Публичные финансовые нарушения

Классификация финансовых нарушений

Публичные финансовые нарушения

Контроль и ревизия

Документальное оформление и доклад результатов ревизии.

Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежаще оформленных приложений к нему.

Записи в акте необходимо излагать на основе проверенных фактов, вытекающих из имеющихся документов, материалов встречных проверок, инвентаризаций и других данных.

Акты ревизии должен содержать:

-вступительную часть (полное наименование учреждения, в котором проводится ревизия, его организационно-правовую форму, фамилии участвующих в ревизии должностных лиц ревизуемого учреждения, ответственных за ведение БУ и О, основание для проведения ревизии, ее вид, мотивы ее проведения, время предыдущей ревизии, период, за который проводится ревизия, и вопросы подлежащие выяснению, даты начала и окончания ревизии, должности и фамилии должностных лиц, проводящих ревизию).

– описательную часть (конкретные факты и действия, указывающие на нарушения порядка ведения БУ, составления отчетности, использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, налогового законодательства, каждый факт нарушения указывался в акте самостоятельно с указанием времени его совершения, стоимостной оценки, сделанных проводок и со ссылками на соответствующие первичные учетные документы, при указании фактов нарушений должна быть дана ссылка на нарушенные законодательные и нормативные акты с указанием конкретных статей и пунктов).

– результативную часть (обобщаются выявленные факты нарушений в виде выводов и даются предложения по их устранению).

Данные промежуточных актов включаются в сводный акт в кратком изложении и только при наличии выявленных нарушений.

На весомые нарушения необходимо потребовать от руководителя, уполномоченных и виновных лиц объяснения в ходе проверки или по обстоятельствам в течение 3 дней после подписания акта, о чем производится запись в акте перед подписями.

Акт проверки составляется в 2 экземплярах за подписью ревизора, руководителя учреждения и главного бухгалтера.

При наличии возражений или пояснений по акту подписывающие делают об этом оговорку перед своей подписью и представляют письменные возражения или пояснения в 10-дневный срок с момента подписания акта.

В тех случаях, когда принятыми в ходе проверки мерами не обеспечивается полное устранение всех выявленных нарушений, ревизор разрабатывает проект приказа об устранении выявленных нарушений и представляет на рассмотрение руководству, назначившему ревизию.

Классификация финансовых нарушений.

Неправильная классификация финансовых нарушений приводит к искажению учетных и отчетных данных. В целях внесения единого понимания употребляемых терминов и совершенствования учета финансовых нарушений разъясняем некоторые терминологические понятия:

недостача – это расхождение между данными учета и фактическим наличием материальных и денежных средств, которое является, как правило, следствием небрежного отношения должностного лица к своим служебным обязанностям (просчет, излишняя выдача). В ходе ревизии (проверки) должны быть приняты меры по немедленному погашению недостачи;

растрата – это израсходование государственных средств, находящихся в ведении должностного лица, в корыстных целях. Растрата предполагает прямой умысел, т.е. виновный знает, что его действие является наказуемым, и все же предпринимает его (подделка документов, неполное оприходование материальных и денежных средств);

хищение есть умышленное противозаконное обращение виновным в свою собственность денежных средств или материальных ценностей. Хищение и растрата – однородные уголовно наказуемые нарушения.

Факты умышленного незаконного получения денежного довольствия или заработной платы с помощью фиктивных документов, подделки подписей или умышленных переплат денежного довольствия кому-либо также квалифицируются как хищение.

К растратам и хищениям относятся:

– изъятие денег из кассы без оправдательных документов;

– списание денежных и материальных средств по учету без оправдательных документов;

– неоприходование или неполное оприходование денег, полученных по чекам в учреждении банка или принятых по приходным кассовым ордерам и без их выписки;

– повторное списание расходных оправдательных документов;

– составление фиктивных ведомостей и включение в ведомости вымышленных лиц;

– искажение сумм в учетных документах и в раздаточных ведомостях;

– списание в расход невыплаченных сумм;

– представление фиктивных бестоварных счетов;

– присвоение почтовых переводов и алиментов;

– незаконное получение денежного довольствия и заработной платы путем подделки подписей, на основании фиктивных документов;

Незаконные расходы материальных и денежных средств – выявленные ревизиями и проверками расходы, произведенные в нарушение законодательства, приказов, положений, инструкций и других нормативных актов, действующих в Минюсте России (кроме переплат денежного довольствия и заработной платы).

К незаконным расходам относятся:

– выплаты в завышенных размерах и неположенных случаях продовольственно-путевых денег и компенсации взамен продпайка;

– незаконное возмещение транспортных расходов;

– неположенные выплаты денег на пошив обмундирования и в порядке компенсации за вещевое имущество;

– незаконные выплаты денежных средств вследствие применения завышенных расценок, приписок объемов работ и оплаты работ, которые фактически не выполнялись;

– незаконные расходы денежных средств на приобретение неположенного по нормам снабжения имущества, на празднества, юбилеи;

– незаконные выплаты пенсий, пособий, премий, вознаграждений и компенсаций;

– превышение выделенных лимитов расходов на содержание служебных автомобилей;

– оплата междугородных переговоров, носящих личный характер;

– расход ГСМ сверх установленных приказами норм расходов;

Переплаты – выявленные ревизиями и проверками расходы денежных средств на выплату денежного довольствия и заработной платы, произведенные в нарушение законодательства, приказов, положений, инструкций и других нормативных актов, действующих в Минюсте России. Незаконные расходы и переплаты, совершенные в корыстных целях, должны относиться к растратам и хищениям денежных средств.

Просмотров 6135 Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/2-33927.html

Финансовые правонарушения: понятие, признаки, объект, субъективная и объективная стороны

Публичные финансовые нарушения

Правонарушение финансовой направленности по большей части является именно специальным основанием финансово-правовой ответственности, то есть определенным юридическим фактом на основании которого появляется отношение правового характера юридической ответственности.

Определение 1

Правонарушением финансовой направленности является противоправное, а также наказуемое деяние или наоборот бездействие субъекта финансового права, за которое в свою очередь финансовым законодательством установлена определенная финансово-правовая ответственность.

В качестве первого признака выступает противоправность. Противоправное деяние вполне может выражаться как в форме конкретного действия (то есть какого-либо активного поведения), так и в форме бездействия (что означает во все пассивное поведение).

Названный признак, если посмотреть с одной стороны, говорит о том, что физическое или же юридическое лицо, которое осуществляет определенные действия нарушающие нормы права финансового порядка, с другой — юридическое или физическое лицо не совершает деяний, предписанных нормами финансового права.

Финансовым правовым нарушением может быть только конкретное виновное деяние, которое является вторым важным признаком финансового правового нарушения, а также обязательным условием наступления финансовой ответственности. В роли третьего финансового правонарушения выступает наказуемость.

Отмеченный выше признак означает, что указанное деяние может быть признано финансовым правонарушением только в той ситуации, если за его совершение финансовым (бюджетным, налоговым) законодательством предусмотрена определенная финансовая ответственность, выражающаяся в использовании к правонарушителю уполномоченными государственными органами предусмотренной нормой наказания правовой направленности. Стоит заметить, что в сущности, правонарушение финансового характера — это какое-либо деяние, которое является достаточно опасным для общества. В связи с этим вполне можно выделить еще один признак правонарушения финансового порядка — общественную опасность.

Замечание 1

Финансовое правовое нарушение — родовое понятие, в рамках которого в зависимости от разновидности объектов посягательства выделяются такие виды: правовые нарушения бюджетного характера, правовые нарушения налоговой направленности, различные валютные правонарушения.

Важным фактом является то что финансовые правонарушения подразделяются на финансовые правонарушительные действия (то есть преступления), а также финансовые проступки. Что касается финансовых преступлений, то они отличаются максимальной степенью общественной опасности.

Такие преступления определенным образом посягают на наиболее значимые, а также существенные интересы общества, которые защищены от посягательств законодательством уголовного порядка.

Финансовые проступки в свое время отличаются меньшей степенью опасности общественной направленности.

Юридический состав правонарушения

Замечание 2

Стоит отметить, что достаточно традиционно под юридическим составом правонарушения понимается обязательная совокупность элементов, которые были установлены правом и, которые характеризуют деяние как правовое нарушение.

Наличие всех элементов состава строго обязательно для осуществления квалификации конкретного действия в роли определенного финансового правонарушения.

Необходимо заметить, что понимание конкретного состава финансового правонарушения является достаточно важным пунктом для обеспечения законности во время использования финансово-правовой ответственности и ограничении финансовых правонарушений от каких-либо других видов противоправных действий (проступков и преступлений).

Состав правонарушения финансового характера — установленные специальными нормами финансового права элементы, совокупность которых дает возможность считать противоправное действие финансовым правонарушением (это показывается на рисунке ниже).

Рисунок 1. Юридический состав финансового правонарушения

В качестве субъектов правового нарушения финансовой направленности выступают коллективные, а также индивидуальные субъекты финансового права.

В процессе определения субъектов коллективного порядка финансового правонарушения стоит исходить из того, что собственно государство (субъекты Федерации, а также муниципалитеты) не является субъектом финансового правового нарушения, не обращая внимания на тот факт, что именно от имени государства в осуществлении финансовой деятельности выступают определенные органы обладающие необходимой компетенцией.

Определение 2

Коллективные субъекты права финансового характера по большей части – это организации, хозяйствующие субъекты, а также какие-либо бюджетные и, конечно, казенные учреждения.

Опиши задание

Но важно отметить, что в бюджетных отношениях правовой направленности, например по конкретному бюджетному финансированию, органы власти государственного характера, которые в свое время выступают в статусе получателей бюджетных средств, в случае нарушения бюджетного законодательства являются определенными субъектами финансового (бюджетного) правонарушения.

К субъектам индивидуального характера имеют прямое отношение физические лица, которые выступают в роли налогоплательщиков, а также налоговых агентов.

Важно указать, что субъектами правонарушения финансового порядка являются физические лица, выступающие в разных качествах в связи с возложением на них определенных обязанностей, которые в свою очередь были установлены специальным финансовым законодательством.

В отличие от физических лиц — субъектов административного правонарушения, физические лица как субъекты правового нарушения финансового характера никогда не выступают в роли должностных лиц, то есть граждан, в круг служебных обязанностей которых входит обеспечение конкретных установленных правил в сфере образований муниципального порядка, а также финансовой деятельности государства.

Лица физического характера вполне могут быть привлечены к ответственности за нарушения определенного финансового законодательства с того момента как им исполнится 16 лет.

Помимо возраста, на возможность отнесения лица физической направленности к субъектам финансовой ответственности оказывают значительное влияние еще два конкретных обстоятельства.

Во-первых, лицо которое привлекается обязано быть вменяемым, то есть понимать значение своих деяний и руководить ими.

Во-вторых, на момент совершения правового нарушения финансового характера физическое лицо обязано обладать гражданской дееспособностью, которая потребуется для выполнения денежных обязательств. Последнее обстоятельство имеет достаточно важное значение при привлечении к налоговой ответственности, так как виновное лицо должно иметь реальную возможность уплачивать налоги собственными финансовыми средствами.

Объект финансового правонарушения

Замечание 3

Стоит отметить, что обычно в теории права принято считать, что в качестве объекта финансового правонарушения может выступать тот предмет, на который направлены противоправные деяния, то есть какие-либо общественные отношения. Объект правонарушения финансового порядка — это те отношения в сфере публичных финансов, на которые направлено противоправное, а также общественно вредное поведение субъекта правонарушения.

Определение 3

Общий объект финансового правонарушения – установленный государством, а также муниципальными образованиями специальный порядок образования, распределения, применения каких-либо государственных и, что самое главное муниципальных фондов финансовых средств, защищаемый определенными мерами финансово-правовой ответственности.

В рамках объекта общего характера финансового правонарушения вполне может отмечаться видовой объект правонарушения. В роли такого обычно выступает относительно обособленная группа конкретных правил в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, за нарушение которых предусмотрена относительно специфическая система мер финансово-правовой ответственности.

В качестве непосредственного объекта финансового правового нарушения выступают те конкретные отношения, а также правила, которые в свою очередь охраняются специальными нормами финансового права и при этом обеспечиваются финансовой ответственностью.

Субъективная сторона финансового правонарушения

Субъективную сторону финансового правонарушения образует специальное психическое отношение правонарушителя к совершенному им действию противоправного порядка.

Для признания противоправного деяния правонарушением потребуется наличие вины, то есть определенное осознание субъектом общественной опасности своего деяния.

Вина в свое время характеризует также определенное отношение психического характера субъекта к ожидаемым результатам и последствиям противоправного действия, а также выражается в двух формах — умысле или неосторожности.

Замечание 4

Если сказать иначе, то субъективная сторона финансового правонарушения представляет определенную совокупность признаков, которые тем или иным образом отражают внутреннюю сторону противоправного действия (или бездействия) и характеризуют внутренние процессы психического состояния, которые происходят в сознании правонарушителя относительно содеянного, и последующих после этого последствий.

Объективная сторона финансового правонарушения

В качестве одного из самых важных элементов юридического состава финансового правонарушения выступает объективная сторона — то есть конкретные действия или же бездействия, которые определенным образом нанесли вред общественным отношениям в сфере финансовой деятельности государства (муниципального образования).

Вредоносное воздействие на объект правового отношения оказывают действия правового нарушителя, которые в свое время и составляют четвертый элемент правонарушения. Объективная сторона правонарушений вполне может состоять только из действий противоправного порядка.

Объективная сторона финансового правонарушения состоит из действий или бездействия, которые были запрещены финансово-правовой нормой. Она при этом включает в себя специальный способ, время, место совершения финансового правонарушения.

Например, ПК Российской Федерации особое внимание уделяет такому факультативному признаку как время, так как главное значение соблюдения сроков в налоговом праве кроется именно в бесперебойном и своевременном поступлении налогов в казну государства.

Вывод 1

Определение всех элементов состава финансового правонарушительного действия определенным образом способствует выполнению конкретных задач производства по делу о финансовом правонарушении.

Понимание состава юридической направленности финансового правонарушения дает возможность правильно квалифицировать финансовые правонарушения правоприменительными органами и, что самое главное определять вид финансово-правовой санкции.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/finansovoe-pravo/finansovye-pravonarushenija/

Понятие и состав финансового правонарушения

Публичные финансовые нарушения

Эльперина Янина Александровна

Северо-Кавказский филиал ФГБОУВО

«Российский государственный университет правосудия»

г. Краснодар

Научный руководитель: Волкова Виктория Владимировна

Северо-Кавказский филиал ФГБОУВО

«Российский государственный университет правосудия»

г. Краснодар

Аннотация. В статье проводится анализ сущности и состава финансового правонарушения, рассматриваются отличительные черты данного вида юридического правонарушения, его состав.

Ключевые слова: объект, объективная сторона, признак, субъект, субъективная сторона, финансово-правовая норма, финансовое правонарушение

Актуальность проблемы.

Проблема совершения финансовых правонарушений остается актуальной на протяжении достаточного длительного периода и вызывает интерес, как среди правоведов, так и среди финансистов, экономистов, а также представителей бизнеса. Одним из условий эффективного применения мер ответственности за нарушение финансово-правовых норм является верная квалификация финансового правонарушения.

Сущность финансового правонарушения. Финансовое правонарушение представляет собой сложную юридическую категорию и выступает компонентом правового поведения в финансовой сфере страны. За нарушения финансово-правовой нормы ответственность установлена положениями нескольких отраслей права, в частности, финансового, административного и уголовного [5, c. 707 – 730].

По определению Ю.А. Крохиной, финансовое правонарушение — совершенное противозаконное (в нарушение финансового законодательства) деяние (действие либо бездействие) субъекта финансового права, за которое финансовым законодательством предусмотрена ответственность [4, c. 184].

Совершение финансовых правонарушений наносит существенный ущерб государству и обществу, поскольку неуплата налогов, неэффективное расходование бюджетных средств и т.д. могут стать причиной дестабилизации финансовой системы, что в свою очередь отразится на качестве и полноте осуществления прав и свобод личности, соблюдении государственной безопасности и т.д.

Признаки финансового правонарушения. Суть финансового правонарушения включает в себя комплекс правовых признаков внутриотраслевых правонарушений.

Характерными признаками финансового правонарушения выступают:

–     виновность (психическое отношение нарушителя к совершаемому деянию, а также его последствиям в форме умысла или неосторожности);

–     противоправность (нарушение требований, установленных отраслевым законодательством). Финансовое правонарушение – это противоправное деяние, которое нарушает нормы финансового (валютного, бюджетного, банковского, страхового) законодательства.

Противоправное деяние в области финансов может быть совершено форме действия (например, представление в Инспекцию федеральной налоговой службы налоговой декларации, содержащей недостоверные данные (п. 1 ст. 126.

1 НК РФ) [3]) или бездействия (например, непредставление в установленный законодательством срок налоговой декларации в ИФНС (п. 1 ст. 119 НК РФ) [3];

–     специфичность субъекта (участника финансовых правоотношений). В частности, субъектами правонарушений в области банковского законодательства выступают кредитные организации, клиенты банков – граждане и организации;

–     наказуемость (за совершение такого правонарушения предусмотрено назначение мер государственного воздействия). Суть наказуемости как признака финансового правонарушения состоит в возможности применения мер ответственности к нарушителям финансово-правовой нормы.

К особенностям финансовых правонарушений можно отнести [5, c. 707 – 730]:

–     противоправная деятельность субъекта сопряжена с формированием, распределением и применением финансов: прежде всего, это деятельность централизованных и децентрализованных денежных фондов государства и муниципальных образований;

–     экономическая деятельность преимущественно подконтрольна органам власти, а в некоторых случаях – управомоченным гражданам и организациям;

–     отношения между субъектами финансовых правоотношений формируются, как правило, на принципе власти – подчинения, в отдельных случаях – на односторонних правах и обязанностях гражданско-правового характера;

–     субъектами правонарушений в финансовой сфере выступают субъекты финансовых правоотношений, права и обязанности которых устанавливаются финансовым законодательством Российской Федерации.

Состав финансового правонарушения. Состав финансового правонарушения – предусмотренные законодательством признаки (элементы), наличие которых в своем комплексе дает возможность квалифицировать противозаконное деяние в качестве финансового правонарушения. Это комплекс таких элементов, как: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Составы финансовых правонарушений имеются в Кодексе об административных правонарушениях РФ [2], в Бюджетном кодексе РФ [1] и в Налоговом кодексе РФ [3].

Общим свойством, определяющим особенности юридической регламентации ответственности за финансовые правонарушения, служит предмет посягательства, а именно финансовая область государственной деятельности.

Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, защищаемые законом, формирующиеся в ходе финансовой деятельности государства и органов местной власти.

Общим объектом финансовых правонарушений являются материальные и процессуальные права государства, например, нарушения норм Бюджетного кодекса РФ не позволяют эффективно функционировать бюджетной системе, нарушают естественное осуществление бюджетного процесса, мешают целесообразному расходованию государственных денежных средств с учетом целевого назначения; нарушения законодательства в области налогообложения не позволяют эффективно наполнять доходную часть бюджетов и внебюджетных фондов, препятствуют реализации контроля со стороны налоговых органов, вторгаются в сферу законных прав добросовестных налогоплательщиков и т.д. 

Сюда же входят отношения, которые обуславливают развитие экономики страны: стабильность денежной системы и денежного обращения, валютного рынка, банковской системы и финансовых рынков, а также поддержания социальной инфраструктуры.

В тоже время финансовые правонарушения, которые обладают единым общим родовым объектом посягательства – финансовая сфера государства, значительно отличаются по непосредственному объекту, видовым особенностям, свойственным данным правонарушениям, что предусматривает их дифференциацию.

Объективная сторона рассматриваемых правонарушений – это комплекс признаков противозаконных действий (бездействий). Такие признаки перечислены в финансово-правовых нормах и являются внешним проявлением финансовых правонарушений в реальной жизни.

Незаконные деяния, составляющие объективную сторону финансовых правонарушений, могут проявляться в форме действия (например, создание препятствий при производстве налоговой проверки и т.д.

) или бездействия (например, непредставление в кредитную организацию данных об изменении учредительных документов, неуплата налога и т.д.) [6, c. 14 – 23]. 

Основания наступления ответственности за совершение отдельных видов финансовых правонарушений установлены нормами законодательства различных отраслей права.

Существуют обязательные и факультативные признаки, противозаконности деяния. Обязательными признаками объективной стороны финансовых правонарушений является сам факт незаконного деяния и его последствия, а также наличие причинно-следственная связь между ними.

Субъект, который совершил финансовое правонарушение, может быть привлечен к юридической ответственности лишь тогда, когда между противозаконным деянием, совершенным им, и наступившими общественно опасными последствиями существует непосредственная причинная связь.

Факультативными признаками объективной стороны финансовых правонарушений являются место, способ, обстановка, время, систематичность и повторность совершения действия (бездействия) [6, c. 14 – 23].

Субъект финансового правонарушения – это физическое или юридическое лицо, которое совершило незаконное деяние, нарушив тем самым положения финансового законодательства, и которое, на основании данных положений подлежит привлечению к ответственности.

Ответственность за финансовые правонарушения наступает с возраста 16 лет. Помимо возраста, к факторам, характеризующим возможность отнесения физического лица к субъектам ответственности за совершение финансовых правонарушений, относятся: вменяемость привлекаемого лица, т.е.

возможность осознавать суть совершаемых им поступков и руководить ими; дееспособность. Гражданская дееспособность является условием осуществления денежных обязательств. Недееспособность лица влечет отсутствие вины в поступках правонарушителя и, как следствие – отсутствие субъективной стороны финансового правонарушения.

При этом к физическому лицу не могут быть применены меры ответственности за нарушения финансового законодательства.

Субъективная сторона финансового правонарушения – это свойства, которые характеризуют внутреннее содержание противозаконного деяния (действия или бездействия) и в которых проявляется психическое отношение правонарушителя к совершенному противозаконному поступку и его следствиям. 

Вывод. Таким образом, финансовое правонарушение – это противозаконное, виновное, наказуемое деяние субъекта финансовых правоотношений, за которое установлена ответственность нормами КоАП РФ, БК РФ, НК РФ. Основанием назначения административной ответственности за финансовые правонарушения служит нарушение норм главы 15 КоАП РФ [2].

Состав финансового правонарушения – это критерий, который позволяет верно квалифицировать действие (бездействие), которое было совершено и аргументировано назначать меры государственного воздействия по отношению к правонарушителю.

Наличие в противозаконном деянии всего комплекса состава финансового правонарушения – единственное правовое основание для привлечения субъекта финансовых правоотношений к юридической ответственности.

В ситуации, когда в том или ином составе финансового правонарушения отсутствует хотя бы один его признак, данное деяние не может быть квалифицировано в качестве противозаконного и наказуемого. 

Список использованной литературы:

Источник: http://cscb.su/n/040601/040601017.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть