Преступления по которым предварительное следствие не обязательно

Содержание

преступления по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно

Преступления по которым предварительное следствие не обязательно

Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, — самостоятельная форма предварительного расследования, заключающегося в правоотношениях и деятельности всех его участников при определяющей роли органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя и прокурора при ограниченном контроле суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для привлечения лица в качестве обвиняемого и направлению уголовного дела в суд, как правило, о преступлениях небольшой и средней тяжести, за изъятиями, установленными уголовно-процессуальным законом (ст. 223—225 УПК РФ).

По которым предварительное следствие не обязательно

ников при определяющей роли органа дознания, начальника под­разделения дознания, дознавателя и прокурора при ограниченном контроле суда по установлению наличия или отсутствия фактиче­ских и юридических оснований для привлечения лица в качестве об­виняемого и направлению уголовного дела в суд, как правило, о пре­ступлениях небольшой и средней тяжести, за изъятиями, установлен­ными уголовно-процессуальным законом (ст. 223—225 УПК РФ).

Производство дознания

Возложение на органы дознания выполнения следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, устранение из законодательства определения понятия «Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно» (ст. 40 УПК РФ) привели к появлению в уголовно-процессуальной литературе двух точек зрения.

Глава 10ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

Двухмесячный срок предварительного следствия начинается с даты возбуждения уголовного дела и заканчивается датой направления прокурору с каким-либо решением или постановлением следователя: обвинительным заключением, приостановлением срока следствия, прекращением дела и т. п. В срок предварительного следствия включается и время дознания, произведенного до передачи дела следователю.

Предварительное расследование

О всяком случае задержания лица орган дознания или следо­ватель обязаны в течение 24 часов сделать письменное сообщение прокурору, а последний в течение 48 часов с момента получения извещения обязан дать санкцию на заключение под стражу либо освободить задержанного. Следовательно, срок задержания не может превышать 72 часов.*

Рекомендуем прочесть:  Вск застраховать машину онлайн

Место производства предварительного расследования

4. При необходимости произвести следственные или розыскные действия в другом месте следователь направляет соответствующему следователю или органу дознания письменное поручение, обычно именуемое «отдельным поручением».

В поручении следователь кратко излагает обстоятельства дела и формулирует задание по производству следственных или розыскных действий.

При необходимости поручения сопровождаются приложениями (например, согласованные с прокурором постановления следователя о возбуждении перед судом ходатайств о производстве следственных действий и постановления судьи о разрешении их проведения; копии процессуальных документов, различных справок по уголовному делу).

Деятельность ууп по раскрытию преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно

Ряд функций по предупреждению преступлений возложен на подразделения УУП. Пункт 7.3 указанной Инструкции обязывает УУП выявлять на административном участке лиц, участвующих в незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, (ст. 228 УК РФ, ст. 230 УК РФ, ст.

233 УК РФ); лиц занимающихся незаконным посевом или выращиванием запрещенных к культивированию наркотикосодержащих растений (ст. 231 УК РФ); согласно п. 7.4 Инструкции УУП устанавливают организаторов либо содержателей притонов (ст. 232 УК РФ, ст. 241 УК РФ); согласно п. 7.

5 Инструкции УУП принимают меры превентивного характера в целях предупреждения тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан, общественного порядка и общественной безопасности.

Преступления по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно

В принципе этот документ по форме и существу соответствует в целом содержанию обвинительного заключения, которое составляется следователем по окончании предварительного следствия. В этом плане уголовно-процессуальный закон совершенно справедливо пошел именно по этому пути, несколько упростив содержание обвинительного акта.

Рекомендуем прочесть:  Карьерный самосвал какая категория

Уголовно-процессуальное право

В соответствии со ст. 150 УПК РФ формами предварительного расследовании являются предварительное следствие и дознание. Правильное определение того, предварительное следствие или дознание должны проводиться по тому или иному преступлению — важнейшая предпосылка законности дальнейшего производства по уголовному делу.

Глава десятая

Постановление о признании гражданским истцом сообщается гражданскому истцу или его представителю.

В случае явки гражданского истца или его представителя им разъясняются права, предусмотренные статьей 54 настоящего Кодекса, о чем делается отметка на постановлении, которая удостоверяется подписью гражданского истца или его представителя. Постановление об отказе признать гражданским истцом объявляется заявителю под расписку.

Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского

В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр, обыск и выемка в жилище, личный обыск, выемка заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, наложение ареста на имущество могут быть проведены по постановлению следователя без судебного решения и без предварительного согласия руководителя следственного органа или прокурора (ч. 5 ст. 165). В течение 24 часов с момента начала производства следственного действия следователь уведомляет об этом судью и прокурора. Судья в течение 24 часов в судебном заседании проверяет законность действий следователя и выносит об этом постановление.

Источник: https://russianjurist.ru/nalogovoe-pravo/prestupleniya-po-delam-o-kotoryh-proizvodstvo-predvaritelnogo-sledstviya-ne-obyazatelno

По которым предварительное следствие не обязательно

Преступления по которым предварительное следствие не обязательно

Дознание по уголовным делам,

Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обяза­тельно,— самостоятельная форма предварительного расследования, заключающегося в правоотношениях и деятельности всех его участ-

II. Предварительное досудебное производство

ников при определяющей роли органа дознания, начальника под­разделения дознания, дознавателя и прокурора при ограниченном контроле суда по установлению наличия или отсутствия фактиче­ских и юридических оснований для привлечения лица в качестве об­виняемого и направлению уголовного дела в суд, как правило, о пре­ступлениях небольшой и средней тяжести, за изъятиями, установлен­ными уголовно-процессуальным законом (ст. 223—225 УПК РФ).

Согласно ст. 223 УПК РФ предварительное расследование в форме самостоятельного дознания производится в порядке, уста­новленном главами 21, 22, 24—29 УПК РФ, с изъятиями, преду­смотренными главой 32 УПК РФ.

Из этого положения следует, что в данном виде дознания в связи с исключением из производства главы 23 должны принци­пиально отсутствовать в качестве самостоятельных процессуаль­ных действий:

а) привлечение лица в качестве обвиняемого (составление по­становления о привлечении лица в качестве обвиняемого);

б) предъявление обвинения (ознакомление с соответствующим документом, существование которого не предполагается в дознании);

в) составление обвинительного заключения и ознакомление с ним участников уголовного процесса.

Этот вид дознания производится по уголовным делам о престу­плениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, т.е. по делам, как пра­вило, о преступлениях небольшой и средней тяжести.

Исключением из этого положения является преступление, пре­дусмотренное ч. 2 ст. 203 УК РФ, которое относится к числу тяжких преступлений1.

Дознание производится в течение 30 суток с момента возбужде­ния уголовного дела.

При необходимости этот срок может быть продлен прокурором еще до 30 суток.

Приостановленное дознание может быть возобновлено на осно­вании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания в случаях, предусмотренных ст. 211 УПК РФ.

В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, указанный в ч. 3 ст. 223 УПК РФ, может быть продлен прокурорами района, города, приравнен­ным к ним военным прокурором и их заместителями до шести ме­сяцев.

1 В определениях подследственности и подсудности слишком часто, к сожале­нию, присутствует субъективный подход законодателя.

20. Производство дознания

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном ст. 453 УПК РФ, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

В соответствии со ст. 223.

1 УПК РФ в случае, если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе доз­нания получены достаточные данные, дающие основание подозре­вать лицо в его совершении, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления. Дознаватель должен вручить копию этого уведомления подозреваемому и разъяс­нить ему права подозреваемого, предусмотренные ст. 46 УПК РФ.

О вручении копии уведомления подозреваемому и о разъясне­нии ему соответствующих прав составляется протокол в соответст­вии с требованиями ст. 166 и 167 УПК РФ.

В течение трех суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допро­сить подозреваемого по существу подозрения в совершении престу­пления.

В уведомлении о подозрении в совершении преступления долж­ны быть указаны:

1) дата и место его составления;

2) фамилия, инициалы лица, его составившего;

3) фамилия, имя, отчество подозреваемого, число, месяц, год и место его рождения;

4) описание преступления с указанием места, времени его со­вершения, а также других обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии с п. 1 и 4 ч. 1 ст. 73 УПК РФ;

5) пункт, часть, статья Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за данное преступление.

При наличии данных, дающих основание подозревать лицо в совершении нескольких преступлений, предусмотренных разными пунктами, частями, статьями Уголовного кодекса, в уведомлении о подозрении в совершении преступления должно быть указано, в совершении каких деяний данное лицо подозревается по каждой из этих норм уголовного закона.

При установлении по одному уголовному делу нескольких по­дозреваемых уведомление о подозрении в совершении преступления вручается каждому из них.

Копия уведомления о подозрении лица в совершении преступ­ления направляется прокурору.

В отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, дознаватель вправе возбудить с согласия прокурора ходатайство пе-

II. Предварительное досудебное производство

ред судом об избрании меры пресечения в виде заключения под

стражу.

Если в отношении подозреваемого была избрана мера пресече­ния в виде заключения под стражу, то итоговый документ дознания — обвинительный акт составляется не позднее 10 суток со дня за­ключения подозреваемого под стражу (с учетом времени его нахо­ждения в изоляторе временного содержания, если он был задер­жан).

При невозможности составить обвинительный акт в указанный срок подозреваемому предъявляется обвинение в порядке, преду­смотренном для производства предварительного следствия (глава 23 УПК РФ), т.е.

в отношении него выносится постановление о при­влечении в качестве обвиняемого. После этого производство дозна­ния продолжается в порядке, установленном главой 32 УПК РФ, либо данная мера пресечения отменяется (ст.

224 УПК РФ).

По окончании дознания как самостоятельной формы предвари­тельного расследования дознаватель составляет обвинительный акт.

Обвинительный акт— итоговый процессуальный документ доз­нания как самостоятельной формы предварительного расследова­ния, в котором излагаются установленные фактические и юридиче­ские обстоятельства совершенного преступления, обосновывается вывод о виновности конкретного лица и необходимости судебного разбирательства.

В этом документе указываются:

1) дата и место его составления;

2) должность, фамилия, инициалы лица, его составившего;

3) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности1;

4) фактические обстоятельства совершения преступления (ме­сто, время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для пра­вильного разрешения данного уголовного дела);

5) формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи УК РФ;

6) перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и пере­чень доказательств, на которые ссылается сторона защиты;

7) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

8) данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда;

9) список лиц, подлежащих вызову в суд.

20. Производство дознания

1 Представляется, что в данном случае речь должна идти не о привлечении к уголовной ответственности, поскольку это институт уголовного права, а о при­влечении лица в качестве обвиняемого (ст. 47 УПК РФ).

В принципе этот документ по форме и существу соответствует в целом содержанию обвинительного заключения, который составля­ется следователем по окончании предварительного следствия.

В этом плане уголовно-процессуальный закон совершенно спра­ведливо пошел именно по этому пути, несколько упростив содер­жание обвинительного акта.

Обвиняемый, его защитник и, по нашему мнению, при наличии ходатайства законный представитель обвиняемого должны быть оз­накомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, о чем делается соответствующая отметка в протоколе ознакомления с материалами уголовного дела.

Потерпевшему или его представителям по их ходатайству могут быть предоставлены для ознакомления материалы уголовного дела в порядке, установленном для ознакомления с материалами дела для обвиняемого и его защитника.

Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником органа дознания.

После утверждения этого акта начальником органа дознания подозреваемый приобретает статус обвиняемого, если по уголовно­му делу не было вынесено постановление о привлечении лица в ка­честве обвиняемого.

Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом на­правляются прокурору.

Из изложенного вытекает вывод о многофункциональности об­винительного акта как итогового документа дознания.

Во-первых, этот документ играет в уголовном процессе роль по­становления о привлечении лица в качестве обвиняемого, состав­ляемого в рамках предварительного следствия (ст. 47 УПК РФ).

Этот вывод справедлив лишь при условии, что в рассматривае­мом виде дознания не была приведена в действие процедура (меха­низм), предусмотренная главой 23 УПК РФ.

Следовательно, после ознакомления с содержанием обвинитель­ного акта обвиняемый должен быть допрошен в данном качестве со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. Однако это следственное действие в широком смысле слова не предусмот­рено действующим законодательством.

Во-вторых, обвинительный акт выполняет функцию итогового до­кумента предварительного следствия — обвинительного заключения.

Естественно, эти суждения базируются на сравнении предвари­тельного следствия как основной формы предварительного рассле­дования и дознания — вспомогательной, субсидиарной его формы.

Согласно ст. 226 УПК РФ прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, в течение двух суток.

. Предварительное досудебное производство

При этом он может принять одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного акта и направлении уголов­ного дела в суд;

2) о возвращении уголовного дела для производства дополни­тельного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям уголовно-процессуального закона со своими письменными указаниями.

При этом прокурор может установить срок для производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта — не более трех суток.

Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях и в порядке, установленном ч. 3—5 ст. 223 УПК РФ;

3) о прекращении уголовного дела или уголовного преследова­ния по основаниям, предусмотренным ст. 24—28 УПК РФ;

4) о направлении уголовного дела для производства предвари­тельного следствия.

При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на закон о менее тяжком преступлении.

Копия обвинительного акта с приложениями вручается обви­няемому, его защитнику и потерпевшему в порядке, установленном ст. 222 УПК РФ.

Раздел III

Производство в судебных стадиях

Глава 21 Подсудность

Источник: https://studopedia.su/14_153646_po-kotorim-predvaritelnoe-sledstvie-ne-obyazatelno.html

Когда предварительное следствие обязательно

Преступления по которым предварительное следствие не обязательно

В. Назаренко, старший советник юстиции.

Предварительное следствие по-прежнему остается основной формой расследования преступлений. При определенных обстоятельствах и юридических требованиях проведение предварительного следствия обязательно.

Обязательность предварительного следствия можно рассматривать в двух аспектах: как способ реагирования на событие преступления и как процессуальную форму расследования противоправных деяний.

В первом варианте предварительное следствие предстает в качестве инструмента, одним из средств борьбы с преступностью, во втором – проявляет особенности процессуального института, применение которого обусловлено обстоятельствами, указанными в законе.

Деятельность органов предварительного следствия как средства в борьбе с преступностью обусловлена их особым статусом в правоохранительной системе. Когда же речь идет о предварительном следствии как о форме расследования преступлений, то возникает вопрос об условиях, при которых оно обязательно. Ответить на него помогает исторический экскурс.

Устав уголовного судопроизводства 1864 г. связывал обязательность производства предварительного следствия с подсудностью, поскольку органы следствия – следователи – состояли при судах.

Дальнейшее развитие уголовно-процессуального законодательства показало, что обязательность предварительного следствия нельзя рассматривать в отрыве от подследственности. Уже в УПК 1923 г.

законодатель указывал на необходимость проведения предварительного расследования следователем по определенной категории дел, а ст. 126 УПК 1960 г. так и называлась – “Обязательность предварительного следствия и подследственность”.

Обращаясь к недавнему прошлому, следует вспомнить о проекте Основ уголовного судопроизводства 1990 г.

, в котором предусматривалась обязательность предварительного следствия по всем уголовным делам, а дознанию отводилась роль только первоначального этапа расследования.

Причем за этим этапом во всех случаях должно было проводиться предварительное следствие. Но такая позиция не нашла поддержки у законодателя.

В соответствии с действующим УПК предварительное следствие обязательно по всем уголовным делам, за исключением тех, которые законом отнесены к компетенции дознания. Однако по письменному указанию прокурора (ч. 4 ст. 150) предварительное следствие может проводиться по делам, подследственным дознанию, т.е. фактически по любому уголовному делу.

Таким образом, в качестве условий обязательности предварительного следствия можно назвать подследственность и указания прокурора. Помимо этого, как бы условия второго порядка – невозможность производства дознания в установленные законом сроки и отсутствие подозреваемого по делам, подследственным дознанию.

УПК РСФСР предусматривал обязательность производства предварительного следствия следователями органов внутренних дел по всем уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних. Другие формы расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, не применялись.

Сегодня ситуация иная. Согласно ч. 2 ст. 420 УПК РФ производство по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, осуществляется в общем порядке с изъятиями, предусмотренными гл. 50.

Таким образом, форма и орган расследования по делам этой категории могут быть различными в зависимости от того, какое преступление совершено.

Получается, что если подросток совершил убийство, то проводится предварительное следствие следователем прокуратуры, а если он уличен в неквалифицированной краже или хулиганстве – производится дознание органом внутренних дел.

