Правонарушения и преступления несовершеннолетних

Разъяснения о видах и условиях ответственности несовершеннолетних

Правонарушения и преступления несовершеннолетних

Существует несколько видов юридической ответственности:уголовная, административная, гражданская, материальная, дисциплинарная. Мера (степень) ответственности зависит от возраста несовершеннолетнего.

Дети, не достигшие 14-летнего возраста, являются (согласно законодательству Российской Федерации) малолетними, и до этого возраста ответственность за их проступки несут родители или законные представители (опекуны, приемные родители).

Несовершеннолетние при определенных условиях несутуголовную, административную и гражданскую, материальную и дисциплинарную ответственность.

Уголовную ответственность несут несовершеннолетние, достигшие 16-летнего возраста. За отдельные виды преступлений уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Подростки, совершающие правонарушения, за которые они по возрасту не могут нести ответственность по уголовному закону, а также подростки, которых в обычных школах невозможно перевоспитать, направляются в специальные учебные заведения закрытого типа, где к ним применяют меры принудительного воспитательного характера.

Дела на несовершеннолетних рассматриваются:

  • в судах на лиц, совершивших преступление в возрасте 16 лет, и по преступлениям, за которые ответственность установлена с 14 лет, в порядке особого производства по делам несовершеннолетних;
  • в комиссиях по делам несовершеннолетних на основании «Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • на лиц совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления), на совершивших в возрасте от 14 до 16 лет общественно опасные действия, не предусмотренные статьей 2

Уголовного кодекса РФ, совершивших мелкое хулиганство, на совершивших

неправомерное завладение имуществом без цели хищения, на уклоняющихся от учебы до получения базового образования, или достижением ими 15-летнего возраста, на совершивших иные антиобщественные поступки, на употребляющих спиртные напитки, наркотики, на самовольно ушедших из семьи, занимающихся бродяжничеством.

Уголовное наказание выполняет не только функцию кары, принуждения, но имеет и воспитательное значение. Назначая уголовное наказание, суд исходит из того, что несовершеннолетний правонарушитель осознает противоправность своего поступка и сделает из случившегося соответствующие выводы на будущее.

Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетними, являются: штраф, лишение права заниматься определенной деятельность, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок.

Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, так и при их отсутствии. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия.

Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет – трех часов в день.

Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.

Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.

Лишение свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет.

Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным осужденным несовершеннолетним наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях.

Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Могут быть назначены принудительные меры воспитательного воздействия: предупреждение, передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа, возложение обязанности загладить причиненный вред, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего а также может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет – при совершении преступления средней тяжести.

В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера отменяется, и несовершеннолетний привлекается к уголовной ответственности.

Административная ответственность – вид юридической ответственности, которая выражается в применении административного наказания к лицу, совершившему административной правонарушение.

Административное правонарушение противоправное, виновное действие или бездействие лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Перечень административных правонарушений закреплен в КоАП РФ. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

Ответственность за административное правонарушение, совершенное несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет, несут родители или иные законные представители (опекуны, попечители).

Гражданская ответственность несовершеннолетних наступает за причинение имущественного вреда кому-либо или причинение вреда здоровью, чести и достоинству и т.д. Гражданско-правовая ответственность – это имущественное (как правило, денежное) возмещение вреда пострадавшему лицу.

В сфере гражданско-правовых отношений следует различать ответственность несовершеннолетних в возрасте до 14 лет и в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии с положениями статьи 1073 Гражданского кодекса Российской Федерации, в зависимости от обстоятельств, за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают: законные представители (родители, усыновители, опекуны); организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если малолетний гражданин, оставшийся без попечения родителей, был помещен под надзор в эту организацию; образовательное, воспитательное, лечебное или иное учреждение, а также физическое лицо, обязанное осуществлять надзор над несовершеннолетним, на основании закона или договора.

В соответствии с положениями статьи 1074 Гражданского кодекса Российской Федерации, в зависимости от обстоятельств, за вред, причиненный не совершеннолетним, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет отвечают: сам несовершеннолетний на общих основаниях; его законные представители (родители, усыновители, попечители), в случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда; организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если несовершеннолетний гражданин в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, оставшийся без попечения родителей, был помещен под надзор в эту организацию.

К гражданской ответственности физическое лицо привлекается по решению суда.

Материальная ответственность наступает за причиненный работодателю ущерб работником в пределах своего среднего месячного заработка. Она возникает в случае, если несовершеннолетний вступил в трудовые правоотношения с работодателем.

По общему правилу письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности могут заключаться с работниками, достигшими 18 лет (статья 244 Трудового кодекса Российской Федерации, пункт 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2014 № 1). Соответственно, несовершеннолетние работники не могут быть привлечены к полной материальной ответственности за причиненный ими ущерб. Исключение составляют случаи, предусмотренные частью 3 статьи Трудового кодекса Российской Федерации, когда вред причинен:

  • умышленно;
  • в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • в результате совершения преступления или административного проступка.

Дисциплинарная ответственность наступает за нарушение поведения в образовательной организации, наказание состоит от объявления замечания о исключения из образовательной организации.

Также дисциплинарная ответственность может применяться, если несовершеннолетний работает по трудовому договору. Наступает она за нарушение трудовой дисциплины (опоздание, невыполнение своих обязанностей и т.д.).

Существуют три формы дисциплинарной ответственности: замечание, выговор и увольнение.

Не может наступать дисциплинарная ответственность в виде удержаний из заработной платы или в иных формах. Однако, если причинен вред имуществу работодателя, может наступить материальная ответственность форме возмещения ущерба. Указанные меры ответственности налагаются приказом работодателя

Источник: https://ozyorsk.ru/razyasneniya-o-vidah-i-usloviyah-otvetstvennosti-nesovershennoletnih/

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке

Правонарушения и преступления несовершеннолетних
Юсупова  А.Р. 11Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Куединская средняя общеобразовательная школа №1 им. П.П. Балахнина» Саетгареева  Н.М.

11Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Куединская средняя общеобразовательная школа №1 им. П.П. Балахнина» Текст работы размещён без изображений и формул.

Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Введение

Любой ребенок в раннем возрасте любит помечтать. Но к несчастью, не всегда мечты детей сбываются. Причиной этому может послужить самый трудный и опасный подростковый возраст. Ведь именно в этом возрасте идет перестановка всего организма и взглядов на мир. Кто-то идет и дальше ровной дорогой, а кто-то встает на преступный путь.

Цель: узнать, по какой причине подросток совершает противоправные деяния.

Задачи:

1. Узнать проблемы, толкающие подростка на правонарушение.

2. Узнать, какую ответственность несет подросток за нарушение закона.

3. Какие меры профилактики существуют.

4. Посетить инспекцию ПДН.

1. Проблемы, наталкивающие на противоправные деяния.

Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.

Что такое правонарушение?

Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и доставляет материальные неудобства.

Почему формируется такое поведение? Что влияет на подростков?

1. Неблагоприятные условия семейного воспитания.

Для ребенка самый действенный образец это его родители. Асоциальное (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам) поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости могут сформировать у подростка неправильное представление о мире.

Проникновение в молодежную среду стереотипов поведения, не совместимых с общественными ценностями. Это пропаганда наркотиков, культивирование половой распущенности, насилия и жестокости. Большую роль здесь играет СМИ: фильмы, сериалы, телепередачи, газетные и журнальные статьи, а так же Интернет.

Недостатки в развитии досуговой системы. Нередко эти учреждения являются платными, а значит недоступными для подростков из бедных семей. Недостатки в развитии досуговой системы: слабая организация сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания.

2. Ответственность за совершенное преступление.

Необходимо привлечь к выходу из сложившейся негативной ситуации всю семью, а не только «провинившегося» подростка.

Важно, чтобы каждый член семейного сообщества несовершеннолетнего осознал свою причастность к любому событию, происходящему в кругу семьи.

Актуализация ресурсов родителей сыграет положительную роль в поиске выхода из конфликта, как с законом, так и внутри семьи. Даст хороший потенциал подростку в дальнейшем не совершать противоправные действия.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско-правовую.

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.

Из беседы с инспектором ПДН: «Бывает и такое, что родители вовлекают своих несовершеннолетних детей в употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ. Это уголовно наказуемо по ст. 6.10 часть 2.

(одна семья по Куединскому району состоит на учете ПДН, но мне кажется, что таких семей достаточно много).

За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы».

3.Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4.Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

3. Признаки проблемных детей

Вовремя замеченные отклонения в поведении подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.

Признаками проблемных детей могут являться:

1. Уклонение от учебы вследствие:

– неуспеваемости по большинству предметов;

– отставания в интеллектуальном развитии;

– ориентации на другие виды деятельности;

– отсутствия познавательных интересов.

Низкая общественно-трудовая активность:

– отказ от общественных поручений;

– пренебрежительное отношение к делам класса;

– демонстративный отказ от участия в трудовых делах;

– пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.

3. Негативные проявления:

– употребление спиртных напитков;

– употребление психотропных и токсических веществ;

– тяга к азартным играм;

– курение;

– нездоровые сексуальные проявления.

4. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:

– грубость;

– драки;

– прогулы;

– пропуски занятий;

– недисциплинированность на уроках;

– избиение слабых, младших;

– вымогательство;

– жестокое отношение к животным;

– воровство;

– нарушение общественного порядка;

– немотивированные поступки.

4. Меры профилактики

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени.

Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей: выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста, использование возможностей ученического самоуправления, вовлечение в проведение школьных мероприятий, работа с неблагополучными семьями.

Побеседовав с инспектором ПДН Сахиповой А.Р., я узнала: «Всеми субъектами проводятся рейды. Проверки по месту жительства, направления несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки на консультацию к наркологу, в ЦЗН, рекомендации по дополнительному образованию, участие в конкурсах. В 2016 году на базе КПК проводился конкурс по волейболу «Волшебный мяч».

Исследовательская часть

Статистика

В январе 2018 года я посетила инспекцию ПДН и по Куединскому району:

«на 1 октября 2017 года несовершеннолетними было совершено 10 преступлений, 3 человека из которых состоят на учете в ПДН».

«Январь-октябрь 2016 года 35 преступлений 41 несовершеннолетним».

«Январь-октябрь 2017 года на 240 человек по ст.5.35 часть 1 были составлены административные протоколы».

«Общее снижение преступлений составило 65%».

По Пермскому краю несовершеннолетними было совершено:

«4 убийства»

«5 изнасилований»

«1 грабёж»

«1 угон»

Список использованной литературы

https://businessman.ru/new-otvetstvennost-nesovershennoletnix-osobennosti.html

http://sdamzavas.net/4-23668.html

http://.ru/article/57329/pravonarushenie—eto-opredelenie-priznaki-vidyi

Источник: https://school-science.ru/5/8/35520

Причины совершения правонарушений несовершеннолетними

Правонарушения и преступления несовершеннолетних

Среди причин и условий правонарушений несовершеннолетних – ряд общественно неблагоприятных явлений и процессов, которые в статье анализируются автором. Так же говорится о том,что своевременное профилактическое воздействие на правонарушения несовершеннолетних чрезвычайно важно, поскольку позволяет предотвращать не только правонарушения, но и пограничные с ними преступления.

Одна из самых злободневных и социально значимых задач сегодня – поиск путей снижения роста правонарушений, преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

Негативные тенденции в динамике преступности несовершеннолетних обусловлены множественными факторами, и, в том числе, тем, что органы и учреждения системы профилактики правонарушений несовершеннолетних с запозданием реагируют на нужды детей, оставшихся без родительского попечения, не принимают экстренных мер по устройству детей и подростков, лишившихся семьи, ушедших от пьющих и истязающих их родителей.

С другой стороны, большое количество несовершеннолетних становятся жертвами преступлений и правонарушений. Отсутствие у детей элементарных правовых знаний, недооценка со стороны взрослых имеющихся в отношении детей угроз зачастую приводит к негативным последствиям[1].

В настоящее время противоправные деяния среди подростков обусловливаются неблагоприятными условиями нравственного формирования личности, являющимися главной причиной формирования антиобщественных взглядов, недостатками в воспитании и ненадлежащей организацией их досуга, ошибками в деятельности школы, общественных организаций и других субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Каковы основные причины правонарушений детей и подростков?

Несомненно, негативное влияние семьи. Именно в семье формируется личность подростка. Однако семья не всегда служит благоприятным фоном для развития ребенка. Распад семей или просто их отсутствие нередко сопровождают жизнь ребенка с самого его рождения.

Ежегодно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются без одного из родителей и воспитываются в неполной семье. Число детей, оставшихся вообще без попечения родителей, также непрерывно растет и порождает сложные психологические и иные проблемы адаптации к новой для ребенка среде общения, воспитания и обучения.

Это, в свою очередь, стимулирует проявление различных форм противоправного поведения.

Возрастает количество исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами. Увеличивается число родителей, для которых установлено ограничение в правах в отношении своих детей. Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав, вынуждены проживать в крайне неблагополучной семейной обстановке.

Статистика правоохранительных органов также фиксирует, что 25-26 тысяч несовершеннолетних ежегодно становятся жертвами различных преступных посягательств насильственного характера вне семьи. Из-за этого около 2 тыс. детей погибают, 8-9 тыс.

получают телесные повреждения. Последствия такого разгула насилия очевидны – это различного рода изменения в физическом и психическом развитии детей. Именно насилие во многом определяет характер их поведения и образ жизни на все последующие годы.

В рассматриваемой сфере можно выделить следующие причины:

  • снижение позитивного влияния семьи и ее способностей охранять ребенка от негативного влияния, обеспечить надлежащий уровень его умственного и нравственного развития;
  • увеличение количества разводов и неблагополучных семей;
  • снижение уровня материального благосостояния семьи;
  • отказы от детей;
  • деформация нравственных и правовых установок у детей;
  • распространение алкоголизма и наркомании в семьях[2].

Злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психотропными веществами – это одна из острейших проблем нашего времени. На протяжении последних лет в нашей стране наблюдается резкий рост злоупотребления наркотиками, при этом большинством потребителей их и больных наркоманией являются подростки и молодежь.

В связи с доступностью наркотиков определенный процент несовершеннолетних оказывается восприимчивым к идее получения приятных ощущений от наркотиков и готов привлечь к этому других подростков. По данным социологических исследований, периодически принимают наркотики 10% несовершеннолетних, 2% регулярно принимают, а 21% пробовали употреблять наркотические вещества.

При этом 24% несовершеннолетних признались, что впервые попробовали наркотики в возрасте до 16 лет[3].

Среди причин совершения противоправных деяний несовершеннолетними и отрицательное влияние асоциальной группы подростков. Особенно часто под такое влияние попадают несовершеннолетние, которые недостаточно дисциплинированы, плохо успевают, а потому не способны установить правильные взаимоотношения с одноклассниками и учителями.

Низкий жизненный уровень значительной части населения, осложненный распространением наркотизации и алкоголизации, также способствует совершению подростками противоправных деяний. Очень часто подросткам из малообеспеченных семей приходится совершать правонарушения для того, чтобы просто выжить.

Недостатки досуговой сферы – слабая организация сети кружков, клубов, спортивных секций – негативно влияют на подростков и их асоциальное поведение. Усугубляется ситуация и вследствие коммерциализации образовательных, культурных, оздоровительных учреждений, которые стали недоступны детям из семей с низким достатком.

Круг несовершеннолетних правонарушителей пополняется за счет подростков, бросивших школу, отстающих. Недостатки учебно-воспитательной работы образовательных учреждений (формализм, отказ от индивидуального подхода и т.д.) являются одной из причин совершения подростками противоправных деяний.

Не реализуется на должном уровне задача формирования чувства гражданской ответственности учащихся, управления своим поведением. Подобные обстоятельства приводят к ослаблению и утрате социальных связей.

Для этой ситуации характерно: отсутствие достаточного стимулирования к обучению; непрофессионализм учителей, их неумение компенсировать недостатки семейного воспитания; неблагополучная социальная атмосфера в школе (курение, сквернословие и пр.)

Влияют на противоправное поведение подростков и недостаточная организация профориентационной работы, и отсутствие поддержки работающих несовершеннолетних.

Такие явления как вовлечение подростков взрослыми преступниками в пьянство, употребление наркотических средств, азартные игры, внедрение в молодежную среду стереотипов поведения, которые не совместимы с общественными ценностями: культивирование половой распущенности, жестокости и насилия, употребление психоактивных веществ, к сожалению, нередки и ведут к проявлениям различных форм противоправного поведения. Немаловажная роль в этом принадлежит Интернету и средствам массовой информации.

Большинство современных исследований, направленных на изучение правонарушений среди несовершеннолетних в России, не учитывает всех аспектов этой проблемы, зачастую сводя все к кризису института семьи либо к экономическому кризису.

Но кризис института семьи и упадок экономики страны – это лишь одна часть общего национального кризиса, охватывающего в первую очередь все сферы духовного бытия человека и общества.

По нашему мнению, рост безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних в большей части спровоцирован потерей устойчивых ценностных ориентиров.

Причины правонарушения среди несовершеннолетних в России связаны с социальными, психологическими и другими особенностями несовершеннолетних, попадающих в ситуации риска; обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений, структурой преступности, которые относятся к различным социальным и нравственно-психологическим сферам общественной жизни.

Своевременное профилактическое воздействие на такие правонарушения чрезвычайно важно, поскольку позволяет предотвращать не только правонарушения, но и пограничные с ними преступления.

Следует отметить, что проведение профилактических мероприятий должно улучшать «возможности семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, их досуга, в которых выделяется ориентация на смягчение, нейтрализацию, устранение тех недостатков и пробелов в общей системе социального воспитания, условиях жизни несовершеннолетних, которые наиболее часто продуцируют преступления в среде подрастающего поколения или способствуют им [4].

Источник: https://novainfo.ru/article/11332

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.