Предварительное следствие в уголовном процессе

Предварительное следствие — понятие, формы и сроки

Предварительное следствие в уголовном процессе

Предварительное следствие позволяет выявить обстоятельства совершенного уголовного преступления, назначить виновному лицу соразмерное наказание.

Данная процедура имеет свои особенности, регламентированные законом.

Каковы сроки рассмотрения заявления в полиции о возбуждении уголовного дела? Узнайте об этом из нашей статьи.

Понятие

Предварительное следствие — форма досудебного расследования.

Во время данной процедуры происходит установление, уточнение обстоятельств, требующих доказывания.

Полученные в результате сведения становятся основанием для вынесения решения в суде.

УПК (ст. 73) определяет, что установлению подлежат:

  • событие происшествия (время, место и т.д.);
  • виновность лица;
  • степень вреда, причиненного пострадавшей стороне;
  • факты, исключающие преступность действий;
  • факты, смягчающие или отягчающие вину;
  • иные обстоятельства.

Глава 22 УПК устанавливает законодательный регламент проведения процедуры.

Сколько может идти следствие по уголовному делу? Узнайте мнение специалистов по данному вопросу.

Значение

Предварительное следствие — форма предварительного расследования. В процессе подобного выяснения всех фактов, имеющих ключевое значение, соблюдается максимальная защита прав участников происшествия и достигается гарантированное установление истины.

Процедура назначается практически по всем делам, проводится уполномоченными органами, действующими в соответствии с существующим регламентом.

Разница понятий

Предварительное следствие (наряду с дознанием) — это форма расследования. Соответственно они включают совокупность мероприятий, осуществляемых на стадии установления обстоятельств совершенного правонарушения.

О сроках для принятия решения о возбуждении уголовного дела читайте здесь.

Расследование

Стадия уголовного процесса, которая наступает сразу после возбуждения дела.

На этом уровне происходит выяснение всей ключевой информации: личность обвиняемого, уровень его вины, причины совершения деяния, степень нанесенного вреда, условия совершения проступка и т.д.

Все эти действия — предварительные, поскольку человек виновен в противоправном поступке, если есть решение суда. Соответственно, данные действия носят досудебный характер.

Расследование может проводиться в форме следствия, в форме дознания.

Дознание имеет более упрощенную процедуру. Применяется этот вариант для наименее тяжких дел. Как правило, по ним максимальная мера пресечения не превышает 5 лет.

Законодательством устанавливаются критерии, по которым определяется форма проведения необходимых досудебных мероприятий.

Начало процесса

С какого момента начинается предварительное расследование? В уголовном законодательстве РФ принято разделять судопроизводство на 2 части: досудебное и судебное.

Досудебная стадия состоит из двух этапов:

  • возбуждение дела;
  • расследование.

УПК (ст. 156) определяет, что следователь, дознаватель, орган дознания выносит постановление.

Этот документ подтверждает возбуждение дела, за которым следуют необходимые мероприятия.

Также в постановлении определяется, что его инициатор принял на себя соответствующие обязанности.

Дело формируется и ранее другими уполномоченными лицами, а затем передается в производство. Тогда выносится постановление, подтверждающее принятие уже возбужденного ранее дела.

Следствие и дознание — сходства и различия

Обе формы расследования — процессуальные действия уполномоченных лиц, руководствующихся положениями законодательства.

Все процедуры и мероприятия осуществляются в строгом соответствии с утвержденными регламентами, что гарантирует достоверность и объективность получаемых на досудебном этапе сведений.

Тем не менее, есть и различия, которые позволяют выделить данные процедуры в различные формы.

Отличительные признаки, позволяющие разграничить понятия:

Уполномоченные органыВыполняемые действияПодследственностьСрокиПраво на изучение материалов
Предварительное следствиеСледователи.
  • следственные действия;
  • иные мероприятия.
Тяжкие, особо тяжкие преступления.2 месяца с момента возбуждения делаПотерпевший, истец, ответчик, их представители.
Дознание
  • дознаватели (МВД, ФСБ, ФССП, ГПН ФПС, таможенных органов);
  • следователи Следственного комитета.
  • следственные действия;
  • процессуальные действия.

Используется оперативная техника, научные материалы, технические средства, личный сыск.

Преступления небольшой, средней тяжести.30 сутокПотерпевший, его представитель.

Сколько длится суд по уголовному делу? Ответ вы найдете на нашем сайте.

Когда обязательно?

Предварительные мероприятия проводятся практически во всех случаях, поскольку являются неотъемлемой частью досудебной стадии.

Без данных процедур установление истины становится затруднительным.

Исключение — преступления небольшой, средней тяжести, частные обвинения.

Все мероприятия осуществляются изначально по месту совершения правонарушения. Если возникает необходимость дальнейших действий, проводимых удаленно, следователь может их осуществлять самостоятельно или привлечь третьих лиц.

Возможна ситуация, когда правонарушение начало совершаться в одном месте, а его завершение произошло в другом месте. В таком случае все необходимые манипуляции производятся по последнему месту.

Если же совершено несколько преступлений, то местом проведения мероприятий выбирается место совершения большинства из них, либо наиболее тяжкого.

Уполномоченные органы

Неотложные действия производятся:

  • Следственным комитетом;
  • ФСБ;
  • МВД;
  • органами внутренних дел;
  • таможенными органами;
  • иными органами, обладающими полномочиями.

Информацию о сроках подачи апелляции по уголовному делу читайте тут.

Следственные действия

Это мероприятия, производимые уполномоченными лицами.

Они направленны на выявление, уточнение, проверку доказательств.

Это основной способ сбора сведений, который позволяет в полной мере получить всю возможную информацию по вопросу.

Проводить подобные манипуляции может лицо, осуществляющее данное производство. Также таким правом обладает надзирающий прокурор. По инициативе следователя к отдельным мероприятиям могут привлекаться третьи лица, обладающие полномочиями.

Все действия производятся, если дело возбуждено. Исключение составляют такие мероприятия как осмотр места происшествия, назначение экспертизы, освидетельствование. Данные меры могут ввиду их неотложности приниматься сразу же.

Например, при нарушении необходимых сроков проведения экспертизы может исчезнуть возможность получения важных доказательств по делу, поскольку спустя некоторое время (необходимо для возбуждения дела) результаты экспертизы потеряют свою актуальность.

Мероприятия могут производиться только при наличии определенных оснований, подтверждающих необходимость их проведения. Как правило, инициатором выступает следователь.

Кроме него назначить проведение необходимых мероприятий может прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания.

Следственные действия:

  • допрос;
  • очная ставка;
  • осмотр;
  • освидетельствование;
  • обыск;
  • опознание;
  • эксперимент;
  • экспертиза;
  • проверка показаний;
  • запись переговоров.

При этом не исключается право уполномоченных лиц на проведение процессуальных процедур в принудительном порядке, если того требуют интересы дела.

Иными словами, при нежелании фигурирующих в деле граждан подвергаться допросу, осмотру или участвовать в иных мероприятиях, за уполномоченными лицами остается право принуждения граждан к прохождению этих процедур.

Также с позиции принуждения рассматривается возможность наступления ответственности для граждан, которые не исполнили поставленные задачи. Например, неявка по вызову на опознание и т.д.

Таким образом, следственные действия обладают следующими признаками, без наличия которых они не могут быть признаны законными:

  • производятся должностными лицами, занимающимися данным делом;
  • предусмотрены УПК;
  • урегулированы УПК;
  • позволяют собрать доказательства, необходимые для раскрытия преступления;
  • могут сопровождаться принуждением.

Эти признаки определяющие, их отсутствие может свидетельствовать о неправомерности действий должностных лиц.

Сроки

Все процедуры предварительного следствия должны проводиться в рамках срока, установленного законом.

Максимальный срок

С момента возбуждения дела на все установленные мероприятия выделяется 2 месяца.

В этот период происходит непосредственно возбуждение дела, все необходимые процедуры и передача материалов прокурору.

Кто устанавливает предельные сроки предварительного следствия?

Лицо, устанавливающее сроки — руководитель следственного органа.

В его полномочия входит возможность продления установленного промежутка времени до 3 месяцев (при наличии оснований).

Приостановление

Следствие приостанавливается двумя способами:

  1. По истечении срока (если не установлена личность обвиняемого, либо место нахождения обвиняемого неизвестно должностным лицам).
  2. До окончания срока (если реальная возможность у обвиняемого участвовать в процессе по объективным причинам отсутствует или у обвиняемого диагностировано тяжелое заболевание, из-за которого он не может участвовать в запланированных мероприятиях).

Продление

Максимальный срок продления — 3 месяца.

Подобное расширение ременных границ происходит по весомым причинам, на основании решения руководителя.

Что не включается?

Не учитывается:

  • время на обжалование;
  • время, в течение которого действовала приостановка.

Итак, предварительное следствие — это комплекс мероприятий, которые образуют существенную часть уголовного процесса в досудебный период. Процедура производится в соответствии с установленными правилами.

Предварительное расследование:

Источник: https://ugkod.com/prestuplenie/predvaritelnoe-sledstvie-sroki.html

Предварительное следствие в уголовном процессе

Предварительное следствие в уголовном процессе

Как ведется предварительное следствие, какие производятся следственные действия, порядок предъявления обвинения, порядок составления процессуальных документов и так далее – все эти знания необходимы каждому юристу. А в особенности лицам участвующим в уголовном процессе – следователю, прокурору, лицу, производящему дознание, судье, адвокату, и другим лицам (народному заседанию, при осуществлении правосудия).

Несомненно, что при производстве предварительного следствия должны неуклонно соблюдаться принципы уголовного судопроизводства.

Истина устанавливается посредством выдвижения на основе имеющихся фактических данных и последующей проверки предположительных суждений относительно события или деяния, содержащего признаки преступления.

При восстановлении уголовного дела сроки предварительного следствия и содержания под стражей исчисляются в порядке, установленном ст. 109,162 и 223 УПК РФ.

Если по утраченному уголовному делу истек предельный срок содержания под стражей, то обвиняемый немедленно освобождается (ч.3 и ч. 4 ст. 158.1 УПК РФ).

В настоящее время предварительное следствие по уголовным делам осуществляют следователи четырех министерств и ведомств: Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, ФСК при Генеральной Прокуратуре РФ и Федеральной службы РФ по контролю над оборотом наркотиков.

Основной объем работы по расследованию преступлений выполняется следователями Следственного комитета, действующего при МВД РФ.

Подразделения Следственного комитета – его центральный аппарат и территориальные органы обладают некоторой организационно – правовой автономией по сравнению с другими структурными подразделениями системы МВД.

Следователями Следственного комитета и его территориальных органов действуют в статусе офицеров юстиции и наделены определенной самостоятельностью в вопросах процессуального характера, разрешаемых в процессе расследования преступлений.

В объективном смысле предварительное следствие можно представить себе как предусмотренную законом и обусловленную фактическими обстоятельствами дела строго упорядоченную систему действий и решений властно – распорядительного и информационно- аналитического характера, направленных на выяснение обстоятельств происшествия, ставшего предметом исследования органов расследования. Каждое из следственных действий выступает как специфическая совокупность познавательных приемов выявления и отображения доказательственной информации определенного вида [20. С. 5-20].

Любое следственное действие может быть проведено лишь при наличии возбужденного уголовного дела. В УПК РФ сделано исключение лишь для осмотра места происшествия. Это следственное действие можно провести и до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 176 УПК РФ). Порядок его производства и процессуальное оформление должны строго соответствовать уголовно-процессуальному законодательству.

В реальной общественной практике данная процессуальная деятельность следователя всегда осуществляется в системе соответствующих культурно-исторических, социально-политических, экономических, правовых и морально-нравственных координат. При этом, она подвергается пристальному общественного и государственному контролю и соответствующим оценкам граждан, общества и государства.

При этом на разных стадиях развития общества, данные оценки и подходы к пониманию целей, задач правового и социального статуса следователя отмечались определенными особенностями.

1.2 Понятие и сущность предварительного следствия в уголовном процессе

Предварительное следствие в уголовном судопроизводстве Российской Федерации – одна из форм предварительного расследования преступлений, осуществляемая специальными для этого органами предварительного следствия – следователями прокуратуры, следователями органов внутренних дел, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями федеральных органов налоговой полиции (ст.125 УПК РФ).

Предварительное следствие – это процессуальная, т.е.

урегулированная уголовно-процессуальным законом деятельность следователя, начинающаяся с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем к своему производству, заканчивающаяся составлением обвинительного заключения или постановлением о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера. Либо постановления о прекращении уголовного дела.

Предварительное следствие, деятельность, содержание которой охватывает, от начала до конца, стадию предварительного расследования.

Оно направлено на досудебное установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию.

Именно предварительное следствие впитало в себя максимум предусмотренных законом гарантий, соблюдение прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уголовного процесса.

Предварительное следствие по уголовному делу производится следователями, которые обладают процессуальной самостоятельностью.

Расследование преступлений для органов предварительного следствия является главной функцией, содержание которой состоит в быстром и полном раскрытии преступлений, своевременном привлечении к законной ответственности лиц, виновных в их совершении, выявление причин и условий, способствующих преступлениям, и принятии мер к их устранению.

Предварительное следствие является основной формой расследования преступлений, которая предусматривает наиболее полные гарантии соблюдения прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уголовного процесса.

К делам, по которым производится предварительное следствие, отнесены наиболее сложные дела и все дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, а также об общественно опасных деяниях невменяемых.

Предварительное следствие имеет место и по преступлениям, по которым согласно закону производство такового не обязательно. Следователь в данной ситуации вправе преступить к уголовному процессу, только если это признают необходимым суд или прокурор.

Предварительное следствие является высшей и наиболее сложной формой расследования, применяемой по делам о более серьезных преступлениях.

Предварительное следствие состоит из процессуальных действий и процессуальных решений.

Оно включает в себя производство следственных действий, применение мер принуждения, привлечение лица в качестве обвиняемого, допуск к участию в уголовном процессе защитника, законных представителей, гражданских истцов и других субъектов уголовного процесса, ознакомление участников с материалами и многое другое.

Первоначальный срок предварительного следствия установлен в размере двух месяцев. Однако он может быть продлен руководителем следственного органа в установленном законом порядке.

Сущность уголовно-правовых отношений состоит в том, что государство в праве и обязано определить основания и пределы ответственности лица за содеянное.

Поставить вопрос о применении к виновному мер общественного воздействия или основания освобождения лица от ответственности.

Человек, совершивший преступление вправе законными средствами защищаться от необоснованного обвинения, незаконного осуждения и несправедливого наказания, а также обязан подчиниться мерам воздействия со стороны органов власти.
← Пред. стр. 2 из 14 След. стр. →

Источник: http://law.pp.ru/ugolovno-processualnoe-pravo/predvaritelnoe-sledstvie-v-ugolovnom-processe-p2

71 Предварительное следствие по упк рф

Предварительное следствие в уголовном процессе

Предварительноеследствие— одна из двух формпредварительного(досудебного) расследованияпреступлений (наряду сдознанием)поУголовно-процессуальномукодексуРоссийской Федерации.

Посвоей сути предварительное следствиеявляется процессуальной деятельностью,направленной на установление обстоятельств,подлежащих доказыванию по уголовномуделу, перечень которых указан в статье73 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Предварительноеследствие производится следователямисогласноподследственности,установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ.

Уголовно-процессуальныйкодекс относит к органам предварительногоследствия следователей Следственногокомитета РФ, органов внутренних дел,органов Федеральной службы безопасностии ФСКН.

Подследственностьуголовных дел (ст. 151 УПК)

  • Следователи Следственного комитета РФ — убийства; изнасилования; похищение человека; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа и др. преступления.
  • Следователи органов внутренних дел расследуют дела о причинении различной степени тяжести вреда здоровью; преступлениях против собственности; о незаконном обороте наркотиков и др. преступления.
  • Следователи органов Федеральной службы безопасности расследуют дела о государственной измене; шпионаже; терроризме; захвате заложников и др. преступления
  • Следователи ФСКН — о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ

Предварительноеследствие – это целенаправленный процесс,целью которого является восстановлениепрошлого события преступления по следам,обнаруженным следователем в настоящем.

Пообщему правилу срок предварительногоследствия составляет 2 месяца. Однакодля обеспечения быстроты расследованиядела при наличии возможности следствиедолжно быть закончено как можно раньше,не дожидаясь истечения этого срока.

Началомтечения 2-месячного срока следствияслужит день возбуждения дела, при этомтекущие сутки не учитываются. Поэтомусрок начинает течь с начала следующихсуток (ст. 128 УПК РФ).

Для исчисления срокаследствия неважно, какой орган возбудилуголовное дело, поэтому в срок следствиявходит время выполнения неотложныхследственных действий органом дознания(ст. 157 УПК РФ), а также время проведенногодознания (ст.

223 УПК РФ) после направлениядела для производства следствия (п. 4 ч.1 ст. 226 УПК РФ).

Окончаниесрока предварительного следствияпроисходит в день: а) вынесенияпостановления о прекращении дела (ст.213, п. 1 ч. 1 ст. 439 УПК РФ) либо б) направленияуголовного дела прокурору (с обвинительнымзаключением — ч. 6 ст. 220 или спостановлением о передаче дела в суддля применения принудительной мерымедицинского характера—п. 2 ч. 1 ст. 439 УПК РФ).

Сроки дальнейшейдеятельности прокурора установленыотдельно (10 суток по обвинительномузаключению — ч. 1 ст. 221 и 2 суток пообвинительному акту — ч. 1 ст. 226 УПКРФ). В отличие от срока предварительногоследствия срок дознания оканчиваетсяв день составления обвинительного акта,а время ознакомления сторон с материаламидела в срок дознания не входит.

Процессуальныйзакон допускает возможность толькоодного перерыва в течение срокаследствия — время приостановлениядела в связи с невозможностью участияв деле подозреваемого или обвиняемого,когда его место нахождения известно(п. 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ), или в случае еготяжкого заболевания (п. 4 ч. 1 ст. 208 УПКРФ).

В срок предварительного следствиявключается все время ознакомленияучастников процесса с материаламиоконченного предварительного следствия(ст. ст. 216, 217 УПК РФ), а также времяобжалования и рассмотрения жалобыследователя на постановление прокурорао возвращении дела для дополнительногорасследования (ч. 4 ст.

221 УПК РФ).

Срокпредварительного следствия, установленныйчастью первой статьи 162 УПК РФ, можетбыть продлен до 3 месяцев руководителемсоответствующего следственного органа.

Поуголовному делу, расследование которогопредставляет особую сложность, срокпредварительного следствия может бытьпродлен руководителем следственногооргана по субъекту Российской Федерациии иным приравненным к нему руководителемследственного органа, а также ихзаместителями до 12 месяцев.

Дальнейшеепродление срока предварительногоследствия может быть произведено тольков исключительных случаях ПредседателемСледственного комитета при прокуратуреРоссийской Федерации, руководителемследственного органа соответствующегофедерального органа исполнительнойвласти (при федеральном органеисполнительной власти) и их заместителями.

Вслучае возвращения прокурором уголовногодела следователю в соответствии спунктом 2 части первой статьи 221 УПК РФсрок для исполнения указаний прокуроралибо обжалования решения прокурораустанавливается руководителемследственного органа и не может превышатьодного месяца со дня поступления данногоуголовного дела к следователю.

Привозобновлении приостановленного илипрекращенного уголовного дела либовозвращении уголовного дела дляпроизводства дополнительного расследованиясрок дополнительного следствияустанавливается руководителемследственного органа и не может превышатьодного месяца со дня поступленияуголовного дела к следователю.

Дальнейшеепродление срока предварительногоследствия производится на общихоснованиях в порядке, установленном статьей 162 УПК РФ.

Вслучае необходимости продления срокапредварительного следствия следовательвыносит соответствующее постановлениеи представляет его руководителюследственного органа не позднее 5 сутокдо дня истечения срока предварительногоследствия.

Следовательв письменном виде уведомляет обвиняемогои его защитника, а также потерпевшегои его представителя о продлении срокапредварительного следствия.

Дознаниепроизводится в течение 30 суток со днявозбуждения уголовного дела. Принеобходимости этот срок может бытьпродлен прокурором до 30 суток.

Внеобходимых случаях, в том числе связанныхс производством судебной экспертизы,срок дознания, предусмотренный частьютретьей статьи 223 УПК РФ, может бытьпродлен прокурорами района, города,приравненным к ним военным прокуророми их заместителями до 6 месяцев.

Висключительных случаях, связанных сисполнением запроса о правовой помощи,направленного в порядке, предусмотренномстатьей 453 УПК РФ, срок дознания можетбыть продлен прокурором субъектаРоссийской Федерации и приравненным кнему военным прокурором до 12 месяцев.

Предварительноеследствие- это наиболее полная формапредварительного расследования,обеспечивающая максимальные гарантииустановления истины и реализации правучастников процесса.

Предварительноеследствие – это и основная формарасследования, так как оно обязательнопо всем уголовным делам, за исключениемтех, по которым производится дознание(ч. 2, 3 ст. 150 УПК) и дел, возбуждаемых впорядке частного обвинения (ст. 318).

Дляпредварительного следствия в полноймере действуют все общие условиярасследования, в нем реализованы всеего институты, оно четко разделено нарассмотренные выше этапы.

При этом надоиметь в виду, что процессуальная формапредварительного следствия может бытьеще более усложнена по делам о применениипринудительных мер медицинскогохарактера, несовершеннолетних и лиц,обладающих служебным иммунитетом.

Предварительноеследствие включает производствоследственных действий, применение мерпринуждения, привлечение лица в качествеобвиняемого, допуск к участию в уголовномпроцессе защитника, законных представителей,гражданских истцов и других субъектовуголовного процесса, ознакомлениеучастников с материалами дела и многоедругое. Первоначальный срок предварительногоследствия установлен в размере 2 месяцев.Однако он может быть продлен прокуроромв установленном законом порядке.

Основнымвидом предварительного расследованияявляется следствие, так как именно вформе следствия осуществляетсярасследование подавляющего большинствауголовных дел, за исключением преступленийнебольшой и средней тяжести, перечисленныхв ч.3 ст.150 УПК, по которым предварительноерасследование производится в формедознания.

Междуформами расследования – следствием идознанием нет принципиального различия,так как обе они направлены на выполнениеназначения уголовного судопроизводства,основаны на единых принципах всегосудопроизводства, общие условияпредварительного расследованияраспространяются и на дознание заотдельными исключениями. Доказательства,полученные при производстве дознания,имеют для суда такое же значение, как идоказательства, собранные на предварительномследствии. Органы следствия и дознанияпо делам, отнесенным к их компетенции,производят все необходимые следственныедействия и через прокурора передаютдело в суд.

Вместес тем имеются определенные различиямежду дознанием и следствием по кругуи характеру дел, отнесенных к дознаниюи следствию; по срокам, органам и отдельнымособенностям процессуальной формыпроизводства дознания и его окончания.

Источник: https://studfile.net/preview/4584288/

История предварительного расследования преступлений в России

Предварительное следствие в уголовном процессе

До 1860 года расследование преступлений в России осуществлялось городской и земской полицией. Предварительное следствие заключалось в собирании доказательств, позволяющих установить и изобличить виновного.

Оно разделялось на предварительное и формальное.

Основной задачей первого являлось установление обстоятельств совершения преступления, а в ходе формального следствия выяснялось, действительно ли обвиняемый совершил преступление и подлежит ли он наказанию.

Одной из первых попыток реформирования предварительного расследования стала разработка Собственной Его Императорского Величества канцелярией законопроекта «О следствии», в соответствии с которым эта функция изымалась у полиции, а следователи стали относиться к судебной власти.

С целью реализации этой идеи Указом Императора Александра II  от 8 июня 1860 года были учреждены должности судебных следователей. На них возлагалось производство следствия по всем преступлениям, относящимся к ведению судов.

За полицией оставалось расследование  незначительных преступлений и проступков.

В дополнение к указу был издан «Наказ судебным  следователям», регламентирующий их деятельность и устанавливающий порядок производства  следствия. Контроль за следователями осуществлялся исключительно судами, которые могли приостанавливать и прекращать следствие, давать следователями предписания, отменять их распоряжения.

Одновременно был введен в действие «Наказ полиции о производстве дознаний по преступлениям и проступкам».

Число следователей устанавливалось в зависимости от количества уголовных дел, имевшихся в каждом уезде. Судебные следователи подчинялись министерству юстиции, однако назначались, перемещались и увольнялись губернатором по согласованию с губернским прокурором.

Большинство следователей не имело юридического образования. Нагрузка на каждого из них составляла 120-150 дел в год, а в отдельных губерниях – до 200-400 дел. Обслуживаемые участки составляли порой не одну тысячу квадратных верст.

С 1864 года следователи стали назначаться бессрочно Императором по представлению министра юстиции. Ужесточились и требования к кандидату на должность следователя: он должен был иметь высшее юридическое образование и прослужить по судебной части не менее трех лет.

В его обязанности входило с полным беспристрастием выяснять обстоятельства, как уличающие обвиняемого, так  и оправдывающие его.

При этом он мог проверять и дополнять дознание, проведенное полицией, отменять решения, принятые при производстве дознания, а также поручать  полиции  производство дознания и собирание иной информации.

После революции 1917 года новая власть упразднила прежний институт следователей.

Функции следствия стали выполнять специальные комиссии при городских и районных советах, которые коллегиально рассматривали дела и  принимали по ним решения.

Расследованием преступлений занимались также штабы Красной гвардии.  В своей деятельности эти органы руководствовались исключительно  революционным правосознанием.

 В соответствии с Декретом о суде № 2 от 7 марта 1918 года и № 3 от 20 июля того же года в России образовались следственные комиссии окружных судов, в компетенцию которых входило расследование убийств, причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований, разбойных нападений, фальшивомонетничества и спекуляций, а также  наиболее сложных дел, подсудных уездным и городским судам. Расследование государственных преступлений входило в обязанности ВЧК.

Следственные комиссии в полном составе возбуждали и прекращали уголовные дела, избирали и изменяли меру пресечения, выносили постановления о предании суду.

В 1919 году практика коллегиального расследования была прекращена. Производство предварительного следствия возлагалось на действовавших единолично следователей, которые состояли при революционных военных трибуналах, созданных годом ранее.

Но уже 21 августа 1920 года Положениями о местных органах юстиции и  о народном суде РСФСР от 20 октября того же года учреждаются должности народных следователей, состоящих при советах народных судей, а также следователей по важнейшим делам при губернских отделах и Наркомате юстиции.

Народный следователь мог приступить к производству расследования по заявлениям граждан, сообщениям милиции, должностных лиц и учреждений, по постановлению судьи, а также  по своему усмотрению. Окончательное решение о прекращении дела или предании суду принадлежало народному суду. Постановления следователя могли быть обжалованы в суде.

Следователи руководили  действиями розыскных аппаратов и могли проверять любой акт органа дознания. Указания следователей при производстве  расследования были обязательны для исполнения всеми  гражданами, должностными лицами и учреждениями.

Однако в мае 1922 года надзор за производством предварительного следствия, право давать указания по ряду вопросов, связанных с осуществлением процессуальной деятельности следователя, специальным Положением возлагается на  прокуратуру.

  В сентябре 1928 года следователи были полностью  выведены из подчинения судов и переданы в ведение прокуроров.

Но на практике большинство уголовных дел расследовалось милицией. Непосредственно перед Великой Отечественной войной в уголовном  розыске и отделах БХСС ведомственным приказом были созданы следственные аппараты.

В послевоенный период по основной массе общеуголовных преступлений производилось дознание. Следователи оставались в органах прокуратуры, но фактически, по-прежнему, в более чем половине уголовных дел предварительное следствие осуществлялось органами милиции.

В соответствии с Основами уголовного судопроизводства СССР и Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР 1960 года правом производства предварительного следствия наделялись только следователи органов прокуратуры и органов государственной безопасности.

В результате вся нагрузка по предварительному расследованию преступлений легла на следователей прокуратуры, в производстве которых скопилось огромное количество уголовных дел.

Между тем, органы милиции, ранее занимавшиеся расследованием преступлений и имевшие специалистов с необходимой профессиональной подготовкой и опытом работы, по закону могли выполнять лишь отдельные поручения следователей и не имели право вести  предварительное следствие в полном объеме.

Поэтому 6 апреля 1963 года Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик передал право производства предварительного следствия Министерству охраны общественного порядка СССР (позднее – МВД СССР). По сути, введение этого Указа в действие означало начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел.

Учреждение следственного аппарата в органах внутренних дел Российской Федерации имело закономерный характер. Оно было обусловлено практическими потребностями борьбы с преступностью.

Будущее показало, что такое решение оказалось вполне оправданным.

За полувековую историю органы предварительного следствия МВД сформировались и окрепли, определились наиболее целесообразные структура, стиль и методы работы.

Сегодня предварительное следствие в системе МВД России представляет собой централизованную структуру, включающую, наряду со Следственным департаментом, 82 территориальных следственных подразделения, а также органы предварительного следствия на транспорте и  следственные части главных управлений МВД России по федеральным округам.

Следственный аппарат МВД России является одним из крупнейших в системе правоохранительных органов (43,5 тысяч сотрудников – 65% следственного корпуса страны), силами которого ежегодно расследуется свыше  1,5 миллионов уголовных дел, а это почти 84% всех дел, возбужденных по стране. В среднем на одного следователя приходится 38 уголовных дел, а это самые высокие нагрузки в правоохранительных органах.

Несмотря на то, что 2012 год был сложным – сказались и продолжающиеся масштабные преобразования системы органов внутренних дел и обсуждение целесообразности реформирования следственных органов страны, – тем не менее, органы предварительного следствия в системе МВД России со своими задачами справились достойно.

Источник: https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/structure1/Departamenti/Sledstvennij_departament/NovostiSD/item/902582

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.