Решения принимаемые в стадии уголовного дела

Содержание

Возбуждение уголовного дела

Решения принимаемые в стадии уголовного дела

Первой стадией российского уголовного процесса является возбуждение уголовного дела. В соответствии со ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения.

От своевременности возбуждения уголовного дела во многом зависит успех его дальнейшего расследования. Волокита и ошибки, допущенные в этой стадии процесса, нередко влекут невосполнимую в дальнейшем утрату доказательств.

Законное и своевременное возбуждение дела обеспечивает защиту интересов общества и государства, а также прав и законных интересов потерпевших от преступления.

С другой стороны, законный и обоснованный отказ в возбуждении уголовного дела также является гарантией прав личности, ограждая ее от необоснованного привлечения к уголовной ответственности.

Быстрое и правильное реагирование правоохранительных органов на заявления и сообщения о совершенных и готовящихся преступлениях и принятие по ним своевременных и законных решений имеют большое воспитательное и предупредительное значение.

Возбуждение уголовного дела имеет и важное процессуальное значение, так как только после этого становится возможным производство следственных действий, применение мер процессуального принуждения.

Сущность стадии возбуждения уголовного дела заключается в принятии компетентными должностными лицами заявлений и сообщений о преступлениях и возбуждении по ним либо отказе в возбуждении уголовных дел. То есть сущность первой стадии процесса заключается в быстром и обоснованном реагировании уголовно-процессуальными средствами на все случаи обнаружения преступлений.

этой стадии уголовно-процессуальной деятельности заключается в системе процессуальных отношений, действий и решений с момента получения информации о преступлении до принятия по ней решения о возбуждении уголовного дела либо отказе в этом.

Тем самым содержание стадии возбуждения уголовного дела не сводится только к вынесению соответствующего постановления; оно включает в себя деятельность по разрешению ряда вопросов, предшествующих принятию итогового решения по заявлению или сообщению о преступлении.

Правом возбуждения уголовного дела в соответствии с УПК наделены орган дознания, дознаватель или следователь (ч. 1 ст. 146 Уголовно-процессуального кодекса).

Поводы и основания к возбуждению уголовного дела. Обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу

Для возбуждения уголовного дела необходимо: а) наличие законного повода; б) наличие достаточного основания; в) отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Под поводом к возбуждению уголовного дела принято понимать предусмотренные законом источники, из которых компетентные должностные лица получают информацию о совершенном или готовящемся преступлении.

Статья 140 Уголовно-процессуального кодекса к поводам для возбуждения уголовного дела относит:

  1. заявление о преступлении;
  2. явку с повинной;
  3. сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Заявление о преступлении в соответствии со ст. 141 Уголовно-процессуального кодекса может быть сделано в устном или письменном виде. Письменное заявление должно быть подписано заявителем.

Устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. В протоколе указываются также данные о заявителе и документах, удостоверяющих его личность.

Анонимное заявление не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 Уголовного кодекса.

Явка с повинной в соответствии со ст. 142 Уголовно-процессуального кодекса представляет собой добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из других источников, оформляется в виде рапорта об обнаружении признаков преступления должностным лицом, получившим данное сообщение (ст. 143 Уголовно-процессуального кодекса).

По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь.

Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса).

Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд (ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса).

Уголовные дела частного (ч. 6 ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса) и частно-публичного обвинения (ст. 147 Уголовно-процессуального кодекса) возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего.

Следователь, а также с согласия прокурора дознаватель возбуждают уголовное дело о любом преступлении, по делам частного и частно-публичного обвинения, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором неизвестны.

Помимо законного повода для возбуждения уголовного дела требуются достаточные основания. В соответствии с ч. 2 ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Таким образом, основания для возбуждения уголовного дела образуют фактические данные, свидетельствующие о совершении преступления.

Для принятия решения о возбуждении уголовного дела не требуется установления всех признаков состава преступления. Достаточно установить наличие данных об объективной стороне преступления, данных, подтверждающих наличие события преступления.

Отсутствие сведений о субъекте преступления не может служить препятствием к возбуждению уголовного дела.

Дело не может быть возбуждено, если имеются обстоятельства, исключающие производство по делу. Согласно ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса к таким обстоятельствам относятся:

  1. отсутствие события преступления;
  2. отсутствие в деянии состава преступления;
  3. истечение сроков давности уголовного преследования;
  4. смерть подозреваемого или обвиняемого, кроме случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего;
  5. отсутствие заявления потерпевшего, если дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению;
  6. отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ и иных судей, депутата законодательного органа государственной власти субъекта РФ, следователя, адвоката либо отсутствие согласия Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела в отношении соответственно члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ и иных судей.

