Регулирование банкротства финансовых организаций

Содержание

Банкротство финансовых организаций – что нужно знать

Регулирование банкротства финансовых организаций

Определение финансовой организации указано в законе «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Под данным термином подразумеваются юридические лица, которые осуществляют банковские, страховые услуги, а также услуги на рынке ценных бумаг.

Признание финансовой несостоятельности таких организаций осуществляется в соответствии с особенностями банкротства юридических лиц, но с некоторыми поправками.

Основы законодательства

Особенности банкротства финансовых организаций не регламентируются специальным законом, поэтому основным нормативно-правовым актом выступает закон «О несостоятельности» от 2002 года.

Согласно данному закону, к категории финансовых организаций относятся:

  1. кредитные организации;
  2. страховые компании;
  3. профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Также актуальными являются некоторые положения Федерального закона № 40 «О банкротстве кредитных организаций». Дополнением к данному нормативно-правовому акту служит Информационное Письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 74 от 2003 года.

Главные отличия процедуры

Если сравнивать процесс признания финансовой несостоятельности данной категории организаций и других юридических лиц, то различия заключаются в последствиях, которые процедура влечет за собой.

Когда банкротится финансовая организация, ущерб обычно наносится многим кредиторам, среди которых преимущественная часть – это клиенты компаний. Данный фактор должен приниматься во внимание.

Подать заявление с прошением признать юрлицо банкротом можно, если долг превышает 300 тысяч рублей, а срок действия последнего платежа по нему более 3 месяцев. В случае с финансовыми организациями вводятся дополнительные требования, без которых ходатайство не будет рассмотрено. К ним относятся:

  1. Общая задолженность перед кредиторами должна составлять 1000 МРОТ (минимальный размер оплаты труда). С 1 июля 2016 года он составляет 7 500 рублей. Поэтому для того чтобы финансовую организацию признали банкротом ее общий долг должен превышать 7,5 миллиона рублей.
  2. Стоимость имущества компании превышает размер долга перед кредиторами. Оценку имущества проводят представители Центробанка.

Стадии банкротства

Несостоятельность финансовых организаций признается в два этапа:

  • наблюдение;
  • конкурсное производство.

В случае с остальными юридическими лицами возможны дополнительные стадии, такие как финансовое оздоровление и внешнее управление, но к финансовым организациям они не применяются, поскольку главная цель – реализовать имущество и удовлетворить требования кредиторов, а не восстанавливать платежеспособность компании.

Стадия наблюдения по большей части имеет формальный характер, поэтому она не влияет на сам процесс (в большинстве случаев она может даже отсутствовать). Ключевым этапом становится конкурсное производство, подразумевающее составление конкурсной массы (перечня имущества, подлежащего изъятию), и последующую его продажу.

Если речь идет о признании несостоятельности участников рынка ценных бумаг, то некоторое имущество не может изыматься, согласно действующему законодательству. К нему относятся ценные бумаги и денежные средства, находящиеся в специальных фондах или на специальном брокерском счете.

Затягивание процесса

Банкротство финансовой организации может намерено затягиваться. Когда подано заявление с прошением признать компанию банкротом, после отзыва у нее лицензии, третьи лица, не заинтересованные в деле, обращаются в суд с иском о незаконности отзыва лицензии.

В большинстве случаев суд прекращает производство по делу о банкротстве на момент рассмотрения дела, и за это время представители компании-должника незаконными способами выводят часть активов.

Права и обязанности арбитражного управляющего

Для рассмотрения дела о несостоятельности финансовых организаций назначается конкурсный управляющий, в обязанности которого входит:

  1. установить законность действий руководства или основателей юридического лица;
  2. сформировать конкурсную массу;
  3. организовать и провести торги, на которых будет реализовано
    имущество должника;
  4. средства, вырученные от продажи имущества, направить на удовлетворение требований кредиторов, согласно установленной законом очередности.

К правам конкурсных управляющих относятся:

  1. возможность оспорить сделки, совершенные за три года до начала производства по делу, если они совершены с нарушением законодательства;
  2. привлечение основателей или руководителей компании к субсидиарной ответственности, если доказана их вина в ухудшении финансового состояния компании.

Очередность выплат

Банкротство финансовых организаций заканчивается конкурсным производством, и после реализации вырученного имущества выплаты кредиторам проводятся в определенной законом очередности.

В первую очередь покрывается задолженность по самому процессу – госпошлина, вознаграждение арбитражному управляющему и другие расходы. Вторая очередь – это, непосредственно, клиенты компании, услугами которой они пользовались. Третья очередь – это граждане, чьей жизни или здоровью причинен вред вследствие деятельности финансовой организации.

Что делать клиентам

Банкротство финансовых организаций, если говорить кратко, в любом случае какой-то ущерб клиенту наносит, но если вовремя принять правильные меры, его можно свести к минимуму.

Если в отношении компании, клиентом которой вы являетесь, начата процедура банкротства, об этом обязательно будет указано в газете «Коммерсантъ» или на официальном сайте издания.

Необходимо сразу подавать заявление о включении вас в реестр кредиторов. Если прошение будет принято на протяжении месяца с момента начала производства, вы будете включены в первую очередь кредиторов, и, следовательно, шансов вернуть денежные средства будет намного больше.

Заявление отправляется в двух экземплярах, в арбитражный суд и конкурсному управляющему, с приложением доказательств наличия финансовых обязательств перед вами со стороны компании. Если прошение удовлетворено, вам должны направить уведомление об этом.

В случае возникновения каких-либо вопросов, рекомендуется решать их не при помощи советов на просторах всемирной паутины, а, пользуясь поддержкой квалифицированных юристов.

Источник: https://bankrothelp.ru/kredit-org/bankrotstvo-finansovykh-organizaciy.html

Чем регулируется процедура банкротства в России

Регулирование банкротства финансовых организаций

Процедура несостоятельности (банкротства) в России регулируется федеральным законом №127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)». Данный документ регулирует правовой статус участников, особенности проведения процедуры, условия признания должника банкротом и другие положения неплатежеспособности.

Основные понятия банкротства

Банкротство представляет собой особый правовой статус юридического лица или гражданина, который не может выполнить взятые на себя обязательства и рассчитаться с долгами.

Несостоятельность не является гарантией избавления от долга, но представляет собой возможность погасить задолженность и получить перерыв от нависших обязательств. При наличии имущества, достаточного для расчета со взыскателями, процесс выплат будет продолжаться до полного закрытия долга.

Процедура банкротства в России начинается с подачи заявления о банкротстве в арбитражный суд. Правом инициирования производства наделены как кредиторы, так и должник.

Основные виды банкротства включают:

  • реальное: нехватка капитала для ведения нормального бизнеса, а также невозможность вернуть платежеспособность самостоятельно;
  • условное: компания имеет больше активов, чем пассивов (излишки продукции);
  • фиктивное: объявление неплатежеспособности компании или физического лица с целью обмана кредиторов (данное деяние является уголовно наказуемым);
  • преднамеренное: деятельность или бездействие руководителей с целью наживы или удовлетворения неправомерных интересов третьих лиц.

Арбитражный суд оценивает всю документацию, сделки и другие правовые документы, чтобы определить о каком виде банкротства идет речь и вынести справедливое решение.

Этапы процедуры банкротства, применяемые в России

Чтобы обеспечить все права и гарантии, предусмотренные действующим законодательством, судебное производство разделено на несколько этапов. Каждая стадия процесса может быть закончена мировым соглашением, а сами процедуры проводятся в течение 9-10 месяцев.

Также закон позволяет провести упрощенную процедуру банкротства, если для этого имеются все основания: руководство изначально приняло решение о ликвидации компании, а остальные этапы просто не имеют смысла.

Данная стадия может быть применена только после всех возможных оздоровительных процедур.

Читайте так же:  Финансовый анализ в деле о банкротстве

Процедуры банкротства, применяемые в России, делятся на такие этапы:

  • Наблюдение: анализ имеющегося имущества для обеспечения его сохранности. Такая процедура предусматривает старое руководство, однако ограничивает некоторые сделки.
  • Финансовое оздоровление: восстановление платежеспособности компании и возможность рассчитаться с имеющейся задолженностью.
  • Внешнее управление: компанией руководит временный управляющий, который назначается арбитражным судом. Такая стадия останавливает исполнительное производство и вводит мораторий на удовлетворения требований кредиторов.
  • Конкурсное производство: ликвидирует организацию и подразумевает реализацию имущества должника. Является крайней мерой и позволяет сократить время на судебное производство. Также распространяется на физические лица и их имущество.

Каждая из процедур, применяемая в деле о несостоятельности, имеет свои преимущества и позволяет разрешить сложную финансовую ситуацию.

Наблюдение и мировое соглашение

Процедура банкротства физического лица в России или неплатежеспособности компании подразумевает первым этапом наблюдение. Временный управляющий, который назначен арбитражным судом, анализирует документацию, договоры, сделки, а также приостанавливает дела, связанные со штрафными санкциями.

Также на данном этапе снимается арест на имущество и принимаются все важные решения по вопросам работы компании на собрании кредиторов.

Этот этап позволяет в полной мере провести анализ финансового состояния организации и принять эффективное решение, касательно восстановления платежеспособности и целесообразности принимать крайние меры в виде ликвидации юридического лица.

Мировое соглашение, как процедура позволяет решить вопрос задолженности, грамотно распределить выплаты и по обоюдному согласию оформить график погашения обязательных платежей.

Финансовое оздоровление и внешнее управление

Чтобы исключить ликвидацию юридического лица, а также вернуть возможность компании рассчитываться с обязательствами и вести деятельность, предусмотрена процедура финансового оздоровления и внешнего управления. Длительность такого периода составляет от 12 месяцев до 2-х лет. На период финансового оздоровления прекращаются:

  • штрафные санкции, применяемые за просрочки, включая пеню;
  • аресты на имущество компании предприятия;
  • выплата дивидендов по ценным бумагам.

Читайте так же:  Полномочия конкурсного управляющего при банкротстве

Внешнее управление позволяет отстранить руководство от выполнения своих обязанностей и назначить на эту должность более компетентное лицо, способное помочь решить финансовые трудности — внешнего управляющего.

Конкурсное производство — финальная стадия судебных тяжб

Процедура банкротства физического лица в России имеет этап, который подразумевает реализацию активов компании и прекращение деятельности. Имущество продается на свободных торгах, а купить его могут все желающие, подавшие заявку.

Согласно закону о банкротстве, денежные средства, полученные в результате таких аукционов, направлены на погашение долга и уплату судебных издержек. Лицо, которое проводит организацию торгов и всех необходимых процедур, называют конкурсным управляющим.

Конкурсные кредиторы получают выплаты по своим взысканиям в порядке очереди, прописанной в действующем законодательстве.

Такой этап происходит чаще всего на онлайн-платформах, на которых участникам нужно пройти регистрацию и получить специальную электронно-цифровую подпись.

Правовое регулирование неплатежеспособности

Чтобы получить полную консультацию по вопросам толкования норм закона, узнать особенности применения отдельных пунктов, а также полностью разобраться со своим правовым статусом (должника/кредитора/третьего лица), можно обратиться в юридическую компанию. Квалифицированные специалисты помогут ответить на все вопросы, составить заявление в арбитражный суд, а также получить сопровождение на всех стадиях судебного рассмотрения. Процедура несостоятельности банкротства в России регулируется:

  • Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • Гражданским кодексом РФ от 30.11.1994 №51-ФЗ;

Источник: https://bankroty.su/chem-reguliruetsya-proczedura-bankrotstva-v-rossii/

69. Регулирование банкротства финансовых организаций. Особенности банкротства финансовых организаций / БАНКРОТ.ONE

Регулирование банкротства финансовых организаций

Со свежими изменениями: 11 месяцев назад

1. Настоящий параграф определяет особенности несостоятельности (банкротства) финансовых организаций.

2. Для целей настоящего Федерального закона под финансовыми организациями понимаются:

1) кредитные организации;

2) страховые организации;

3) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

4) негосударственные пенсионные фонды;

5) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

6) клиринговые организации;

7) организаторы торговли;

8) кредитные потребительские кооперативы (далее – кредитные кооперативы);

9) микрофинансовые организации.

К отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, положения настоящего параграфа не применяются.Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, регулируются параграфом 4.1 настоящего Федерального закона.

4. Контрольные функции, предусмотренные настоящим параграфом, в отношении финансовых организаций осуществляются Банком России (далее – контрольный орган).

5. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, Агентство исполняет полномочия ликвидатора финансовых организаций, а также конкурсного управляющего при несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций.

Статья 183.1. Меры по предупреждению банкротства финансовой организации

1. Мерами по предупреждению банкротства финансовой организации являются:

1) оказание финансовой помощи финансовой организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;

2) изменение структуры активов и структуры пассивов финансовой организации;

3) увеличение размера уставного капитала финансовой организации и величины ее средств (капитала);

4) реорганизация финансовой организации;

5) иные не запрещенные законодательством Российской Федерации меры.

2. В случае возникновения оснований для применения мер по предупреждению банкротства финансовой организации она обязана утвердить и направить в контрольный орган план восстановления ее платежеспособности в порядке, установленном статьей 183.2 настоящего Федерального закона.

3.

План восстановления платежеспособности финансовой организации должен содержать анализ финансового состояния финансовой организации, а также перечень мер по предупреждению ее банкротства и сроки их применения, которые не могут превышать шесть месяцев с даты возникновения оснований для применения таких мер. К плану восстановления платежеспособности финансовой организации должны быть приложены документы, подтверждающие реальность исполнения предусмотренных планом восстановления платежеспособности финансовой организации мер по предупреждению банкротства.

4. Контроль за исполнением плана восстановления платежеспособности финансовой организации осуществляется контрольным органом. Требования к плану восстановления платежеспособности финансовой организации и порядок осуществления контроля за его исполнением устанавливаются контрольным органом.

Статья 183.2. Основания для применения мер по предупреждению банкротства финансовой организации

1. Основаниями для применения мер по предупреждению банкротства финансовой организации являются:

1) неоднократный отказ в течение месяца в удовлетворении требований кредиторов по денежным обязательствам. При этом под таким отказом понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение требований кредиторов по денежным обязательствам в течение десяти рабочих дней со дня возникновения обязанности удовлетворения таких требований, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

2) неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в срок свыше десяти рабочих дней со дня наступления даты ее исполнения;

3) недостаточность денежных средств для своевременного исполнения денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, если срок исполнения таких обязательств и (или) обязанности наступил.

2. В случае возникновения оснований, указанных в пункте 1 настоящей статьи, финансовая организация в течение пятнадцати дней с даты их возникновения обязана направить в контрольный орган уведомление об этом с приложением плана восстановления ее платежеспособности, если при этом отсутствуют признаки банкротства финансовой организации.

3.

В течение тридцати рабочих дней с даты получения плана восстановления платежеспособности финансовой организации по результатам его анализа контрольный орган принимает решение о назначении временной администрации финансовой организации или о нецелесообразности такого назначения.4. По результатам анализа плана восстановления платежеспособности финансовой организации контрольный орган в установленных им случаях принимает решение о проведении выездной проверки деятельности финансовой организации, проводимой в порядке, установленном контрольным органом.

Выездная проверка деятельности финансовой организации должна быть проведена в пределах срока, указанного в пункте 3 настоящей статьи.

5. В случае выявления признаков банкротства финансовой организации по результатам анализа плана восстановления ее платежеспособности или по итогам выездной проверки деятельности финансовой организации (в случае ее проведения) контрольный орган подает заявление о признании финансовой организации банкротом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Источник: https://support.bankrot.one/ru/knowledge-bases/2/articles/299-69-regulirovanie-bankrotstva-finansovyih-organizatsij-osobennosti-bankrotstva-finansovyih

Банкротство финансовых организаций: понятие несостоятельности, особенности и порядок процедуры

Регулирование банкротства финансовых организаций

Под финансовой организацией понимаются юридические лица, которые осуществляют банковские и страховые услуги, а также определенные услуги на рынке ценных бумаг. Признание финансовой несостоятельности компании осуществляется по признакам банкротства юрлиц, но с некоторыми особенностями.

Что такое финансовая организация

Банкротство финансовых организаций происходит на основании параграфа 4 127-ФЗ «О несостоятельности…» от 2002 года. На основании ст. 180 127-ФЗ к финансовым организациям относят:

  1. Кредитные организации.
  2. Страховые компании.
  3. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
  4. НПФ.
  5. УК ПИФов и НПФ.
  6. Клиринговые компании.
  7. Организаторы торговли.
  8. Кредитные кооперативы.
  9. Микрофинансовые организации.

Помимо 127-ФЗ «О несостоятельности», при банкротстве юрлица нужно учесть информационное письмо Президиума ВАС №74 от 2003 года.

Отличия при банкротстве финансовых организаций состоят в высокой социальной значимости и особых социальных последствиях такого банкротства, ведь имущественный ущерб наносится широкому кругу граждан и юридических лиц. Поэтому при банкротстве таких организаций важное значение уделяется реабилитационным мероприятиям.

В рамках законодательства о банкротстве разделяются процессы признании финансовой несостоятельности финансовой и кредитной организаций. Отношения, связанные с признанием несостоятельности кредитного учреждения, регулируются положениями параграфа 4.1 127-ФЗ.

Контролирует работу финансовых организаций в России Центробанк. Особенностью банкротства финансовых организаций является то, что конкурсным управляющим при несостоятельности и ликвидатором финансовых организаций выступает Агентство по страхованию вкладов (АСВ).

Признаки и критерии банкротства

Признаки банкротства финансовой организации перечислены в ст. 183.16 127-ФЗ. Финансовая организация считается не способной погасить требования кредиторов, требования по выплате выходных пособий и требования работников по трудовому договору, а также оплатить обязательные платежи в следующих случаях:

  1. Сумма требований в совокупности составляет не менее 100 тыс. р., и эти требования не были исполнены в течение 14 дней.
  2. Независимо от размера требований кредиторов обязательства подтверждены решением суда или судебным актом.
  3. Стоимость имущества финансовой организации недостаточна для погашения денежных требований.
  4. Платежеспособность организации не удалось восстановить в период действия временной администрации.

При наличии хотя бы одного признака банкротства заявление может быть принято к рассмотрению арбитражным судом.

Особенности и порядок банкротной процедуры

Банкротство финансовой организации состоит из определенных этапов.

Подготовительный этап

В соответствии со ст. 183.1 127-ФЗ важное значение придается принятию мер по предупреждению банкротства финансовой организации. В качестве таких мер могут выступать:

  1. Оказание финансовой поддержки и помощи организации со стороны ее учредителей.
  2. Изменение действующей структуры активов и пассивов. Такой пересмотр активов финансовой организации может предполагать приведение структуры активов в соответствие со сроками обязательств для обеспечения их своевременного исполнения. Либо руководство может предложить сокращение расходов финансовой организации, продажу и передачу ее активов, внедрение прочих мер по изменению действующей структуры активов. Изменение пассивов организации может предполагать увеличение собственных средств капитала, размера веса текущих и краткосрочных обязательств, а также увеличение веса среднесрочных и долгосрочных обязательств.
  3. Внесение дополнительных средств в уставной капитал и пересмотр величины ее собственных средств.
  4. Реорганизация финансовой организации. Эта мера может предполагать уменьшение численности работников (сокращение персонала) или изменение структуры (путем прекращения деятельности структурных подразделений), филиала, представительства и иного подразделения.
  5. Прочие меры, не запрещенные законодательством.

При возникновении оснований для применения мер по предупреждению банкротства на уровне руководства и собственников организации принимается соответствующее решение. Организация должна представить в Центробанк план по восстановлению платежеспособности.

План разрабатывается на период до 6 месяцев. План должен содержать анализ финансового состояния организации и перечень конкретных мер по предупреждению банкротства с указанием сроков. К плану по восстановлению должны быть приложены документы, которые служат подтверждением его реальности. Контролировать исполнение плана обязан Центробанк.

Меры по предупреждению банкротства вводятся в финансовой организации при неоднократном отказе погасить требования кредиторов в части денежных обязательств, по уплате обязательных платежей. Сроки неисполнения таких обязательств должны составлять не менее 10 дней.

При наличии таких обстоятельств финансовая организация обязана направить план восстановления платежеспособности в Центробанк в течение 15 дней. Центробанк обязан принять решение о назначении временной администрации по результатам рассмотрения плана либо о том, что это нецелесообразно.

Центробанк также вправе принять решение о необходимости проведения выездной проверки.

Если по результатам анализа плана восстановления или в результате выездной проверки финансовой организации были обнаружены признаки банкротства, то контрольный орган должен подать заявление о признании ее банкротом.

Введение временной администрации

Временная администрация в компании вводится при выявлении признаков банкротства, а также в случае, если финансовая организация ненадлежащим образом исполняет план по восстановлению платежеспособности.

Решение о введении в финансовой организации временной администрации в обязательном порядке публикуется в сети интернет.

Временная администрация вводится в двух целях: найти способы восстановления платежеспособности и сохранить имущество организации. Для этого она принимает различные меры по предупреждению банкротства и устранению основания для приостановки лицензии.

Структуру и состав временной администрации утверждает Центробанк. Руководитель администрации должен утвердить арбитражного управляющего. В его обязанности входит также подписание договора страхования ответственности на случай причинения убытков.

К лицам, которые входят в состав временной администрации, предъявляются определенные требования. В частности, они не должны иметь неснятую и непогашенную судимость; в их отношении не должно быть неистекших сроков дисквалификации; они не должны быть заинтересованным лицом.

Расходы на работу временной администрации возлагаются на финансовую организацию.

Функционал временной администрации опирается на положения ст.183.7 127-ФЗ. Так, она вправе:

  1. Давать обязательные для исполнения распоряжения работникам.
  2. Обращаться в суд от имени финансовой организации о признании некоторых сделок недействительными.
  3. Принимать участие в общих собраниях учредителей.

Временная администрация должна контролировать, насколько добросовестно финансовая организация исполняет план финансового оздоровления, при необходимости она может обращаться в контрольный орган с ходатайством об отзыве лицензии.

Пока в организации будет действовать временная администрация, полномочия исполнительных органов приостанавливаются.

Срок действия временной администрации составляет не более 6 месяцев. Допускается продление сроков работы временной администрации еще на 6 месяцев. Общая продолжительность ее работы составляет не более 18 месяцев.

Если в период работы временной администрации было возбуждено дело о банкротстве, временная администрация осуществляет свои полномочия вплоть до утверждения судом конкурсного управляющего.

В случае если временная администрация исполняет обязанности ликвидационной, то она работает до завершения ликвидации.
Временная администрация должна провести анализ финансового состояния и не позднее, чем через 45 дней после назначения, обязана сделать заключение. Такое заключение должно содержать указание на причины возникновения оснований для принятия мер по предупреждению банкротства, а также выводы, возможно ли восстановить платежеспособность. Если такая возможность присутствует, то администрация должна представить план по восстановлению платежеспособности в течение 12 дней.

В противном случае, временная администрация должна передать в Центробанк информацию о целесообразности подачи заявления о банкротстве. На основании такого представления Центробанк может прийти к выводу о целесообразности обращения в суд с заявлением о банкротстве.

По завершении деятельности временной администрации (при истечении сроков ее работы или досрочно — при отстранении от работы руководителя) она должна представить в Центробанк отчет о своей работе. На подготовку отчетности администрации отводится до 10 дней. Сообщение о прекращении работы временной администрации должно публиковаться в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ).

Введение этапа конкурсного производства

Особенность банкротства финансовой организации состоит в том, что данная процедура не предполагает такие этапы, как финансовое оздоровление и внешнее управление. При возбуждении дела о банкротстве стороны сразу переходят к этапу конкурсного производства (по ст. 183.17 127-ФЗ).

С учетом того, что в финансовом учреждении предварительно работала временная администрация, то этап наблюдения лишен смысла и не применяется. Он может быть введен только при отсутствии этапа работы временной администрации.

Смысл такого подхода состоит в следующем: если предупредительные мероприятия по стороны Центробанка не принесли положительного эффекта, то такие этапы, как финансовое оздоровление, внешнее наблюдение и мировое соглашение, не смогут улучшить платежеспособность.

Помимо кредиторов и других участников, в деле о банкротстве могут принимать участие:

  1. Центробанк.
  2. СРО финансовых организаций, куда входит потенциальный банкрот.

На основании ст. 185.25 127-ФЗ регламентируются особые требования к арбитражному управляющему в деле о банкротстве. Ему необходимо сдать дополнительный экзамен по особой программе, разработанной для финансовых организаций, утвержденной Центробанком.

К полномочиям арбитражного управляющего относят формирование конкурсной массы и продажа имущества должника в целях погашения требований кредиторов. Очередность погашений требований регламентирована ст. 60 127-ФЗ.

На рассмотрение дела о банкротстве арбитражному суду дается 7 месяцев.

Если заявление о признании учреждения банкротом было передано временной администрацией, то судебное разбирательство ограничивается 4-месячным сроком.

Если в отношении финансовой организации была введена процедура наблюдения или конкурсного производства, то арбитражный управляющий должен уведомить об этом участников процесса в течение 10 дней с даты ее объявления.

Этап конкурсного производства для финансовой организации включает такие этапы, как анализ финансового состояния, внедрение мер по обеспечению сохранности имущества, формирование и ведение реестра кредиторов, проведение первого собрания кредиторов, проведение торгов и погашение задолженности перед кредиторами.

Таким образом, деятельность финансовой организации обладает высоким социально-экономическим значением.

При ее банкротстве кредиторы могут понести существенные убытки, поэтому законодательно процедура несостоятельности финансовых организаций регулируется в отдельной главе.

 Признание несостоятельности финансовых организаций имеет некоторые особенности: оно ограничивается единственной процедурой – конкурсного производства. Другие процедуры не применяются. Участником процедуры банкротства становится Центробанк.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/finansovykh-organizatsiy.html

Особенности банкротства финансовых организаций

Регулирование банкротства финансовых организаций

Общие положения, а также особенности несостоятельности (банкротства) финансовых организаций определяются параграфом 4 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.

Под финансовыми организациями понимаются ст. 180 ФЗ):

  1. кредитные организации;
  2. страховые организации;
  3. профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  4. негосударственные пенсионные фонды;
  5. управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  6. клиринговые организации;
  7. организаторы торговли;
  8. кредитные потребительские кооперативы (далее – кредитные кооперативы);
  9. микрофинансовые организации.

Примечание о несостоятельностьи (банкротстве) кредитных организаций

К отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, применяются положения параграфа 4.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.

Контрольные функции, предусмотренные параграфом 4 “Банкротство финансовых организаций” Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, в отношении финансовых организаций осуществляются Банком России (далее – контрольный орган).

Государственная корпорация “Агентство по страхованию вкладов” исполняет полномочия

  1. ликвидатора финансовых организаций, а также
  2. конкурсного управляющего при несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций.

Признаки банкротства финансовой организации (ст. 183.16 ФЗ):

  1. сумма требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам в совокупности составляет не менее чем 100 000 рублей и эти требования не исполнены в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения;
  2. не исполненное в течение 14 дней с даты вступления в законную силу решение суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с финансовой организации денежных средств независимо от размера суммы требований кредиторов;
  3. стоимость имущества (активов) финансовой организации недостаточна для исполнения денежных обязательств финансовой организации перед ее кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей;
  4. платежеспособность финансовой организации не была восстановлена в период деятельности временной администрации.

Процедуры, применяемые в деле о банкротстве финансовой организации (ст. 183.17):

  • При рассмотрении дела о банкротстве финансовой организации  финансовое оздоровление и внешнее управление не применяются.
  • В случае возбуждения дела о банкротстве финансовой организации по заявлению временной администрации в связи с установленной временной администрацией невозможностью восстановления платежеспособности финансовой организации предусмотренное настоящим Федеральным законом наблюдение не применяется.

Меры по предупреждению банкротства финансовой организации

Меры по предупреждению банкротства финансовой организации (ст. 183.1):

  1. оказание финансовой помощи финансовой организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;
  2. изменение структуры активов и структуры пассивов финансовой организации;
  3. увеличение размера уставного капитала финансовой организации и величины ее средств (капитала);
  4. реорганизация финансовой организации;
  5. иные не запрещенные законодательством РФ меры.

Основания для применения мер по предупреждению банкротства финансовой организации:

  1. неоднократный отказ в течение месяца в удовлетворении требований кредиторов по денежным обязательствам;
  2. неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в срок свыше 10 рабочих дней со дня наступления даты ее исполнения;
  3. недостаточность денежных средств для своевременного исполнения денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, если срок исполнения таких обязательств и (или) обязанности наступил.

В случае возникновения данных оснований финансовая организация в течение 15 дней с даты их возникновения обязана направить в контрольный орган уведомление об этом с приложением плана восстановления ее платежеспособности, если при этом отсутствуют признаки банкротства финансовой организации.

В течение 30 рабочих дней с даты получения плана восстановления платежеспособности финансовой организации по результатам его анализа контрольный орган принимает решение о назначении временной администрации финансовой организации или о нецелесообразности такого назначения, а в случае выявления признаков банкротства – подает заявление о признании финансовой организации банкротом.

Под временной администрацией финансовой организации понимается специальный временный орган управления финансовой организации, назначенный контрольным органом в целях восстановления платежеспособности финансовой организации и (или) обеспечения сохранности имущества финансовой организации. Она назначается на срок от 3 до 6 месяцев. По ходатайству временной администрации решением контрольного органа срок деятельности временной администрации может быть продлен не более чем на 3 месяца при условии, что общий срок деятельности временной администрации не превысит девять месяцев.

На период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов финансовой организации ограничиваются или приостанавливаются решением контрольного органа.

Руководителем временной администрации утверждается арбитражный управляющий, соответствующий требованиям, установленным статьей 183.25 Федерального закона.

В случае возбуждения дела о банкротстве финансовой организации по заявлению временной администрации дело рассматривается арбитражным судом в срок, не превышающий 4 месяцев со дня принятия арбитражным судом заявления о признании финансовой организации банкротом, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по этому делу.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/osobennosti-bankrotstva-finansovich-organizatsiy

Банкротство организации

Регулирование банкротства финансовых организаций

Деятельность финансовых организаций имеет огромное социально-экономическое значение. Они проводят определенные операции, сделки, влияющие на экономическую ситуацию в стране.

При банкротстве организации кредиторы несут существенные убытки, поэтому законодатель отдельно регулирует процедуру объявления их несостоятельности в Федеральном законе от 26.10.

2002 № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (далее – Закон № 127-ФЗ).

Закон №127-ФЗ относит к числу финансовых организаций:

  • профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • кредитные, микрофинансовые организации, кооперативы;
  • управляющие компании негосударственных ПФ, инвестиционных фондов;
  • негосударственные ПФ;
  • страховые компании.

Вышеуказанные организации контролируют государственные органы, выдающие им лицензии. Особенностью банкротства финансовых организаций является обязательный отзыв лицензии контрольным органом перед подачей заявления.

Законодатель отказался от идеи регулировать банкротство финансовых организаций отдельно. Правила банкротства кредитных организаций выделены в отдельный параграф гл. Х Закона № 127-ФЗ, банкротство же иных финансовых организаций не отделено от других норм.

Особенности банкротства финансовых организаций

Банкротство финансовой организации представляет собой особую процедуру, которая отличается от стандартной процедуры банкротства юридических лиц, так как в процессе рассмотрения судом вопроса о несостоятельности организации намерено не применяются все стадии:

  • наблюдения;
  • санации;
  • внешнего управления;
  • мирового соглашения.

Суд при принятии решения об обоснованности поданного заявления о признании банкротом финансовой организации, сразу же переходит к стадии конкурсного производства.

Как предупредить банкротство финансовых организаций?

На стадии констатации признаков несостоятельности предупредительными мерами являются:

  • финансовая помощь (санация) от участников или иных лиц;
  • реализация неэффективных активов по ст.183.3 Закона № 127-ФЗ, оптимизация структуры активов, пассивов;
  • реорганизация путем присоединения, слияния;
  • изменение организационной структуры (ст.183.4 Закона № 127-ФЗ);
  • увеличение уставного капитала.

Основания для предупредительных мер:

  • отказ от удовлетворения денежных требований кредиторов или обязательных платежей в течение месяца. Отказ – это невозможность оплаты долга в течение 10 рабочих дней со дня, когда данное обязательство должно быть исполнено;
  • недостаточность денег для исполнения обязательств по оплате задолженности, срок уплаты которой наступил.

Важно! Финансовая организация при наличии одного из оснований для предупредительных мер обязана в течение 15 дней с даты их возникновения уведомить об этом контрольный орган и приложить план о восстановлении платежеспособности.

Анализ плана контрольным органом проводится в течение 30 рабочих дней. Возможно проведение выездной проверки, результатом которой может быть назначение временной администрации. Обнаружение признаков банкротства финансовой организации может стать поводом для подачи контрольным органом заявления о банкротстве в судебный орган.

Особенности банкротства организации

Контрольным органом, к ведению которого относится банкротство финансовых организаций, является Банк России, который имеет право отозвать лицензию у финансовых организаций, а также выступает в роли конкурсного управляющего.

Особенностью судопроизводства по банкротству финансовых организаций является возможность обращения в суд с заявлением о несостоятельности не только кредиторов, должника, уполномоченного органа, но также контрольного органа и временной администрации (ст.183.19 Закона № 127-ФЗ).

Если заявление о несостоятельности финансовой организации подается временной администрацией и контрольным органом, список документов определяется ст. 183.20-183.22 Закона № 127-ФЗ.

Суд обращается к контрольному органу, который определяет кандидатуру арбитражного управляющего.

Орган направляет информацию суду в течение 7 рабочих дней с момента получения запроса, а регулирующий орган устанавливает порядок выбора контрольным органом такой кандидатуры.

Важно! Ст. 185.25 Закона № 127-ФЗ регламентирует требования к арбитражному управляющему в деле о банкротстве. Он сдает дополнительный экзамен по особой программе для финансовых организаций, утвержденной Банком России.

На рассмотрение дела о банкротстве финансовых организаций суду выделено 7 месяцев. Если заявление о несостоятельности в суд подала временная администрация, судебное разбирательство ограничено четырехмесячным сроком.

Если относительно финансовой организации вводится процедура наблюдения или конкурсного производства, на арбитражного управляющего возлагается обязанность уведомления участников процесса в течение 10 дней с даты ее объявления.

Важно! Закон о банкротстве предусматривает в отношении финансовых организаций-должников процедуры: наблюдение, мировое соглашение, конкурсное производство. Но наблюдение не применяется, если дело возбуждено по заявлению временной администрации из-за невозможности восстановления платежеспособности.

Конкурсное производство в отношении такого должника включает:

  • анализ финансового состояния;
  • меры по сохранению имущества;
  • ведение реестра кредиторов;
  • собрание кредиторов;
  • торги;
  • оплата долгов.

Порядок признания несостоятельности кредитных организаций имеет ряд особенностей. Судопроизводство по делам этой категории и при ликвидации кредитной организации отличается единственной процедурой – конкурсным производством.

Иные процедуры применять не допускается.

Логика законодателя такова: если предупредительные меры, применяемые Банком России, не принесли положительных результатов, то финансовое оздоровление, внешнее управление, наблюдение, мировое соглашение уже не помогут улучшить платежеспособность.

Конкурсное производство при банкротстве кредитных организаций вводится сроком на 1 год. Для ее продления на срок не более 6 месяцев заинтересованное лицо может подать ходатайство. Информацию о признании кредитной организации-должника банкротом подается назначенным судом конкурсным управляющим через СМИ, определенные федеральным органом исполнительной власти.

Полномочия конкурсного управляющего устанавливаются Законом № 127-ФЗ и включают в себя такие основные моменты, как формирование конкурсной массы и продажа имущества и удовлетворение требований кредиторов за счет средств, полученных от проведения торгов.

Важно! Очередность удовлетворения требований кредиторов регламентирована ст. 60 Закона № 127-ФЗ. Во внеочередном порядке подлежат удовлетворению обязательные платежи, установленные госорганами.

Стоит отметить, что интересы контрагентов будут удовлетворены только в случае, если организация до признания несостоятельности располагала достаточными активами.

Так как процедура банкротства является очень сложной и включает в себя массу нюансов, следует обратиться за помощью к профессиональным юристам.

Наши специалисты готовы проконсультировать вас по возникшим вопросам бесплатно, просто заполните форму обратной связи или свяжитесь с нами по указанным телефонам.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует – напишите в форме ниже.

Источник: https://dolgi-net.ru/bankruptcy/bankrotstvo-organizacii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть