обращает внимание собеседник, это ч. 8 ст. 90 УК и ч. 7 ст. 91 УК.

Эти нормы устанавливают, что к людям, которые осуждены за коррупционные преступления, не применяется условно-досрочное освобождение и замена неотбытой части наказания на более мягкое. Данные нормы, продолжает Антон Гашинский, остались.

Правда, законодатели предлагают сделать уточнение. Оно заключается в том, чтобы положения закона применялись только к тем, кто находился на должности в госорганах.

— Это значит, что на директора или, например, мастера на заводе, запрет на получение условно-досрочного освобождения распространяться не будет, — подчеркивает Антон Гашинский. — Для ясности в кодекс внесено примечание, кого именно следует считать лицом, занимающим государственные должности в государственных организациях.

О водителях

Снимок используется в качестве иллюстрации. Глеб Малофеев

Есть в проекте закона и изменения, которые затрагивают автовладельцев.

Законодатели предлагают увеличить наказание для водителей, которые в состоянии алкогольного опьянения или под действием наркотиков попали в ДТП, в результате которого погиб человек.

На данный момент, уточняет Антон Гашинский, наказание для них — до 7 лет тюрьмы, нововведение предлагает от 3 до 8 лет.

— Кстати, водителей, которые сядут за руль пьяными или в состоянии наркотического опьянения, также предлагают наказывать жестче, — продолжает собеседник. — Если сейчас их могут лишить прав на 5 лет, то в проекте закона за это предусмотрено лишение до 8 лет.

О конфискации

Еще одно из нововведений, которое вносится в Уголовный и Уголовно-процессуальный закон, — возможность применять специальную конфискацию.

— Суд может назначить ее для тех, кого освобождают от уголовной ответственности по амнистии или за истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности, — поясняет Антон Гашинский. — Специальную конфискацию суд может применить к имуществу или деньгам, которые были добыты преступным путем.

О животных

Более жесткое наказание ждет за повторно жестокое обращение с животными. Раньше за данное нарушение суд мог отправить человека за решетку на срок до года, теперь — до трех лет.

О расследованиях

Ольга Шукайло, TUT.BY

Ранее, продолжает собеседник, органы финансовых расследований осуществляли дознания по делам о коррупционных преступлениях только в экономической сфере.

— А по новому закону — по всем коррупционным преступлениям, а также по преступлениям, предусмотренным ст. 209 (Мошенничество), ст. 211 (Растрата или присвоение), ст. 216 (Причинение имущественного ущерба), ст. 427 и 428 (служебные подлог и халатность), и всем преступлениям, выявленным в экономической сфере.

О новых нормах наказания

В законопроекте предлагают внести изменения в меру пресечения в виде домашнего ареста. Так, учитывая состояние здоровья обвиняемого, таким местом содержания может стать и лечебное учреждение. При этом при освобождении человека от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности, депутаты предлагают убрать наказание в виде исправительных работ.

— Еще одним из новшеств является применение новой меры пресечения в виде запрета на совершение определенных действий, — говорит Антон Гашинский. — Например, обвиняемым могут запретить находиться в определенных местах, посещать какие-либо мероприятия, использовать средства связи и интернет.

Источник: https://news.tut.by/society/703075.html

«Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности»

Поправки ук рб 243 2020

2 октября 2020 года Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь принят в первом чтении проект Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» (далее — проект Закона), внесенный в Палату представителей Советом Министров Республики Беларусь 9 июля 2020 года.

Проект Закона подготовлен во исполнение пункта 27 плана подготовки законопроектов на 2020 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 декабря 2019 г. № 482, и продолжает последовательную и системную работу в направлении комплексной либерализации уголовной ответственности и обеспечения адекватности уголовно-правового воздействия содеянному.

В проекте Закона реализован ряд поручений Главы государства по вопросам ответственности в экономической сфере, противодействия коррупции, безопасности дорожного движения, применения специальной конфискации, улучшения качества работы правоохранительных органов.

Проектом Закона предлагается исключить из Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) 7 составов с административной преюдицией: незаконное распоряжение денежными средствами, находящимися на банковских счетах субъекта хозяйствования (ст. 2341 УК); обман потребителей (ст.

 257 УК); нарушение правил охраны недр (ч. 1 ст. 271 УК); нарушение правил радиационного контроля (ст. 326 УК); незаконное пользование эмблемой Красного Креста, Красного Полумесяца, Красного Кристалла (ст. 385 УК); самовольное занятие земельного участка (ст.

 386 УК); передача предметов или веществ лицу, содержащемуся в следственном изоляторе, исправительном учреждении, исполняющем наказание в виде лишения свободы, или арестном доме, либо получение от него предметов и веществ (ст. 412 УК).

Необходимая защита интересов общества от таких правонарушений будет обеспечена в рамках административной ответственности.

Проектом Закона предлагается исключить уголовную ответственность и за оскорбление (ст. 189 УК). Предполагается, что для эффективной защиты личности в таких случаях также будет достаточно мер административной ответственности и гражданско-правовых средств.

Три состава — уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 242 УК), принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 246 УК), нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ч. 1 ст. 321 УК), — переводятся в дела частно-публичного обвинения. Такие дела будут возбуждаться по требованию потерпевшего.

Ряд корректировок УК направлен на обеспечение сбалансированности мер ответственности за отдельные преступления. В частности, это касается коррупционных преступлений. Так, например, по отдельным составам коррупционных преступлений (дача взятки, посредничество во взяточничестве и незаконное вознаграждение) в качестве дополнительного наказания вводится штраф.

По поручению Главы государства в связи со значительным числом преступлений, совершаемых нетрезвыми водителями, ужесточается ответственность за преступления, совершенные в состоянии опьянения.

В Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь (далее — УПК) корректировке подвергаются меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога.

Предлагаемые изменения направлены на оптимизацию мер пресечения, а также на обеспечение максимально индивидуализированного подхода при их назначении с учетом личности подозреваемого или обвиняемого, их возраста и состояния здоровья, рода занятий, семейного и имущественного положения и др.

Проектом Закона уделяется внимание усилению гарантий обвиняемых (подозреваемых) в отношении применения самой строгой меры

пресечения — заключения под стражу. Вводится абсолютно новая для национального законодательства мера пресечения в виде запрета определенных действий.

Расширение действующей системы мер пресечения вызвано необходимостью увеличения сферы применения мер пресечения ограничительного характера, не связанных с заключением под стражу, а также недостаточной эффективностью таких мер пресечения, как залог и домашний арест.

В УПК вносятся положения, направленные на дополнительную регламентацию сроков расследования уголовных дел с целью недопущения их безосновательного затягивания, повышения эффективности прокурорского надзора, создания дополнительных правовых гарантий для участников уголовного процесса. Так, корректировкой ст. 190 УПК право продления сроков предварительного следствия свыше двенадцати месяцев предоставляется исключительно Генеральному прокурору и его заместителям.

В проект Закона также включены нормы, направленные на  совершенствование института освобождения от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба (вреда), уплатой дохода, полученного преступным путем (ст. 881 УК).

Таким образом, большинство предлагаемых изменений и дополнений направлены на устранение возникающих в правоприменительной практике проблемных вопросов, повышение эффективности отдельных правовых институтов, приведение УК и УПК в соответствие с законодательством.

Информация о законопроекте

Источник: http://house.gov.by/ru/zakony-ru/view/ob-izmenenii-kodeksov-po-voprosam-ugolovnoj-otvetstvennosti-1002/

Ответственность за преступления в сфере экономической деятельности. Изменения в УК

Поправки ук рб 243 2020

Юрий Александрович Никитин,
заместитель начальника отдела прокуратуры
Минской области, кандидат юридических наук,
доцент

На протяжении многих лет среди ученых и практических работников правоохранительных органов велись дискуссии о пределах уголовно-правового регулирования в сфере экономической деятельности.

