Правовая квалификация это

Юридическая квалификация

Правовая квалификация это

ЮРИДИЧЕСКАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ (ВЫБОР И АНАЛИЗ ЮРИДИЧЕСКИХ НОРМ) — стадия применения права, которая заключается в правовой оценке всей совокупности фактических обстоятельств дела путем соотнесения данного случая с определенными юридическими нормами.

Это оценка жизненной ситуации (фактических обстоятельств) с точки зрения закона. С формально-логической точки зрения квалификация означает подведение частного случая под общую норму. Юридическая квалификация осуществляется по правилам формальной логики, в частности, по правилам т.н.

логического силлогизма: большой посылкой является применяемая норма права, малой — фактические обстоятельства дела, умозаключением — решение по делу.

Поскольку такие обстоятельства закрепляются в гипотезе данной нормы, наложение нормы права на эти обстоятельства должно привести к их совпадению. В этом и заключено существо квалификации.

С юридической точки зрения юридическая квалификация предполагает выбор и анализ юридических норм, подлежащих применению.

Этот этап применения права включает два момента: 1) так называемую «высшую» критику закона — изучение данного закона с точки зрения того, действует ли он на момент применения (нет ли изменений, дополнений), на какую территорию и круг лиц он распространяется; 2) «низшую» критику закона — толкование юридических норм, подлежащих применению: определение лингвистических особенностей нормативного объема, уяснение духа и буквы закона, подлежащего применению. Таким образом, юридическая квалификация — это оценка конкретного жизненного обстоятельства с позиции права, направленная на выявление юридического значения фактических обстоятельств и выражающаяся в сопоставлении и фиксации соответствия (либо несоответствия) их признаков и закрепленных нормами права признаков юридических фактов.

Юридическая квалификация – это установление определённого события как правонарушения и отнесение его к определённому роду юридических событий.

Характеристика юридической квалификации.

1. О юридической квалификации необходимо рассуждать в контексте общетеоретических вопросов о правовом регулировании, механизме такого регулирования и форме реализации правовых норм. Прежде всего, мы говорим о создании нормы, а затем о её срабатывании и действии.

2. Юридическая квалификация является одной из основных стадий правоприменения:

a. установление действительных обстоятельств, на которые рассчитана правовая норма;

b. выбор (отыскание) нормы подлежащей применению;

c. уяснение смысла закона;

d. проверка действия закона;

e. разрешение коллизий и преодоление пробелов;

f. издание акта применения нормы права и его выполнение.

3. Любая юридическая квалификация имеет онтологический аспект, т.е. представляет собой деятельно-практическую процедуру, имеющую ряд этапов:

a. установление фактических обстоятельств совершенного общественно опасного деяния;

b. отнесение данного деяния к определённому роду деликтов (уголовный закон);

c. приискание соответствующей нормы уголовного закона;

d. проверка действия нормы во времени, в пространстве и по кругу лиц;

e. сопоставление признаков общественно-опасного деяния с признаками и элементами конкретного состава;

f. издание соответствующего НПА по правонарушению.

4. Любая юридическая квалификация имеет аксиологический аспект, т.е. определение конкретной отрасли закона, уяснение сущности деликта, его социально-правовая оценка.

5. Юридическая квалификация имеет гносеологический аспект, так как процедура квалификации предполагает переход от одного знания к другому знанию или от незнания к знанию.

6. Юридическая квалификация имеет логическую основу. Логической основой любой квалификации является: и умозаключение, и предположение и т.д.

7. Юридическая квалификация обладает и философской основой.

8. Любой юридической квалификации присущ процессуальный момент т.к. присутствуют вопросы, связанные с юридической процедурой и доказыванием.

9. Любой юридической квалификации присущ психологический момент т.к. её осуществляет человек. Наряду с объективизмом присутствует субъективизм.

10. Юридическая квалификация должна учитывать лингвистический аспект законодательной техники и правоприменительной практики.