Сложившаяся ситуация, на наш взгляд, подсказывает прокурору шире использовать свои полномочия руководителя уголовного преследования и передавать уголовные дела в отношении подростков, подследственные дознанию, для предварительного следствия. При этом надо иметь в виду, что уголовный процесс не знал и не знает “добровольной” подследственности, т.е. определения органа расследования по выбору и желанию участников процесса или иных заинтересованных лиц.

В современных условиях дознание как форма расследования призвано освободить предварительное следствие от расследования очевидных, не представляющих большой общественной опасности преступлений, совершаемых как взрослыми, так и несовершеннолетними. Так задумано. А что происходит на практике?

За последние два года в Тульской области из общего количества оконченных уголовных дел в отношении несовершеннолетних примерно 30% приходится на дознание. Столько же уголовных дел было передано органам предварительного следствия по причине невозможности закончить дознание в установленный законом срок.

Получается, что по-прежнему основную нагрузку по расследованию уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних несет предварительное следствие.

Это означает существование проблемы формы расследования преступлений несовершеннолетних, которую УПК РФ, по нашему мнению, разрешил без учета всех черт современной подростковой преступности, а также процессуальных возможностей дознавателя.

Традиционно уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних расследуются с изъятиями из общего порядка, точнее – с учетом особенностей личности субъектов преступления. Так было предписано УПК РСФСР, этому посвящена гл. 50 УПК РФ, которая помещена в часть четвертую Кодекса, содержащую нормы, регулирующие особый порядок уголовного судопроизводства.

Получается, что уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации предусматривает особый порядок расследования уголовных дел в отношении лиц, не достигших совершеннолетия.

Для таких дел предусмотрены особые правила производства, призванные создать дополнительные гарантии полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, выявления причин и условий совершения преступления несовершеннолетним, реализации им своих процессуальных прав, справедливого разрешения дела, применения обоснованных уголовно-правовых и воспитательных мер воздействия на подростка с учетом его личности и тяжести преступления.

Справедливо заметить, что в полной мере обеспечить надлежащий порядок расследования преступлений, совершаемых подростками, возможно только на предварительном следствии.

Оно обеспечивает наиболее благоприятные условия для осуществления уголовного преследования при максимальном обеспечении прав и законных интересов участников процесса.

Как форма досудебного производства, основанная на всестороннем и полном исследовании обстоятельств преступления, предварительное следствие создает наиболее оптимальные условия для достижения целей (назначения) уголовного судопроизводства.

Эта форма обстоятельно регламентирована УПК РФ. Поэтому производство предварительного следствия по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, по нашему мнению, опять должно стать обязательным, разве что с одним изъятием.

Известно, что подростки совершают и совершенно очевидные, как бы не требующие скрупулезного расследования преступления.

В этих случаях (за исключением тяжких и особо тяжких преступлений), при отсутствии психических отклонений у подростка, по ходатайству законного представителя подозреваемого и его защитника по письменному указанию прокурора целесообразно разрешить производство дознания. Конечно, при условии деятельного раскаяния подозреваемого.

До принятия УПК РФ были периоды, когда подследственность уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, сосредотачивалась в одном органе расследования: до 1979 г. – в прокуратуре, а потом до 1997 г. – в следственных отделах органов внутренних дел. Последний вариант был оправдан выполнением профилактической функции правонарушений несовершеннолетних органами внутренних дел.

Сейчас предварительное расследование (следствие) осуществляется в четырех ведомствах, три из которых (органы внутренних дел, прокуратуры и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ) реально расследуют уголовные дела о преступлениях подростков. Профилактика осталась в системе органов внутренних дел.

Если помнить, что преступность молодеет, а сегодняшние подростки – это наше завтра, то вопрос о едином подходе к борьбе с преступностью несовершеннолетних более чем актуален.

Для этого представляется важным рассмотрение вопроса об изменении подследственности по данной категории уголовных дел, передаче ее, а точнее возвращении, в органы внутренних дел, где в свое время был накоплен немалый опыт расследования преступлений несовершеннолетних.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/20820-kogda-predvaritelnoe-sledstvie-obyazatelno

Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно

Преступления по которым предварительное следствие не обязательно

Юриспруденция
Раздел: Экономика, Право ффф1

Это дознание состоит в полном расследовании дела.

К расследуемым в форме дознания относятся дела о преступ­лениях, перечисленных в ч. 1 ст. 126 УПК. По некоторым пере­численным в этой статье преступлениям возможны в соответствии со ст. 414 протокольная форма досудебной подготовки материа­лов* или производство в порядке частного обвинения.**

__________________

*См. гл 22 настоящего учебника.

**См гл 19 настоящего учебника

В форме дознания расследуются, например, дела о преступле­ниях, предусмотренных ч. 1 ст. 112, ст. 121, 122, ч. 2 ст. 213 и др. УК РФ.

В соответствии с законом (ст. 120 У ПК) по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, орган дознания воз­буждает дело и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу (ст. 68 УПК).

При производстве дознания по делам, по которым предвари­тельное следствие не обязательно, орган дознания руководствует­ся правилами, установленными для предварительного следствия, за следующими исключениями:

1. Потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители извещаются об окончании дознания и направле­нии дела прокурору, но материалы дела для ознакомления им не предъявляются.

2. На органы дознания не распространяются правила, установ­ленные ч. 2 ст. 127 УПК. При несогласии с указаниями прокурора орган дознания вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая выполнения этих указаний.

Эти различия не имеют достаточных оснований.

Лишение потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика права на ознакомление с материалами дела после окончания дознания противоречит общему правилу о равенстве прав участ­ников процесса, которое должно иметь место при любой форме расследования.

Лишение лица, производящего дознание, права не согласиться с указаниями прокурора по основным вопросам на­правления расследования противоречит принципу оценки доказа­тельств по внутреннему убеждению (ст. 71 УПК), которым долж­но руководствоваться и лицо, проводящее дознание.

В соответствии со ст. 47 УПК защитник при производстве дознания допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения, а в случае задержания лица, подозреваемого в совер­шении преступления, или применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения — с момента объявления ему протокола задержания или постановле­ния о применении этой меры пресечения.

Если дело возбуждено и производится дознание по делам несовершеннолетних, немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических и психических недостатков не могут сами осуществлять право на защиту, а также лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, участие защитника обязательно с момента задержанияили избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу.

Дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок составле­ние обвинительного заключения либо постановления о прекраще­нии или приостановлении дела (ст. 121 УПК). Указанный срок может быть продлен прокурором, непосредственно осуществляю­щим надзор за производством дознания, но не более чем на один месяц.

В исключительных случаях срок производства дознанияподелу может быть продлен по правилам ст. 133 УПК, установлен­ным для предварительного следствия.

Дознание в указанных в законе случаях может производиться по делам о преступлениях, перечисленных в ст. 414 УПК, по которым подготовка материалов для рассмотрения дела в суде, как правило, осуществляется в протокольной форме.

Это может иметь место в случаях: возбуждения уголовного дела началь­ником органа дознания, если в десятидневный срок невозможно выяснить существенные обстоятельства совершения преступле­ния; возвращения судом дела для выяснения существенных дополнительных обстоятельств, если они не могут быть уста­новлены в судебном заседании; возвращения прокурором либо судом материалов для выяснения существенных дополнительных обстоятельств, необходимых для возбуждения дела (ст. 416 УПК). В этих случаях дознание должно быть закончено не позднее двадцатидневного срока со дня возбуждения или воз­вращения уголовного дела.

Дознание может проводиться и по делам, возбуждаемым по жалобам потерпевших, если прокурор найдет необходимым возбу­дить дело по основаниям, указанным в законе.

Таким образом, под дознанием в уголовном процессе РФ следует понимать вид предварительного расследования, произво­димого уполномоченными на то законом должностными лицами и органами и состоящий:

1) в совершении неотложных следственных действий по уста­новлению и закреплению следов преступления, в выполнении поручений и указаний следователя о производстве следственных Действий по делам, по которым проводится предварительное след­ствие;

2) в полном расследовании по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

К содержанию  Уголовно-процессуальное право Российской Федерации

ффф2

Уголовное право   Уголовное право. Вопросы и ответы    Уголовное право России  Уголовное право России

Всеобщая история государства и права. Том 1   Всеобщая история государства и права. Том 2

Уголовное право – отрасль публичного права, регулирующая отношения …

Уголовное право – отрасль публичного права, регулирующая отношения, связанные с преступностью и наказуемостью деяний. Как всякая отрасль права уголовное … www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-7/131.htm

Сословный характер феодального уголовного права. Уголовное право

Уголовное право. Понятие преступления в памятниках права определялось по-разному. В одном случае оно рассматривалось как нарушение норм права — «выступ» из … www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-6/100.htm

Виды преступлений. Уголовное право.

Уголовное право. В казахском обычном праве особенно много норм было посвящено наказаниям за преступные деяния. При этом своеобразие хозяйственной жизни, … bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-6/151.htm

Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Уголовное право

Уголовное право. В начале XX в. в России действовало несколько крупных уголовных кодексов: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г., … bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-6/189.htm

Развитие уголовного права. Развитие феодализма. Уголовное право.

Уголовное право. Если гражданские правоотношения развивались сравнительно медленно, то уголовное право в данный период претерпело существенные изменения, … bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-6/73.htm

Уголовное право. Развивается и система государственных …

Уголовное право. В XVIII в. уголовное право сделало значительный шаг вперед. Это объяснялось как обострением классовых противоречий, … bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-6/161.htm

Основной принцип феодального права. Разработка норм уголовного

Уголовное право. Разработке норм уголовного права Уложение Василия Лупу уделяло больше всего внимания (в нем содержалось более 1000 статей, относящихся к … bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-6/125.htm

Предмет уголовного права. Основание уголовной ответственности …

Весьма радикальному пересмотру подверглись общие положения об уголовной ответственности, которые вобрали в себя новеллы, внесенные в уголовное право Франции … bibliotekar.ru/osnovy-prava-1/127.htm

Источник: http://www.bibliotekar.ru/ugolovnoe-pravo-5/116.htm

Правовое обеспечение экономической безопасности

Преступления по которым предварительное следствие не обязательно

Важнейшая составляющая результативности действия уголовно-правовых норм – эффективность применения уголовно-процессуального закона. Важный элемент такой эффективности составляет подбор оптимальной формы предварительного расследования.

В ч. 3 ст. 150 УПК РФ предварительное следствие признано необязательным по ряду преступлений, в том числе экономических. К числу последних, к примеру, отнесены такие, как: регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170), незаконное предпринимательство (ч. 1 ст. 171), производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции (ч. 1 ст. 171.

1), приобретение и сбыт имущества, добытого незаконным путем (ч. ч. 1 и 2 ст. 175), контрабанда (ч. 1 ст. 188), уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194) и др. Уголовные дела о таких преступлениях расследуются в упрощенной форме предварительного расследования – в форме дознания.

Некоторое недоумение вызывает нахождение среди вышеперечисленных таких деяний, расследование которых может представлять значительную трудность. Пример тому – преступления, предусмотренные ст. ст. 188 (ч. 1) и 194 УК.Часть 1 ст. 188 устанавливает ответственность за контрабанду, т.е.

перемещение в крупном размере через таможенную границу России товаров или иных предметов, за исключением указанных в ч. 2 этой статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

Такие действия наказываются штрафом в размере от 100 до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.По ст. 194 карается уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере.

В данном случае предварительное следствие не проводится не только по основному, но и по квалифицированному составу этого преступления, согласно которому ответственность наступает за деяния, совершенные уже группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере (более 1 млн. 500 тыс. руб.).

Подобные действия влекут наказание в виде штрафа либо лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.Между тем по-иному законодатель отнесся к необходимости предварительного следствия по уголовным делам о так называемых налоговых преступлениях (ст. ст.

198, 199 УК), посчитав его обязательным. При этом следует заметить, что основные составы указанных преступлений в качестве максимального наказания предусматривают соответственно лишь один (ст. 198) или два (ст. 199) года лишения свободы, что мягче санкций за контрабанду и квалифицированное уклонение от уплаты таможенных платежей.

И даже квалифицированные составы налоговых преступлений влекут наказание до трех и шести лет лишения свободы соответственно.

При расследовании уголовных дел об уклонении от уплаты налогов нередко возникает необходимость проведения комплексных судебно-экономических и судебно-бухгалтерских экспертиз, допросов сведущих специалистов и многочисленных свидетелей, что требует серьезных затрат времени и усилий.

Но по упомянутым причинам аналогичные следственные действия могут понадобиться и при расследовании уклонения от уплаты таможенных платежей. Тем более остра необходимость организации комплексных судебных экспертиз при расследовании, например, торговой контрабанды.

В силу специфики таможенного оформления, которое часто производится вне постоянного места нахождения плательщиков таможенных пошлин и сборов, эти лица, в отличие от обычных налогоплательщиков, нередко оказываются вне досягаемости соответствующего таможенного органа, являющегося одновременно и органом дознания.

В результате существенно усложняется и затягивается процесс сбора необходимых доказательств, что не позволяет успешно завершать расследование в укороченные сроки дознания.Предварительное следствие обязательно и по иным, менее тяжким, нежели контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей, экономическим преступлениям, среди которых можно назвать преступления, предусмотренные ч.

1 ст. 184, ч. 1 ст. 185, ст. 185.1 УК.Не решает проблемы и введенная новой редакцией УПК РФ процессуальная возможность передачи прокурором уголовных дел от дознавателя к следователю по истечении срока дознания.

Сотрудники Следственного комитета при МВД РФ отмечают, что огромное количество переданных таким образом дел изначально оказываются не нужными ни дознанию, поскольку наверняка будут переданы в следствие, ни следствию, так как нагрузка на следователей и без уголовных дел линии дознания почти в два раза превышает нормативно-расчетную.

По причине объяснимой нерасторопности дознавателей при организации неотложных следственных действий по уголовным делам, подлежащим направлению следователю, в ряде случаев бывают безвозвратно утеряны существенные доказательства.

У следователей же из-за огромного остатка стопорится расследование дел о других экономических преступлениях, представляющих не меньшую общественную опасность.В такой ситуации наблюдается ничем не оправданный диспаритет в оценках законодателем как степени сложности расследования, так и общей значимости уголовно-правового запрета равноценно сложных и опасных преступных деяний.

Недостаточное внимание, по нашему убеждению, обращается и на тот факт, что правоохранительным органом, несущим основное бремя выявления и раскрытия такого тяжкого экономического преступления, как контрабанда, в особенности ее экономической (торговой) разновидности, продолжают оставаться органы внутренних дел.

Внутри милицейской системы нагрузка всегда традиционно ложилась на криминальную милицию, задача которой – выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно.

С принятием действующего УПК основной состав контрабанды был перемещен в сферу полномочий милиции общественной безопасности, отвечающей за выявление, предупреждение, раскрытие и пресечение преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно.

Подразделения МОБ, поднаторевшие в раскрытии административных правонарушений в сфере розничной торговли и потребительского рынка, обмана потребителей, к работе с таким головоломным преступлением, как контрабанда, оказались попросту не готовы, не имея ни должного опыта, ни ресурсов.

Негативную роль сыграл и тот факт, что МОБ в отличие от криминальной милиции лишена возможностей оперативно-розыскных мероприятий, которые иногда являются единственными средствами распутывания хитросплетенных преступных схем и выявления круга причастных к контрабанде лиц. В результате такого положения дел несомненно страдают конечные результаты борьбы с экономической преступностью.Не секрет, что базовым критерием оценки результативности работы милиции продолжает оставаться раскрываемость преступлений. Несмотря на призывы отказаться от этого показателя, он сохраняется, причем не только у нас, но и в работе полиций иных стран с устоявшейся системой правосудия.Спрашивается, какой резон оперативным сотрудникам криминальной милиции, обладающим необходимым потенциалом, расходовать его на преступные деяния, выявление и раскрытие которых, как находящихся вне их компетенции, не отразится на общей оценке их деятельности? Так, многотысячная армия сотрудников подразделений по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, организованной преступностью, специальные вспомогательные службы фактически выброшены за пределы общего фронта противодействия экономической преступности, что ей только на руку. А ведь раскрытие преступления, изобличение лиц, виновных в его совершении, и привлечение их к ответственности и есть стержневая и конечная цель уголовного судопроизводства.В сложившейся ситуации остается уповать на таможенную службу, деятельность которой в условиях постоянного реформирования в ближайшие годы вряд ли станет весьма результативной.

На этом фоне в отдельных российских регионах, несмотря на сохраняющийся высокий уровень криминализации экономики, количество выявленных преступлений экономической направленности, в том числе контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей, неуклонно сокращается.

Источник: https://moodle.kstu.ru/mod/book/view.php?id=27060

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть