Предварительное следствие субъекты

Органы, осуществляющие предварительное следствие и их компетенция

Предварительное следствие субъекты

Предварительное следствие осуществляется следователями Следственного комитета, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, госнаркоконтроля. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры. В этом случае на них распространяются все полномочия следователей.

Круг дел, по которым обязательно проводится предварительное следствие, предусмотрен в ст. 150 УПК. В ст.151 устанавливается подследственность, т.е. определение того, какие конкретные категории дел должны расследоваться следователями различной ведомственной принадлежности.

Правила определения подследственности уголовных дел определяются в указанных статьях УПК примерно следующим образом:

  • следователи Следственного комитета уполномочены расследовать дела о посягательствах на жизнь и здоровье, конституционные права и свободы человека и гражданина, на порядок исполнения обязанностей по службе, в том числе военной (следователи военной прокуратуры), на некоторых должностных лиц государственных органов, в том числе ряда правоохранительных (судьи, прокуроры и следователи прокуратуры, должностные лица органов внутренних дел и др.), а равно о посягательствах, совершенных такими лицами;
  • следователи ФСБ — о наиболее опасных преступлениях против государственного строя и общественной безопасности (бандитизм, государственная измена, шпионаж и т. д.), а также о преступлениях террористического характера и преступлениях, связанных с проявлениями организованной преступности и коррупцией;
  • следователи органов госнаркоконтроля — о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;
  • следователи органов внутренних дел — о многочисленных других преступлениях (против собственности во всех ее формах, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств, системы налогообложения и т. д.).

Закон наделяет следователя необходимыми полномочиями. Он самостоятельно принимает большинство решений, связанных с производством следственных и иных процессуальных действий.

Однако в предусмотренных законом случаях его решения приобретают законную силу лишь после получения им санкции или согласия суда либо прокурора на совершение определенных действий (например, возбуждение уголовных дел, их прекращение по некоторым основаниям, заключение обвиняемого под стражу, продление срока предварительного следствия или содержания обвиняемого под стражей, контроль телефонных или иных переговоров, обыск жилого помещения).

Помимо этого следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному делу в письменном виде.

Но закон предусматривает и возможность для следователя при несогласии с указаниями прокурора, касающимися, скажем, привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого, объема его обвинения, прекращения производства расследования, передать дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.

После проверки доводов следователя вышестоящий прокурор либо отменяет указания нижестоящего прокурора, с которыми не согласен следователь, либо поручает дальнейшее следствие по делу другому следователю.

Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер.

Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве.

Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Следователями могут назначаться граждане Российской Федерации, имеющие, как правило, высшее юридическое или иное специальное образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности.

В зависимости от характера и содержания расследуемых уголовных дел, степени их сложности, уровня квалификации, накопленного опыта следователи занимают разное должностное положение.

Они могут называться следователями, старшими следователями, следователями по особо важным делам и старшими следователями по особо важным делам.

Такого наименования должностей сотрудников, наделенных полномочиями по осуществлению предварительного следствия, придерживаются во всех ведомствах, имеющих следственный аппарат.

Например, в прокуратурах районов, городов и автономных округов обычно работают следователи и старшие следователи; в прокуратурах республик, краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области — следователи, старшие следователи, следователи по особо важным делам; в Генеральной прокуратуре РФ — старшие следователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам и старшие следователи. Примерно таким же образом распределяются следователи по своим должностным наименованиям в военной и специализированных прокуратурах, а также в органах внутренних дел, федеральной службе безопасности и органах Госнаркоконтроля РФ.
Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы системы структурных подразделений, которые принято именовать следственными аппаратами.

На среднем уровне (республика, край, область, город федерального значения и т. д.) следователи практически во всех ведомствах объединяются, в зависимости от объема работы и числа работающих, в подразделения, которые называются по-разному: группы, части, отделения, отделы и даже управления.

В субъектах РФ организуются:

  1. главные следственные управления;
  2. следственные управления или следственные отделы при соответствующих органах внутренних дел.

Такого рода подразделения создаются также при органах внутренних дел на транспорте, особо важных и режимных объектах.

Их возглавляют начальники, которые одновременно являются заместителями руководителей соответствующих органов внутренних дел, назначаемыми на должность или освобождаемыми от нее Министром внутренних дел РФ по представлению начальника Следственного комитета. На основном уровне (в городах, районах и т. д.) могут быть образованы управления, отделы, отделения, группы.

Следственные подразделения высшего и среднего уровней выполняют в основном две функции:

  • осуществляют предварительное следствие по наиболее сложным делам;
  • оказывают содействие следователям, работающим в нижестоящих структурах своего ведомства.

Такое содействие может проявляться в оказании методической помощи в раскрытии конкретных преступлений, повышении квалификации следователей, разъяснении нового законодательства, когда в этом есть необходимость, ознакомлении с научно-техническими новинками, которые могут быть использованы в следственной работе, и т. д.

Следователи, работающие во всех названных выше ведомствах, имеют не только соответствующие должностные наименования, но и классные чины (прокуратура), специальные звания (органы внутренних дел и органы госнаркоконтроля) и воинские звания (федеральная служба безопасности и военная прокуратура). Присваиваются чины и звания с учетом занимаемой должности, выслуги лет, отношения к работе и других факторов.

Для характеристики органов предварительного следствия весьма важно знать, что к какому бы ведомству ни принадлежал конкретный следователь, каким бы он ни обладал классным чином, воинским или специальным званием, какую бы должность он ни занимал (будь-то следователя, старшего следователя, следователя по особо важным делам и т. д.) — при расследовании конкретного уголовного дела он обязан подчиняться единым требованиям законов, в первую очередь требованиям, предусмотренным Конституцией РФ и УПК.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/organi-osuschestvlyaiuschie-predvaritelnoe-sledstvie-i-ich-kompetentsiya

Субъекты расследования: Утшовно-процессуальный закон в качестве основных субъектов

Предварительное следствие субъекты

Утшовно-процессуальный закон в качестве основных субъектов рассдцования называет следователя и дознавателя.

Следователь (доз- навазль) выполняет функции организатора, руководителя и основного испонителя деятельности по расследованию преступлений.

От этих лиц d многом зависит, как и в каком направлении будет проводиться расслдование, каким образом «сработают» все остальные компоненты в расматриваемой структуре расследования.

Реследование преступлений производится следователями Следственного комитета при Прокуратуре РФ, органов внутренних дел, ор- ганоі федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборсом наркотических средств и психотропных веществ.

На различных уовнях следственных аппаратов указанных органов существуют должости следователей, старших следователей, следователей по особо важнім делам, старших следователей по особо важным делам.

Все еле- доватли независимо от ведомственного и должностного положения в раках установленной законом подследственности уголовных дел (ст. Л УПК РФ) обладают одинаковыми полномочиями по раскрытию расследованию преступлений.

Одователь осуществляет деятельность по расследованию преступлений пределах предоставленных ему уголовно-процессуальным законом

полномочий. УПК РФ не содержит полного перечня полномочий след о- вателя, но указывает наиболее важные из них, значимые в плане процессуальной организации и проведения расследования:

— возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК; г

— самостоятельно направлять ход расследования; ;

— принимать решения о производстве следственных и иных процес

суальных действий, за исключением случаев, когда по закону требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа; ,

— давать органу дознания обязательные для исполнения письменные

поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (ч. 2 ст. 38 УПК); .

— оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению,

основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью (ч. 1 ст. 17 УПК); І

— направлять требования, поручения и запросы, обязательные для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК РФ),

В системе деятельности по расследованию преступлений следователь, прежде всего, выполняет комплекс процессуальных функций (осуществляет собирание, проверку и оценку доказательств, принимает необходимые для производства по делу решения, обеспечивает реализацию процессуальных прав участников расследования, требует от них выполнения возложенных законом процессуальных обязанностей и т.д.). В литературе правильно обращается внимание наявно односторонний характер реализации следователем его процессуальных функций, который, однако, вытекает из действующей правовой регламентации деятельности следователя в УПК РФ. Уголовно-процессуальный закон относит следователя к стороне обвинения (п. 47 ст. 5 УПК), в силу прямого указания закона и фактически следователь осуществляет уголовное преследование (п. 55 ст. 5 УПК), поскольку он формулирует и предъявляет обвинение, принимает решение о доказанности вины обвиняемого и передаче дела в суд.

Такая правовая конструкция усиливает обвинительный уклон в деятельности следователя, что является препятствием к достижению им действительных целей расследования.

Более правильным является представление о следователе как об «объективном, справедливом и непредвзятом исследователе», поэтому процессуальная функция, выполняемая следователем, должна получить прямое закрепление в законе и выражаться в осуществлении уголовного преследования при обязательном сочетании его с всесторонним, полным и объективным исследованием обстоятельств дела33.

Важной функцией, осуществляемой следователем в ходе производства расследования, является организационно-управленческая функция.

В сложной управляемой системе «расследование преступлений» следователь, являясь субъектом управления, может выступать не только как исполнитель, выполняющий предусмотренные действия с помощью определенных средств, но и как управляющий субъект — лицо, осуществляющее деятельность по определению должного поведения системы расследования34.

Управляющее воздействие следователь осуществляет, в частности, когда руководит ходом производства определенного следственного действия, ставит конкретные задачи его участникам, координирует и контролирует их действия; если в порядке п. 4 ч. 2 ст.

38 УПК дает поручения органу дознания о проведении необходимых действий и оказании содействия расследованию; когда следователь является руководителем следственной группы, образованной в соответствии со ст.

163 УПК, и осуществляет предоставленные ему законом определенные полномочия.

Планирование и реализация следователем управленческой функции требуют учета, помимо общих условий эффективного управления, специфических особенностей деятельности по расследованию преступлений: разнообразия управляемых субъектов (участников расследования);

нормативного характера полномочий субъектов управления; сочетания управляющего воздействия с необходимостью обеспечения многостороннего взаимодействия участников расследования; неоднородного характера обмена информацией по каналам прямых и обратных связей в управляемой системе и т.д. Правильно организованное управление системой «расследование преступлений» будет содействовать эффективному осуществлению следователем его процессуальных полномочий, полному достижению целей деятельности по расследованию преступлений.

Деятельность по расследованию преступлений осуществляется также дознавателями органов внутренних дел, пограничных органов федеральной службы безопасности, органов федеральной службы судебных приставов, таможенных органов, органов федеральной противопожарной службы, следователями Следственного комитета при Прокуратуре РФ, а также дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Работа дознавателя по расследованию преступлений, принципиально не отличаясь от работы следователя, имеет и определенные особенности, связанные с сокращением установленных законом сроков расследования и спецификой процессуальной формы производства дознания и его окончания.

К числу основных субъектов деятельности по расследованию преступлений относятся также руководитель следственного органа, прокурор и начальник подразделения дознания. Характер закрепленных в УПК РФ полномочий руководителя следственного органа, прокурора (по отношению к органам дознания) и начальника подразделения дознания (ч. 2 ст. 37, ст.ст. 39.

40 УПК) свидетельствует о том, что данные субъекты осуществляют непосредственное процессуальное руководство следователями (дознавателями) и контроль за их деятельностью, оказывают помощь в их работе и могут непосредственно вести следствие по делу, реализуя предоставленные следователю или дознавателю конкретные полномочия по расследованию уголовных дел.

Кроме указанных лиц, в литературе выделяются также вспомогательные субъекты расследования, деятельность которых носит вспомогательный, обеспечивающий по отношению к доказыванию характер, К ним относят оперативных работников, специалистов, должностных лиц, проводивших служебные проверки в период расследования, а также лиц, осуществляющих организационно-подготовительные действия35.

В связи с тем, что по Уголовно-процессуальному кодексу РФ полномочиями по собиранию доказательств в ходе предварительного расследования обладают не только следователь и дознаватель, но и защитник, возникает вопрос о возможности отнесения защитника к субъектам деятельности по раскрытию и расследованию преступлений.

УПК РФ прямо указывает на то, что защитник имеет право собирать доказательства, необходимые для оказания юридической помощи (п. 2 ч. 1 ст.

53), и закрепляет допустимые способы осуществления данной деятельности: 1) получение предметов, документов и иных сведений; 2) опрос лиц с их согласия; 3) истребование справок, характеристик, иных документов от соответствующих субъектов (ч. 3 ст. 86 УПК). Защитник также вправе привлекать для разрешения требуемых вопросов по делу специалиста (п.

3 ч. 1 ст. 53 УПК РФ). Реализация указанных полномочий в досудебном производстве позволяет защитнику' осуществлять адвокатское расследование, результаты которого могут быть признаны доказательствами по уголовному делу и представлены суду.

При решении вопроса об отнесении защитника к субъектам расследования необходимо исходить из того, что деятельность по расследованию преступлений в том объеме, который обязателен для полного достижения установленных законом целей, может осуществляться только субъектами, ответственными за ведение уголовного дела и обладающими в связи с этим властными полномочиями — государственными органами и должностными лицами следствия, дознания и прокуратуры. Раскрытие и расследование преступлений данные субъекты осуществляют, главным образом, путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных УПК. В ходе этих действий допускается применение и строго определенных принудительных мер. Конечно, такими полномочиями по собиранию доказательств защитник не наделен и не может быть наделен.

Профессиональный долг защитника требует подчинения всей его деятельности в рамках производства по делу обеспечению прав и интересов своего подзащитного. Действия защитника по собиранию доказательств не могут рассматриваться в отрыве от этой общей направленности деятельности защитника.

Необходимость в их производстве возникает лишь тогда, когда защитник придет к выводу, что в ходе расследования не были установлены либо неполно установлены обстоятельства, улучшающие положение обвиняемого (подозреваемого), не в полной мере собраны данные, характеризующие личность подзащитного, влияющие на вид и размер наказания, которое может быть назначено ему по приговору суда, и т.д. Становится очевидным явно односторонний характер данных действий, их нацеленность на выявление и закрепление доказательств, значимых для защиты интересов обвиняемого (подозреваемого). Поэтому в практике работы защитника не могут быть исключены случай, связанные с намеренным сокрытием тех собранных им доказательств, которые не отвечают интересам обвиняемого, заведомо неправильной их интерпретацией, выгодной обвиняемому, и т.п.

Вследствие этого цели, на реализацию которых направлена деятельность защитника по собиранию доказательств, могут отклоняться (даже в значительной степени) от целей расследования.

Сама возможность, объем и пределы осуществления защитником действий по собиранию доказательств на предварительном следствии и дознании также определяются задачами оказания им необходимой юридической помощи подзащитному, Это не позволяет считать защитника полноправным наряду со следователем и дознавателем субъектом расследования.

В то же время рассматриваемая деятельность защитника по собиранию доказательств явно отличается по уровню активного воздействия на состояние расследования и формирование доказательственной базы от традиционных форм участия в деле подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и других лиц. Конкретные действия по собиранию доказательств, которые защитник вправе совершать при производстве предварительного следствия или дознания, по своей сути и содержанию образуют основу адвокатского расследования. По УПК РФ адвокатское расследование выступает как вид досудебного производства по уголовному делу, однако оно не образует самостоятельного, отдельного вида расследования преступлений. По смыслу закона, оно не должно подменять деятельность следователя, а является составной частью единого процесса расследования дела.

Тем не менее все действия защитника в досудебном производстве, направленные на собирание доказательств, должны быть признаны наряду со следственными действиями процессуальными средствами расследования, осуществляемыми самостоятельным субъектом деятельности по расследованию преступлений.

Таким образом, защитник при собирании доказательств по уголовному делу в силу специфики осуществлен ия им данной деятельности не может быть признан основным субъектом расследования наряду со следователем, дознавателем.

Фактически его действия по собиранию доказательств имеют вспомогательный, дополняющий для расследования характер и, осуществляя их, защитник содействует следователю в установлении обстоятельств исследуемого события.

Представляется, что с учетом предоставленных защитнику Уголовно-процессуальным кодексом РФ полномочий по самостоятельному собиранию доказательств, характеру этих полномочий и пределов их реализации защитник может быть признан вспомогательным субъектом расследования, чья деятельность способствует достижению специфических целей и задач деятельности по расследованию преступлений36.

4.

Источник: https://sci-book.com/kriminalistika/subyektyi-rassledovaniya-68422.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.