Решения, принимаемые в стадии возбуждения уголовного дела

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь принимает одно из следующих решений:

  1. о возбуждении уголовного дела;
  2. об отказе в возбуждении уголовного дела;
  3. о передаче сообщения по подследственности или подсудности.

Возбуждение уголовного дела осуществляется при наличии повода и основания.

Это решение принимается в пределах установленной законом компетенции органом дознания, дознавателем или следователем, о чем выносится соответствующее постановление (ст.

146 Уголовно-процессуального кодекса). Копия постановления следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору.

В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:

  1. дата, время и место его вынесения;
  2. кем оно вынесено;
  3. повод и основания для возбуждения уголовного дела;
  4. пункт, часть и статья уголовного закона, на основании которых возбуждается уголовное дело.

В случае если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление. О принятом решении следователь и дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса, допускается лишь в отношении конкретного лица.

При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.

Передача сообщения по подследственности осуществляется в тех случаях, когда преступление, о котором информируется соответствующее должностное лицо, подследственно иному следователю или органу дознания. Заявления о совершении преступлений частного обвинения направляются мировому судье (п. 3 ч. 1 ст. 145 Уголовно-процессуального кодекса).

Источник: https://be5.biz/pravo/u006/7.html

Возбуждение уголовного дела, как первая стадия уголовного процесса: понятие, поводы и основания

Решения принимаемые в стадии уголовного дела

Стадия возбуждения уголовного дела представляет собой начало течения уголовного судопроизводства в качестве деятельности, это его первая стадия.

Как и любая иная стадия уголовного суда, возбуждение уголовного дела – это период времени, в течение которого подлежит осуществлению определенного рода деятельность уголовно-процессуального характера, которая называется проверкой сообщения или заявления о преступлении.  

В этом и заключается сущность данной стадии. 

Возбуждение уголовного дела  – это не только решение процессуального характера, не только институт права, хотя, безусловно, и таковые могут именоваться  возбуждением уголовного дела, это, в первую очередь, этап, который всегда существует, если имеет место уголовное судопроизводство.

Расследование осуществляется только за возбуждением уголовного дела. Это означает, что возбуждение уголовного дела обязано предшествовать проведению дознания и предварительного следствия и не может образовывать его этапа.

Независимый характер стадии возбуждения уголовного дела устанавливается тем, что она представляет из себя целый этап деятельности уголовно-процессуального характера и соответствующих правоотношений, притом ни одно уголовное дело не может миновать данный этап, образоваться вне этого этапа.

Сущность стадии возбуждения уголовного дела заключается в исследовании и разрешении сообщений и заявлений о преступлении и производстве, в определенных случаях, действий процессуального характера (получение объяснений, производство ревизий и проверок документов, истребование определенных материалов), которые направлены на установление характерных признаков преступления для того, чтобы принять законное и обоснованное решение, связанное с возбуждением либо отказом в возбуждении уголовного дела.

Поводы для возбуждения уголовного дела

Для того чтобы вполне обоснованно принять решение о начале производства по конкретному уголовному делу, требуется наличие правомерного повода и достаточного основания.

Под поводом к возбуждению уголовного дела понимается регламентированный уголовно-процессуальным законодательством источник, из которого уполномоченные органы и должностные лица получают сведения о преступном деянии, что обязывает их разрешить вопрос, связанный с возбуждением дела.

Все уголовные дела практически делятся на две категории – это дела, которые возбуждаются по факту совершенного преступления (напр., обнаружен труп или проникновение в квартиру, хищение и т.

д), то есть имеются фактические возбуждение уголовного дела в отношении какого-либо лица, подозреваемого в совершении преступления, в другом случае – возбуждается уголовное дело по факту, то есть по наличию признаков состава преступления.

Вместе с тем следует отметить, что проверка заявлений о сообщениях и преступлениях не выступает в качестве обязательного элемента деятельности процессуального характера на стадии возбуждения уголовного дела.

Ее необходимо проводить лишь в исключительных случаях, когда в самом сообщении (заявлении) не усматриваются достаточные сведения, прямо указывающие на признаки совершенного преступления.

Если же подобные признаки налицо, то уполномоченные органы и должностные лица согласно законодательству должны возбудить уголовное дело незамедлительно.

Но если у следователя существуют хоть малейшие сомнения по поводу того криминальный труп или нет, следователь проводит следственное действие в виде детального осмотр места происшествия включая труп, фиксации всех предметов, а также местности, окружности и т. д. Все это фиксируется в протокол, то есть закрепляются доказательства. Все предметы, которые имеют на себе какие-либо следы преступления изымаются, упаковываются, в протоколе делается соответствующая отметка. 

Согласно ч.1ст.140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела принято считать:

Заявление о совершенном преступлении

Заявление о преступном деянии – это юридическое средство, призванное обеспечивать практическую реализацию заинтересованными лицами их субъективного права на доступ к правосудию.

Явка с повинной

Явка с повинной также признается юридическим средством обеспечения интересов лиц, которые причастны к совершению преступного деяния, направленным на смягчение возможного уголовного наказания.

Сообщения организаций и должностных лиц, которые были получены из других источников, также считаются юридическим средством защиты нарушенных прав и законных интересов.

В действительности, явка с повинной признается действием, а не источником фактических сведений. Однако данное действие обладает целью – доведением до сведения компетентных органов и должностных лиц конкретной по своему содержанию информации. В данном плане явка с повинной по собственной информационной сущности не отличается от иных определенных в законодательстве поводов.

Все поводы, установленные в статье 140 Уголовно-процессуального кодекса РФ, обладая общей информационной сущностью, казалось бы, могут в собственной совокупности пониматься в качестве системы.

Одновременно довольно очевидно, что данные поводы отличаются по собственной природе в качестве юридических явлений, что, как представляется, не дает возможности исследовать их в целом как определенную систему.

Сообщение о готовящемся или уже совершенном преступлении из других источников 

Оно оформляется в виде рапорта об обнаружении признаков преступления должностным лицом, получившим данное сообщение.

Постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании

Постановление прокурора об отправлении соответствующих материалов в орган дознания либо следственный орган для дальнейшего решения вопроса об уголовном преследовании по фактам установленных нарушений признается актом применения норм уголовного законодательства. Оно обладает универсальным характером, так как пригодно в роли поводи по всем преступным деяниям, за исключением тех, что определены статьями 198-199.2 УК РФ. 

Именно данное обстоятельство дает возможность установить подследственность, соответственно, и определенный орган предварительного расследования, куда передается постановление прокурора.

Понятно, что по этой причине, а также вследствие прямого указания уголовно-процессуального законодательства (пункт 3 части 2 статьи 37, пункт 4 статьи 1 статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса РФ) данное постановление признается актом уголовно-процессуального значения.

В пункте 2 статьи 27 ФЗ «О прокуратуре в РФ» регламентируется, что  при наличии достаточных оснований предполагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина обладает характером преступного деяния, прокурор предпринимает все необходимые меры для того, чтобы лица, которые его совершили, были привлечены к уголовной ответственности согласно действующему законодательству.

Значение данного акта состоит в том, что он преобразует образовавшиеся отношения по прокурорскому надзору в уголовно-процессуальные правоотношения, что обуславливается общим предназначением прокуратуры производить от имени РФ такое направление деятельности прокуратуры, как уголовное преследование.

Однако подобное преобразование не безосновательное: прокурорские выводы основываются на собранных по итогам прокурорской проверки доказательств, которыми определяются событие преступного деяния, причины наступивших негативных последствий, иные обстоятельства, которые предопределяют объективную сторону преступного деяния.

Прокурор в качестве субъекта деятельности уголовно-процессуального характера сохранил собственное полномочие по отмене неправомерных и необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.

Ничто не мешает прокурору отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по отправленным им материалам, даже если решение, связанное с отказом в возбуждении уголовного дела по данным материалам принято с непосредственного согласия руководителя следственного органа.

Основания для возбуждения уголовного дела

Основание для возбуждения уголовного дела – это существование достаточных сведений, прямо указывающих на признаки преступного деяния. Статья 140 УПК РФ однозначно устанавливает, что одного только повода для того, чтобы возбудить уголовного дело, недостаточно. Поводы лишь в том случае влекут возбуждение уголовного дела, если в наличии соответствующее для этого основания.

На начальной стадии уголовного процесса не обязательно обладать информацией обо всех элементах состава преступного деяния. Законодательство устанавливает тот минимум информации, который требуется и достаточен для возбуждения уголовного дела.

Необходим признак достаточности для того, чтобы предоставить подготовительную уголовно-правовую квалификацию содеянному. Однако признак «достаточности» не будет ни при каких условиях при явном существовании обстоятельств, которые исключают производство по делу.

Соответственно, законодательство требует от специально уполномоченных на то лиц принять сообщение о каждом совершенном либо готовящемся преступном деянии.

После получения сообщения должностные лица начинают действовать в рамках собственных полномочий, однако окончательное решение  следует принять в течение трех суток с момента поступления сведений.

В исключительных случаях можно продлить срок до десяти суток, для чего дознаватель (следователь) представляет ходатайство в письменной форме с обоснованием целесообразности и надобности продолжения проверки сведений.

Полученные сведения должны быть достаточны для вывода о вероятности совершения преступного деяния, квалифицируемого по той либо другой статье Уголовного кодекса РФ. Вывод о совершении преступного деяния, как и квалификация преступного деяния в постановлении о возбуждении уголовного дела, имеют предположительный характер и подлежат изменению в дальнейшем производстве по уголовному делу.

По факту вывод о преступном деянии и его квалификация в постановлении о возбуждении уголовного дела признается выражением одной из возможных версий произошедшего события и проверяется при помощи выдвижения и проверки других версий.

Во время решения вопроса о возбуждении уголовного дела требуется проверить, не имеются ли обстоятельства, которые исключают возбуждение уголовного дела.

Основания для отказа в возбуждении уголовного дела и прекращения уголовного преследования

В соответствии со статьей 24 Уголовно-процессуального кодекса РФ,  уголовное дело не подлежит возбуждению, а возбужденное уголовное дело должно быть прекращено при следующих обстоятельствах:

  1. за отсутствием события преступного деяния – это значит, что самого преступления не было (к примеру, было совершено не убийство, а самоубийство);
  2. за отсутствием в деянии состава преступного деяния, то есть событие имело место, однако деяние не содержит состава преступного деяния (к примеру, убийство, совершенное в состоянии необходимой обороны);
  3. за истечением сроков давности уголовного преследования (статья 78 Уголовного кодекса РФ). Вместе с тем следует отметить, что данные сроки принимаются во внимание в том случае, если виновное лицо не скрывалось от уголовного преследования, то есть сроки давности истекли не по его вине и обвиняемый не имеет возражений против прекращения преследования по этому основанию, при наличии возражений, расследование и исследование дела продолжается в обычном порядке);
  4. в отношении умершего лица, то есть уголовное дело нельзя возбудить по отношению к умершему лицу, помимо случаев, когда это требуется для реабилитации умершего;
  5. за отсутствием заявления со стороны потерпевшего по делам частно-публичного и частного обвинения (помимо случаев возбуждения уголовных дел этой категории прокурором, а также следователем либо дознавателем с согласия прокурора части 4 статьи 20 Уголовно-процессуального кодекса РФ);
  6. отсутствие судебного заключения о наличии характерных признаков преступного деяния в действиях члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы РФ, следователя, судьи, адвоката либо прокурора или отсутствие согласия соответственно Государственной Думы РФ, Совета Федерации РФ, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела либо привлечение в качестве обвиняемого депутата Государственной Думы РФ, члена Совета Федерации РФ, или судьи.Также уголовное дело должно быть прекращено при принятии нового уголовного законодательства, которое устраняет преступность деяния, если он был принят до вступления приговора по делу в юридическую силу.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovnyj-protsess/vozbuzhdenie-ugolovnogo-dela/

Стадия возбуждения уголовного дела (понятие, задачи, значение, субъекты, процессуальные средства, сроки, основные решения)

Решения принимаемые в стадии уголовного дела

Поводы и основания для возбуждения уголовного дела — эти понятия относятся к категории краеугольных. Единого мнения об их содержании не существует ни в науке, ни в праве.

Исчерпывающей расшифровки не было в УПК РСФСР, так же как и в УК РФ. Несмотря на сложность в описании этих методологических единиц, разбираться в терминах все же нужно.

Далее рассматриваются основные аспекты в рассмотрении столь важных решений и занимаемое ими место в механизме уголовного расследования.

Поводы и основания для возбуждения уголовного дела

Регламент и сроки

Если имеются веские повод и основания, начальник компетентной инстанции или следователь заводят дело путем обнародования постановления.

В этой бумаге указываются следующие данные:

  • место, время и дата создания документа;
  • ФИО и должность ответственного за его составление сотрудника;
  • аргументированные повод и основание;
  • № статьи УК РФ.

Этапы возбуждения уголовного дела

Постановление должно включать в себя 3 раздела — вводный, основной и резолютивный. В первом параграфе отображается информация о времени, локации и данных об оформившей его персоне.

В остальных описываются имеющиеся повод, основание и краткая фабула преступления (совершенного или готовящегося).

Если ведение предварительного следствия находится в компетенции следственной группы, эти сведения обязательно вносятся в документ.

Таблица 1. Временные рамки

СрокОписание
3 сутокПредставитель органа дознания, следователь или глава следственного органа на законодательном уровне должны изучить поступившие сведения о злодеянии и в течение 3 суток со дня информирования вынести по нему решение.
10 сутокРуководитель отдела или начальник дознавательного органа имеют право продлить указанный временной промежуток до 10 суток.
30 сутокЕсли присутствует необходимость проведения проверок документов, судебных экспертиз, анализа материалов, осмотра трупов, осуществления оперативно-розыскных действий, в полномочиях прокурора и ответственного за ходатайство пролонгировать этот срок до 30 суток. При этом должны иметься веские основания для подобных действий.

Если сведения о преступлении были освещены в СМИ, их проверкой занимается следователь либо представитель органа дознания.

УПК РФ Статья 140. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

Полномочия должностных лиц

В ведении должностных лиц находятся следующие вопросы:

  • получение образцов для осуществления сравнительного анализа;
  • изымание необходимых для следствия материалов и предметов;
  • проведение осмотра относящейся к происшествию локации, тела, документов и т.д.;
  • внедрение судебной экспертизы;
  • привлечение к следственному производству компетентных специалистов;
  • принятие участия в ходе дела;
  • получение экспертного заключения в оговоренный на законодательном уровне срок;
  • требование осуществления документальных проверок и прочих необходимых для проведения следствия предметов или трупов.

Также они имеют право предоставить дознавательному органу оформленное письменно поручение о начале оперативных действий. Этот документ является обязательным для исполнения.

Порядок рассмотрения сообщений о преступлении

Рассмотрение сообщений о преступлениях составляет содержание стадии возбуждения дела и включает в себя прием, регистрацию, проверку первичной информации и принятие по ней решения (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

Порядок регистрации сообщений о преступлении.

Прием и регистрация сообщений о преступлениях осуществляется в правоохранительных органах, чаще всего – в дежурной части подразделения полиции.

Должностные лица обязаны принять сообщение вне зависимости от вида преступления, места и времени его совершения, полноты информации.

Прием сообщения о преступлении заканчивается соответствующей регистрацией (в книге учета сообщений о происшествиях в органах внутренних дел и аналогичных книгах в других органах предварительного расследования). Порядок регистрации устанавливается ведомственными инструкциями.

Заявителю на руки выдается документ о принятии сообщения о преступлении (талон-уведомление) с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Отказ в приеме сообщения может быть обжалован заявителем прокурору или в суд в порядке ст.124 и 125 УПК РФ (ч. 5 ст. 144 УПК РФ).

Способы проверки сообщений о преступлении.

Проверка сообщения о преступлении носит логический характер, осуществляемый по каждому заявлению или сообщению и только в рамках тех сведений, которые имеются в поступившем материале.

Она проводится в форме анализа и оценки информации, Содержащихся в задокументированных заявлениях или сообщениях о преступлении. Без такой проверки весьма сомнительно принятие сколько-нибудь законного, обоснованного решения.

По существу, в таком случае происходит уяснение смысла поступивших сведений, логическое определение их содержания, с целью дать им правовую оценку и принять конкретное решение.

В тех случаях, когда в поступивших материалах содержится недостаточно сведений для принятия решения, проводятся проверочные действия, суть которых заключается в собирании дополнительных сведений, подтверждающих или опровергающих первоначальную информацию о преступлении.

Средствами проверки являются непринудительные способы собирания доказательств.

К ним относятся получение образцов для сравнительного исследования, различные справки, проведение ревизии, документальных проверок, инвентаризации, а также судебные экспертизы.

Ряд проверочных мероприятий инициируется путем дачи письменных поручений органу дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Проведение таких действий предусматривается ч. 4 ст. 21, ст. 144 УПК РФ.

Часть 1-1 ст. 144 УПК РФ определяет порядок получения объяснений от очевидцев и заявителя. Опрашиваемым разъясняется, что при проведении данных процессуальных действий они могут не свидетельствовать против самих себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен ст.

5 УПК РФ, что они могут пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 УПК РФ.

Участники проверки сообщения о преступлении могут также быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном ч. 9 ст.

166 УПК РФ, в том числе при приеме сообщения о преступлении. Так, в соответствии с ч. 2 ст.

2 Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» государственной защите могут подлежать до возбуждения уголовного дела заявитель, очевидец или жертва преступления, либо иные лица, которые способствовали предупреждению или раскрытию преступления.

Если информация о преступлении было получена из средств массовой информации, то редакция СМИ должна по запросу органов уголовного преследования передать им имеющиеся в ее распоряжении материалы о преступлении (ч. 4 ст. 21 УПК РФ). При этом редакция имеет право не сообщать данные о лице, предоставившем информацию, если это лицо поставило условие неразглашения своего имени.

Чтобы не допустить подмены стадии возбуждения уголовного дела стадией предварительного расследования, законодатель ограничивает возможность производства до возбуждения дела следственных действий, направленных на собирание и проверку доказательств и их источников, но, компенсируя свой запрет, допускает возможность довольно широкого применения иных процессуальных действий, с помощью которых можно процессуально закрепить и проверить поступившее заявление или сообщение о преступлении. В связи с этим возможности установления обстоятельств совершенного преступления на данном этапе значительно уже, чем во время предварительного расследования.

Таким образом, согласно действующему законодательству процессуальная деятельность в данной стадии осуществляется за небольшим исключением без производства следственных действий.

По общему правилу производство следственных действий (как обладающих принудительным характером) до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела не допускается, кроме осмотров места происшествия, предметов и документов, трупов (ч. 2 ст.

176 УПК РФ), освидетельствование и производство судебной экспертизы (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

Таким образом, можно сделать вывод, что проверка – это умозрительная и практическая деятельность должностных лиц предварительного расследования, осуществляемая в соответствии с нормами уголовно-процессуального закона и направленная на получение, фиксацию и оценку фактических данных, необходимых для разрешения заявлений и сообщений.

Сроки проведения проверки по сообщению о преступлении.

Срок процессуальной проверки сообщений о преступлениях составляет до 3 суток со дня приема сообщения о преступлении. Данный срок может быть продлен до 10 суток по ходатайству следователя или дознавателя соответственно руководителем следственного органа или начальником органа дознания.

При необходимости проведения документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также оперативно-розыскных мероприятий этот срок может быть продлен до 30 суток прокурором по ходатайству дознавателя или руководителем следственного органа по ходатайству следователя.

Установленный законодателем срок принятия решения – 30 суток исчисляется с момента поступления заявления или сообщения в соответствующий государственный орган и до его разрешения, то есть до принятия решения о возбуждении дела или об отказе в нем. Ни при каких условиях он не может быть продлен, данный срок является окончательным, дальнейшее проведение проверочных мероприятий в стадии возбуждения уголовного дела законодателем не допускается.

Повод для возбуждения дела

Поводами для возбуждения производства являются:

  • письменное либо устное заявление;
  • информация о злодеянии либо готовящемся преступлении, поступившая из альтернативных каналов;
  • явка с повинной;
  • постановление прокурора.

Аргументы для открытия дела постоянно подвергаются критике

Обнаружив повод, следователь должен принять соответствующие меры для установления аргументированных оснований. После этого открывается судебное производство.

Заявление о преступлении

Этот документ составляется либо регистрируется во время обращения физического лица в правоохранительную инстанцию. Заявление принимается как в устной, так и в письменной форме. В нем должны указываться сведения о злодеянии с просьбой принять соответствующие меры по его предотвращению или раскрытию.

Важный нюанс: по делам частно-публичного или приватного обвинения в обращении должно быть конкретно заявленное ходатайство о привлечении преступника к ответственности. В противном случае оно безосновательно и не может быть поводом к производству дела.

Законодательно предусмотрено несколько моментов, имеющих отношение к подобному заявлению:

  1. Если уведомление о злодеянии оформлено письменно, оно подлежит регистрации и последующему рассмотрению независимо от метода его доставки.
  2. В случае, если заявление было получено в ходе следственного действия — допросе, например, оно должно быть запротоколировано.
  3. Если оно было высказано устно при личной явке информатора, также оформляется специальный протокол.
  4. Если уведомление было вербальным, но заявитель по весомым обстоятельствам не имеет возможности присутствовать во время оформления протокола, составляется рапорт.
  5. Если физическое лицо лично проинформировало о злодеянии, он получает талон, в котором содержится информация о регистрации в Книге учета.

Источник: https://UgKK.ru/sledstvie-i-sud/st-140-upk-rf.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть