Правила банковской деятельности

Закон о банках, федеральные законы о банковской деятельности, страхование в банках, ФЗ центрального банка

Правила банковской деятельности

Банковская система РФ состоит из Банка России, представительств иностранных банков, а также кредитных организаций вместе с филиалами. Правовое регулирование этих организаций закреплено в Конституции РФ, ФЗ «О банковской деятельности» и «О центральном банке», а также некоторыми другими законами и подзаконными актами.

  1. Закон о банках
  2. Федеральные законы о банках
  3. Закон о банках и банковской деятельности
  4. Страхование в банках закон
  5. Федеральные законы центрального банка
  6. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1  
  7. Принципы банковского законодательства    
  8. Направления эволюции банковского законодательства      
  9. Нормативно-правовые акты        

Закон о банках

Основной документ, который регулирует деятельность банков, а также создание и функционирование кредитных организаций РФ – Федеральный закон о банковской деятельности и банках, который больше известен под названием ФЗ о банках.

Принятие документа состоялось еще в далеком 1990 году, под номером 395-1.

В составе документа 7 глав, 43 статьи, в которых сформулирован перечень ключевых моментов деятельности кредитных организаций всех форм организационно-правовой собственности.

Помимо ФЗ О банках деятельность кредитных организаций регламентируется перечнем других нормативно-правовых актов, среди которых законы о Центральном банке Российской Федерации, о национальной платежной системе, о страховании вкладов, закон о кредитной истории и валютном регулировании.

Примечательно, что в законе о кредитной истории можно найти даже информацию о банках, у которых есть проблемы с кредитной историей. В эту же категорию относятся ФЗ о залоге недвижимости, ипотеке, а также закон, направленный на борьбу с отмыванием доходов и противодействию терроризму.

Среди основных положений закона о банковской деятельности особое внимание рекомендуется обратить на процедуру лицензирования и регистрации банков, а также их филиалов и представительств, положения о банкротстве банков и порядке отзыва лицензии.

В законе также освящены ключевые моменты, которые касаются стабильности и надежности работы банковских структур, затрагиваются вопросы по защите прав вкладчиков, сформулировано понятие банковской тайны, а также нормативы банковской деятельности, которые определяются по инициативе ЦБ РФ.

В законе приведена информация о принципах обслуживания банковских клиентов, проведении типовых операций, принципах формирования размерах комиссионных выплат, а также формирования ставок по кредитам и депозитам.

Страхование в банках закон

Кредитные организации не имеют права заниматься страховой, а также торговой и производственной деятельностью.

Действующие ограничения не касаются договоров, которые используются в качестве производных финансовых инструментов.

Как правило, такие документы предусматривают обязанность передачи, продажи или покупки товара на предварительно оговоренных условиях в случае прекращения обязательства на поставку без исполнения в натуре.

Федеральным законом «О Центральном банке» определяется в первую очередь понятие организации как юридического лица, которое самостоятельно осуществляет профессиональную деятельность, имеет уставной капитал и находится в федеральной собственности. При этом ЦБ РФ не несет ответственности за долги государства.

Среди основных профессиональных задач главного банка страны – работа над развитием, укреплением, повышением эффективности и бесперебойным функционированием банковской и платежной системы страны, а также сохранение устойчивости национальной валюты государства.

ЦБ РФ также отвечает за эмиссию денежных средств и организацию их обращения.

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1  

Основной закон, определяющий структуру финансовой системы и устанавливающий нормы банковской деятельности – это Федеральный закон от 02.12. 1990 № 395-1. В этом документе дается понятие “банку”, “банковской группе”, “кредитной организации”, “банковским операциям”, “вкладам и вкладчикам” и другой финансовой терминологии и образованиям.

Также в законе прописаны правовые нормы и порядки регистрации, получение разрешительной документации различных финансовых структур, определены статусы вкладчиков, способы обеспечения надежности, а также формы страхования вкладов.

Исчерпывающую информацию относительно квалификационных требований к руководителям финансовых организаций, условия реорганизации и отзыв лицензий могут найти в этом документе каждый интересующийся.

Принципы банковского законодательства    

Правовые нормы банковской деятельности основаны на двух группах принципов.

1. Общие принципы банкоского законодательства, определяющие правовой статус банковских организаций и устанавливающие нормы экономической модели РФ.

Сюда относятся такие принципы:

  • свободы экономической деятельности;
  • неприкосновенности собственности;
  • необходимости конкуренции и запрещения монополии;
  • осуществления банковской деятельности на едином экономическом пространстве.

2. Специфические принципы банковского законодательства, регламентирующие порядок организации, развития и функционирования банковской системы.