При этом большинство исследователей указывало на необходимость пересмотра положений гл. 25 УК, обеспечения декриминализации ряда составов преступлений, смягчения уголовной репрессии в отношении бизнеса.

И вот, очевидно, указанные предложения были услышаны законодателем, и Законом N 171-З, который вступает в силу 19.07.2019, в УК внесены соответствующие изменения.

Законом N 171-З конфискация имущества исключена из числа дополнительных наказаний за совершенные преступления.

Обо всех внесенных изменениях подробно изложено ниже.

Так, прежде всего, следует обратить внимание на то, что декриминализированы такие преступления, как:

— нарушение порядка открытия счетов за пределами Республики Беларусь ;

— воспрепятствование законной предпринимательской деятельности ;

— лжепредпринимательство ;

— нарушение антимонопольного законодательства ;

— дискредитация деловой репутации конкурента .

Основанием к принятию такого решения, очевидно, стал тот факт, что практически все перечисленные статьи не применялись в правоприменительной практике.

Например, в период с 2001 по 2016 год не было зарегистрировано ни одного преступления, предусмотренного ст. 224 и 244 УК. Преступлений, предусмотренных ст. 232 и 249 УК, было выявлено 1 и 2 соответственно .

Примечание к гл. 25 УК Законом N 171-З изложено в новой редакции.

Если сейчас для привлечения виновного лица к уголовной ответственности за совершение экономического преступления требуется, чтобы его действиями был причинен ущерб на сумму, в двести пятьдесят и более раз (крупный размер) или тысячу и более раз (особо крупный размер) превышающую размер базовой величины, то с 19.07.

2019 крупный размер — размер на сумму, в тысячу и более раз превышающую размер базовой величины, а особо крупный — в две тысячи раз соответственно. То есть минимальный порог размера ущерба для преступлений гл.

25 УК увеличился в 4 раза (если иное не оговорено в примечаниях к конкретным статьям главы), и таким образом законодатель фактически декриминализировал деяния, ранее признаваемые преступлениями.

Кроме того, ч. 2 примечания к гл.

25 УК в редакции, не вступившей в силу, предусмотрено, что наказание в виде лишения свободы не может быть назначено впервые осуждаемому лицу, совершившему не представляющее большой общественной опасности или менее тяжкое преступление против порядка осуществления экономической деятельности (за исключением контрабанды, незаконных экспорта или передачи в целях экспорта объектов экспортного контроля, легализации («отмывания») средств, полученных преступным путем).

Таким образом, смягчено наказание за абсолютное большинство экономических преступлений.

Ряд диспозиций и санкций статей гл. 25 УК изложены в новых редакциях.

Так, несколько изменились наименование и диспозиция ст. 223 «Нарушение правил о сделках с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями» (ранее было «камнями»).

Кроме того, уголовную ответственность по ч. 1 ст. 223 УК в новой редакции влечет только совершение указанных преступных действий в крупном размере (ранее это был квалифицирующий признак — ч. 2 ст. 223 УК).

Соответственно смягчено наказание за совершение основного состава указанного преступления.

Сейчас незаконная сделка с драгоценными металлами и (или) камнями, совершенная в крупном размере, влечет наказание в виде штрафа, или ограничения свободы на срок до пяти лет, или лишения свободы на срок от трех до восьми лет.

В новой редакции за такие преступные действия установлено наказание в виде штрафа, или исправительных работ на срок до двух лет, или ареста, или ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на тот же срок.

В ч. 2 ст. 223 УК в новой редакции установлена повышенная уголовная ответственность за совершение действий, предусмотренных ч. 1, совершенных повторно, либо организованной группой, либо в особо крупном размере. В настоящее время два последних квалифицирующих признака предусматриваются в ч. 3 ст. 223 УК.

Смягчено наказание за совершение указанного преступления организованной группой и в особо крупном размере (если сейчас предусматривается наказание только в виде лишения свободы на срок от пяти до двенадцати лет, то в новой редакции — наказание в виде штрафа, или ограничения свободы на срок до пяти лет, или лишения свободы на срок от трех до восьми).

Незаконные использование либо разглашение сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг, или информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг влечет уголовную ответственность, только если это преступление совершено из корыстной заинтересованности и повлекло причинение ущерба в особо крупном размере (сейчас такие действия влекут повышенную ответственность по ч. 2 ст. 226-1 УК, которая будет исключена).

Что касается наказания, то сейчас за совершение данного преступления из корыстной заинтересованности предусматривается наказание в виде штрафа, или ограничения свободы на срок до четырех лет, или лишения свободы на срок до пяти лет.

В редакции УК, не вступившей в силу, аналогичные действия, повлекшие при этом причинение ущерба в особо крупном размере, наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

В примечании к ст. 231 «Уклонение от уплаты таможенных платежей» изменен крупный размер преступления: сумма неуплаченных таможенных платежей должна превышать в три тысячи раз размер базовой величины (сейчас две тысячи раз).

Статья 233 «Незаконная предпринимательская деятельность» в новой редакции именуется как «Предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии)».

Соответственно уголовно наказуемой будет являться только предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, сопряженная с получением дохода в крупном размере .

Сейчас уголовная ответственность предусматривается за предпринимательскую деятельность, которая в соответствии с законодательными актами является запрещенной либо осуществляется без регистрации в установленном законодательными актами порядке или без специального разрешения (лицензии).

Кроме того, за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 233 УК, будет снижен верхний предел наказания в виде лишения свободы с трех до двух лет.

https://www.youtube.com/watch?v=B17y-cUm-Jc

Что касается полученного дохода, то его крупный размер и особо крупный размер   будет исчисляться как указано в примечании к гл. 25 УК.

Не изменяется только исчисление размера дохода от предпринимательской деятельности, сопряженной с привлечением денежных средств, электронных денег или иного имущества граждан, который, как и ранее, признается полученным в крупном размере, если он в тысячу и более раз превышает размер базовой величины.

Претерпели изменения наименование и диспозиция ст. 237 УК «Выманивание кредита или субсидии».

Статья будет именоваться как «Незаконное получение кредита или субсидии».

Уголовно наказуемым является получение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица кредита или субсидии, совершенное с использованием заведомо ложных документов и сведений об обстоятельствах, имеющих существенное значение для получения кредита или субсидии, а равно несообщение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица информации о возникновении обстоятельств, влекущих приостановление или прекращение (дополнено) кредитования или субсидирования, повлекшие причинение ущерба в крупном размере (теперь уголовная ответственность наступает за сам факт представления заведомо ложных документов и сведений).

Таким образом, до вступления в силу изменений в статью основной состав указанного преступления является формальным, то есть на квалификацию действий как оконченного преступления не влияли такие обстоятельства, как фактическое получение или неполучение кредита или субсидии и причинение ущерба. С 19.07.2019 условием наступления уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 237 УК, выступает факт получения кредита или субсидии, повлекший причинение ущерба в крупном размере.

Также из диспозиции ч. 2 ст. 237 УК исключен такой квалифицирующий признак, как совершение преступления «с целью получения государственного целевого кредита».

Диспозиция ст. 243 УК «Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов» не претерпела существенных изменений.

Единственное, что теперь «уклонение от представления налоговой декларации (расчета)» — отдельное альтернативное преступное деяние, влекущее ответственность по данной статье, а в новой редакции оно отнесено к «сокрытию, умышленному занижению налоговой базы» (ответственность влечет уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы, в том числе посредством уклонения от представления налоговой декларации (расчета)).

Что касается санкции статьи, то к наказанию в виде лишения свободы в санкции ч. 1 ст. 243 УК добавлено наказание в виде штрафа («лишение свободы со штрафом»); к наказанию в виде ограничения свободы в санкции ч. 2 ст. 243 УК — штраф, а также в качестве дополнительного наказания — лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Кроме того, увеличены размеры крупного и особо крупного размера ущерба (с тысячи до двух тысяч и с двух тысяч до трех тысяч базовых величин соответственно).

Несколько изменен предмет преступления, предусмотренного ст. 252 УК «Коммерческий подкуп», а также расширен перечень субъектов этого преступления.

Так, уголовно наказуемым будет являться получение работником индивидуального предпринимателя или юридического лица, не являющимся должностным лицом, либо лицом, выполняющим работы или оказывающим услуги индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу по гражданско-правовому договору (дополнено), материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера (сейчас: денег, ценных бумаг, иного имущества или услуг имущественного характера) за действие (бездействие) в интересах дающего, связанное с выполняемой этим лицом работой или оказываемой услугой и заведомо способное причинить вред интересам собственника или его клиентов, либо предоставление такого вознаграждения.

Помимо этого, в примечании к ст. 252 УК в редакции, вступающей в силу 19.07.

2019, предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности при наличии определенных условий: лицо, предоставившее вознаграждение, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство такого вознаграждения либо если это лицо после предоставления вознаграждения добровольно заявило о содеянном и активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления.

Разглашение коммерческой тайны лицом, которому такая коммерческая или банковская тайна известна в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, повлечет уголовную ответственность, только если это преступление совершено из корыстной заинтересованности (сейчас: разглашение коммерческой тайны из корыстной или иной личной заинтересованности влекло повышенную ответственность по ч. 2 ст. 255 УК, которая в новой редакции исключена).

Что касается наказания, то сейчас за совершение данного преступления из корыстной заинтересованности предусматривается наказание в виде штрафа, или ограничения свободы на срок до четырех лет, или лишения свободы на срок до пяти лет.

В новой редакции аналогичные действия, повлекшие при этом причинение ущерба в особо крупном размере, наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Законом N 171-З также внесены изменения, касающиеся конфискации имущества.

В настоящее время конфискация имущества является дополнительным наказанием за совершение преступления, в новой редакции УК она исключена как из ч. 2 ст. 48 «Виды наказаний», так и из санкций статей Особенной части УК (в большинстве случаев она заменена штрафом).

Кроме того, ст. 46 УК дополнена ч. 2 следующего содержания: «При совершении преступления наряду с уголовной ответственностью, а также при освобождении лица от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, применяется специальная конфискация«.

При этом в новой редакции УК введена ст. 46-1 «Специальная конфискация», содержащая нормы, перешедшие из ст. 61 УК, которая будет исключена. Изменения коснулись только субъекта специальной конфискации: если ранее им выступал осужденный, то теперь — лицо, совершившее преступление, а также освобожденное от уголовной ответственности.

В связи с корректировкой норм УК внесены изменения в УИК, которые вступят в силу 18.07.2019: будут исключены ст. 166, 167, 169 и 171, касающиеся порядка исполнения наказания в виде конфискации имущества.

При этом новая редакция УИК дополнена гл. 23-1 «Порядок исполнения специальной конфискации», в которой содержатся ст. 181-1 и 181-2, содержащие нормы, которые сейчас предусмотрены в ст. 166 и 169 УИК.

Нормы ст. 167 «Имущество, подлежащее конфискации» и ст. 171 «Конфискация имущества, выявленного после исполнения приговора» обоснованно не нашли своего отражения в гл. 23-1 УИК, поскольку конфискация имущества как дополнительное наказание исключена из УК.

Соответственно исключена содержащаяся в ч. 1 ст. 169 УИК обязанность организаций и граждан, которым известно о наличии у них имущества осужденного, подлежащего конфискации, сообщить об этом в суд.

Все внесенные изменения свидетельствуют как о либерализации уголовного наказания в целом, поскольку исключено такое дополнительное наказание в виде конфискации имущества осужденных, так и о смягчении уголовной репрессии в отношении преступлений в сфере экономической деятельности, так как многие преступления этой категории полностью или частично декриминализированы, а за отдельные — снижено наказание.

Источник: https://ilex.by/otvetstvennost-za-prestupleniya-v-sfere-ekonomicheskoj-deyatelsnosti-izmeneniya-v-uk/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть