Предварительное следствие как форма предварительного расследования

Система и формы предварительного расследования

Предварительное следствие как форма предварительного расследования

Предварительное расследование по уголовному делу складывается из процессуальных, в том числе и, прежде всего, из следственных действий. Характер этих действий, равно как и их последовательность, зависят от обстоятельств и особенностей каждого отдельного дела и могут быть различными.

Но при всех этих различиях предварительное расследование имеет общую систему.

Система предварительного расследования – это его этапы, включающие в себя определенные обязательные процессуальные действия и решения, которые выполняются в строгой последовательности, и без осуществления которых дело не может быть направлено в суд.

Этапы расследования.

1) Первоначальный этап расследования. Он начинается с момента ВУД и вынесения следователем постановления о принятии дела к своему производству.

данного этапа составляет производство следственных и иных процессуальных действий, направленных на собирание достаточных доказательств виновности конкретного лица в совершении преступления.

Так же решается вопрос о признании лица потерпевшим, устанавливается событие преступления.

2) Предъявление обвинения и допрос обвиняемого. После этого продолжается собирание и проверка доказательств с учетом объяснений и показаний, данных обвиняемым по поводу предъявленного обвинения.

3) Окончание предварительного расследования. Следователь признает расследование законченным и предъявляет материалы дела обвиняемому, его защитнику и др. участникам процесса. Предварительное расследование заканчивается составлением обвинительного заключения и направлением дела прокурору.

Предварительное расследование может осуществляться в двух формах: предварительное следствие и дознание.

А) Основной формой расследования является предварительное следствие,т.к.:

– законодатель относит к данной форме производство по большинству уголовных дел (ст. 151 УПК),

– предварительное следствие может проводиться и по делам, относимым к компетенции органов дознания, если это признает необходимым прокурор.

Предварительное следствие осуществляют следователи (МВД, ФСБ, СК при прокуратуре и ФСКН), а в исключительных случаях — руководители СО.

Предварительное следствиевключает в себя систему процессуальных действий следователя по собиранию, проверке и оценке необходимых доказательств по делу и выяснению иных вопросов, необходимых для разрешения дела, а также принятие следователем решений, которые обеспечивают возможность производства расследования.

Для их осуществления закон наделяет следователя необходимыми полномочиями. Как правило, он самостоятельно принимает решения, связанные с производством следственных и иных процессуальных действий (в случаях предусмотренных УПК требуется санкция или согласие прокурора на совершение определенных действий).

В зависимости от ведомственной принадлежности следователей законодатель распределяет между ними подследственность (ст. 151 УПК).

Следователь осуществляет предварительное следствие по уголовному делу, как правило, единолично. Но по делам большой сложности или большого объема производство предварительного следствия может быть поручено следственной группе, выделяемой законодателем в качестве коллективного субъекта расследования.

Одним из важнейших процессуальных действий следствия является привлечение лица в качестве обвиняемого (ст.

171 УПК РФ), которое состоит в том, что следователь «при наличии достаточных доказательств, дающих основания для обвинения лица в совершении преступления», выносит соответствующее постановление.

В нем он описывает инкриминируемое деяние, дает ему квалификацию, а затем в присутствии защитника предъявляет обвинение (ст. 172 УПК ).

После завершения всех необходимых следственных действий следователь знакомит участников процесса с материалами дела (ст. 215-218), составляет обвинительное заключение и направляет дело прокурору (ст. 220 УПК).

Б) Дознание– форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ)

Дознание производится по уголовным делам, указанным в ч.3 ст. 150 УПК РФ (около 90 составов небольшой тяжести, 43 – средней тяжести, 1- тяжкое — (ч.2 ст.203 УК РФ)).

Дознаниепроизводится в порядке, установленном для предварительного следствия, однако есть определенные особенности(глава 32, ст. 157 и др.):

Срок производства дознания30 суток со дня возбуждения уголовного дела.

Этот срок может быть продлен:

а) при необходимости прокурором – до 30 суток;

б) в необходимых случаях, в том числе связанных с производством судмедэкспертизы прокурорами района, города и их заместителями – до 6 месяцев;

в) в исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи (ст. 453 УПК РФ) прокурором субъекта РФ – до 12 месяцев (ч.4, 5 ст. 223)

В случае если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому и разъясняет ему права подозреваемого, предусмотренные ст. 46 УПК РФ, о чем составляется протокол.

Обвиняемый, его защитник должны быть ознакомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, о чем делается отметка в протоколе ознакомления с материалами уголовного дела.

Потерпевшему или его представителю по его ходатайству могут бытьпредоставлены для ознакомления обвинительный акт и материалы уголовного дела, о чем делается отметка в протоколе ознакомления с материалами уголовного.

При производстве дознания обвинение не предъявляется, оно формулируется в итоговом документе – обвинительном акте;

По итогам дознания дознавателем составляется обвинительный акт,который утверждаетсяначальником органа дознания.

Орган дознания, обнаружив признаки преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действияпосле чего в срок не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела направляет уголовное дело руководителю СО для производства предварительного следствия (ст. 157 УПК РФ)

При направлении уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязанпринимать розыскные и оперативно-розыскные мерыдля установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ст. 157 УПК РФ)

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/47958.html

Формы предварительного расследования

Предварительное следствие как форма предварительного расследования

Под формой предварительного расследования понимается установленная законом процедура деятельности уполномоченных должностных лиц по выявлению обстоятельств, необходимых для правильного разрешения уголовного дела. Эта процедура определяет участников расследования, его сроки, объем, круг процессуальных действий и т.п.[59]

Предварительное расследование может осуществляться в двух формах: предварительного следствия (гл. 22 УПК РФ) и дознания (гл. 32 УПК РФ).

Форма расследования, по общему правилу, зависит от подследственности, которая будет рассмотрена в следующем вопросе.

Под предварительным следствием подразумеваются, в первую очередь, нормы законодательства об уголовном судопроизводстве, определяющие порядок производства данного вида предварительного расследования (ст. ст. 162 – 170 гл. 22 «Предварительное следствие» и иные).

Предварительное следствие – это расследование преступления следователем (ст. ст. 5, 38, 39, 150, 151 и др. УПК РФ). Оно является превалирующей формой предварительного расследования, поскольку производится по подавляющему большинству преступлений. Перечень преступлений, по которым обязательно производство предварительного следствия, дан в ч. 2 ст. 151 УПК РФ.

Дознание – предварительное расследование по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ). Перечень уголовных дел, по которым производится дознание, содержится в ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

Для данной формы предварительного расследования характерно и то, что оно осуществляется дознавателями (ст. 40, п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК РФ), «дознавателем (следователем)» – п. 8 ст. 5, п. 1 и п. 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, а также следователями прокуратуры (п. 7 ч. 3 ст.

150 УПК РФ).

УПК обозначает компетенцию следователей и дознавателей различных ведомств по расследованию преступлений, устанавливает, какой следователь и дознаватель расследует то или иное преступление, их подследственность (ст. 151 УПК РФ).

По уголовным делам, разрешаемых в порядке частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК РФ), дознание и предварительное следствие, как правило не проводится. Такие дела возбуждаются путем подачи жалобы потерпевшим непосредственно в суде.

Дознание или предварительное следствие производится лишь в тех случаях, когда руководитель следственного органа, а также следователь с его согласия или дознаватель с согласия прокурора независимо от жалобы потерпевшего считают необходимым возбудить уголовное дело в связи с тем, что преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам неспособного воспользоваться принадлежащими ему правами.

Более широкая сфера деятельности органов предварительного следствия по расследованию преступлений в сравнении с органами дознания объясняется рядом обстоятельств.

В первую очередь необходимо отметить, что расследование преступлений является специальным назначением следователей. Для органов же дознания функция расследования не единственная и далеко не основная.

Кроме того, следователь наделен более широкими процессуальными полномочиями для расследования преступлений.

Однако следует иметь ввиду, что предварительное следствие и дознание как формы расследования связаны единством задач и средств деятельности и поэтому образуют единую стадию процесса. Данные, полученные в ходе как дознания, так и предварительного следствия, имеют одинаковое доказательственное значение по уголовному делу.

На органы дознания (главным образом на органы внутренних дел) закон возложил принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно- процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших (ст. 40 УПК РФ). На органы дознания возлагается также обязанность принятия всех мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступления.

Следует иметь в виду, что уголовно-процессуальный закон предусматривает производство дознания исключительно по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст. 223 УПК РФ).

Действующим уголовно-процессуальным законом производство предварительного следствия возложено на следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, следователей органов федеральной службы безопасности, следователей органов внутренних дел и следователей органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 151 УПК РФ).

Правом на производство предварительного следствия обладает также руководитель следственного органа (ст. 39 УПК РФ).

Следует иметь ввиду, что в отдельных случаях по уголовным делам, представляющим определенную сложность или большой объем расследования, предварительно следствие может быть поручено не одному, а группе следователей, о чем выносится отдельное постановление и ли указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела. Данное решение (постановление) принимается руководителем следственного органа (ст. 163 УПК РФ). В постановлении должны быть перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому.

Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей, составляет обвинительное заключение либо выносит постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направляет данное постановление вместе с уголовным делом прокурору.

Следует отметить, что действующий уголовно-процессуальный закон (ст. 38 УПК РФ) определяет достаточно широкий круг полномочий следователя при производстве предварительного следствия.

В частности, все решения о направлении расследования, о производстве следственных и иных процессуальных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение судебного решения ли согласия руководителя следственного органа и несет полную ответственность за законное и обоснованное проведение.

Кроме этого, следователь обладает определенными властными полномочиями по отношению к органам дознания.

Он вправе давать органу дознания в случаях и порядке, установленных уголовно-процессуальным законодательством, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ).

Подчеркивая важность процессуальной самостоятельности следователя, законодатель предоставил ему право обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 УПК РФ, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Общий срок предварительного следствия, установленный законом, не должен превышать 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 162 УПК РФ).

В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

Срок предварительного следствия может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа.

По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев.

Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 УПК РФ срок для исполнения указаний прокурора либо обжалования решения прокурора устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю.

При возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю.

Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном настоящей статьей.

В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.

Дознание – это самостоятельная форма предварительного расследования преступлений, проводимая по сравнительно небольшому кругу уголовных дел, которая существует параллельно с предварительным следствием.

Полномочия органов дознания при этой форме предварительного расследования состоит в том, что дознаватель в установленном законом порядке возбуждает уголовное дело и выполняет все необходимые следственные и иные процессуальные действия. Расследование заканчивает составлением обвинительного акта, направляемого с материалами уголовного дела прокурору, либо прекращением уголовного дела.

Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток.

Подследственность и ее виды

Компетенция органов следствия разграничивается на основе правил о подследственности, под которой понимается совокупность установленных законом признаков уголовного дела, в соответствии с которыми производство следствия относится к ведению определенного органа расследования.

Различаются следующие виды подследственности:

Предметный (родовой) признак подследственности определяется характером совершенного преступления, его квалификацией, в зависимости от чего разграничивается компетенция между следователями прокуратуры и органов внутренних дел (ст. 151 УПК РФ).

Следователи прокуратуры расследуют дела об особо опасных государственных и иных государственных преступлениях, о наиболее тяжких преступлениях против личности, дела о должностных преступлениях, преступлениях против правосудия, уголовные дела в отношении прокурорских работников.

Следователи органов внутренних дел расследуют некоторые дела об иных государственных преступлениях, незаконном обороте наркотиков, вымогательстве, грабеже, разбое, умышленных тяжких телесных повреждениях и др.

 Следователи ФСБ расследуют дела о наиболее опасных преступлениях (шпионаж, убийства, контрабанда).

Территориальный (местный) признак подследственности определяется местом (районом) совершения преступления. Однако в целях обеспечения наиболее быстрого, полного и объективного расследования оно может проводиться также по месту обнаружения преступления, месту нахождения обвиняемого, подозреваемого или большинства свидетелей.

Персональный признак подследственности обусловлен особенностями субъекта преступления.

В силу этого признака следователи военной прокуратуры расследуют дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, военнообязанными, лицами, призванными на сборы, военными строителями, рабочими и служащими воинских частей и учреждений.

Альтернативный признак подследственности определяется тем, что дела о некоторых преступлениях расследуются тем органом, которым возбуждено уголовное дело. По делам о мошенничестве, об уклонении от подачи деклараций о доходах, следствие производит орган, возбудивший дело.

Если при расследовании этих дел будут установлены должностные преступления, связанные с преступлениями, по которым возбуждено дело, они расследуются этим же органом.

При необходимости расследования двух или нескольких связанных между собой преступлений действует признак подследственности по связи дел.

Так, дела об укрывательстве и недонесении о преступлениях, заведомо ложном показании, разглашении данных предварительного следствия и некоторых иных преступлениях расследуются тем органом, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено данное дело.

Следователь, установив, что дело ему не подследственно, обязан произвести все неотложные следственные действия и передать дело прокурору для направления по подследственности. Вопрос о подследственности по признаку места совершения преступления решается прокурором района, где было начато следствие.

При необходимости производства следственных или розыскных действий в другом районе следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответствующему следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не свыше десяти суток.

Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1842;

Источник: https://studopedia.net/4_50178_formi-predvaritelnogo-rassledovaniya.html

Предварительное следствие как основная форма предварительного расследования

Предварительное следствие как форма предварительного расследования

Действующее уголовно-процессуальное законодательст­во РФ предусматривает в две формы производства предвари­тельного расследования:

    1. дознание;
    2. предварительное следствие.

Подобная дифференциация обусловлена большим количест­вом, как материально-правовых, так и процессуальных предпо­сылок: различной тяжестью расследуемых преступлений и т. д.

Вместе с тем и дознание, и предварительное следствие, яв­ляясь формами одного и тоже же этапа процессуальной дея­тельности — предварительного расследования, направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных за­дач. Следовательно, порядок их осуществления очень близок другу к другу. Это в частности выражается:

    • в общих условиях предварительного расследования,
    • в единых способах собирания и проверки доказательств,
    • в одинаковых требованиях по обес­печению прав и законных интересов участвующих лиц,
    • в иден­тичных средствах государственного принуждения и т.д.

И доз­наватель, и следователь наделены иными общими процессуаль­ными полномочиями; деятельность обоих этих участников осуществляется при условии судебного и ведомственного кон­троля, а также прокурорского надзора.

Доказательства, полу­ченные при производстве дознания, имеют для суда такую же юридическую силу, как и доказательства, собранные в ходе предварительного следствия.

Поэтому, в соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК дознание про­водится по тем же правилам, что и предварительное следст­вие, но за исключением некоторых процессуальным особенно­стей.

Предварительное следствие считается основной формой расследования, так как в ней наиболее полно представлены все процессуальные возможности досудебного производства и га­рантии прав участвующих лиц.

Поэтому расследование боль­шинства уголовных дел осуществляется именно в форме пред­варительного следствия и регулируется положениями отдельной гл. 22 УПК РФ. В свою очередь, дознание является уп­рощенной формой расследования.

Его проведение возможно лишь по некоторым уголовным делам о преступлениях неболь­шой или средней тяжести, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК и не представляющих большой сложности в расследовании.

Отличия предварительного следст­вия от дознания:

1) В методе уголовно-процессуального регулирования. Так, со­гласно ч. 2 ст.

150 УПК производство предварительного следст­вия является обязательным по всем уголовным делам, за ис­ключением тех, по которым может проводиться дознание. Это означает, что по остальным делам, перечисленным в ч. 3 ст.

150 УПК, возможно проведение дознания. Дознание при необходимости, в том числе по письменному указанию прокурора, может быть заменено предварительным следствием.

2) В субъектах. Предварительное следствие по уголовным делам осуществ­ляет следователь. В случае большого объема или сложности уголовного дела предварительное следствие согласно ст. 163 УПК может быть поручено сразу нескольким следователям (следственной группе).

Лишь при необходимости быстрого обнаружения и закреп­ления следов преступления, незамедлительного собирания до­казательств на первоначальном этапе расследования по делам, по которым обязательно предварительное следствие, правом производства неотложных следственных действий обладает так­же и орган дознания (ч. 1-3 ст. 157 УПК).

3)  В сроках. Для предварительного следствия по сравнению с дознанием законодатель устанавливает более длительные процессуальные сроки, которые к тому же не имеют максимальных пределов (ч. 5 ст. 162 УПК).

4)  В процессуальном статусе лица, подвергающегося уголовному преследованию.

В ходе предварительного следствия лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, вначале, как правило, пребывает в статусе подозреваемого, а затем — обвиняемого.

В зависимости от характера совершенно­го преступления и от конкретных обстоятельств уголовного де­ла привлечение лица в качестве обвиняемого может иметь место на любом этапе предварительного следствия.

В ходе дознания лицо, в отношении которого осуществляет­ся уголовное преследование, получает статус обвиняемого лишь на самом последнем этапе — в момент вынесения в отношении его обвинительного акта. Таким образом, на всем протяжении предшествующей процессуальной деятельности дознавателя это лицо пребывает в статусе подозреваемого.

5)  В способе формирования позиции стороны обвинения для по­следующего судебного разбирательства.

Предварительное след­ствие характеризуется двухэтапным способом формирования позиции обвинения: вначале следователь привлекает лицо в качестве обвиняемого (в порядке, предусмотренном гл. 23 УПК), а затем в отношении его составляется обвинительное заключение.

В случаях, требующих изменения или дополнения предъявленного обвинения в порядке ч. 1 ст. 175 УПК, проце­дура привлечения лица к уголовной ответственности должна быть повторена применительно к каждому новому обвинению.

Позиция обвинения при рассмотрении в форме дознания выражается в вынесении в отношении подозреваемого обвини­тельного акта. Этот процессуальный документ (ст. 225 УПК) сочетает элементы и постановления о привлечении в качестве обвиняемого, и обвинительного заключения.

6)  В соотношении прокурорского надзора и ведомственного контроля. Прокурорский надзор и ведомственный контроль представляют собой установленные законом процессуальные механизмы обеспечения законности дознания и предваритель­ного следствия.

Наряду с судебным контролем эти формы дея­тельности прокурора, руководителя следственного органа и начальника органа дознания (руководителя подразделения дознания) создают дополнительные правовые гарантии соблюде­ния порядка производства по уголовному делу, качества и эф­фективности предварительного расследования, обеспечения прав и свобод участников уголовного судопроизводства. Законодатель устанавливает различные полномочия проку­рора и правила прокурорского надзора за дознанием и предвари­тельным следствием. Так, полномочия прокурора за дознанием весьма существенны. Прокурорский надзор за ходом предварительного следствия сводится лишь к некоторым полномочиям. Так, прокурор име­ет право рассматривать жалобы на действия (бездействие) или решения следователя, требовать от органов предварительно­го следствия устранения нарушений федерального законо­дательства, разрешать споры о подследственности, принимать решение по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением и выполнять некоторые иные надзорные полно­мочия.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/predvaritelnoe-sledstvie-kak-osnovnaya-forma-predvaritelnogo-rassledovaniya

1.3 Предварительное следствие как форма предварительного расследования

Предварительное следствие как форма предварительного расследования

Длятого чтобы ответить на вопрос, почемупредварительное следствие на сегодняшнийдень является основной формой расследованияпреступлений в нашей стране, необходимопроанализировать его характер, сущность,регулирующее следствие уголовно-процессуальноезаконодательство, а также статистическиеданные в сфере этого правовогоинститута.

Прежде всего, следует отметить,что в теории уголовно-процессуальногоправа форма предварительного расследованияесть не что иное, как предусмотренныйуголовно-процессуальным законом порядок,в рамках которого осуществляетсяпроизводство по уголовному делу надосудебном этапе уголовного процесса1.

То есть, это такая процедура деятельностиуполномоченных должностных лиц повыяснению обстоятельств, необходимыхдля правильного разрешения уголовногодела, которая определяет участниковрасследования, его сроки, объем, кругпроцессуальных действий и др.

Термин«предварительное» в названиирассматриваемой формы обозначает то,что следствие предшествует судебномурасследованию, предваряет его, а именносоздаёт своего рода предпосылки длярассмотрения и разрешения уголовногодела в судебном разбирательстве2.

Все выводы основного субъекта расследования(в данном случае следователя), которыйучаствует в уголовном процессе настороне обвинения, подлежат проверкесудом как независимым органом правосудия.

Конечно, это не означает, что являясь«предварительным», следствие теряетот этого своё значение, и по результатамсвоей работы по уголовному делу можетограничиться лишь приблизительными,предположительными, мнимыми доводами.Наоборот, предварительное следствиедолжно быть таким, чтобы у суда быливсе возможности правильно разрешитьуголовное дело, вынести законный,обоснованный и мотивированныйприговор1.

СогласноУПК РФ предварительное следствиепроводится по всем уголовным делам,исключая лишь те, по которым оно необязательно2.Под необязательными законодательпонимает уголовные дела о преступлениях,по которым проводится дознание, и дела,возбуждаемые в порядке частногообвинения, по которым предварительноерасследование вообще не осуществляется.

Следует отметить, чтопредварительноеследствие может проводиться и поделам, относимым к компетенции органовдознания, если это признает необходимымпрокурор. При этом не стоит забыватьи о том, чтосогласно специальнымправилам подследственности (ст.

151 и 434УПК РФ), следствие обязательно и повсем делам о преступлениях, совершенныхдолжностными лицами органов, перечисленныхв соответствующих статьях УПК РФ,а также по делам в отношении лиц,совершивших запрещенное уголовнымзаконом деяние в состоянии невменяемости,и лиц, у которых после содеянногонаступило психическое расстройство,делающее невозможным назначениенаказания или его исполнение. Как видим,фактически предварительное следствиеможет проводиться по любому уголовномуделу3.Казалось бы, что ответ на поставленныйв начале статьи вопрос очевиден,и сам УПК РФ указывает, что основнойформой расследования преступленийявляется предварительное следствие.Этой точки зрения придерживаютсяи некоторые авторы (Ю. П. Якубина,В. А. Михайлов)1.Тем не менее, на наш взгляд, в изученииэтого вопроса недостаточно ограничиватьсятолько выводами, основанными на буквальномтолковании уголовно-процессуальногозаконодательства. Существует мнение,что преступления небольшой и среднейтяжести превалируют на практике, а поним, как следует из закона, проводитсярасследование в форме дознания.Однако статистика подтверждаетглавенствующую роль предварительногоследствия. Нами был проведен анализпроизводства по уголовным делам,рассмотренным в районных судах г.Тюмени. На примере Калининского районногосуда г. Тюмени можно сделать следующийвывод: за период с 01.12.2014 г. по01.12.2015 г. было рассмотрено 715 уголовныхдел. Из них по 500 уголовным делампроводилось предварительное следствие,и только по 215 уголовным делам велосьдознание. Следовательно, на основепростейшей пропорции можно сделатьвывод о том, что по 70 % уголовныхдел проводилось предварительноеследствие и лишь по 30 % — дознание.В Центральном районном суде г. Тюменипроцент уголовных дел, по которымпроводилось предварительное следствиев указанный период, составляет 80 %.Мы полагаем, что вышеуказанный результатимеет существенное значение дляопределения предварительного следствияк основной формы расследованияпреступлений в российском уголовномпроцессе, ведь очевидно, что оно проводитсяпо максимально большому количествууголовных дел о преступлениях,ежегодно регистрируемых в РоссийскойФедерации. Говоря о характерепредварительного следствия, стоитотметить, что сфера деятельности органовпредварительного следствия порасследованию преступлений в сравнениис органами дознания является болееширокой. Это объясняется рядомобстоятельств. Во-первых, необходимоупомянуть, что расследование преступленийявляется специальным назначениемследователей. Для органов же дознанияфункция расследования — не единственнаяи далеко не основная1.Кроме того, следователь наделен болееширокими процессуальными полномочиямидля расследования преступлений.Во-вторых, в предварительном следствиикак в форме предварительногорасследования наиболее полно представленывсе процессуальные возможностидосудебного производства и гарантииправ участвующих лиц, нежели в формедознания. То есть, предварительноеследствие — это наиболее полнаяформа расследования преступлений ещёи потому, что она обеспечиваетмаксимальные гарантии установленияистины и реализации прав участниковпроцесса. Также хотелось бы обратитьвнимание, что, исследовав научнуююридическую литературу по рассматриваемомувопросу, в частности статьи изразличных научных журналов, а такжедиссертации, нами не было обнаруженопротиворечивых взглядов относительнозначимости указанной формы расследования.Такие авторы как, С. М. Кузнецова,Н. А. Жукова, Р. Е. Шилов в своихтрудах не выражают каких-либо сомненийотносительно того, что основной и самойзначимой формой расследования преступленийвыступает предварительное следствие.

Такимобразом, на основании проведенного намикраткого исследования, полагаем, можносделать следующий вывод. Проведя анализосновных аспектов предварительногоследствия, мы смогли в полной мереответить на поставленный вопрос о том,почему все же именно предварительноеследствие является основной формойрасследования преступлений в российскомуголовном процессе.

Источник: https://studfile.net/preview/6725294/page:4/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.