В эту группу включены принципы:

  • организационно-правового построения финансовой системы;
  • определяющие порядок осуществления банковской деятельности;
  • независимости Центробанка;
  • банковской тайны.

Комплексное описание норм и принципов можно найти в оригинале документа.

Направления эволюции банковского законодательства      

Банковское законодательство, конечно занимает ключевую позицию в регулировании финансовой и банковской системы в стране, определяя форму деятельности и правовой регламент тех или иных банковских структур. Но это не означает, что оно не совершенствуется и не эволюционирует.

По мере формирования и развития банковской системы, законы становились более определенными и жесткими, в целях предотвращения банкротства банков, мошеннических действий и спекуляций.

Направления эволюции банковского законодательства заключается, в большинстве случаев, во внесении поправок и дополнений к главам и пунктам документа, в связи с конъюнктурой, меняющимися условиями и динамикой экономической жизни страны. Эти необходимые коррективы расширяют правовое поле действия законодательства, повышают эффективность и оптимизируют в целом банковскую систему государства.

Пакет нормативно-правовых актов, регламентирующих взаимоотношения в банковской сфере – это Банковское законодательство.

Оно определяется правовым режимом, который транслирует порядок управления и регулирования банковской деятельностью.

Основные цели правового режима заключаются в препятствовании неправомерному банкротству, мошенническим действиям, недобросовестной конкуренции, спекуляции, а также в повышении доверия к банкам.

Помимо этого, нормативно-правовые акты прописывают виды и типы банковских организаций, форму их собственности, функции и статус центрального банка страны. В этих документах определена модель деятельности на рынке ценных бумаг и лицензирование банковско-кредитного сервиса, а также форма взаимоотношений центрального банка с финансовыми учреждениями.

Все эти задачи имеют государственное значение и влияют на экономическую мощь государства и уровень жизни его населения.

Совет от Сравни.ру: Федеральный закон о банковской деятельности, который регулирует работу кредитных организаций – один из основополагающих нормативных документов для организации работы финансового сектора экономики страны. Периодически к положениям документа обращаются сотрудники банков, экономисты, юристы, судьи, бухгалтера, адвокаты и заемщики, которым необходимо как минимум знакомство с этим нормативно-правовым документом.

Источник: https://www.Sravni.ru/enciklopediya/info/zakon-o-bankakh/

Фз о банках и банковской деятельности с последними изменениями

Правила банковской деятельности

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Банковская деятельность на территории Российской Федерации регулируется рядом федеральных законов и большим количеством правовых актов, которые направлены на отдельные узкие банковские специальности и специфические операции. Основным законом в банковской сфере является ФЗ-395-1.

Общие положения 395-1 ФЗ

Перечень законодательных актов, являющихся основными в сфере регулирования банковской деятельности:

  • ФЗ-351-1 — О банках и банковской деятельности — является основополагающим законом в области регулирования работы банков. Он определяет базовые понятия и термины, классифицирует банковские организации и документы, определяет отношения между государством, банками и клиентами, а также устанавливает порядок регистрации кредитных учреждений и их деятельность.
  • ФЗ-86 — О Центральном банке Российской Федерации — регулирует деятельность главной финансовой организации страны, а также её филиалов. Банк России устанавливает национальную валюту, следит за её стабильностью и контролирует работу всех кредитных организаций.
  • ФЗ-161 — О национальной платёжной системе — устанавливает порядок осуществления денежных переводов и правила предоставления платёжных услуг на территории РФ.
  • И-153 — Инструкция ЦБ РФ об открытии и закрытии банковских счетов — предусматривает необходимые документы для создания банковского счёта, а также правила его использования.
  • И-139 — Инструкция ЦБ РФ об обязательных нормативах банков — устанавливает правила расчёта обязательных банковских нормативов.

Также необходимо обратить внимание на Конституцию РФ, а именно на статьи 71, 74, 75, 83, 103, 106, которые разрешают и ограничивают работу банков, а также статья 857 ГК РФ, которая определяет понятие банковской тайны и предусматривает правила её соблюдения.

ФЗ 311 в последней редакции здесь:

Кроме вышеперечисленных законодательных актов, являющихся краеугольным камнем в банковской системе Российской Федерации, существует большое количество узконаправленных документов, которые регулируют отдельные виды деятельности банковских и кредитных учреждений. Все нормативные акты постоянно редактируются и совершенствуются с целью улучшения работы финансовой сферы государства.

ФЗ о судебной системе с актуальными изменениями на 2018 год. Ссылка тут:

Далее рассмотрим Федеральный закон “О банках и банковской деятельности”.

О последних нововведениях в ФЗ №116 читайте тут:

Краткое содержание ФЗ-351-1 по главам:

  • Глава 1 предусматривает общие положения закона: определяет основные термины, используемые в банковской сфере, устанавливает виды финансовых и кредитных организаций, а также предусматривает основные правила их функционирования;
  • Глава 2 регулирует порядок регистрации кредитных и банковских учреждений, правила получения соответствующей лицензии для осуществления деятельности и особенности ликвидации указанных организаций;
  • Глава 3 перечисляет требования для обеспечения стабильной работы банковской системы, а также для защиты прав и интересов вкладчиков;
  • Глава 4 устанавливает правила межбанковских отношений и порядок обслуживания клиентов;
  • Глава 5 предусматривает особенности открытия и функционирования филиалов кредитных организаций на территории иностранных государств;
  • Глава 6 определяет особенности осуществления банковских вкладов физическими лицами и правила их обязательного страхования;
  • Глава 7 устанавливает требования к ведению бухгалтерского учёта в банковских организациях и порядок надзора за деятельностью кредитных учреждений.

Закон о банковской деятельности вступил в силу 2 декабря 1990 года. С момента принятия он неоднократно дополнялся и редактировался. Последние изменения ФЗ-351-1 произошли 31 декабря 2017 года.

Какие были внесены изменения?

В ходе последнего изменения законодательства о банках Российской Федерации, которое было внесено 12 декабря 2017 года законом № 482-ФЗ, были дополнены следующие статьи:

  • В статью 8, предусматривающую правила раскрытия банковской тайны, было внесено положение, которое даёт право Правительству РФ устанавливать особые случаи для кредитных организаций, когда предназначенная для раскрытия информация может не оглашаться или оглашаться частично;
  • Статья 30, определяющая взаимоотношения банков и клиентов, была дополнена положением, которое предусматривает заключение электронных соглашений, подписанных цифровыми подписями. Электронные документы являются равносильными бумажным, а цифровые подписи будут использоваться для идентификации клиентов. Данная поправка вступит в силу 30.06.2018.

Статья 20, предусматривающая основания для прекращения действия лицензии на осуществление банковской деятельности, состоит из следующих положений:

  • Центральный банк России вправе отозвать лицензию у кредитной организации в перечисленных далее случаях:
    • информация, на основании которой была выдана лицензия, является недостоверной;
    • банковские операции, предусмотренные лицензией, не производятся в течении года с момента её выдачи;
    • существенная недостоверность отчётных данных;
    • ежемесячная отчётность задерживается более 15 дней;
    • осуществление банковских операций, которые не предусмотрены лицензией;
    • несоблюдение требований нормативных актов о банковской деятельности;
    • многократное нарушение в течение одного года требований нормативных документов банка России;
    • неисполнение требований судебных организаций о взыскании денег со счетов клиентов;
    • ходатайства о банкротстве от временной администрации (ФЗ о банкротстве здесь:);
    • многократная задержка предоставления обновленной информации в Банк России;
    • не устранены нарушения в установленный срок;
    • нарушение законодательства о противодействии незаконному использованию инсайдерской информации.
  • Центральный банк обязан отозвать лицензию у кредитной организации в следующих случаях:
    • если показатель собственного капитала кредитного учреждения ниже двух процентов;
    • если собственный капитал организации ниже минимального показателя уставного капитала;
    • если кредитная компания не приводит собственный капитал в положенную норму в соответствии с постановлением банка России;
    • если организация не может удовлетворить запросы кредиторов;
    • если банк, обладающий универсальной лицензией, допустил снижение собственного капитала ниже допустимой минимальной нормы;
    • если банк с универсальной лицензией при снижении собственного капитала, не достиг нужной суммы в установленный срок и не сменил свой статус в соответствии с положением настоящего закона;
  • Решение об отзыве лицензии принимается в течении 15 дней после получения достоверных сведений о соответствующих основаниях. Решение вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение 30 дней после его оглашения.

После отзыва лицензии в кредитную или банковскую организацию назначается временная администрация, задача которой заключается в исполнении оставшихся обязательств компании перед кредиторами и подготовка организации к ликвидации.

Статья 27, предусматривающая порядок наложения ареста и направления взыскания на денежные и имущественные средства, которые находятся в кредитной организации, состоит из следующих положений:

  • Наложение ареста на финансовые средства или другие ценности, находящиеся в залоге или на хранении в кредитной компании, осуществляется только с соответствующего постановления судебных инстанций в результате судебного решения;
  • Если на деньги, находящиеся на счету или во вкладе, накладывается арест, тогда компания, по получению соответствующего решения, незамедлительно прекращает любые операции с указанным счетом;
  • Взыскать денежные средства или другие ценности, которые находятся на счету или во вкладе в кредитной компании, можно только при наличии соответствующего исполнительного документа;
  • Кредитная организация и Центральный банк России не отвечают за повреждение имущества в результате ареста или взыскания;

Денежные средства или ценности конфискуются только при вступлении в силу соответствующего решения суда.

Поправки, которые касаются деятельности коммерческих банков

С целью урегулирования финансового рынка в течение последних 10 лет сократилось количество коммерческих банков. Преимущества уменьшения числа банковских организаций заключаются в следующем:

  • в качественном улучшении предоставляемых услуг;
  • в повышении надёжности вкладов и активов;
  • в повышении конкуренции.

Однако не обходится и без отрицательных последствий, среди которых:

  • затраты на компенсацию убытков юридических лиц;
  • потери юридических лиц, которые вкладывают в развитие коммерческих организаций;
  • нестабильность в банковской сфере из-за частых поправок законодательства.

Закон о банковской деятельности регулярно редактируется в целях улучшения услуг и создания здоровой финансовой среды. Поэтому в текущем году ожидается новая волна сокращения коммерческих банков. Эксперты прогнозируют уменьшения количества банков до 500 единиц.

Скачать текст действующей редакции закона

Источник: https://lawlinks.ru/zakon-o-bankovskoj-deyatelnosti/

Фз №395-1 «о банках и банковской деятельности» глава i общие положения

Правила банковской деятельности

18.10.

12Банки закон РФ

Кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.Небанковская кредитная организация: 1) кредитная организация, имеющая право осуществлять исключительно банковские операции, указанные в пунктах 3 и 4 (только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов), а также в пункте 5 (только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов) и пункте 9 части первой статьи 5 настоящего Федерального закона (далее – небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций);

2) кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для такой небанковской кредитной организации устанавливаются Банком России. (часть третья в ред. Федерального закона от 27.06.2011 № 162-ФЗ)

Иностранный банк – банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации, не преследующие цели извлечения прибыли, для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности, развития межрегиональных и международных связей, удовлетворения научных, информационных и профессиональных интересов, выработки рекомендаций по осуществлению банковской деятельности и решению иных совместных задач кредитных организаций. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещается осуществление банковских операций. Союзы и ассоциации кредитных организаций создаются и регистрируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций. Союзы и ассоциации кредитных организаций уведомляют Банк России о своем создании в месячный срок после регистрации.

(в ред. Федерального закона от 19.06.2001 № 82-ФЗ)

Банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций).

Банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций). Под существенным влиянием в целях настоящего Федерального закона понимаются возможность определять решения, принимаемые органами управления юридического лица, условия ведения им предпринимательской деятельности по причине участия в его уставном капитале и (или) в соответствии с условиями договора, заключаемого между юридическими лицами, входящими в состав банковской группы и (или) в состав банковского холдинга, назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа юридического лица, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица. Головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга обязаны уведомить Банк России в 5 порядке, им установленном, об образовании банковской группы, банковского холдинга. Коммерческая организация, которая в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть признана головной организацией банковского холдинга, в целях управления деятельностью всех кредитных организаций, входящих в банковский холдинг, вправе создать управляющую компанию банковского холдинга. В этом случае управляющая компания банковского холдинга исполняет обязанности, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагаются на головную организацию банковского холдинга. Управляющей компанией банковского холдинга в целях настоящего Федерального закона признается хозяйственное общество, основной деятельностью которого является управление деятельностью кредитных организаций, входящих в банковский холдинг. Управляющая компания банковского холдинга не вправе заниматься страховой, банковской, производственной и торговой деятельностью. Коммерческая организация, которая в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть признана головной организацией банковского холдинга, обязана иметь возможность определять решения управляющей компании банковского холдинга по вопросам, отнесенным к компетенции собрания ее учредителей (участников), в том числе о ее реорганизации и ликвидации. К банковским операциям относятся: 1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет; 3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; (п.4 в ред. Федерального закона от 27.06.2011 № 162-ФЗ)

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; 6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; 7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; 8 ) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов). (п. 9 в ред. Федерального закона от 27.06.2011 № 162-ФЗ)

Открытие кредитными организациями банковских счетов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляется на основании свидетельств о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, свидетельств о государственной регистрации юридических лиц, а также свидетельств о постановке на учет в налоговом органе. (часть вторая введена Федеральным законом от 23.12.2003 № 185-ФЗ)

Источник: https://bankirsha.com/fz-395-1-glava-i-obshie-polozhenija.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть