Постановление о помиловании

Помилование в уголовном праве

Постановление о помиловании

Внутренних причин, толкающих человека на совершение преступного деяния, не знает никто.

Каждый отдельно взятый случай строго индивидуален и бывают ситуации, когда какие-то детали уголовного делопроизводства были не приняты во внимание и судебным постановлением был вынесен неоправданно жесткий приговор.

Хороший уголовный адвокат, разобравшись в ситуации, поможет своему клиенту, своевременно подав апелляционную жалобу. В случаях, когда она не решила вопрос, может помочь только единоличное решение Президента о помиловании осужденного по уголовной статье.

Правовая сущность помилования

Под помилованием в юридической практике понимается акт, постановлением которого отменяется или смягчается наказание, установленное законным судебным приговором в отношении конкретного преступника.

В соответствии со смыслом ст.89 (п.В) Конституции России, право помиловать делегировано исключительно Президенту страны.

Акт о помиловании может быть вынесен только в отношении отдельно взятого осужденного, так как он является документом исключительного право применения и касается лишь гражданина, указанного в нем. Инициировать эту процедуру возможно лишь после вступления в силу судебного приговора.

Помилование в уголовном делопроизводстве

Практика помилования осужденного преступника существует с давних времен. Первое лицо государства во все времена имело право самоличного и коллегиального принятия решения, что тот или иной гражданин в силу его личных заслуг и государственной значимости может быть помилован или ему смягчается тяжесть наказания.

Порядок проведения помилования определяется правовыми нормами:

  • ст.85 Уголовно-процессуального кодекса России;
  • ст.50, ст.71 и ст.89 Конституции России;
  • ст.176 Уголовно-исполнительного кодекса России;
  • президентским указом за номером 1500 от 28 декабря 2001г.

В уголовном делопроизводстве помилование – это указ Президента России о частичном смягчении наказания или полном освобождении лица, осужденного по приговору суда.

Кроме того, указом можно только снять судимость, но нельзя отменить уже воплощенные по факту виды наказаний (взысканный штраф и т.п.).

Ввиду своей занятости Президент государства не может подробно вникать в детали каждого прошения о помиловании и изучать обстоятельства каждого преступного деяния, совершенного лицом, от имени которого подается прошение. По этой причине прежде чем оно попадет на подпись Президенту, прошение изучается:

  • в уголовной исполнительной инспекции, опекающей место заключения, лица, подавшего прошение;
  • руководством уголовно-исполнительного учреждения;
  • комиссией граждан административной единицы или образования;
  • местными органами власти, руководитель которой подает прошение о помиловании.

Адвокат в Санкт-Петербурге, обладая необходимым опытом и юридическим знаниями, сможет не только правильно составить прошение о помиловании, но и проследить все этапы его прохождения по соответствующим инстанциям.

Кто может подать прошение о помиловании

Право на подачу прошения имеет каждый осужденный, являющегося гражданином России вне зависимости от тяжести наказания. Решения о помиловании может приниматься только по каждому отдельно взятому лицу, подавшему прошение. Оно принимается лишь после рассмотрения всех обстоятельств и доказательной базы совершенного преступного деяния.

Прошение отклоняется если:

  • осужденный совершил преступное деяние во время прохождения испытательного срока по условному освобождению;
  • гражданин находится на свободе по условно-досрочному освобождению;
  • осужденный является неоднократным нарушителем порядка содержания;
  • гражданин освободился по амнистии;
  • гражданин уже был ранее помилован;
  • в отношении осужденного уже применялось смягчение тяжести наказания.

Различие и сходство между помилованием и амнистией

Для непосвященного в юридические тонкости человека разница между помилованием и амнистией незначительна или полностью отсутствует. В целом это понятно, так как обе предусматривают освобождение от отбывания наказания и представляют собой одно из средств внесудебного смягчения или отмены назначенного судом наказания.

Однако между этими двумя правовыми понятиями существуют отличия.

  • Действие амнистии распространяется одновременно на несколько осужденных, в то время как помилование касается только одного.
  • Помиловать можно лишь подавшего прошение осужденного, в то время как амнистия применяется к группе осужденных, независимо от желания каждого из них. Тем не менее каждый попавший по действие амнистии обязан подписать свое согласие с ней.
  • Помилование применятся только после изучения характеристики осужденного и обстоятельств дела. Под действие амнистии попадает круг осужденных, объединяемых категорией преступного деяния, видом или тяжестью наказания.
  • Помиловать может только первое лицо государства, в то время как амнистия назначается судебным учреждением.

Помилование является правовым актом, корректирующим практику исполнения наказаний за уголовное преступление в случаях, когда назначено неоправданно тяжелое наказание или, когда оно касается граждан, имеющих право на снисхождение. Это предопределяет избирательность процедуры помилования, амнистия же предполагает распространение решения на большое количество осужденных.

Кроме того, следует знать, что осужденный по рядовому преступному деянию скорее всего процедурой помилования воспользоваться не сможет, поскольку для этого должны быть очень веские и значимые причины.

Кто имеет в 2019 году право на подачу прошения о помиловании

Подать прошение Президенту имеет право любой осужденный–гражданин РФ, независимо от тяжести определенного судебным постановлением наказания. Также такое прошение могут подать родные, коллеги и друзья осужденного.

Однако такую инициативу в первую очередь должен проявить сам осужденный, подав на имя Президента соответствующее прошение, которое должен составить адвокат по уголовным делам, имеющий необходимую квалификацию и опыт. Если осужденный этого не делает, ходатайства близких, родственников, коллег и друзей рассматриваться не будут. Их прошения могут только прилагаться к ходатайству осужденного о помиловании.

Если по каким-либо причинам поданное осужденным прошение будет отклонено Президентом России, то повторное его рассмотрение возможно только через календарный год, кроме ситуаций, когда возникают весомые обстоятельства.

Сама по себе процедура помилования через прошение от осужденного достаточно длительная и сложная, но это реальная возможность получить смягчение или освобождение от наказания и пренебрегать ею не следует.

Источник: https://sstumanov.ru/pomilovanie-v-ugolovnom-prave/

Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500

Постановление о помиловании

Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500
“О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации”

16 марта 2007 г., 19 мая 2009 г., 25 июня 2012 г., 7 декабря 2016 г., 14 декабря 2020 г.

В целях совершенствования механизма реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по осуществлению помилования, обеспечения участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием, постановляю:

1. Образовать на территориях субъектов Российской Федерации комиссии по вопросам помилования.

2. Установить, что основными задачами комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации являются:

предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании, поданных осужденными, находящимися на территории субъекта Российской Федерации, а также поступивших от лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую или непогашенную судимость;

подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

абзац утратил силу с 14 декабря 2020 г. – Указ Президента России от 14 декабря 2020 г. N 787

подготовка предложений о повышении эффективности взаимодействия учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иных государственных органов, органов местного самоуправления, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание;

осуществление контроля за соблюдением права лица просить о помиловании.

3. Установить, что:

состав комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации и председатель комиссии утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

в состав комиссии входят не менее 11 человек;

членами комиссии могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию;

решение комиссии считается правомочным, если на ее заседании присутствуют не менее половины членов комиссии. Решения принимаются большинством присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве членов комиссии голос председателя комиссии является решающим;

состав комиссии обновляется на одну треть один раз в пять лет.

Предусмотреть, что не менее двух третей состава комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.

5. Упразднить Комиссию по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации.

6. Утратил силу.

7. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 12 января 1992 г. N 17 “О Комиссии по вопросам помилования” (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 4, ст.154);

распоряжение Президента Российской Федерации от 27 февраля 1992 г. N 84-рп “О Комиссии по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации”;

распоряжение Президента Российской Федерации от 16 марта 1994 г. N 137-рп “О некоторых вопросах деятельности Комиссии по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации” (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 12, ст.879);

распоряжение Президента Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 523-рп “О Комиссии по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст.216);

распоряжение Президента Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. N 410-рп (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 40, ст.3953).

8. Главному государственно-правовому управлению Президента Российской Федерации в месячный срок представить предложения по приведению нормативных правовых актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом.

9. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской ФедерацииВ.Путин

Москва, Кремль

28 декабря 2001 г.

N 1500

Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации
(утв. Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500)

16 марта 2007 г., 19 мая 2009 г., 25 июня 2012 г., 7 декабря 2016 г.

Пункт 4 Указа, утвердивший настоящее Положение, утратил силу с 14 декабря 2020 г. – Указ Президента России от 14 декабря 2020 г. N 787

Источник: https://base.garant.ru/12125251/

Президент помилует… всех… кто до него дойдет

Постановление о помиловании

Основная регламентация уголовно-правового института помилования должна быть всё-таки в уголовном, а не в ином законе, тем более в подзаконных актах, ввиду общих положений Уголовного кодекса:  

– «Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса» (ч. 1 ст. 1 УК РФ); 

– «Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом» (ч. 1 ст. 3 УК РФ). 

Однако в нашем уголовном законе установлено лишь то, что «помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица» (ч. 1 ст. 85 УК РФ).

И в другом, смежном законе – уголовно-исполнительном, «развивается», что «осужденный вправе обратиться к Президенту Российской Федерации с ходатайством о помиловании… через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание» (ст.

176 УИК РФ). Законодательно о помиловании, вроде, и всё… 

Основная же регламентация института помилования содержится в подзаконном акте – Указе Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (далее Указ № 1500). 

Согласно Указу № 1500 Президент РФ осуществляет помилование только тех осужденных, по материалам которых:  

Во-первых: получены положительные сведения и дополнительные документы от администрации учреждения, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. 

Во-вторых: дано положительное заключение комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации (только ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства заявителя, остальные направляются администрацией учреждения или органом, исполняющим наказание по месту его отбывания). 

В-третьих: Президенту внесено представление высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).  

Вот такое уголовно-правовое «горнило»… для общего начала.      

Этим же Указом № 1500 утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, в соответствии с п. 2 которого в Российской Федерации… «помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных»:

а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;

б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;

г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;

д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;

е) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием».

При этом в п. 12 Положения установлено, что при рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:

а) характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

б) поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

в) срок отбытого (исполненного) наказания;

г) совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

д) применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;

е) возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

ж) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

з) другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства. 

Думается, что данным нормам уголовно-правового характера надлежащее место в УК РФ в соответствии с приведенными вначале общими нормами уголовного закона. И как видим, практическая реализация законодательных положений о помиловании совсем не оптимистична.

При том, что существует еще и очень содержательный Приказ Министерства юстиции РФ от 8 апреля 2015 г.

№ 83 «Об утверждении Инструкции об организации работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с ходатайствами осужденных о помиловании»…  

Источник: https://zakon.ru/blog/2019/04/30/prezident_pomiluet_vseh_kto_do_nego_dojdet

Совет при Президенте Российской Федерациипо развитию гражданского общества и правам человека

Постановление о помиловании

Проект

Указ Президента Российской Федерации

О внесении изменения и дополнений в Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 (с изменениями от 16 марта 2007 г., 19 мая 2009 г.) и в Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании, утвержденное

Исходя из того, что помилование представляет собой гуманистический акт высшей власти, учитывая, что полномочия по помилованию согласно Конституции Российской Федерации принадлежат исключительно главе государства и не могут быть делегированы кому бы то ни было, принимая во внимание, что конституционное право ходатайствовать о помиловании принадлежит каждому осужденному, является абсолютным и не может быть ограничено нормативно ни при каких условиях, учитывая, что при исчерпании национальных средств обжалования приговоров в российской судебной системе отсутствуют эффективные правовые средства для исправления судебных ошибок, связанных с незаконным и необоснованным осуждением, учитывая, что согласно государственным программам продолжается реформирование института пересмотра судебных актов с целью обеспечить максимальное устранение незаконных и необоснованных приговоров по уголовным делам, учитывая неудовлетворительное состояние условий содержания под стражей осужденных к лишению свободы, принимая во внимание низкое качество тюремной медицины, повторяющиеся факты гибели лиц, подвергшихся аресту в качестве меры пресечения, и рост заболеваемости среди отбывающих наказание, связанное с лишением свободы, обращая внимание на выявляемые правозащитными организациями факты нарушения прав граждан, содержащихся под стражей, исходя из сокращающегося в последние годы числа помилованных лиц, а также из нерешенности задачи социально обоснованной декриминализации ряда преступлений ненасильственного характера, Внести в Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500 (с изменениями от 16 марта 2007 г., 19 мая 2009 г.) следующие изменения и дополнения: 1) изложить пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500 в следующей редакции: «2. Установить, что основными задачами комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации являются: подготовка материалов к рассмотрению ходатайств лиц, осужденных на основании вступившего в законную силу приговора суда Российской Федерации, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, а также отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость, в целях их представления Президенту Российской Федерации; осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента Российской Федерации по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных; подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание. 2) дополнить Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500 пунктом следующего содержания: «Главному государственно-правовому управлению Администрации Президента Российской Федерации в месячный срок подготовить предложения по утверждению Распоряжения Президента Российской Федерации о порядке представления и рассмотрения материалов комиссиями по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации (далее – комиссии), которым, в частности, должна регламентироваться обязанность сообщать осужденному или лицу, отбывшему назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость, защитнику осужденного, его законному представителю, о результатах рассмотрения ходатайства по существу, а в случае решения об отказе в удовлетворении ходатайства – о мотивах отказа.». Внести в Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500, следующие изменения и дополнения: 3) дополнить пункт 1 Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании после слов«осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость» словами: «, защитника осужденного, его законного представителя, а также при наличии ходатайства со стороны органов и организаций или со стороны авторитетных общественных деятелей в отношении помилования определенного лица или группы лиц». 3) заменить в подпункте а) пункта 2 Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании слова «… и отбывающих наказание на территории Российской Федерации» на слова «для отбывания наказания на территории Российской Федерации». 4) изложить последний абзац пункта 2 Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в следующей редакции: «При этом помилование как правило не применяется в отношении осужденных: а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения; б) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования. 5) изложить пункт 4 Положения в следующей редакции: «Ходатайство о помиловании регистрируется в день его подачи администрациейучреждения или органа, где на данный момент находится лицо, ходатайствующее о помиловании, в специальном журнале учета ходатайств о помиловании, о чем сообщается заявителю под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается. В случаях, когда ходатайствующее о помиловании, в том числе о снятии судимости, лицо не отбывает наказание в месте принудительного содержания под стражей, ходатайство направляется заявителем в соответствующее учреждение федерального органа пробации по контролю и надзору либо самостоятельно в комиссию по месту жительства заявителя. 6) в первом абзаце пункта 5 слова «в территориальный орган уголовно-исполнительной системы» заменить словами «в комиссию». 7) во втором абзаце пункта 5 исключить подпункт г), считать подпункт д) подпунктом г), подпункт е) подпунктом д), подпункт ж) подпунктом е), подпункт з) подпунктом ж), изложив его в следующей редакции: «ж) представление администрации учреждения или органа, где на данный момент находится лицо, ходатайствующее о помиловании, либо учреждения федерального органа пробации по контролю и надзору (далее – администрация учреждения), содержащее сведения из личного дела осужденного, относящиеся к обстоятельствам отбывания им наказания.». 8) исключить пункты 6 и 7 Положения; 9) считать пункт 8 Положения пунктом 6, изложив его в следующей редакции: «6. Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет материалы, относящиеся к применению акта помилования в отношении осужденного в Администрацию Президента Российской Федерации. Комиссия вправе изложить в представлении мнения ее членов о желательности применения акта помилования к осужденному. Администрация Президента Российской Федерации не позднее чем через 15 дней со дня поступления указанных материалов представляет Президенту Российской Федерации все поступившие сведения и материалы о ходатайствах о помиловании.». 10) считать пункт 9 Положения пунктом 7, изложив его в следующей редакции: «7. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) издает Положение о порядке учета ходатайств о помиловании и иных материалов, поступивших в комиссии, и их направления Президенту Российской Федерации, которым также регламентируется порядок информирования осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость, либо защитника осужденного, его законного представителя. В случае, если комиссией принято решение об отказе в принятии ходатайства о помиловании по основаниям, связанным с недостатками в оформлении ходатайства, данный порядок должен предусматривать сроки повторного рассмотрения после устранения указанных недостатков.». 11) считать пункт 10 Положения пунктом 8, изложив его в следующей редакции: «8. Список лиц, представленных комиссией Президенту Российской Федерации для рассмотрения ходатайств об их помиловании, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта Российской Федерации в месячный срок со дня принятия такого решения. Опубликованию подлежит информация, содержащая фамилию и инициалы каждого осужденного, в отношении которого поставлен вопрос о помиловании, а также указание на статью уголовного закона, по которой он осужден. При этом комиссия вправе также обнародовать мотивы, которыми она руководствуется, высказывая свое мнение в пользу решения о помиловании. 12) считать пункт 11 Положения пунктом 9, изложив его в следующей редакции: «9. В случае перевода осужденного, подавшего ходатайство о помиловании, в другое учреждение, исполняющее наказание, освобождения его от отбывания наказания, а также изменения иных обстоятельств, имеющих существенное значение для решения вопроса о помиловании, администрация учреждения обязана уведомить об этом комиссию, а также Администрацию Президента Российской Федерации. 13) считать пункт 12 Положения пунктом 10, изложив его в следующей редакции: «10. При рассмотрении Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании по существу принимаются во внимание: а) обстоятельства осуждения и отбывания или исполнения наказания ходатайствующего лица, а также применение ранее в отношении него акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания; б) срок отбытого (исполненного) наказания; в) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст; г) другие обстоятельства, если осужденный или комиссия сочтут их существенными для рассмотрения ходатайства». 14) считать пункт 13 Положения пунктом 11 изложив его в следующей редакции: «11. При представлении Президенту Российской Федерации ходатайства о помиловании комиссия вправе запросить от администрации учреждения, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Указанные органы обязаны направить ответ на запрос комиссии не позднее чем через семь дней со дня получения запроса в отношении лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести и не позднее чем через десять дней – в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление.» 15) считать пункт 16 Положения пунктом 14, заменив в нем слова «не ранее чем через год» словами «не ранее чем через полгода».

16) Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации
Д.А. Медведев

К оглавлению ↑

Источник: http://president-sovet.ru/documents/read/237/

Ходатайство о помиловании

Постановление о помиловании

Ходатайство о помиловании. Осужденный вправе обратиться к Президенту Российской Федерации с ходатайством о помиловании. Ходатайство о помиловании осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.

Помилование осуществляется путем издания указа Президента Российской Федерации о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.

В Российской Федерации помилование применяется:а) в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации;б) в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;в) в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.При этом помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;

е) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

Порядок представления ходатайств о помиловании

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в письменной форме.

Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, а в отношении осужденных, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, — администрацией следственного изолятора (далее — администрация учреждения) в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи.

Ходатайство о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести, направляется администрацией учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через 10 дней со дня его подачи, а ходатайство о помиловании лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, — не позднее чем через 20 дней со дня его подачи.

Какие документы нужно приложить к ходатайству о помиловании

К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются следующие документы:а) копия приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров);б) извещение о вступлении приговора суда в законную силу;в) справка о состоянии здоровья осужденного;г) сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются);д) анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении;е) сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация;ж) справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности;з) представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.Копия представления администрации учреждения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов администрацией учреждения, в котором исполняется наказание.

К ходатайству о помиловании по просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании.

Администрация учреждения уведомляет осужденного о направлении ходатайства о помиловании в территориальный орган уголовно-исполнительной системы под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации (далее именуется — комиссия) по месту жительства заявителя.

Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через пять дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, — не позднее чем через семь дней) представляет его в комиссию, а также информирует о ходатайстве Федеральную службу исполнения наказаний.
Федеральная служба исполнения наказаний ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Администрацию Президента Российской Федерации сведения о ходатайствах о помиловании, поступивших в территориальные органы уголовно-исполнительной системы и направленных в соответствующие комиссии.Администрация Президента Российской Федерации не реже одного раза в квартал представляет Президенту Российской Федерации обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании.

Учреждения уголовно-исполнительной системы совместно с органами внутренних дел Российской Федерации осуществляют оперативный обмен информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании.

Органы прокуратуры Российской Федерации, следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенные органы Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы, Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы участвуют в оперативном обмене информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании.

Положение об оперативном обмене информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании, утверждается совместным нормативным правовым актом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службой, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службой судебных приставов.

Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем через 10 дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, — не позднее чем через 15 дней) и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. К представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) прилагаются ходатайство о помиловании, заключение комиссии, а также документы, указанные в пункте 5 настоящего Положения.

Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта Российской Федерации в месячный срок со дня принятия такого решения. Опубликованию подлежит информация, содержащая фамилию и инициалы каждого осужденного, рекомендованного к помилованию, а также указание на статью уголовного закона, по которой он осужден. При этом высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может также обнародовать мотивы, которыми он руководствовался при принятии соответствующего решения.

В случае перевода осужденного, подавшего ходатайство о помиловании, в другое учреждение, исполняющее наказание, освобождения его от отбывания наказания, а также изменения иных обстоятельств, имеющих существенное значение для решения вопроса о помиловании, администрация учреждения обязана уведомить об этом территориальный орган уголовно-исполнительной системы, комиссию, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также Администрацию Президента Российской Федерации.

На что обращают внимание при рассмотрении ходатайства о помиловании

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:а) характер и степень общественной опасности совершенного преступления;б) поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;в) срок отбытого (исполненного) наказания;г) совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;д) применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;е) возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;ж) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

з) другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

При рассмотрении ходатайства о помиловании высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или комиссия вправе запросить от администрации учреждения, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Указанные органы обязаны направить ответ на запрос высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или комиссии не позднее чем через семь дней со дня получения запроса в отношении лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, не позднее чем через 10 дней).

Указ Президента Российской Федерации о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган уголовно-исполнительной системы, администрацию учреждения.
Об отклонении Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо по его поручению председателем комиссии.

В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Если подсудимый осужден к смертной казни, то председательствующий разъясняет ему право ходатайствовать о помиловании (п. 3 ст. 310 УПК РФ).
Смертная казнь, как вид наказания, предусмотрена ст. 59 УК РФ. Однако в соответствии с п. 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 02.02.

1999 N 3-П «с момента вступления в силу настоящего Постановления и до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории Российской Федерации каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух народных заседателей».

Смотреть другой образец ходатайства…

Президенту РФ _________________
(Ф.И.О. Президента)

От ___________________________
(Ф.И.О. осужденного)

Ходатайство о помиловании

«___»__________ ____ г. приговором ________ (наименование суда) ___________ суда (копия приговора прилагается) я был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. ______ УК РФ _____________, и осужден к ______________ с отбыванием наказания в  ________ (указать преступление) _____________.

Я раскаиваюсь в совершенном преступлении ____________ (привести доводы, свидетельствующие о том, что осужденный раскаялся и более не представляет серьезной общественной опасности) __________________.

На основании изложенного и в соответствии со ст. 85 УК РФ

ПРОШУ:

Помиловать меня и заменить _______________ более мягким видом наказания

Вариант №1
сократить срок наказания до ______________;

Вариант №2
освободить меня от дальнейшего отбывания наказания).

Приложение: 1. Копия приговора ______ (наименование суда) _______ суда от «___»__________ ____ г.

2. __________________________________.

____________/_______________/
(подпись) (расшифровка подписи)

«___»__________ ____ г.

Закон РАА

Свежие записи

Сумма: от 1 000 до 3 000 000 рублей

Срок: от 7 дней до 5 лет

Время рассмотрения: моментально

Деньги переведем на карту или выдадим наличными.

Источник: https://law-raa.ru/xodatajstvo-o-pomilovanii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.