Расследовать должностное преступление

Должностные преступления. Что делать, если вас обвиняют во взяточничестве

Расследовать должностное преступление

Официальная статистика Генеральной прокуратуры РФ говорит о том, что из общего количества зарегистрированных преступлений по стране, например, в 2016 году (2 млн. 160,1 тыс.

) только около 1% принадлежит должностным преступлениям, из которых  0,1%  – статье 285 УК РФ – злоупотребление должностными полномочиями, и почти в равной доле – по 0,2% – преступлениям по статьям 290 и 291 УК РФ – получение и, соответственно, дача взятки.

Причем с годами это соотношение особо не претерпевает изменения, как и тенденция совершения самих преступлений.

2014 2015 2016
Зарегистрировано преступлений:
по ст. 285 – злоупотребление должностными полномочиями228623312352
по ст. 290 УК РФ (получение взятки)598064955344
по ст. 291 УК РФ (дача взятки)591368164640
Количество преступлений, уголовные дела о которых направлены в суд:
по ст. 285126313421395
по ст. 290551552424839
по ст. 291500955643708

Но что стоит за «сухими» цифрами? Много или мало совершается преступлений против интересов государственной службы и преступлений коррупционной направленности, учитывая полутора миллионную армию чиновников? Оставив возможность исследования этого вопроса, обозначим основные причины возбуждения данной категории уголовных дел.

Виды должностных преступлений

В самом понятии «должностное преступление» заложены основные признаки, по которым те или иные деяния можно отнести к данной категории деяний.

Во-первых, преступление посягает на нормальную деятельность государственного или муниципального аппарата (его органов), во-вторых, – общественно опасное деяние должно быть связано со служебным положением лица.

Этой категории преступлений отведена специальная глава УК РФ (гл. 30). К наиболее распространённым их видам относятся:

  • злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);
  • нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1);
  • превышение должностных полномочий (ст. 286);
  • получение взятки (ст. 290);
  • дача взятки (ст. 291);
  • служебный подлог (ст.292);
  • халатность (ст.293).

Основные причины возбуждения дел по должностным преступлениям

Народная мудрость гласит: «Дыма без огня не бывает». Действительно, у всего должна быть своя причина.

Но кто «разжигает огонь», в какую сторону дует при этом «ветер» и, собственно говоря, кто подбрасывает «дровишки», а главное – что делать, чтобы «тлеющая головешка» не стала причиной «пожара» – с этими вопросами может разобраться только опытный «пожарный» – адвокат по должностным преступлениям.

Основные мотивы и причины, способствующие совершению должностных преступлений, по которым правоохранительные органы возбуждают уголовные дела, следующие:

  1. Стремление к незаконному обогащению со стороны должностных лиц. Справедливости ради нужно сказать, что большинство уголовных производств возбуждается обоснованно.

    Другое дело, что следственные мероприятия, оформление тех или иных следственных действий идет с нарушением действующего законодательства.

    Здесь роль адвоката сводится к тому, чтобы не было допущено никаких нарушений в ходе досудебного следствия, а в процессе рассмотрения дела в суде – построить защиту таким образом, чтобы его Доверителю суд максимально смягчил наказание. 

  2. Ошибочный взгляд отдельных чиновников на государственную службу как на источник улучшения материального благосостояния.

    Нередко правоохранители, «высасывая» уголовное дело «из пальца», превращают «муху» в «слона», изменяя квалификацию преступлений подследственного, «рисуя» новые эпизоды и так далее.

    А причина этого может быть банальной – вынудить нас с Вами уплатить мзду, ведь всегда проще договориться с тем, кому грозит большее наказание. Психологически это действует во многих случаях безотказно. В этом случае адвокат не даст возможности следователю запугать и запутать Доверителя.

  3. Устранение конкурентов. Правоохранители в этом случае могут действовать или в угоду собственным бизнес-интересам, расчищая «теплое» место для своих «доверенных лиц», родственников, «деловых партнеров» или выполнять чей-то «заказ».

  4. Ошибочное представление отдельных чиновников на цели службы и на допустимость тех или иных методов достижения положительных показателей и результатов. В этом плане одним из наиболее показательных примеров является провокация взятки, при которой лицо по сути принуждается к совершению преступления, которого никогда бы в обычных условиях не совершило.

Отличительные характеристики уголовных дел, связанных с должностными преступлениями

К данной категории относятся преступления, совершаемые специальным субъектом – представителями власти и должностными лицами, которые, пользуясь своим служебным положением, неправомерно обогащаются или пытаются это делать, причиняют (или пытаются причинить) существенный вред нормальной деятельности гос.оргнанов или органов местного самоуправления.

При этом следует иметь в виду, что сотрудники негосударственных и коммерческих структур (хозяйственных товариществ, производственных кооперативов и т.д) не подпадают под действие указанных выше статей УК РФ.

Велико ли наказание?

Совершение должностного преступления предусматривает определенную меру воздействия на преступника, санкция, которая может быть в виде:

  • штрафа различных размеров;
  • лишения права занимать должность на определенный срок/заниматься конкретным видом деятельности;
  • принудительных работ;
  • ареста;
  • лишения свободы и т.д.

То или иное наказание, ответственность за должностное преступление, в том числе по делам о взяточничестве, должны быть применены и могут наступить только после полного, объективного рассмотрения дела судом при строго индивидуальном подходе, с учетом:

  • общественной опасности содеянного;
  • личных мотивов должностного лица;
  • целей, которые он преследовал;
  • характера и тяжести причиненного вреда;
  • продолжительности совершения преступления;
  • характеристики личности подсудимого;
  • иных факторов.

Об этом говорится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9.07.2013 г. N 24 г.

Основная задача адвоката как раз и сводится к тому, чтобы построить линию защиты таким образом, чтобы показать суду наличие смягчающих обстоятельств, добиться освобождения от ответственности при наличии к тому не реабилитирующих оснований, а также от наказания, если обвинение обоснованное. В досудебном производстве и при рассмотрении дела в суде адвокат – та единственная «ниточка», защита, которая может сработать максимально эффективно.

Для чего нужен адвокат и как действует его защита при должностных преступлениях

Во многих случаях чиновники становятся и обвиняемыми, и жертвами одновременно. Вот только статус в одном случае официальный, а в другом – нет.

Жертвой произвола силовиков может стать практически любой чиновник, если за ним не стоит «третьей» силы. Здесь не помогут попытки самостоятельно построить защиту своих прав и интересов.

Причем реальных, что называется, железобетонных оснований для обвинения вовсе не нужно.

Для того, чтобы поставить «галочку» в своей квартальной отчетности, силовику достаточно нескольких дел, переданных в суд, с хорошей доказательной базой: необходимыми проведенными следственными действиями, письменными доказательствами, фото- и видеосъемкой.

Другие уголовные дела могут «шиться белыми нитками», с привлечением подставных свидетелей, липовыми экспертизами, на скорую руку и зачастую – задним числом составленными протоколами и т.д.

Все это часто направлено только для одного – запугать потенциальную «жертву», она же – подозреваемое лицо, чтобы было чем вести торг, причем напрямую (ни в коем случае не прибегая к попытке привлечь адвоката в качестве посредника), и вымогать для закрытия производства кругленькую сумму.

Конечно же, незнание всех нюансов уголовного и уголовно-процессуального права только играет на руку силовикам – так легче манипулировать подозреваемым, обвиняемым и «ломать» его слабую защиту. Более того, следователь имеет привычку запугивать своих «жертв», создавая иллюзию «последнего дня Помпеи».

Например, обвиняя лицо по части 1 статьи 290 УК РФ – получение взятки, он обязательно будет говорить о предусмотренной этой статьей санкции в виде лишения свободы до 3-х лет со штрафом в размере 20-кратной суммы взятки.

При этом забудет упомянуть, что та же часть данной статьи говорит о более легком наказании, например, лишении свободы в несколько месяцев без какого-либо штрафа, или без лишения свободы, но с уплатой штрафа в размере заработной платы за период до 2-х лет (а это может составлять в 2017 году, с учетом минимального размера зарплаты, всего от 200 тыс.

рублей). И то, это возможно в том случае, если будет собрана законным путем «железная» доказательная база, а в отношении лица вынесен соответствующий обвинительный приговор.

Более того, следователь постарается строить обвинение не по одной, а сразу по нескольким статьям УК РФ, чтобы усилить эффект «слона».

Существующая этика взаимоотношений правоохранительных и судебных органов говорит о том, что раз уж дело передано в суд, то очень желательно иметь обвинительный приговор, дабы не портить отчетную статистику.

К сожалению, во многом это соответствует действительности, но адвокат и в этом случае сможет построить защиту таким образом, чтобы нивелировать нависшую угрозу над Доверителем или максимально смягчить ее.

Кстати, и мера пресечения подследственному может выбираться не в виде подписки о невыезде, а более жесткая, дабы усилить психологический прессинг. Таким образом, следственные органы «подводят клиента» к «решению вопроса» либо даче признательных показаний еще на этапе следствия.

Адвокат по должностным преступлениям поможет выйти из сложного положения с минимальными потерями, обойтись «малой кровью», используя весь свой багаж знаний и практический опыт работы.

Таким образом, часть следственных действий, а нередко и вся «кропотливая» работа следователя может быть сведена к нулю.

Только адвокат, специализирующийся на оказании услуг по уголовным делам и имеющий соответствующий опыт, справиться с задачей доказывания факта наличия провокации взятки при наличии последней с учетом имеющейся практики нашего высшего судебного органа, а также Европейского суда по правам человека.

Первичная консультация по экономическим преступлениям и защите бизнеса бесплатно.

Чем смогут помочь специалисты АК «Судебный адвокат»

Правовая защита при должностных преступлениях от Адвокатской компании «Судебный адвокат» подразумевает оперативное подключение высококвалифицированного адвоката, как на стадии доследственной проверки, так и после возбуждения уголовного дела.

Поэтому, если вас подозревают или обвиняют в подобного рода преступлениях, в частности, злоупотреблении должностными полномочиями или превышении ними, получении или даче взятки, служебном подлоге или халатности, рекомендуем незамедлительно обращаться за помощью к адвокату для полной, квалифицированной защиты.

Неоспоримым преимуществом наших адвокатов является опыт прохождения службы на следственных должностях в органах прокуратуры г. Москвы; традиционно должностные преступления относились и относятся к подследственности следователей Следственного комитета России (ранее – следователей прокуратуры).

А наличие обширного опыта непосредственно деятельности, как адвоката, в том числе по категории дел, связанных с должностными преступлениями, позволяют нам с успехом защищать права и отстаивать интересы Доверителей и получать в результате решения, удовлетворяющие наших клиентов.

Проверенное временем правило гласит о том, что чем раньше вам окажут квалифицированную юридическую помощь, тем больше шансов на удачный исход дела.

Вы обращаетесь к нам и описываете свою правовую проблему

Адвокат консультирует вас по вашей проблеме

Подбираем лучшие варианты для решения вашей правовой проблемы

Обсуждаем необходимый для вас вид и объем юридической помощи

Заключаем с вами договор и приступаем к работе по вашему делу

Источник: https://www.advo24.ru/uslugi/dolzhnostnye_prestupleniya.html

Первоначальные следственные действия при расследовании должностных преступлений

Расследовать должностное преступление

Осмотр и выемка документов. Документы при расследовании должностных преступлений нередко являются основными источ­никами доказательств, особенно на первоначальной стадии рас­следования. Поэтому к их осмотру и выемке необходимо отно­ситься с особым вниманием.

Истребование документов от орга­низации (предприятия, учреждения) менее эффективно. Оно лишает следователя непосредственного наблюдения места и ус­ловий их хранения. При этом способе не исключается также возможность уничтожения и фальсификации заинтересованными лицами нужных для расследования документов.

Отсюда следу­ет, что осмотр документов тактически правильнее производить непосредственно в организации с привлечением к участию в нем специалистов, знакомых с характером документации, подлежащей проверке. Необходимые для расследования документы должны быть без промедления подвергнуты выемке.

При осмотре документов обращается внимание на соблюде­ние установленной формы и признаки, свидетельствующие о воз­можных подделках или подлогах. Исследованию обязательно подвергается и текст доку­мента. его анализируется, сопоставляется с други­ми документами, с показаниями свидетелей, иными материалами дела.

Интересующих следователя документов при осмотре может не оказаться, не всегда удается найти их и при обыске. Но это не дает оснований считать, что таких документов вообще не бы­ло. О существовании их могут рассказать свидетели, через руки которых они проходили (составитель документа, машинистка, секретарь, регистратор и т. д.).

Проверка должна быть произ­ведена и в том учреждении, из которого документ был получен или в которое он был отправлен.

Допрос свидетелей. Тактические особенности допроса свиде­телей при расследовании дел о должностных преступлениях зависят в первую очередь от положения этих свидетелей.

Боль­шинство их в той или иной степени связаны с лицом, чьи преступ­ные действия (или бездействие) исследуются.

Чаще всего это связь служебная, но она определяет и различное отношение свидетелей к одним и тем же фактам, Кроме того, отношения могут быть дружескими или, наоборот, враждебными. Опера­тивность допросов будет служить одной из гарантий достовер­ности показаний.

Обыски. Необходимость в производстве обысков возникает по большинству дел о должностных преступлениях. Они могут, производиться как по месту работы должностного лица, так и по месту его жительства.

Не исключены также обыски у родствен­ников и близких знакомых в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что у них хранятся предметы, ценности или документы, могущие иметь значение для расследуемого дела.

Осмотр места происшествия. Он производится при наличии материальных послед­ствий, наступивших в результате преступных действий (бездей­ствия) должностного лица. Так, вследствие халатности могут оказаться испорченными сырье, готовая продукция, техника и т. д. Их осмотр всегда является действием неотложным.

Версии по делам о должностных преступлениях. Время построения и характер версий по делам о должностных преступле­ниях определяют материалы, которыми располагает следователь.

В одних случаях уже в начале расследования ему известны субъект преступления и совершенные им преступные действия. Версии при этих обстоятельствах строятся о мотиве преступле­ния, форме вины и т. д. В других случаях известны только вредные последствия, например, факты порчи продукции в ово­щехранилище, техники, брошенной виоле, и т.д.

Планирование расследования. Расследование должностных преступлений всегда должно планироваться. Без плана деятель­ность следователя теряет целеустремленность.

В плане расследо­вания ,предусматриваются действия, которые необходимо прове­сти для проверки построенных версий, время их проведения и ис­полнители. План расследования должен быть увязан с планом оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых органами дознания.

В плане обязательно предусматривается также уста­новление причин, условий и обстоятельств, способствовавших возникновению расследуемого должностного преступления.

59.Виды должностных преступлений и общие положения методики их расследования.

Виды должностных преступлений.

Уголовный закон к долж­ностным преступлениям относит: злоупотребление властью или служебным положением , превышение власти или служебных полномочий , халатность , получе­ние взятки , дачу взятки , посредничество во взяточничестве , должностной подлог . Объединяет должностные преступления один общий признак: противоправные действия (или бездействие) совершаются долж­ностными лицами и причиняют существенный вред .

Должностные лица —это лица, постоянно или временно осу­ществляющие функции представителей власти или занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распоря­дительных или административно-хозяйственных обязанностей, а также выполняющие такие обязанности по специальному пол­номочию .

Последствия должностных преступлений состоят в причине­нии существенного вреда государственным или общественным интересам или охраняемым – законом правам и интересам граждан.

Уголовные дела о должностных преступлениях при наличии достаточных оснований могут быть возбуждены по любому по­воду, указанному в ст. УПК. Однако чаще всего поводами служат акты ревизий и ведомственных проверок, а также прове­рок, производимых финансовыми органами и органами народ­ного контроля. Нередко дела возбуждаются по заявлениям граждан и материалам, опубликованным в печати.

Общие положения методики расследования должностных преступлений. Наряду с особенностями расследования отдельных должностных преступлений существуют некоторые общие поло­жения, относящиеся ко всем должностным преступлениям.

При расследовании каждого из них необходимо установить: 1) долж­ностное положение субъекта преступления; 2) круг его должност­ных функций и фактически выполняемых обязанностей; 3) в чем конкретно заключаются противоправные действия (бездейст­вие), причинившие вред государственным или общественным интересам или охраняемым законом правам и интересам граж­дан; 4) характер причиненного вреда, время, место и способ его причинения, размер ущерба; 5) причинную связь между дейст­вием (бездействием) должностного лица и наступившими послед­ствиями; 6) не связано ли должностное преступление с хище­нием, спекуляцией или иными преступлениями.

Успех расследования должностных преступлений в первую очередь зависит от знания следователем их криминалистической характеристики, в которую входят способы совершения преступ­лений.

Одновременно с этим следователю необходимо в каждом случае изучить: характер и условия деятельности учреждения или организации, где совершено должностное преступление, нор­мативные акты и ведомственные инструкции, определяющие функции, ,права и обязанности должностных лиц, особенности документооборота, принятого в данном учреждении или органи­зации, установленный порядок прохождения дел и разрешения конкретных вопросов.

Полученные в результате указанных действий материалы являются основой при расследовании всех видов должностных преступлений.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s22884t9.html

§ 2. Основные положения методики расследования должностных преступлений

Расследовать должностное преступление

Возбуждение уголовного дела. Уголовные дела о должностных преступлениях при наличии достаточных оснований могут быть возбуждены по любому поводу, указанному в ст. 108 УПК РФ.

Однако чаще всего поводами к возбуждению дела являются: 1) материалы ревизий либо иных проверок и обследований деятельности предприятий, учреждений, организаций или отдельных должностных лиц; 2) заявления и жалобы граждан или учреждений; 3) материалы печати; 4) результаты прокурорских проверок в порядке общего надзора; 5) сигналы общественности.

Если в указанных материалах не содержится очевидных признаков преступления, может быть проведена предварительная проверка, предусмотренная ст. 109 УПК РФ. Проверка, как правило, заключается в истребовании документов, уточнении отдельных фактов, получении объяснений, ознакомлении с деятельностью предприятия или учреждения.

Типичные следственные ситуации. Наиболее типичными следственными ситуациями первоначального этапа расследования по рассматриваемой категории дел являются следующие:

уголовное дело возбуждено по материалам ревизий или иных проверок и обследований деятельности должностных лиц, содержащим сведения о правонарушениях;

уголовное дело возбуждено по заявлениям и жалобам отдельных граждан, сигналам общественности, дополнительным материалам, полученным в порядке, установленном ст. 109 УПК РФ.

Характер и последовательность первоначальных действий в основном определяются характером первоначальной следственной ситуации.

В условиях следственной ситуации первого вида целесообразна такая очередность следственных действий: 1) допрос свидетелей; 2) выемка и осмотр документов; 3) осмотр сырья, товаров, оборудования; 4) ознакомление с функциями, содержанием и особенностями деятельности отдельных должностных лиц, отделов и других подразделений; 5) производство экспертизы (судебно-бухгалтерская, криминалистическая, экономическая, технологическая и т. д.).

В условиях следственной ситуации второго вида комплекс первоначальных следственных действий может быть реализован в такой последовательности: 1) назначение ревизий и иных проверок; 2) допрос свидетелей; 3) выемка и осмотр документов; 4) обыск; 5) знакомство с деятельностью должностных лиц, отделов и других подразделений; 6) осмотр определенных объектов.

Выемка и осмотр документов. Документы по делам о должностных преступлениях являются, как правило, основными источниками доказательств. Поэтому к их осмотру и выемке следует подходить с особым вниманием.

Осмотр документов лучше производить непосредственно в организации или учреждении. Истребование документов от должностных лиц менее эффективно. Оно лишает следователя возможности непосредственно наблюдать место и условия хранения документов, делает возможным их уничтожение или фальсификацию.

Необходимые для расследования документы должны быть немедленно подвергнуты выемке.

Осмотр документов обычно дает возможность установить: 1) круг должностных лиц, отвечающих за конкретный участок работы, на котором было совершено правонарушение или проявились его вредные последствия; 2) круг служебных обязанностей этих лиц; 3) характер и содержание служебных действий, в связи с которыми возбуждено уголовное дело.

При осмотре документов обращают внимание на соблюдение установленной формы, а также на признаки, свидетельствующие о возможных подделках или подлогах. Однако при этом нельзя ограничиваться исключительно внешней стороной, исследованию подвергается и текст документа. Его содержание анализируется, сопоставляется с другими документами, с показаниями свидетелей, иными материалами дела.

Допрос свидетелей. Тактические особенности допроса свидетелей при расследовании преступлений рассматриваемого вида зависят в первую очередь от их должностного положения.

В этом качестве обычно выступают лица, которые так или иначе (по службе или вне ее) связаны с привлекаемым к ответственности должностным лицом или с учреждением, где было совершено преступление. Эта связь может иметь различный характер (официальный, неофициальный и т. д.).

Отношения же могут быть дружескими, близкими либо, наоборот, враждебными, неприязненными.

Одни свидетели, желая по тем или иным причинам избавиться от должностного лица, могут безосновательно оговорить обвиняемого; другие, напротив, желая оставления обвиняемого в прежней должности, либо сами виновные в должностных правонарушениях, могут всячески выгораживать действительно виновного. Конкретные ситуации в каждом деле могут складываться и по-другому, однако следователь в любом случае должен учитывать всевозможные нюансы человеческих взаимоотношений.

Данные обстоятельства требуют, чтобы следователь тщательно готовился к допросу свидетелей, обязательно учитывал особенности личности и занимаемого ими положения.

Не менее важно, чтобы допросы свидетелей-сослуживцев производились как можно быстрее. Оперативность допросов в данном случае будет гарантией достоверности получаемых показаний. В этой связи могут быть полезными одновременные допросы целой группы свидетелей, производимые несколькими следователями по заранее согласованному плану.

Осмотр места происшествия. В ряде случаев к числу неотложных следственных действий может относиться и осмотр места происшествия.

Он производится при наличии материальных последствий, наступивших в результате преступных действий должностных лиц.

Например, вследствие халатности руководителей предприятия могут оказаться испорченными сырье, готовая продукция, быть выведены из строя дорогостоящая техника, оборудование и т. д. Осмотр в этих случаях всегда является действием неотложным.

Обыски. Необходимость в производстве обысков возникает по большинству дел о должностных преступлениях. Они могут осуществляться как по месту работы должностного лица, так и по месту его жительства.

Не исключены также обыски у родственников и близких знакомых, особенно тогда, когда есть основания полагать, что у них хранятся предметы, ценности или документы, могущие иметь значение для расследуемого дела.

К числу документов, подлежащих изъятию при обыске, относятся не только служебные бумаги, но и личная переписка, записные книжки, случайные записки и т. д. Доказательственное значение могут иметь и черновики, по которым составлялись те или иные документы.

Выдвижение версий и планирование расследования. Материал для построения версий дают результаты первоначальных следственных действий. Они бывают различными. В одних случаях уже в начале расследования известны субъект преступления и совершенные им преступные действия.

В этих условиях строятся версии о мотиве преступления, форме вины и т. д. В других случаях, наоборот, известны только вредные последствия должностных правонарушений – факты порчи продукции, гибели скота, неоправданных финансовых затрат и др.

При этих обстоятельствах строятся версии о характере события, виновных лицах, форме вины, мотивах действий (или бездействия) и т. д.

В некоторых случаях, когда первоначальный этап расследования характеризуется малой информативностью о предполагаемом преступлении, прежде всего выдвигаются общие версии, направленные на выяснение главного вопроса расследования: действительно ли имело место должностное преступление, причинившее существенный вред. Затем выдвигаются частные версии, направленные на установление причинной связи между правонарушениями и вредными последствиями, определение формы вины, мотивов противоправного поведения и т. д.

Учитывая, что должностные преступления нередко носят неоднократный характер, выдвигается и проверяется версия о систематической преступной деятельности привлекаемых к ответственности должностных лиц. Важной версией, подлежащей обязательной проверке, является предположение о связи расследуемого должностного преступления с преступными деяниями иного рода (хищения, приписки и т. д.).

Выдвинутые версии служат основой для планирования расследования по делу. План предстоящей работы должен быть максимально детальным, всесторонне продуманным и включающим: 1) организационно-подготовительные мероприятия, обеспечивающие успешное проведение отдельных следственных действий (подбор специалистов, привлечение экспертов, истребование должностных инструкций и т. д.

); 2) тщательное изучение личности обвиняемых; 3) подробное ознакомление с производственной деятельностью и структурой предприятия, цехов, производственных участков, отделов, лабораторий и т. д.

; 4) конкретные формы взаимодействия следователя с оперативными работниками органов дознания; 5) использование научно-технических средств; 6) мероприятия по подготовке и проведению наиболее сложных следственных действий.

Специфическим моментом планирования при расследовании должностных преступлений является составление различных схем, являющихся приложением к плану расследования (схемы преступных связей, взаимоотношений различных организаций, их подразделений и т. д.). Такие схемы помогают образно представить элементы изучаемых явлений, их взаимосвязь и взаимозависимость, более четко и конкретно сформулировать задачи расследования и оптимальные средства их решения.

Дальнейшие следственные действия. Результаты первоначальных следственных действий, выдвинутые версии и продуманный план расследования составляют основу для второго этапа расследования.

На этом этапе существенную роль могут играть судебные экспертизы.

Так, закон требует, чтобы при расследовании должностных преступлений устанавливалось наличие или отсутствие существенного вреда, причиненного государственным или общественным интересам либо интересам граждан.

В этой связи возникает необходимость назначения судебно-бухгалтерских экспертиз.

С их помощью определяются размер ущерба, причиненного преступлением, обоснованность списания товарно-материальных ценностей, соответствие хозяйственных операций правилам бухгалтерского учета и т. д.

Для установления обоснованности принятых должностным лицом решений экономического характера может назначаться судебно-экономическая экспертиза.

Товароведческая экспертиза назначается для определения качества сырья, полуфабрикатов, готовых изделий, процента их порчи и т. д.

; криминалистическая экспертиза – для разрешения сомнений о подлинности документов, а также в других случаях, требующих криминалистических знаний.

При расследовании должностных преступлений важное значение имеют тщательное изучение личности обвиняемых и выяснение индивидуальной роли каждого должностного лица в совершении преступления. Нельзя становиться на позицию объективного вменения.

В каждом конкретном случае необходимо выяснить, имеются ли достаточные основания для того, чтобы расценивать действие или бездействие должностного лица как преступление, совершенное умышленно или по неосторожности. При исследовании субъективной стороны преступления обязательному установлению подлежат его мотивы.

Если же к уголовной ответственности привлекаются несколько лиц, необходимо четко разграничить ответственность между ними.

Поскольку среди должностных преступлений особую трудность для расследования представляет взяточничество, методика расследования данного преступления будет изложена более подробно.

Источник: http://bookzie.com/book_7_glava_159_%C2%A7_2._Osnovnye_polozhenija_met.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть