Различия предварительного следствия и дознания таблица

Отличительные черты предварительного следствия и дознания

Различия предварительного следствия и дознания таблица

Данилов, А. И. Отличительные черты предварительного следствия и дознания / А. И. Данилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 84-86. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65531/ (дата обращения: 18.12.2020).



В данной статье освещен вопрос соотношения предварительного следствия и дознания в уголовном процессе Российской Федерации.

Ключевые слова: предварительное следствие, орган дознания, обвинительное заключение, прокурорский надзор, уголовное преследование, дознание.

Основной формой расследования является предварительное следствие, поскольку она наиболее полно отражает все процессуальные возможности досудебного производства и гарантии прав участников процесса.

Таким образом, расследование большинства уголовных дел осуществляется в форме предварительного следствия и регулируется нормами отдельной главы Уголовно-процессуального кодекса.

В свою очередь, дознание является ускоренной формой расследования.

Разграничение предварительного следствия и дознания идет по нескольким направлениям. Рассмотрим их.

В методе уголовно-процессуального регулирования. Так, согласно ч. 2 ст. 150 УПК производство предварительного следствия является обязательным по всем уголовным делам [1, с. 75].

Это означает, что для остальных случаев, перечисленных в части 3 ст. 150 УПК, можно провести дознание.

В случае необходимости, в том числе на основании письменного поручения прокурора, дознание может быть заменено предварительным следствием.

По субъектам производства.Предварительное следствие по уголовным делам осуществляет следователь. В случае большого объема или сложности уголовного дела, предварительного расследования по ст. 163 УПК может быть поручено нескольким следователям (следственной группе).

По необходимости быстрого выявления и фиксации следов преступления, сразу же после сбора доказательств на первоначальном этапе расследования по делам, по которым предварительное следствие является обязательным, орган дознания также имеет право производить неотложные следственные действия (ч. 1 ст. 157 УПК).

По характеру подследственных дел. Эти различия между дознанием и предварительным следствием порождают еще одну особенность, которая важна при разграничении этих видов предварительного расследования.

Поскольку они проводятся различными органами и их деятельность осуществляется по-разному, они дифференцируются в зависимости от этого. Согласно закону, дознание проводится для тех категорий общественно опасных деяний, которые по своей природе, чаще всего происходят в сфере общественного порядка.

С точки зрения дознания они сравнительно простые, раскрываются быстро, в основном посредством оперативно-розыскных методов, а дела, по которым ведется предварительное следствие, представляют большую общественную опасность, более сложные.

Для того, чтобы раскрыть эти преступления, требуется следственная работа, она всегда предполагают большой объем следственных мероприятий.

В процессуальном статусе лица, подвергающегося уголовному преследованию. В ходе предварительного следствия лицо, в отношении которого уголовное преследование осуществляется, вначале, как правило, остается в статусе подозреваемого, а затем обвиняемого.

В зависимости от характера совершенного преступления и конкретных обстоятельств уголовного дела, привлечение лица в качестве обвиняемого может иметь место на любом этапе предварительного следствия. В ходе дознания, лицо, в отношении которого уголовное преследование имеет место, получает статус обвиняемого только на самом последнем этапе — в момент вынесения ему обвинения.

Таким образом, на протяжении предыдущей процессуальной деятельности дознавателя, этот человек находится в статусе подозреваемого [2, с. 54].

По степени процессуальной самостоятельности. С этой точки зрения уголовно-процессуальное законодательство предоставляет следователям больше самостоятельности, нежели органам дознания.

В прошлом, как известно, по степени процессуальной самостоятельности, органы следствия и дознания практически не отличались друг от друга. Все указания прокурора, без исключения, одинаково обязательны для них. Следователь был не вправе давать указания органам дознания и инструкции по проведению следственных действий.

Практически, он сам не принимал никаких процессуальных решений. Эта ситуация препятствовала инициативе следователей, принижая их роль в борьбе с преступностью.

Кроме того, это мешало эффективной координации деятельности органов дознания, а также не способствовало установлению нормальных, правильных процессуальных отношений между прокурором и следователем [4, с. 27].

Новое уголовно-процессуальное законодательство изменило эту ситуацию. Оно существенно расширило полномочия следователей, повысило процессуальную независимость в отношении прокурора и органов дознания. Усилило ответственность за качество и эффективность предварительного расследования уголовных дел.

Закон предусматривает, что «в ходе предварительного следствия, следователь принимает все решения в направлении следствия и проведения следственных действий самостоятельно, кроме случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, а также несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение”.

Процессуальная самостоятельность следователя выражается также в его праве давать органам дознания указания о проведении следственных и розыскных мероприятий, а также требовать от них содействия при совершении отдельных следственных действий. Органы дознания не вправе давать какие-то поручения или указания следователя [5, с. 229].

В соотношении прокурорского надзора и ведомственного контроля. Прокурорский надзор и ведомственный контроль являются процессуальными механизмами, предусмотренные законом по обеспечению законности дознания и предварительного следствия.

Наряду с судебным контролем, эти формы деятельности прокурора, руководителя следственного органа и начальник органа дознания создают дополнительные правовые гарантии для соблюдения процедуры уголовного дела, качества и эффективности предварительного следствия, защиты прав и свобод участников уголовного судопроизводства [6, с. 66]. Законодатель устанавливает различные полномочия прокурора и правила прокурорского надзора, в отношении дознания и предварительного следствия. Так, полномочия прокурора за дознанием весьма существенны. Надзор прокурора за ходом предварительного следствия уменьшает только определенные полномочия [7, с. 26]. Таким образом, прокурор имеет право рассматривать жалобы на действия (бездействие) или решения следователя, требовать, чтобы органы предварительного следствия устраняли допущенные нарушения федерального законодательства, разрешали споры об их компетенции, принимали решения по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением.

Все эти обстоятельства тесно переплетаются друг с другом и в своей совокупности позволяют четко различать предварительное следствие и дознание, как двух относительно самостоятельных видов расследования уголовных дел.

Но при рассмотрении связи между дознанием и предварительным следствием, задача заключается не только в выявлении отличительных особенностей.

В этой связи процессуальное законодательство намечает ряд важнейших мер, правильное понимание и применение которых является одним из условий для дальнейшего повышения качества предварительного расследования уголовных дел и обеспечения полного раскрытия каждого совершенного преступления.

Литература:

  1. Гаврилов Б. Я. Разграничение компетенции между следствием и дознанием: коллизии закона и ведомственная разобщенность // Уголовное право. — 2006. — № 1. — С. 75.
  2. Янович Е. Ю. Уголовный процесс: курс лекций. — М.: Проспект, 2007. — 91 с.
  3. Смирнов Г. К. Общие условия предварительного расследования: сущность и виды // Вестник Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. — 2009. — № 3. — С. 14.
  4. Клименко И. И. О некоторых проблемах взаимодействия следователей органа дознания // Адвокатская практика. — 2007. — № 1. — С. 27.
  5. Сафоненко Д. Ю. О возможностях дачи следователем отдельных поручений органу дознания // Теоретические и прикладные проблемы предварительного следствия и дознания. — Саратов: СЮИ МВД России, 2009. — С. 299.
  6. Крюков В. Ф. Полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовным делам: современность и перспективы // Журнал российского права. — 2007. — № 10. — С. 66.
  7. Русяев А., А. Кругликов. Роль прокурора в организации, осуществлении и обеспечении законности взаимодействия следователей и органов дознания // Закон и право. — 2004. — № 12. — С. 26.

Основные термины(генерируются автоматически): предварительное следствие, орган дознания, дознание, прокурорский надзор, уголовное преследование, ведомственный контроль, обвинительное заключение, предварительное расследование, процессуальная самостоятельность, уголовно-процессуальное законодательство.

Источник: https://moluch.ru/archive/289/65531/

Дознание в органах внутренних дел

Различия предварительного следствия и дознания таблица

Предварительное расследование — вторая после возбуждения уголовного дела стадия уголовного процесса.

м стадии предварительного расследования является деятельность следователя и дознавателя по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления, и подготовке материалов уголовного дела для судебного разбирательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 150 УПК предварительное расследование может осуществляться в двух формах — предварительное следствие или дознание.

Между этими смежными формами предварительного расследования закон устанавливает определенное соотношение черт сходства и различия.

Сходство двух форм расследования проявляется:

  1. в единстве основных задач (раскрытие преступления и изобличение лиц, совершивших его);
  2. в равной обязанности возбуждения уголовного дела и расследования его обстоятельств в случаях обнаружения признаков преступления;
  3. в схожести основных процессуальных полномочий и обязанностей каждого из органов расследования;
  4. в единстве правовой основы их деятельности;
  5. в соблюдении единой процессуальной формы при производстве следственных и иных процессуальных действий.

Достаточно существенны различия между предварительным следствием и дознанием, состоящие:

  1. в производстве каждой из этих форм расследования разными органами (ст. 38, 40 УПК);
  2. в различных сроках ведения следствия и дознания (ст. 162. 223 УПК);
  3. в разграничении круга уголовных дел, образующих подследственность органов расследования (ст. 150. 151 УПК);
  4. в несколько большей процессуальной самостоятельности следователя, по сравнению с дознавателем;
  5. в более упрощенной процедуре дознания по сравнению с предварительным следствием;
  6. в наименовании, а частично и в содержании итогового процессуального акта в случаях принятия решения о дальнейшем направлении уголовного дела для его рассмотрения в суд.

Предварительное следствие производится процессуально самостоятельным должностным лицом — следователем. Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, исчерпывающий перечень которых приводится в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК.

Под дознанием в уголовном процессе понимается форма предварительного расследования по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно.

Дознание, как и предварительное следствие, призвано решать задачи уголовного судопроизводства и носит процессуальный характер, т.е.

порядок его производства регламентируется уголовно-процессуальным законом, что придает доказательственное значение фактическим данным, получаемым в ходе дознания.

По делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, дознаватель возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами, установленными УПК РФ для предварительного следствия, принимает все предусмотренные законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. При этом дознаватель уполномочен производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, свойственные следователю.

Должностные лица, имеющие право осуществлять производство дознания.

Дознание производится:

  1. дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК, за исключением уголовных дел, указанных в п. 306 ч. 3 ст. 151 УПК;
  2. дознавателями пограничных органов ФСБ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 253 (нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе), ст. 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами ФСБ), ч. 1 ст. 322 (незаконное пересечение Государственной границы РФ), ч. 1 ст. 323 (противоправное изменение Государственной границы РФ) и ч. I ст. 188 (в части, касающейся контрабанды, задержанной пограничными органами ФСБ в отсутствие таможенных органов РФ) УК РФ;
  3. дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 157 (уклонение от уплаты алиментов), ч. 1 ст. 294 (воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования), ст. 297 (неуважение к суду), ч. 1 ст. 311 (разглашение сведений о мерах безопасности, примененных в отношении судьи и участников уголовного процесса), ст. 312 (незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации) и ст. 315 (неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта) УК РФ;
  4. дознавателями таможенных органов РФ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 (контрабанда) и ст. 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица) УК РФ;
  5. дознавателями органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 168 (уничтожение или повреждение имущества по неосторожности), ч. 1 ст. 219 (нарушение правил пожарной безопасности), ч. 1 ст. 261 (уничтожение или повреждение лесов в результате неосторожного обращения с огнем) УК РФ;
  6. следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК;
  7. дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.2. ч. 1 ст. 230, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 232, ст. 233 и ч. 1 и 4 ст. 234 УПК.

Кроме того, по письменному указанию прокурора дознавателям могут быть переданы для производства дознания уголовные дела об иных преступлениях небольшой и средней тяжести, подследственные органам предварительного следствия.

Уголовные дела о преступлениях, подследственных дознавателям, по письменному указанию прокурора могут быть переданы для производства предварительного следствия (ч. 4 ст. 150 УПК).

Полномочия по производству дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания, его заместителем или начальником подразделения дознания (п. 1 ч. 1 ст. 40.1, ч. 1 ст. 41 УПК).

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст.

41 УПК не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Расследование в форме дознания имеет свои особенности.

Так, дознаватели не вправе расследовать преступления, совершенные военнослужащими и лицами, которые отнесены к особой категории лиц (раздел 17 УПК РФ).

Производство дознания в отношении судей, прокуроров, следователей и иных лиц, обладающих должностными иммунитетами, перечисленных в ст. 447 УПК, п. «в» ч. 1 ст.

151 УПК, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении этих лиц в связи с их профессиональной деятельностью, находится в компетенции следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ (п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК).

Производство о применении принудительных мер медицинского характера.

Данное производство осуществляется в отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение.

По таким уголовным делам законодатель предусматривает обязательное производство предварительного следствия. Из смысла закона видно, что одно обстоятельство того, что лицо состоит на учете у психиатра, не является основанием для передачи уголовного дела в следственный орган.

Только после проведения судебно-психиатрической экспертизы, когда заключением будет установлена невменяемость лица, совершившего деяние, дознавателем принимается решение о направлении уголовного дела по подследственности в органы предварительного следствия.

При этом дознаватель выносит мотивированное постановление о передаче уголовного дела и направляет постановление с уголовным делом прокурору. Дознаватель при этом уведомляет всех заинтересованных лиц о принятом решении. Прокурор передает уголовное дело руководителю следственного органа для организации и производства предварительного следствия по уголовному делу.

Сроки дознания. Срок дознания — 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором еще до 30 суток (ч. 2 ст. 223 УПК). В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный ч.

3 ст. 223 УПК, может быть продлен прокурорами района, города и их заместителями до 6 месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном ст. 453 УПК, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ до 12 месяцев.

Уведомление о подозрении в совершении преступления.

Федеральным законом от 6 июня 2007 г.

№ 90-ФЗ были внесены изменения в порядок дознания: уголовные дела могут быть расследованы в форме дознания не только в том случае, когда известно лицо, его совершившее, но также тогда, когда оно не установлено.

В связи с этим в уголовно-процессуальном законодательстве было установлено совершенно новое процессуальное действие — уведомление о подозрении в совершении преступления, предусмотренное ст. 223.1 УПК:

«1.

В случае, если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому и разъясняет ему права подозреваемого, предусмотренные статьей 46 УПК, о чем составляется протокол с отметкой о вручении копии уведомления. В течение 3 суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения».

В уведомлении о подозрении в совершении преступления должны быть указаны:

  1. дата и место его составления;
  2. фамилия, инициалы лица, его составившего;
  3. фамилия, имя и отчество подозреваемого, число, месяц, год и место его рождения;
  4. описание преступления с указанием места, времени его совершения, а также других обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии с п. 1 и 4 ч. 1 ст. 73 УПК;
  5. пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за данное преступление.

При наличии данных, дающих основание подозревать лицо в совершении нескольких преступлений, предусмотренных разными пунктами, частями, статьями УК РФ, в уведомлении о подозрении в совершении преступления должно быть указано, в совершении каких деяний данное лицо подозревается по каждой из этих норм уголовного закона. При установлении по одному уголовному делу нескольких подозреваемых уведомление о подозрении в совершении преступления вручается каждому из них. Копия уведомления о подозрении лица в совершении преступления направляется прокурору.

Таким образом, уведомление о подозрении в совершении преступления представляет собой одно из важнейших решений дознавателя в уголовном судопроизводстве, прямо и непосредственно затрагивающих права и интересы граждан.

Обвинительный акт. Одним из видов окончания дознания является окончание дознания составлением обвинительного акта.

Обвинительный акт фактически является формой предъявления обвинения, с этого момента лицо приобретает статус обвиняемого.

Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником органа дознания или его заместителем. Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору (ч. 4 ст. 225 УПК).

Также при производстве дознания имеются особенности при составлении обвинительного акта при избрании меры пресечения в виде содержания под стражей; при привлечении лица в качестве обвиняемого и при производстве отдельных следственных и процессуальных действий.

Существование двух сходных, но в то же время самостоятельных форм предварительного расследования оправдано потребностями правоприменительной практики.

Источник: https://isfic.info/doznanie/foat11.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть