Преступление и расследование

К вопросу о практике

Преступление и расследование

Не смотря на реформы правоохранительной и судебной системы, совершенно очевидно, что до настоящего времени положение с соблюдением законности в процессе раскрытия преступлений остается не на высоком уровне.

Говоря о раскрытии преступлений, мы придерживаемся позиции тех ученых и практиков, которые полагают, что любое совершенное преступление можно считать раскрытым лишь тогда, когда в установленном законом порядке доказана виновность лица, обвиняемого в его совершении, а обвинительный приговор вступил в законную силу.

 Таким образом, раскрытие преступлений – это не только задача оперативно-розыскной деятельности, как сказано в Федеральном законе, регламентирующем данную деятельность, но и задача уголовно-процессуальной деятельности.

Сидоров А.С.

На одном из заседаний Ученого совета Тюменского государственного университета в январе 2011 года президент университета Г.Ф. Куцев выступил с докладом, в котором коснулся вопроса о доверии граждан институтам государственной власти в России. Из доклада следовало, что согласно последним социологическим опросам не доверяют милиции 75% граждан, органам прокуратуры – 70%, судам – 50%.

Современная власть пытается переломить ситуацию разными способами: пытаются переименовать правоохранительные органы, ввести новую систему оценки их деятельности и т.д.

Вместе с тем, не смотря на реформы правоохранительной и судебной системы, совершенно очевидно, что до настоящего времени положение с соблюдением законности в процессе раскрытия преступлений остается не на высоком уровне.

Уточняем, что, говоря о раскрытии преступлений, мы придерживаемся позиции тех ученых и практиков, которые полагают, что любое совершенное преступление можно считать раскрытым лишь тогда, когда в установленном законом порядке доказана виновность лица, обвиняемого в его совершении, а обвинительный приговор вступил в законную силу.

Таким образом, раскрытие преступлений – это не только задача оперативно-розыскной деятельности, как сказано в Федеральном законе, регламентирующем данную деятельность, но и задача уголовно-процессуальной деятельности.

Поэтому, мы полагаем, что раскрытие преступлений необходимо рассматривать в двух аспектах.

  1. Раскрытие преступлений – есть криминалистическая деятельность, субъектами которой являются в равной степени и оперативные работники, и дознаватели, и следователи, и прокуроры, и судьи.
  2. Раскрытие преступление, как результат криминалистической деятельности, когда к уголовной ответственности привлечен гражданин, действительно совершивший преступление.

Однако практика показывает, что должностные лица правоохранительных органов, решая поставленными перед ними задачи, не редко создают лишь видимость бурной деятельности, направленной на раскрытие преступлений.

При этом они «забывают», что уголовное судопроизводство имеет своим назначением не только защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, но и защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Чтобы не быть голословными, приведем несколько примеров.

Пример 1. В одном из судов г. Тюмени рассматривалось уголовное дело по обвинению гражданина А. в сбыте наркотических средств.

Выступая в качестве защитника данного гражданина, мы обратили внимание на некоторые детали, содержащиеся в оперативно-служебных документах, которые после проведения проверочной закупки в виде результатов ОРД были переданы следователю и приобщены к делу.

Оказалось, что в деле имеется акт передачи денежных средств покупателю наркотика, который действовал по поручению оперативных сотрудников. В нем было указано, что покупателю было передано 1400 рублей для приобретения двух разовых доз героина.

Вместе с тем, в другом документе – акте добровольной выдаче наркотических средств значилось, что покупатель после совершения сделки с продавцом добровольно выдал оперативным сотрудникам лишь 1 дозу.

На наш вопрос, заданный указанному свидетелю, куда он дел вторую приобретенную дозу, он ответил, что «употребил ее внутривенно, пока шел от продавца до того места, где находились ожидавшие его оперативные сотрудники. При этом он пояснил, что сделал это с согласия оперативных сотрудников за то, что оказал им услугу по изобличению продавца наркотиков.

Допрошенный в этом же суде оперативный уполномоченный, который являлся организатором проведения проверочной закупки, подтвердил, что действительно разрешил вторую приобретенную дозу героина покупателю использовать для собственных нужд.

На вопрос защитника подсудимого о том, кто уполномочил его таким образом распоряжаться бюджетными деньгами, выделенными на оперативно-розыскную деятельность, свидетель возмущенно ответил, что один из авторов данной статьи «не знает, как трудно раскрывать такие тяжкие преступления, как незаконный оборот наркотиков, а если бы знал, то подобных вопросов не задавал бы».

По всей видимости, оперативный уполномоченный действительно был уверен в своей правоте, и даже мысли не допускал, что он в вышеуказанном случае сам совершил преступление.

Мы обратили внимание суда не только на эту «погрешность» в работе оперативных сотрудников, результаты деятельности которых легли в основу обвинения. Однако суд не придал этому значения.

Допрошенный в качестве свидетеля «покупатель» пояснил, что употребляя приобретенный в ходе проверочной закупки героин внутривенно, он использовал шприц, который он имел с собой заранее.

Вместе с тем, из акта досмотра этого свидетеля, который составили оперативные сотрудники перед тем, как направить его к продавцу значилось, что при нем ничего нет.

Тогда кому верить – покупателю или оперативным сотрудникам? Кроме того, даже имея при себе шприц, употребить сухую фракцию смеси, в составе которой находится героин невозможно.

Однако суд проигнорировал и эти противоречия между имеющимися доказательствами по делу.

По этому же делу в отношении «покупателя» уголовное преследование было прекращено по основанию, предусмотренному Примечанием 1 к ст. 228 Уголовного кодекса РФ, не смотря, как отмечалось выше, приобретенный им наркотик он добровольно сдал не в полном объеме.

Поскольку все сказанное было зафиксировано в протоколе судебного заседания, а судья разрешить противоречия в доказательствах по одному ему известной причине не захотел, мы направили жалобу в соответствующую прокуратуру.

В жалобе содержалась просьба дать оценку действиям оперативных сотрудников при проведении проверочной закупки.

Однако прокурор ответил, что «оперативные сотрудники действовали в рамках Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».[1]

Таким образом, на очевидное нарушение действующего законодательства со стороны работников органа дознания и суд, и прокуратура просто закрыли глаза.

Пример 2. Чуть позже описанного выше случая одному из авторов данной статьи пришлось защищать еще одного гражданина, которого обвиняли в хранении героина в особо крупном размере.

Суть дела такова. Сотрудники Управления по организованной преступности ГУВД по Тюменской области задержали гражданина Л.

в связи с тем, что он, по их мнению, был причастен к одному из преступлений, имеющих широкий общественный резонанс.

В процессе «оперативной беседы», не смотря на использование физических и психологических мер воздействия, конечно же, незаконных, получить необходимую информацию от Л. оперативным сотрудникам не представилось возможным.

Тогда они решили осуществить оперативную комбинацию, которая преследовала конечную цель заключения Л. под стражу для возможности его дальнейшей оперативной разработки в условиях следственного изолятора.

Л. привезли в здание Главного следственного управления на ул. Малыгина г. Тюмени, где его в качестве свидетеля допросил следователь. После этого, ему было позволено покинуть здание ГСУ. Л. выйдя на улицу, не успел сделать нескольких шагов, как на него набросились четверо молодых людей в гражданской одежде, повалили на землю, надели наручники, при этом, не забыв проверить карманы.

После этой проверки у Л. в ходе его досмотра в кабинете следователя уже в одном из отделов милиции г. Тюмени был обнаружен полиэтиленовый сверток, в котором оказалось 6 грамм героина. В возбужденном по данному факту в отношении Л.

уголовному делу появился рапорт о том, что сотрудники милиции в количестве двух человек в ходе оперативно-розыскных мероприятий возле торгового центра «Гудвин».

Все заверения Л. в том, что ему негде было взять наркотики, поскольку в этот день его дважды досматривали сотрудники милиции – первый раз в УБОП, второй раз – в ГСУ. При этом задержали его почти на крыльце здания ГСУ, откуда он выходил после допроса. При этом Л. был уверен, что героин ему засунули в карман сотрудники милиции в ходе его задержания.

В ходе расследования показания Л. дважды проверялись с помощью полиграфа разными специалистами. Результаты показали, что Л. говорит правду.

С учетом других доказательств, представленных в дальнейшем следователю стороной защиты, все попытки направить данное дело в суд провалились. Пять раз прокуратура, куда направлялось для утверждения обвинительное заключение, возвращала уголовное дело на дополнительное расследование.

Дело закончилось тем, что оно и уголовное преследование в отношении Л. почти через год было прекращено за отсутствием в деянии Л. состава преступления.[2] Вопрос же о том, откуда взялся героин в кармане Л.

, так и не был решен, поскольку и в этот раз и следователь, и прокурор просто закрыли глаза на незаконные действия оперативных сотрудников, т.е.

на фальсификацию результатов оперативно-розыскной деятельности, которые в ходе расследования использовались в качестве доказательств вины Л.

Пример 3. Ни для кого не секрет, что в настоящее время в стране усилилась борьба с коррупцией. Одним из способов этой борьбы является раскрытие преступлений коррупционной направленности.

Как же раскрываются такие преступления?

В 2009 году СУ при УВД г. Тюмени было возбуждено уголовное дело по ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп) в отношении арбитражной управляющей Н. В процессе расследования уголовное дело и уголовное преследование в отношении Н., которая по делу является подозреваемой, прекращалось за отсутствием в ее деянии состава преступления 6 раз.

Каждый раз в связи с несогласием прокурора производство по нему вновь возобновлялось. И каждый раз основанием отмены постановлений о прекращении дела являлась неполнота проведенного расследования.

При этом в указаниях следователю, которые ему давал руководитель следственного органа значится примерно одно и то же: повторно допросить свидетеля Петрова, повторно допросить свидетеля Иванова и т.д.[3]

Источник: https://advokatsidorov.ru/viyavlenie-i-raskrytie-prestuplenij.html

Правоохранительные органы

Преступление и расследование

1. Выявление и расследование преступлений — виды правоохранительной деятельности, между которыми провести четкую грань практически крайне трудно.

Выявить преступление — значит обнаружить (установить, зафиксировать, обозначить и т. д.) действие или бездействие, событие, содержащее признаки, характеризующие его как преступление, т. е.

действие (бездействие, событие), которое в уголовном законе (УК) описывается (квалифицируется) в качестве преступного.

Нередко выявление факта, содержащего признаки преступления, не требует особых усилий.

О нем становится известно как бы само собою: о его происшествии сообщают люди или организации, которые потерпели негативные последствия от чьих-то вредоносных действий (подожжен и сгорел дом, похищено или повреждено имущество, причинены телесные повреждения или нанесен какой-то иной вред здоровью, лишен жизни знакомый или близкий человек, угнан автомобиль и т. д.).

В этих случаях факт совершения преступления считается выявленным с того момента, когда о нем узнает от заинтересованных лиц соответствующий государственный орган (чаще всего это милиция) и после проверки полученной информации убедится, что событие состоялось. И это должно быть зарегистрировано в установленном порядке, что может послужить основанием для производства в дальнейшем деятельности, именуемой расследованием.

Однако во многих случаях факт совершения преступления тщательно скрывается, и для его выявления требуются усилия компетентных органов.

Чтобы выявить, скажем, банковские махинации или махинации иных коммерческих организаций, причиняющие ущерб своим ничего не подозревающим вкладчикам или потребителям, нужно проводить требующую большого напряжения и высококвалифицированную работу.

Не меньшего напряжения требует также определение судьбы внезапно исчезнувшего человека, установление изощренно скрываемых шпионских акций и т. д.

В таких случаях выявление признаков преступления требует от тех, кто этим занимается, специальной подготовки, технической оснащенности и хорошо продуманной организации. Оно протекает как система добротно спланированных действий, которые на определенном этапе трансформируются в расследование факта, содержащего признаки преступления.

Такие действия в зависимости от конкретных обстоятельств и содержания выявляемых фактов могут называться по-разному — разведывательными, контрразведывательными, а чаще всего — оперативно-розыскными, поскольку последние (их содержание будет охарактеризовано несколько ниже в данном и следующем параграфах настоящей главы учебника) имеют дело обычно с подавляющим большинством совершаемых преступлений.

Выявление преступления не обязательно предшествует его расследованию. Сравнительно часто по ходу уже идущего расследования одного преступления обнаруживаются факты, свидетельствующие о других преступлениях. В таких случаях совсем невозможно четко отграничить выявление действий, содержащих признаки преступления, от их расследования.

Расследование уголовных дел часто называют предварительным расследованием. Обусловлено это тем, что оно приводит к предварительным выводам и предшествует разбирательству в суде уголовных дел.

Предварительное расследование представляет собой деятельность особоуполномоченных государством органов по установлению события преступления, по розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления, по возмещению причиненного преступлением вреда и принятию мер, способствующих устранению причин совершенного преступления и предупреждению новых.

Для выполнения задач, сформулированных в данном определении, органы предварительного расследования наделяются законодателем специальными полномочиями, которые в основном перечислены в УПК. Их деятельность состоит прежде всего в сборе доказательств виновности (или невиновности) лица в совершении преступления.

Если органами предварительного расследования собраны доказательства виновности лица, то эти органы, изложив свои выводы в обвинительном заключении или обвинительном акте, направляют все материалы дела через надзирающего за законностью расследования прокурора в суд. И последний окончательно разрешает вопрос о виновности лица (лиц) в совершении преступления и назначает меру наказания.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что роль предварительного расследования весьма велика. От его оперативности, своевременности, полноты и объективности во многом зависят законность, обоснованность и справедливость судебного приговора.

Высококачественное и умело проведенное расследование дает суду возможность правильно разобраться в существе совершенного преступления, виновности или невиновности подсудимого, избрать справедливую меру наказания, а также решить все другие вопросы, связанные с постановлением приговора.

Предварительное расследование подразделяется на две формы — дознание и предварительное следствие. Соответственно органы дознания и предварительного следствия имеют и сходство, и различия.

Общие их черты заключаются в следующем: они выполняют одни и те же задачи применительно к различным видам уголовных преступлений; обязаны возбудить уголовное дело в пределах своей компетенции при наличии признаков преступления; осуществляют свою деятельность на основе единого уголовно-процессуального законодательства; уполномочены производить в принципе одинаковые следственные действия с целью выявления, фиксации, проверки и оценки доказательств.

Отличаются формы расследования в основном следующим:

во-первых, дознание и предварительное следствие осуществляются, как правило, разными органами и должностными лицами. У них неодинаковые не только наименования (к примеру, предварительное следствие уполномочены вести следователи, а дознание — дознаватели), но и объем процессуальных полномочий;

во-вторых, эти формы расследования используются в отношении разных категорий преступлений, четко разграниченных в законодательном порядке.

Дознание возможно только в отношении преступлений небольшой и средней тяжести (имеются в виду преступления, за совершение которых возможно наказание не более строгое, чем пять лет лишения свободы), но не всех таких преступлений, а лишь тех, которые названы в особом перечне (он зафиксирован в ч. 3 ст.

150 УПК). При этом важное значение имеет еще одно условие — в момент выявления подобного преступления должно быть известно конкретное лицо, совершившее его.

Коротко говоря, дознание допускается в отношении т. н. “очевидных преступлений” небольшой и средней тяжести. В отношении всех других преступлений (т. н. “неочевидных”, а также не указанных в названном перечне, в том числе тяжких и особо тяжких преступлений) должно производиться расследование в форме, как правило, предварительного следствия;

в-третьих, дознание отличается сжатостью срока, в течение которого оно должно быть завершено (УПК дает всего 20 суток от момента возбуждения уголовного дела и до направления его прокурору для проверки и передачи в суд; только при наличии уважительных причин этот срок может быть продлен еще на 10 суток), а также некоторым упрощением процессуальных форм, соблюдаемых при расследовании (при производстве дознания, например, дознаватель не обязан до окончания расследования знакомить детально лицо, привлекаемое к ответственности, с тем, в чем оно конкретно обвиняется).

Оперативно-розыскная деятельность тесно связана с деятельностью по расследованию преступлений.

Закон об оперативно-розыскной деятельности определяет ее как деятельность, осуществляемую гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Предварительное расследование и оперативно-розыскная деятельность связаны единой целью — борьбой с преступностью. По своей природе они носят правовой характер. Однако оперативно-розыскная деятельность является вспомогательной, ее результаты не могут служить доказательствами по делу: они считаются лишь сведениями, дающими направления для расследования.

Вместе с тем согласованное проведение следственных и оперативно-розыскных действий служит успешному раскрытию преступлений и изобличению лиц, их совершивших.

Именно поэтому для выявления и расследования наиболее сложных и опасных преступлений практикуется образование не только ведомственных, но и межведомственных следственно-оперативных групп, состоящих из следователей и оперативных работников.

Все более распространенным становится также взаимодействие российских органов, занимающихся выявлением и расследованием преступлений, с соответствующими органами других стран либо со специально созданной Международной организацией уголовной полиции (сокращенное наименование — Интерпол), участники которой обеспечивают друг друга необходимой информацией и могут выполнять конкретные следственные или оперативно-розыскные действия по взаимным просьбам.

Постоянное поддержание контактов с этой организацией и обеспечение выполнения ее просьб возложено на одно из структурных подразделений аппарата Министерства внутренних дел РФ — Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ Интерпола).

В соответствии с Указом Президента РФ “Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола” от 30 июня 1996 г.

№ 1113 на это подразделение в качестве главных задач возлагаются обеспечение эффективного международного обмена информацией о преступлениях, оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, а также наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участником которых является Российская Федерация.

Этапы развития ⇒

Источник: https://isfic.info/porg/juist83.htm

Организация раскрытия и расследования преступления: понятие, общие положения

Преступление и расследование
Определение 1

Организация расследования преступлений – это обособленная самодостаточная область криминалистики, состоящая из научных определений и советов касательно проектирования расследования, сотрудничества дознавателя с другими силовыми структурами, эксплуатации содействия населения и других векторов работы дознавателя, которые имеют в основном координационный характер, т.е. создающим наибольшую продуктивность работы по раскрытию, расследованию и упреждению правонарушений в целом, вне зависимости от их формы и класса (рис. 1).

До последнего времени вопросы, объединенные в данном материале, относились к иным областям криминалистики. Все же, ни один из них не связан неотделимо с какой-то определенной областью науки.

В то же время, режим каждого ответвления знаний должен быть, как минимум, логически оправданным.

Суть любой области науки должна содержать структурные единицы, которые относятся исключительно к данной области или к какой другой.

Предыдущая, «четырехчастная» структура криминалистики в последние годы больше не отвечает данному необходимому условию. В криминалистике возникли новые векторы, новые научные теории; часть из них (в большей степени находящиеся на стыке разных областей) более не «вписываются» в устоявшуюся систему. По итогу структура криминалистики начала становиться менее стройной и упорядоченной.

Рисунок 1. Система раздела криминалистики «Организация раскрытия и расследования преступлений»

Пример 1

Взять, например, область криминалистической техники. В нее, вместе с научными определениями и советами по использованию технических средств при работе с уликами, чаще всего включают подраздел «Криминалистическая регистрация».

В этом подразделе говорится о средствах и методах работы с информацией в регистрационных массивах правоохранительных органов и о применении конкретных данных в сопротивлении преступности. По сути к криминалистической технике криминалистическая регистрация никоим образом относится.

Да, при составлении конкретных учетов (дактилоскопической картотеки и определенных иных) используют достижения в науке криминалистической техники; но по большей части подразделы,которые входят в криминалистическую технику (трасология, оружиеведение, документоведение, габитоскопия и др.

), и криминалистическая регистрация относятся к разным ответвлениям криминалистических знаний и комплекс их в одной области не оправдан ни в научном, ни в практическом смыслах.

Неимение органического единения в последнее время стало более присущим для области криминалистической тактики. В нем, вместе с едиными определениями и тактикой конкретных следственных шагов, находятся и другие подразделы:

  • криминалистические версии и формирование системности расследования;
  • сотрудничество дознавателя с сотрудниками оперативных служб, специалистами и иными элементами расследования;
  • эксплуатация содействия населения и СМИ в расследовании;
  • предупредительная деятельность дознавателя;
  • анализ личности подозреваемого и обвиняемого;
  • теория следственных ситуаций и некоторые иные.

С тактикой осуществления конкретных следственных шагов данные вопросы никак не соотносятся. Они связаны с расследованием по делу в целом в части, которая касается формирования системности расследования – вот все что их объединяет.

Формирование системности расследования

Какая-то часть ученых, выступающая за поддержку устоявшейся системы науки и криминалистического учения, говорят, что формирование системности расследования с криминалистической точки зрения принадлежит, в плоскости конкретных следственных шагов, к криминалистической тактике, а в плоскости формирования системности расследования правонарушений в целом – к криминалистической методике. Невозможно обособить от криминалистики вопросы формирования системности расследования, ведь это значило бы по сути убрать из криминалистики всю тактику и всю методику, поскольку они и являются формированием системности расследования.

Данная точка зрения несостоятельна и ей нельзя доверять. Формирование системности в общем понимании – это приготовления к какому-то шагу или процедуре и создание обязательных обстоятельств для плодотворного осуществления этого шага (процедуры):

  • дознаватель или специалист перед тем, как создать гипсовую реплику следа обуви, замешивает гипс, стругает палки для арматуры, ищет веревочку для того чтобы прикрепить бирку и т.д. – эго формирование системности будущей деятельности со следом;
  • когда дознаватель совершает приготовления к будущему непростому допросу и обеспечивает обязательные условия для его осуществления – это формирование системности следственной, т.е. тактико-криминалистической деятельности;
  • когда дознаватель изучает имеющиеся материалы и данные о разбойном нападении или о краже, назначает охрану места происшествия, вызывает специалиста-криминалиста и т.д. – это формирование системности расследования правонарушения определенного вида.

Естественно, такие организационные шаги нельзя отделять от соответствующих областей криминалистики, ведь они органически входят в каждую область, составляют его неотделимую часть.

В криминалистике существуют также группы вопросов (частнокриминалистические теории), которые принадлежат к расследованию правонарушений в целом и не связаны непосредственно ни с техникой, ни с тактикой, ни с методикой. Возьмем, к примеру, систематизацию расследования.

Ясно, что процесс планирования определенных следственных мероприятий должен принадлежать к криминалистической тактике, а характерности систематизации расследования определенных видов правонарушений – к криминалистической методике.

Но на данных вопросах не заканчивается криминалистическое учение о систематизации расследования – они являются только частью его, к тому же отнюдь не основной.

Основная же часть данного учения (определение и значимость систематизации; ее концепции; аспекты системности; техника систематизации; общие вопросы процесса планирования конкретных следственных мероприятий и т.д.) абсолютно не связана ни с тактикой, ни с методикой.

Конечно же, не подлежит сомнению, что криминалистическое учение о систематизации расследования как частнонаучная теория принадлежит к области структуризации раскрытия и расследования правонарушений. Также можно сказать и о сотрудничестве дознавателя с сотрудниками правоохранительных и иных силовых структур, и об иных криминалистических теориях, которые имеют место в данной области.

Уже указывалось в криминалистической литературе, что у области «Систематизация расследования правонарушений» есть собственный предмет, который является элементом предмета криминалистики и отличается от предмета иных ее областей. При помощи определений и советов данной области разрешаются вопросы, которые отличаются от технико-криминалистических, тактико-криминалистических и методико-криминалистических вопросов.

Систематизация расследования правонарушений как область криминалистики идет бок о бок с иными ее областями. Ради плодотворного приготовления и осуществления определенных организационных действий дознаватель обязан иметь доскональное знание технических показателей современной криминалистики и крайне умело пользоваться ими.

Именно, не зная криминалистическую технику нельзя обеспечить плодотворное сотрудничество со специалистом криминалистом, использовать систему криминалистических учетов, осуществлять целевой розыск скрывающихся правонарушителей.

Не имея знаний криминалистической тактики и методики, не получится спланировать производство определенных следственных мероприятий, а также расследование правонарушений конкретных видов и групп.

Замечание 1

Это работает и в обратную сторону – знание базиса сотрудничества между элементами раскрытия и расследования правонарушений, криминалистического учета, теоретических определений розыскной работы дознавателя дает возможность с максимальной продуктивностью разрешать технико-криминалистические, тактико-криминалистические и методико-криминалистические вопросы.

Опиши задание

Систематизация расследования правонарушений

Область криминалистики, которая посвящена систематизации раскрытия и расследования правонарушений, наиболее близка с уголовным процессом, уголовным правом, логикой следствия, теорией оперативно-розыскных мероприятий, судебной психологией , криминологией, научной организацией труда и т.д, по сравнению с иными науками.

Истоки систематизации расследования правонарушений по большей части те же, что и у криминалистической тактики и методики:

  • правила уголовно-процессуального и уголовного законодательства;
  • определения иных областей науки криминалистики;
  • опыт раскрытия, расследования и предупреждения правонарушений;
  • определения иных наук, которые используются в правоохранительных мероприятиях.

В структуре систематизации расследования правонарушений, как и в иных областях криминалистики, можно обозначить:

  • подраздел, посвященный общим определениям;
  • подразделы, из которых состоит основная суть данной области.

Систематизация расследования правонарушений как независимый элемент криминалистики на сегодняшний день находится в фазе развития и не до конца еще сформировалась. При всем этом, уже сегодня в нее можно включить следующие подразделы или частные криминалистические теории:

  • криминалистические версии и систематизация расследования;
  • криминалистический учет;
  • сотрудничество дознавателя с сотрудниками правоохранительных органов и других силовых структур, специалистами-криминалистами;
  • розыскная деятельность дознавателя;
  • эксплуатация содействия населения и СМИ при раскрытии, расследовании и предупреждении правонарушений;
  • анализ личности подозреваемого и обвиняемого;
  • основы использования электронно вычислительных машин в раскрытии и расследовании правонарушений.

Особенно надлежит упомянуть еще об одном подразделе, до последнего времени считавшимся вообще не относящимся к криминалистике – о доследственном исследовании материалов, которые содержат черты преступления.

В криминалистической литературе высказывали позицию, согласно которой при возбуждении уголовного дела вся трудность может состоять исключительно в оценке имеющихся сведений.

При всем этом, не часто материалы о событиях, которые имеются в распоряжении у дознавателя и в которых есть черты правонарушения, дают возможность моментально однозначно разрешить задачу о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела. Не даром ст.

144 УПК обусловливает возможность принятия решения по таким материалам в срок не более трех суток со дня поступления сообщения о готовящемся или уже совершенном правонарушении; по прошению дознавателя данный срок имеет возможность продлить прокурор, начальник следственного отдела или органа дознания до десяти суток.

Но, как правило, преждевременное исследование должно осуществляться намного быстрее – в считанные часы с момента обнаружения черт правонарушения, ведь даже незначительное промедление с возбуждением дела может привести к тому, что раскрыть правонарушение и определить виноватого уже не будет возможности.

Замечание 2

Конечно, нужна научная разработка большого количества специальных криминалистических методов и уловок, создающих условия для проведения преждевременного исследования в кратчайшие сроки и на высоком уровне.

Именно поэтому перспективным вектором развития науки криминалистики значится анализ камней преткновения, которые связаны с работой дознавателей касательно исследования материалов о событиях, имеющих черты правонарушений, т.е.

доследственной проверки.

Приемы и методы доследственной проверки не принадлежат ни к криминалистической технике, ни к тактике, ни к методике; они могут быть только в области, посвященной систематизации раскрытия и расследования правонарушений.

Список подразделов, который приведен выше, входит в область, посвященную систематизации раскрытия и расследования правонарушений, не исчерпывающий.

Он будет дополняться по мере разработки в криминалистике других аспектов, принадлежащих к процессу планирования следственной деятельности.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/kriminalistika/raskrytie-i-rassledovanie-prestuplenija/

Глава VII. Выявление и расследование преступлений

Преступление и расследование

Вопрос 37,,  Общие положения организации выявления и расследования преступлений

/. Понятие выявления и расследования

преступлений 2.  Оперативно-розыскная деятельность, дознание и

предварительное следствие

1.

Выявление и расследование преступлений – это деятельность специально уполномоченных государственных органов по получению сведений о действии или бездействии, могущих иметь признаки преступления, ус­тановлению события и состава преступления, изобличению виновных в его совершении лиц, принятию мер по возмещению причиненного преступлением ущерба, выявлению причин и условий, способствовав­ших совершению преступления.

Указанная деятельность осуществляется в строгом соответствии с зако­ном.

Выявление преступления может произойти в ходе оперативно-розыскных мероприятий, производства дознания, предварительного следствия, иной

деятельности, по расследование преступлений может производиться только в формах дознания или предварительного следствия и в строгом соот­ветствии с нормами УПК РФ.

?, Оперативно-розыскная деятельность – это деятельность, осуществляе­мая гласно и негласно оперативными подразделениями государствен­ных органов путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственнос­ти, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Оперативно-розыскная деятельность призвана помогать деятельности по расследованию преступлений. Собранные в ходе оперативно-розыскной деятельности сведения не являются доказательствами по уголовному делу. Оперативно-розыскная деятельность лишь помогает определять направления, в которых возможен поиск доказательств.

Задачами дознания и предварительного следствия являются установле­ние обстоятельств совершения преступления и изобличение виновных лиц, то есть сбор доказательств для последующего рассмотрения уго­ловного дела в суде.

Между собой указанные виды деятельности разли­чаются органами, их осуществляющими, сроками производства, набо­ром процессуальных полномочий.

Вопрос 38.  Оперативно-розыскная деятельность

1.

   Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

2.   Задачи оперативно-розыскной деятельности

3.   Полномочия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

4.   Отличительные черты оперативно-розыскной деятельности

5.    Частная детективная и охранная деятельность

1.

Оперативно-розыскную деятельность осуществляют оперативные под­разделения:

«   органов внутренних дел РФ;

•   органов федеральной службы безопасности;

•   федеральных органов налоговой полиции;

•   федеральных органов государственной охраны;

•   органов пограничной службы РФ;

•   таможенных органов РФ;

•   службы внешней разведки РФ;

•   органа внешней разведки Министерства обороны РФ;

•   органа внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ;

•   Минюста России.

2   Задачи оперативно-розыскной деятельности:

•   выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; выявление лиц, их совершивших;

•   розыск лиц, скрывающихся от следствия, суда или отбывания наказа­ния, а также без вести пропавших лиц;

•   сбор информации о различных правонарушениях и незаконной деятель­ности.

3.   При осуществлении оперативно-розыскной деятельности указанные выше органы вправе.

•   производить опрос;

•   наводить справки;

•   обследовать помещения, здания и сооружения, участки местности, транспортные средства;

•   прослушивать телефонные и иные переговоры;

•   производить оперативное внедрение;

•   производить сбор образцов для сравнительного исследования, конт­рольные закупки;

•   осуществлять иные действия.

4.   Отличительные черты оперативно-розыскной деятельности:

•   собранная в ее ходе информация не является доказательствами по уго­ловному делу;

•   оперативно-розыскная деятельность производится в строгом соответ­ствии с требованиями закона (но не УПК РФ, а Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”);

•   оперативно-розыскная деятельность осуществляется соответствующими органами самостоятельно либо по поручению органов предварительно­го расследования;

•   на совершение определенных оперативно-розыскных мероприятий тре­буется санкция прокурора или решение суда;

•   оперативно-розыскная деятельность в отличие от предварительного рас­следования может проводиться и до возбуждения уголовного дела.

5.  Частная детективная и охранная деятельность – это оказание детекти­вами, имеющими соответствующую лицензию органов внутренних дел, на возмездной договорной основе услуг юридическим и физическим лицам для обеспечения их прав и интересов.

https://www.youtube.com/watch?v=X2U9QWnOHxM

Характерные черты частной детективной и охранной деятельности:

V  на частных детективов не распространяется статус работников правоох­ранительных органов;

•   частный детектив обязан в течение суток со дня начала сбора сведений, представляющих интерес для производства конкретного уголовного дела, уведомить об этом лицо, проводящее по этому делу дознание или предва­рительное следствие, или суд, если дело находится на его рассмотрении;

•   частный детектив обязан сообщить правоохранительным органам став­шие ему известными при выполнении своей работы сведения о совер­шенных или готовящихся преступлениях.

Вопрос 39,   Милиция и другие органы дознания

7.  Органы дознания

2.  Дознаватель

3.   Милиция

1.

Органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные пол­номочия. К органам дознания относятся:

•   органы внутренних дел РФ, иные органы исполнительной власти, на­деленные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной де­ятельности;

•   органы налоговой полиции;

•   органы пограничной службы РФ;

•   органы Службы судебных приставов Минюста России;

•   таможенные органы РФ;

•   органы Государственной противопожарной службы;

•   прокуратура;

•   командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреж­дений или гарнизонов.

На органы дознания возлагаются:

•  дознание по уголовным делам, по которым производство предваритель­ного следствия необязательно;

•   выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

•   капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, -по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

•   руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, – по уголовным делам о преступлени­ях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

98

99

•   глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ -по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах терри­торий данных представительств и учреждений.

2.  Дознаватель – это должностное лицо органа дознания, правомочное осу­ществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Полномочия по проведению доз­нания не могут быть возложены на лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Дознаватель уполномочен:

•   самостоятельно производить следственные и иные процессуальные дей­ствия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;

•   осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом он вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору.

3.   Милиция в РФ – система государственных органов исполнительной вла­сти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законом.

Милиция входит в структуру Министерства внутренних дел РФ. Ее чис­ленность определяется Правительством РФ. Милиция содержится за счет федерального бюджета. Органы местного самоуправления вправе допол­нительно увеличивать численность подразделений местной милиции с содержанием их за счет средств собственных бюджетов. Разновидности милиции:

•   криминальная милиция призвана: предупреждать, пресекать и раскры­вать преступления по делам, по которым обязательно проведение пред­варительного следствия; разыскивать лиц, скрывающихся от предвари­тельного расследования, суда или исполнения наказания, без вести пропавших, и иных лиц. Криминальная милиция состоит из оператив­ных подразделений (уголовного розыска, борьбы с незаконным оборо­том наркотиков и т. п.); научно-технических и иных подразделений;

•   милиция общественной безопасности (местная милиция), призванная обес­печивать охрану личной безопасности граждан, общественного порядка и общественной безопасности, предупреждать и пресекать преступле­ния и административные правонарушения, раскрывать преступления, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Местная милиция включает в себя дежурные части, участковых инс­пекторов, подразделения патрульно-постовой службы, Государствен­ной автоинспекции, подразделений дознания и т. п.

100

Вопрос 40.   Предварительное следствие

/.   Органы предварительного следствия

2.   Неотложные следственные действия

3.   Правовое положение следователей

\, Предварительное расследование производится в форме предваритель­ного следствия либо в форме дознания. Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением дел о преступлениях небольшой и средней тяжести.

Расследование в форме дознания по этим делам заключается в том, что орган дознания, возбу­див уголовное дело и руководствуясь правилами производства предва­рительного расследования, самостоятельно, без передачи дела следова­телю, устанавливает все обстоятельства дела и завершает расследование.

Материалы такого дознания являются основанием для рассмотрения уголовного дела в суде. Предварительное следствие производится:

•   следователями прокуратуры;

•   следователями органов Федеральной службы безопасности;

•   следователями органов внутренних дел РФ;

•   следователями органов налоговой полиции.

Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство соответственно следователю или органу дознания, который обязан вы­полнить поручение в срок не позднее 10 суток. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.

Если преступления совершены в разных местах, то по решению проку­рора уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

Предварительное расследование может производиться по месту нахож­дения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков. 2.

  Неотложные следственные действия осуществляются органом дозна­ния после возбуждения уголовного дела, по которому производство пред­варительного следствия обязательно.

Цель таких действий – обнаруже­ние и фиксация следов преступления, доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. Неотложные следственные действия производят:

•   органы дознания (органы внутренних дел, налоговой полиции);

•   органы Федеральной службы безопасности,

101

«/  таможенные органы;

•   командиры воинских частей и соединений, начальники военных уч­реждений и гарнизонов;

•   начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ;

•   иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания.

После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направля­ет уголовное дело прокурору.

В случае направления прокурору уголовно­го дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах. 3. Правовое положение следователя.

•   следователь процессуально независим;

I/ он вправе давать соответствующим органам указания о производстве оперативно-розыскных мероприятий; изымать у органов дознания и при­нимать к своему производству до истечения срока дознания дела, по которым обязательно производство предварительного следствия;

•   следователь самостоятельно принимает решения, связанные с произ­водством предварительного следствия, в определенных случаях (арест, обыск и т. п.) получая санкцию прокурора на совершение определен­ных следственных действий;

•   следователь выполняет указания прокурора, касающиеся производства предварительного следствия; однако если указания касаются привлече­ния конкретного лица в качестве обвиняемого, прекращения произ­водства по делу или некоторых других определенных в законе вопросов, то следователь вправе передать вышестоящему прокурору в письменном виде свои возражения с указаниями прокурора.

Для координации работы следователей в соответствующих органах со­здаются следственные аппараты.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должности следователей: у'  гражданство РФ;

•   часто высшее юридическое или специальное образование,

•   соответствующие профессиональные и нравственные качества;

•   способность по состоянию здоровья выполнять обязанности следователя. Следователи имеют соответствующие должностные наименования, классные чины (прокуратура), специальные звания (органы внутрен­них дел и федеральные органы налоговой полиции), воинские звания (Федераль пая служба безопасности и военная прокуратура).

102

1,

1.

• • • 3.

Источник: http://www.adhdportal.com/book_2729_chapter_8_Glava_VII._Vyjavlenie_i_rassledovanie_prestuplenijj.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.