11. Любая юридическая квалификация имеет информационный аспект, т.к. должна учитывать достижения судебной статистики, экспертиз и т.д. На сегодняшний день создание компьютерной программы квалификации преступлений невозможно т.к. уголовный закон России в полной мере не обладает достаточными характеристиками, такими как системность, повторяемость, логичность и т.д.

12. Любая юридическая квалификация включает в себя управленческий аспект, т.е. лица осуществляющие процедуру квалификации находятся в состоянии субординации по отношению друг к другу. Дознаватель>Следователь>Прокурор>Суд.

Значение квалификации.

1. Она служит способом и основанием признания объективности факта совершения общественно опасного деяния.

2. Она объективно отмечает наличие и вид ответственности.

3. Правильная квалификация служит важной основой законности.

4. Юридическая квалификация в обязательной уголовно-процессуальной форме является способом обеспечения законности прав и свобод человека.

5. Окончательно, уголовно-правовая оценка осуществляется в приговоре, поэтому важным является исключение квалификационной ошибки.

6. Квалификация важна своей прагматической функцией разграничения преступлений.

7. Правильная уголовно-правовая квалификация является основой объективной и точной судебной статистики.

Виды юридической квалификации.

1. По субъекту квалификации:

a. официальная квалификация (даётся органом государственной власти);

b. доктринальная квалификация (даётся учёными и преподавателями);

c. обыденная квалификация (осуществляется любым лицом);

d. профессиональная квалификация (даётся юристами).

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/26381.html

Правовая квалификация | Студент-Сервис

Правовая квалификация это

Взяточничество – собирательный термин, охватывающий собой два самостоятельных состава должностных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления – получение взятки и дачу взятки.

По Уголовному Кодексу РФ 1996 г. понятие “взяточничество” охватывает два преступления: получение взятки (ст.290) и дачу взятки (ст. 291). Специальной статьи, говорящей об ответственности за посредничество во взяточничестве, в Кодексе нет.

Провокация взятки (ст. 304) отнесена к числу преступлений против правосудия.

Взяточничество – получение должностным лицом любым путем и в любой форме материальных ценностей или предоставление ему материальных благ за совершение (или несовершение) в интересах взяткодателя действий, входящих в компетенцию данного должностного лица.

Взяточничество является наиболее типичным проявлением коррупции – опаснейшего криминального явления, которое подтачивает основы государственной власти и управления, дискредитирует и подрывает авторитет власти в глазах населения, затрагивает законные права и интересы граждан.

Опасность получения и дачи взятки обусловлена и тем, что они достаточно часто сочетаются с другими тяжкими и особо тяжкими преступлениями: организованным хищением имущества; с легализацией денежных средств и имущества, приобретенных незаконным путем; незаконным приобретением оружия.

Взяточничество – получение должностным лицом любым путем и в любой формах материальных ценностей или предоставление ему материальных благ за совершение (или несовершение) в интересах взяткодателя действий, входящих в компетенцию данного должностного лица.

Такие деяния совершаются во вред интересам службы, т.е. препятствуют нормальному функционированию тех или иных звеньев государственной и исполнительной власти, объективно противоречит требованиям, предъявляемым к государственным органам.

В законодательстве любой страны мира взяточничество рассматривается как корыстное служебное (должностное) преступление, в качестве одного из видов нарушения служебного долга.

Суть его заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц или организаций заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой должностью.

За взятки выдаются лицензии на право заниматься определенной деятельностью, обеспечивается заключение выгодных контрактов и проведение нужных экспертиз, затрудняется доступ к государственным заказам фирмам конкурентам.

Во многих ежегодниках криминальной статистики ведущих стран мира взяточничество учитывается либо в общей графе (США), либо в графе (Франция).

Нередко специалисты называют взяточничество ядром коррупции. К примеру, Дж. Най полагает, что коррупция включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиций долга), непотизм (покровительство на основе личных связей) и незаконное присвоение публичных средств для частного использования.

Аналогичная идея заложена в Руководстве, подготовленном секретариатом ООН на основе опыта разных стран. Оно включает в понятие коррупции:

1) кражу, хищение и присвоение государственной собственности должностными лицами;

2) злоупотребления служебным положением для получения неоправданных личных выгод (льгот, преимуществ) в результате неофициального использования официального статуса;

3) конфликт интересов между общественным долгом и личной корыстью.

Коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. Из этого определения видно, что коррупция выходит за пределы взяточничества.

Дореволюционное право подразделяло взяточничество на мздоимство и лихоимство.

Принятие подарка за совершение действия, противного служебным обязанностям, называли лихоимством – за него было предусмотрено достаточно серьёзное наказание.

Российские источники упоминают мздоимство еще в XIII веке. Начиная с Ивана III, имеют место попытки законодательного ограничения коррупции. Первой такой попыткой можно считать Белозерскую уставную грамоту, которая установила твердые “кормы” для наместников и их аппарата.

В Судебнике великого князя Ивана Васильевича впервые были официально запрещены взятки – “посулы” и зафиксирован размер судебных пошлин.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

В наше время законодатель ни в квалификации деяния, ни в определении наказания не учитывает такого разделения. Ему все равно, получен ли подарок за действия правомерные или неправомерные.

Дача взятки наказуема независимо от того, добивался ли субъект удовлетворения своих законных прав и интересов или он склонял должностное лицо к деянию противозаконному – в этом случае присутствует квалифицирующий признак ч.2 ст. 291 УК (дача взятки).

Опасность получения взятки преступления состоит в том, что должностное лицо, используя свои служебные полномочия, подрывает престиж работников государственной власти, органов власти и управления, создаёт у людей убеждение в том, что все их желания, и прежде всего те, для удовлетворения которых нет оснований, могут быть удовлетворены за мзду, превращает занимаемую должность в предмет купли – продажи.

Предмет взяткикак получения незаконной выгоды имущественного характера включает деньги или ценные бумаги, валюту, дорогостоящие вещи, имущество (мебель, импортная аудиовидеотехника), автомашины, антикварные и коллекционные предметы (марки, монеты).

Другая форма взятки состоит из выгод имущественного характера, оказываемых виновному безвозмездно; услуг, подлежащих оплате (производство ремонта). Сюда же входят получение без оплаты туристических путевок для поездок за рубеж или организация круизов, бесплатный ремонт гаража за освобождение от уголовной ответственности и другие формы.

При этом безвозмездность получения взятки может быть полной и частичной (получение ценной вещи за бесценок либо по значительно меньшей стоимости, чем действительная).

В настоящий период в условиях перехода к рыночной экономике выявились новые формы взяточничества, например, за приобретение в аренду или собственность помещений, офисов, квартир, земельных участков, за перевод денежных средств со счетов в наличные, за приватизацию предприятий, в частности в сфере торговли и обслуживания населения.

Меняются и формы дачи взяток. За совершение должностными лицами действий в пользу взяткодателей им открывают счета в зарубежных банках, приобретают на их имя или имя их близких недвижимость, как в России, так и за рубежом, организуют престижные выезды за рубеж в качестве “специалистов”, “консультантов” и т.п. с выдачей крупных сумм в валюте.

На практике встречаются две основные формы получения взяток: открытая и завуалированная. Открытая форма – взяткодатель лично или через посредника непосредственно передаёт взяткополучателю предмет взятки. Завуалированная – взятка облекается во внешне законные формы (совместительство, выплаты по договору или соглашению, премии без оснований на то.

Не образует состава получения взятки принятие должностным лицом презентов, подарков, сувениров и т.п. в связи с юбилейными датами, награждением государственными наградами, присвоение почётных званий.

Преступление налицо и тогда, когда за взятку удовлетворяются интересы как самого взяткодателя, так и тех, кого он представляет (организации, учреждения, близкие люди). При этом подразумевается совершение за взятку конкретного действия или бездействия. Даже если взятка даётся за покровительство либо попустительство, то и другое должно выражаться в конкретных формах.

Субъективная сторонаполучения взятки характеризуется прямым умыслом и корыстной целью. Как и для любого вида должностного преступления, для состава получения взятки исключается неосторожность и косвенный умысел.

Совершая данное преступление, виновный сознаёт, что получает незаконную имущественную выгоду (взятку) за совершение действий (бездействия) в пользу взяткодателя, либо воздействует на других лиц, либо оказывает взяткодателю покровительство или попустительство с использованием своих должностных полномочий, и желает получить взятку.

В содержание умысла входит также сознание виновным того факта, что и взяткодателю известно о незаконности получаемого должностным лицом от него вознаграждения и о том, что оно даётся за действия ( или воздержание от них), связанные с использованием служебного положения виновного.

Если же должностное лицо, получая взятку, сознаёт, что эти обстоятельства неизвестны взяткодателю, такие действия не могут квалифицироваться как взяточничество, а составляют должностное злоупотребление.

Независимо от конкретной формы посредничество выступает как связующее звено между взяткодателем и взяткополучателем.

Понятие посредничество охватывает не только физическое посредничество (непосредственную передачу предмета взятки от взяткодателя к взяткополучателю), но и посредничество интеллектуальное (любую форму способствования достижения или реализации соглашения о даче – получении взятки, например: сведение взяткодателя и взяткополучателя, передача условий соглашения, предоставления помещения для их встречи либо устранения для их встречи либо устранение препятствий к достижению соглашения).

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/pravovaya-kvalifikatsiya/

Установление фактических обстоятельств дела

Правовая квалификация это

Фактическими обстоятельствами являются жизненные события, происшествия, образующие реальную основу применения права.

Среди множества фактических обстоятельств должны быть выделены факты самого случая (главные факты), к которым при­меняются юридические нормы.

Установление фактических обстоятельств дела должно быть законным и обоснованным. Это достигается с помощью дока­зательств путем глубокого и всестороннего исследования событий, выявления их истинности и объективной достоверности.

Доказательством являются сведения о фактах, сами факты (смерть потерпевшего, имущественный ущерб) и источники сведе­ний о фактах (документы, свидетельские показания).

Источники сведений о фактах требуют определенных процессуальных форм закрепления и удостоверения (например, протокол допроса обяза­тельно должен быть подписан обвиняемым).

Недопустимыми в ка­честве юридических доказательств являются сведения, полученные, например, в результате физического насилия над обвиняемым.

Выбор и анализ юридических норм, подлежащих при­менению к установленным фактическим обстоятельствам

После установления подлинности юридических доказательств определенного дела начинается вторая стадия применения права.

На этой стадии возникает вопрос о том, на основании какой нормы должно решиться рассматриваемое дело. Выбор необходи­мой правовой нормы является правовой квалификацией фактиче­ских обстоятельств дела.

Правовая квалификация – это юридическая оценка всей со­вокупности фактических обстоятельств дела путем соотнесения данного случая с определенными юридическими нормами.

1) Проверка действия нормы права во времени, пространстве и по кругу лиц.

Это означает, что правоприменительный орган должен точно установить:

– действует ли норма права в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное юридическое дело;

– действует ли она на той территории, где это дело должно быть разрешено;

– распространяется ли действие данной нормы на лиц, в от­ношении которых она должна быть применена.

При выборе нормы, подлежащей применению, необходимо пользоваться официальным изданием текста нормативного акта и убедиться, что в этот текст не вносились изменения в последующих изданиях.

При расхождении текстов нормативных актов действуют правила — во всех случаях противоречий текстов нормативных актов должен применяться текст акта более высокой юридической силы; последующий нормативно-правовой акт отменяет или изменяет предыдущий акт равной юридической силы.

При применении правовой нормы может возникнуть проблема “обратной силы” закона, под которой понимается распространение действия юридической нормы на обстоятельства и факты, существо­вавшие до ее установления (т. е. изменение юридической оценки, квалификации фактов и обстоятельств прошлого).

В частно-право­вых отношениях, основанных на договорах и иных сделках, закон обратной силы не имеет, поскольку cуществование и содержание этих отношений зависит от вольихучастников, рассчитывающих на неизменность действующего законодательства. Придание обратной силы закону, регулирующему частно-правовые отношения, неизбежно обернулось бы необоснованной выгодой для одной стороны этих отношений за счет другой, внезапно пострадавшей от изменения закона.

В публичном праве (в том числе в уголовном, административ­ном, финансовом) придание закону обратной силы нежелательно, ели это ухудшает правовое положение какой-либо категории граждан, и, наоборот, допустимо, а иногда обязательно, если это меняет положение к лучшему. На этом основаны обратная сила уголов­ного закона, устраняющего наказуемость деяния или смягчающего оказание (ст. 10 УК РФ), и запрет придания обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность (ст. 54 Конституции РФ).

· Следующая стадия — толкование текста нормативного акта. Под толкованием текста понимается прежде всего уяснение смысла текста нормативного акта.

К приемам уяснения смысла нормативного акта относится грамматическое толкование, т. е. уяснение смысла терминов, предлогов (и/или), иногда даже знаков препинания, наличие или отсутствие разделительной запятой.

Системати­ческое толкование текста закона состоит в определении места применяемой статьи закона в его структуре, самого закона — в системе законодательства, изучении связей с другими нормативными актами.

Иногда для уяснения смысла закона возникает надобности в историческом толковании, в сравнении текста применяемого закона с текстами ранее действовавших нормативных актов.

Важное значение имеет логическое толкование, состоящее в уяснении понятий, выраженных словами и терминами, содержащимися в нормативных актах. С логическим толкованием связано телеологическое (целевое) толкование, под которым понимается уяснение смысла закона в связи с его целевым назначением.

При уяснении смысла правовой нормы используются ее офи­циальные нормативные разъяснения, если такие имеются.

Разъяснения-толкования делятся на виды по источнику (а тем самым и по юридической силе») и по объему применения.

Официальные толкования законов и других нормативных ак­тов даются издавшимиих (“аутентическое толкование”) или спе­циально на то уполномоченными органами (Конституционный Суд РФ, согласно ст. 125 Конституции, дает толкование Конституции Российской Федерации). Оно носит нормативный характер и обязательно при его применении.

По объему применения от нормативных толкований-разъясне­ний отличаются “казуальные”, т. е. относящиеся к тому конкретному делу, по которому вынесено решение, вступившее в законную силу. Это толкование обязательно только для данного дела.

Неофициальное толкование законов и иных нормативных ак­тов дается любым лицом, высказывающим свое мнение о смысле текста закона.

Таковы истолкование закона истцом, ответчиком, адвокатом, подсудимым, прокурором в процессе, журналистом — в газете, лектором — в аудитории и т. п. Одним из видов неофициаль­ного толкования является доктринальное (научное), т. е.

Толкование закона учеными-правоведами и их коллективами (например, комментированный кодекс).

Неофициальное толкование помогает уяснить смысл закона, но не обязательно при его применении.

Результатом использования различных приемов уяснения смысла текста нормативных актов является конструирование всех элементов правовой нормы и вывод об объеме ее применения к дан­ному случаю.

При исследовании обстоятельств дела может оказаться, что среди этих обстоятельств нет юридических фактов или юридичес­кий состав неполон (например, еще не достигнут возраст, необходи­мый для назначения пенсии), либо отсутствуют доказательства, под­тверждающие необходимый для полноты состава юридический факт (нет документов о полном стаже работы). В первых двух случаях выносится мотивированное решение об отказе в применении права (об отдельных исключениях см. далее — об аналогии права или зако­на), в последнем случае дело может быть отложено до (и для) пред­ставления документов или иных доказательств.

Редко, но в административной и судебной практике встречаются случаи, когда правоприменительные органы обнаруживают так называемый пробел в праве.

Пробелом в праве (пробелом в законодательстве) называется ситуация, когда факты или отношения законом не оцениваются, но профессиональное правосознание юристов властно диктует необходимость юридической квалификации этих фактов и отношений, принятия акта, имеющего правовое значение для данного конкретного дела. Такие случаи крайне редки.

Решаются они следующим образом: если в законодательстве есть нормы, регулирующие схожие отношения, дело решается на основании этих норм (“аналогия закона”); если даже и таких норм нет — дело решается на основе общих начал и смысла законодательства, “духа закона” данной правовой системы (“аналогия права”). Решение дела на основе аналогии права или анало­гии закона подлежит дополнительным проверкам надзорными ин­станциями и, главное, должно являться сигналом и стимулом к при­нятию нормативных актов, устраняющих обнаружившийся пробел в праве.

При выборе и анализе нормы права иногда обнаруживается, что данный случай регулируется несколькими нормами, которые не совпадают или даже противоречат друг другу по своему содер­жанию. Это явление называется коллизией правовых норм.

Каким же образом разрешаются коллизии между правовыми нор­мами:

если обнаружено противоречие между нормой федерально­го закона и нормой республиканского закона, то необходимо при­менять норму федерального закона;

– если имеется коллизия между нормами, исходящими от раз­личных органов, то применяется норма вышестоящего органа;

-при противоречии между нормами, принятыми одним и тем же органом, но в разное время, применяется норма, которая принята позднее;

– в случае коллизии между общей и специальной нормой применяется последняя.

При коллизии между общими и специальными нормами (например, между нормами Гражданского кодекса РФ, регулирующими создание акционерных обществ, и нормами ФЗ “О банках и банковской деятельности”, регулирующими создание кредитных организаций, в том числе в форме акционерных обществ; между нормами Гражданского кодекса РФ, регулирующими переход прав кредитора другому лицу (уступку требования), и подпунктом 4 ст.575 Гражданского кодекса РФ, запрещающим дарение между коммерческими организациями, разновидностью которого является безвозмездная передача имущественных прав) приоритет имеют специальные нормы.

Решение конкретного юридического дела и его доку­ментальное оформление

Это завершающая и основная стадия применения норм права.

Результатом применения правовой нормы является принятие специального акта, содержащего юридическую оценку данного слу­чая, определяющего его правовые последствия.

Акт применения права должен быть принят управомоченным государственным ор­ганом или должностным лицом в пределах их компетенции, в уста­новленном для этого процессуальном порядке и соответствовать ряду формальных требований.

В акте должны быть обозначены:

– наименование органа, принявшего этот акт;

– дата принятия;

– точное наименование дела, которое решено этим актом;

– установленные об­стоятельства, имеющие юридическое значение для этого дела (юри­дические факты, иногда требуется перечень основных доказа­тельств, их подтверждающих);

– юридические выводы из установленных обстоятельств.

Решение может быть отрицательным в том смысле, что управомоченный орган, исследовав обстоятельства дела, не нашел осно­ваний для применения правовой нормы (нет оснований для восста­новления в прежней должности, нет права на пенсию, обвиняемый оправдан и т. п.). Отрицательное решение должно быть так же мо­тивировано, как и положительное.

Решение должно быть обоснованным т. е. соответствовать об­стоятельствам дела, основываться на исследовании и объективной оценке собранных доказательств. Решение должно быть законным, т. е. оно должно соответствовать действующим нормам права и пра­вилам их применения.

Оно должно быть исполнимым в том смыс­ле, что изложенный в нем вывод должен быть ясно сформулирован с указанием конкретных лиц, точного объема и содержанияих прав и обязанностей, с определением, в случае необходимости, качеств или видов имущества, размеров денежных сумм, сроков и т. п.

Акт применения правовых норм, а также процесс его принятия может быть обжалован лицами, чьи права и обязанности затрону­ты правоприменением, по мотивам необоснованности решения или его несоответствия праву. Законом определен порядок и срок рас­смотрения таких жалоб.

Источник: https://studopedia.ru/13_54300_funktsii-primeneniya-prava.html

Понятие юридической квалификации

Правовая квалификация это

При установлении юридической основы конкретного дела выбор правовой нормы осуществляется путём юридической квалификации. Юридическая квалификация – оценка обстоятельств путём отнесения их к определённым юридическим нормам.

Её суть: определение отраслевой принадлежности фактических обстоятельств дела; определение принадлежности к правовому институту; установление точной нормы, распространяющейся на обстоятельства данного дела – суть точной юридической квалификации.

Сущность состоит в том, чтобы найти, выбрать именно ту норму, которая по замыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую фактическую ситуацию.

Этот поиск происходит путём сравнения фактических обстоятельств реальной жизни и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. Значит, для правильной юридической квалификации фактов, установленных на стадии сбора фактов, следует выбрать (найти) норму (нормы), прямо рассчитанную на эти факты.

Значение: юридическая квалификация помогает отсеять ненужные факты, не имеющие юридического значения. Выясняются не любые факты, а лишь те, которые есть в гипотезе избранной нормы. Выяснение дополнительных обстоятельств может привести к изменению юридической квалификации.

66. Толкование норм права: понятие, виды

Понятие. – Объект. – Особенности. – Значение. – Способы. – Виды.

Толкование норм права – это деятельность государственных органов, различных организаций и отдельных граждан, направленная на уяснение и разъяснение смысла и содержания общеобязательной воли законодателя, выраженной в нормах права. Толкование имеет своей целью правильное применение содержащихся в них предписаний к конкретным случаям жизни.

Это такая стадия применения права, на которой уже известны факты, требующие юридической квалификации. Имеет два компонента: уяснение содержания правовой нормы (процесс понимания, осознания нормы “для себя”) и разъяснение содержания правовой нормы (объяснение, доведение смысла нормы до других).

Уяснение и разъяснение – две диалектически связанных стороны единого процесса.

Объект толкования – нормативный акт, отдельная норма, правоприменительный акт (кассационная и надзорная судебные инстанции), юридическая практика.

Особенности: 1) Это – деятельность, связанная с интерпретацией именно правовых актов, то есть – объективного права. 2) Цель – реализация правовых предписаний. Это – необходимое условие правового регулирования.

3) В установленных законом случаях осуществляется компетентными государственными органами.

4) Результаты толкования отражаются в особых интерпретационных актах (в случаях, когда требуется придать толкованию официальное значение).

Значение: 1) Реализация права невозможна без уяснения содержания юридических норм, выяснения воли законодателя, заключённой в них, то есть без толкования права. 2) Закон всеобщ, а случай, к которому он применяется, единичен, участвующие в нём субъекты индивидуализированы.

Следовательно, необходимо толкование общей нормы, выяснение того, можно ли использовать её в конкретном случае, по отношению к конкретному лицу.

3) Необходимость толкования права вызывается противоречиями между формой и содержанием (несовершенство нормативно-правовых актов, юридической техники, пробелы в праве, противоречия, искажения смысла). Толкование позволяет установить подлинное содержание юридических норм.

4) Необходимость в силу противоречия между формальным характером правовых норм и динамикой общественных отношений. Часто закон применяется к существенно изменившимся общественным отношениям. Итог: толкование есть необходимый процесс, условие правового регулирования.

Способы (приёмы) толкования – совокупность приёмов и средств, используемых для установления содержания норм права. Выделяются: грамматический; логический; систематический; историко-политический; телеологический (целевой); функциональный; специально-юридический. Грамматический. Выясняет то содержание нормы, что находится непосредственно в самом тексте.

При таком толковании закона в первую очередь встаёт необходимость выяснения терминологического или грамматического содержания отдельных понятий, из которых складывается суть закона. Этот процесс связан с выяснением значения отдельных понятий и терминов нормативного акта.

После уяснения смысла слов и терминов устанавливается смысл предложений, посредством которых сформулирована норма права. Для этого сопоставляется грамматическая форма слов (род, число, падеж), выявляются связи между словами и предложением, устанавливаются синтаксическая и морфологическая структура предложения.

Недостаточное знание правил грамматики, неправильная их интерпретация ведут к неточному понятию содержания норм, нарушению их в процессе реализации.

Логический. Толкование правового акта по его смыслу с использованием законов логики (правила формальной логики и законы диалектики). С помощью этого способа устанавливается объём и содержание нормы, устраняются все имеющиеся в ней неясности. Цель: с помощью правил формальной логики выявить смысл того, что законодатель старался выразить в тексте нормы.

Систематический. Этот способ (его существование) предопределяется системностью права. Он заключается в уяснении смысла конкретной нормы путём сопоставления её с другими нормами.

Для этого недостаточно только её внутреннего анализа, необходимо исследование её содержания, её связей с другими нормами.

благодаря этому способу можно выявить юридическую силу нормы права, сферу её действия, принадлежность к определённой отрасли, институту права.

Историко-политический. Предполагает, что реализация правовых предписаний невозможна без раскрытия их политического и социально-экономического содержания в конкретных исторических условиях. Такое толкование необходимо, когда закон устарел и не отражает объективных условий времени его применения.

Телеологический (целевой). Направлен на уяснение целей издания правовых актов. Необходимо не всегда (например, когда в стране резко меняется общественно-политическая обстановка и без выяснения цели невозможно принять правовое решение). Иногда законодатель определяет цели принятого нормативно-правового акта непосредственно в его тексте.

Функциональный. Иногда для выяснения смысла нормы права недостаточно брать во внимание только её формальный анализ и общие условия реализации. Иногда интерпретатор должен учитывать конкретные возникающие условия и факторы, при которых реализуется норма права. Прежде всего это касается толкования оценочных терминов (“уважительные причины”, “существенный вред” и т. д.).

Специально-юридический. Выражение воли законодателя, содержащееся в норме права, осуществляется не только с помощью общеупотребительных слов, но и специальных юридических терминов.

При этом используются различные технико-юридические средства и приёмы, учитываются различные способы, методы и типы правового регулирования.

Это обуславливает у интерпретатора потребность в специальных юридических реалиях.

Виды (другие): по объёму.

Буквальное (означает полное соответствие словесного выражения нормы права с её действительным смыслом; так трактуется большинство норм); ограничительное (содержание (смысл) толкуемой нормы ỳже её текстуального выражения); расширительное (толкование нормы права шире её текстуального выражения; нормы, требующие такого толкования, часто сопровождаются выражениями в тексте типа “и так далее”, “и другое”, но могут и никак специально не обозначаться). Ограничительное и расширительное толкование служит целям перекрытия недостатков закона (пробелы в праве, неясные формулировки и т. д.).

Вид по субъекту. Выделяются официальное (производится компетентными государственными органами, его результаты обязательны для всех субъектов права) и неофициальное (реализуется различными субъектами, но его результаты юридически не значимы) толкования.

В официальном выделяются: аутентичное (выполняет орган, принявший акт, без специального на то разрешения; толкование содержится как в самом тексте акта, так и в специальных актах), легальное (толкование, данное специально уполномоченным на то органом: например, Конституционный Суд РФ толкует Конституцию РФ) и правоприменительное (вторая стадия процесса правоприменения, где выбираются и анализируются (т. е. толкуются) нормы права; неразрывно связана с процессом применения права). В неофициальном толковании выделяются обыденное (даётся любым субъектом права в зависимости от его уровня правосознания), профессиональное (даётся специалистами – юристами: например, консультация адвоката) и доктринальное (даётся учёными – юристами в различных работах научно-практического характера).

Вид в зависимости от стадии правового регулирования: нормативное (даётся официальное разъяснение нормы в целом безотносительно к её реализации (аутентичное, легальное толкование)) и казуальное (норма интерпретируется к конкретному случаю (содержится в тексте правоприменительного решения)).

| следующая лекция ==>
Стадии правоприменения| Понятие источника права

Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 1848; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-9744.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть