Семейная мотивация кража денег

Почему дети воруют: тревога, принуждение и не только

Семейная мотивация кража денег

Если ребёнку вовремя не объяснить, что не всё в мире принадлежит ему, то можно столкнуться с тем, что он таскает шоколадки из магазина или берёт без спроса деньги из вашей сумки. Наш блогер Марианна Юдина рассказала, как себя вести, если вы заметили, что ребёнок ворует.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Столкнувшись с этой проблемой, родители начинают паниковать. Насколько это серьёзно? О чём говорит склонность ребёнка к воровству: об ошибках в воспитании или о психических отклонениях? Давайте разбираться. Широко распространено мнение, что детское воровство — проблема неблагополучных семей. Но ведь к вам это не относится! У вашего ребёнка есть всё необходимое.

«Уже в который раз я замечаю, что в моём кошельке лежит совсем не та сумма денег, которая там должна быть, — рассказывает мама 10-летнего Андрея. — Сначала я думала, что это мне так только кажется.

Ну, мало ли, забыла, не рассчитала покупки — всякое бывает. Но так повторялось снова и снова, и вот я уже записываю все расходы, а деньги всё равно неведомым образом исчезают.

Спрашивала у ребёнка — говорит, что не брал».

Мысль, что ваш ребёнок — вор, обжигает чувством стыда и бессилия. Вы лихорадочно пытаетесь найти ответы на вопросы «что делать, если ребёнок ворует деньги?» и «как отучить ребёнка воровать?».

В 2-3 года

В этом возрасте ребёнок ещё не способен понять, что такое собственность, и поэтому считает, что всё в мире «принадлежит» ему.

На прогулке или в гостях ребёнок хочет взять себе любую понравившуюся игрушку. Мы не станем называть его вором, а обязательно расскажем, что это игрушка чужая, и поэтому брать её нельзя.

Он сам, без помощи взрослых, не может понять, что чужие вещи брать нехорошо.

В 4-7 лет

Дети 4-7 лет тоже не всегда отчетливо понимают границы собственности. Кроме того, у них силен эгоизм. Это можно объяснить тем, что в процессе эволюции детенышам наших предков необходимо было заботиться о себе, чтобы выжить.

Желание привлечь внимание сверстников к себе, наказать кого-либо или отомстить — эти мотивы детского воровства характерны как раз для старших дошкольников

В этом возрасте ребёнку уже небезразлично его место в группе сверстников, и он способен сознательно и целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого все доступные способы.

Например, у ребёнка не складываются отношения со сверстниками — в детском саду, в школе, во дворе — и он может, взяв деньги, накупить разных сладостей и угостить ими друзей, получив то внимание и признание, которого он так хотел и ждал.

В 8-11 лет

У детей постарше — от 8 до 11 лет — воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на своё «хочу» самому себе твёрдо сказать «нет». Не в силах противостоять своему «хочу», ребёнок ворует деньги у родителей, родственников или близких людей. Ему трудно справиться с соблазном, хотя он знает, что воровать нехорошо и испытывает стыд за свой поступок.

В 12-15 лет

То, что в раннем детстве — ошибка, случайный эпизод, у подростка 12-15 лет — уже осознанный шаг, а иногда и того хуже — вредная привычка. Но если подросток ворует, это ещё не значит, что всё потеряно. Нельзя забывать, что мотивы воровства могут быть самыми разными.

Прежде чем решать, что делать, если подросток ворует, постарайтесь понять причины. Ведь нередки случаи, когда подростков силой или хитростью втягивают в порочный круг. Родители должны знать, что для подросткового воровства характерны так называемые «кражи престижа»: ребёнка подначивают сверстники, аргументируя необходимость воровства поддержанием статуса в группе.

Воровство детей из бедных и богатых семей: в чём разница?

Проблема детского воровства чаще всего никак не связана с материальным уровнем семьи. Как ни странно, в обеспеченных семьях дети воруют чаще. Поскольку проблема денег здесь не стоит, ребёнок без угрызений совести ворует деньги у родителей, гостей, знакомых, родственников.

«Позвонила мама одноклассника, сообщила, что мой сын сорит деньгами: раздаёт всем детям по 500 рублей, — рассказывает мама первоклассника Игоря. — Семья у нас обеспеченная, муж очень хорошо зарабатывает. Отношения были доверительные, денег без спроса не брал, поэтому прятать их не было нужды. Выяснили, что он украл из дома 20 тысяч рублей!»

Маме Игоря повезло — ей вовремя сообщили о странном поведении сына. Часто родители, столкнувшиеся с проблемой детского воровства, могут не замечать ничего предосудительного продолжительное время.

А когда замечают, то не могут поверить в то, что деньги у них пропадают по вине их собственных детей. Почему ребёнок из обеспеченной семьи ворует деньги у родителей? Потому что он уверен в родительской благосклонности и чувствует себя в безопасности.

Со временем безнаказанность превращает привычку присваивать себе чужие вещи в порок.

Как правило, в семье с низким материальным достатком ребёнок не ворует деньги дома. Он знает, что у родителей на счету каждая копейка. Риск разоблачения слишком высок.

Гораздо проще украсть шоколадку в супермаркете. С его точки зрения, это не так опасно, как воровать у близких.

К сожалению, если такого ребёнка не поймать «за руку» при первых попытках воровства, кражи будут повторяться неоднократно.

Виды и причины детского воровства

  • «Истинное» воровство (клептомания). Встречается редко и характеризуется непреодолимым желанием что-либо украсть. Клептомания является психическим заболеванием, с ней работает врач-психиатр.
  • Воровство как средство привлечения внимания. Часто детское воровство становится показателем того, что отношения между родителями и детьми нарушены. Ребёнок в такой ситуации добивается внимания привычным для него способом — демонстрацией негативного поведения.
  • Воровство как следствие отсутствия чётких правил в семье. Детское воровство в семье может стать показателем, что ребёнок просто не знал, что, например, деньги из маминой сумки брать нельзя. Или можно брать, но нужно спросить. Если такие правила не оговариваются или они постоянно меняются (сегодня можно, а завтра — нет), ребёнок может взять деньги, не считая это нарушением семейных правил.
  • Невротическое воровство. Желание украсть может быть связано с чувством тревоги. Взяв чужую вещь, ребёнок испытывает сильные эмоции и острые ощущения, которые заглушают его базовую неуверенность в себе и низкую самооценку.
  • Воровство для «подкупа» сверстников. Если ребёнок начал воровать деньги, чтобы покупать подарки и сладости одноклассникам — это верный признак того, что ему не хватает внимания и авторитета у друзей.
  • Воровство «по принуждению». Ребёнок ворует деньги и отдаёт их кому-то из сверстников или ребятам постарше, находясь в ситуации запугивания и угроз.

Чего нельзя делать, если ребёнок ворует деньги:

  • Навешивать на ребенка ярлыки, клеймить, называя его «вором», иначе плохой поступок может действительно превратиться в суть личности: мама говорит — значит, я действительно такой!
  • Обсуждать возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребёнка. Золотое правило воспитания гласит: ругай наедине, хвали при всех. Воровство — сор, который не следует выносить из избы.
  • Обращаться к ребёнку со словами: «Как ты мог?», «Как тебе не стыдно?», «У тебя совесть есть?» и тому подобное.
  • Сравнивать его с другими детьми и с собой в детстве: «Вот я никогда…».
  • Возвращаться к тому, что произошло (после того, как ситуация была разобрана), этим вы только закрепите поступок в его сознании.
  • Допускать ситуации, провоцирующие воровство.

Что делать, если ребёнок ворует и врёт?

«Я нашла видеоигру в шкафу своего сына. Боюсь, что он купил её на деньги, которые тайком вытащил у меня из кошелька. Сам он ни в чём не признаётся. Ребёнок ворует деньги и врёт. Что же мне делать?» — спрашивает мама 12-летнего Карена.

В случае, когда вина ребёнка не доказана, лучше промолчать. Не пойман — не вор. Но если вы уверены в вине ребёнка на 100%, сначала спокойно поговорите с ним. Именно спокойно — без криков и обвинений. Выясните, почему он так поступил. Обязательно узнайте, с кем общается ребёнок. Вполне вероятно, что он попал в плохую компанию.

Накажите ребёнка, но не ремнём, а делом. Он должен отработать деньги, которые взял. Предложите на выбор: либо это домашние дела, которые обычно не входят в его обязанности, либо он устраивается на любую поденную подработку для подростков. Только заработанные самостоятельно деньги будут иметь настоящую цену.

Как предотвратить воровство денег подростком у родителей?

Проблему воровства, как и любую другую, легче предотвратить, чем потом решать. На какие моменты стоит обратить внимание?

  • Стройте общение на доверии, чаще обсуждайте с детьми свои проблемы, делитесь своими переживаниям и опытом. Помните, что многие ситуации могут казаться подростку безвыходными и что он нуждается в эмоциональной поддержке со стороны взрослых.
  • С ранних лет приучайте ребёнка к мысли, что деньги трудно зарабатывать, что их следует тратить с умом и что если они ему нужны, то он всегда может попросить у вас.
  • Постарайтесь определить склонности ребёнка и подобрать ему хобби, которое увлечёт и займёт значительную часть свободного времени.
  • Уберите деньги из свободного доступа. Держите их на карточке, снимайте небольшое количество наличных. Если ребёнок знает ПИН-код, смените его.
  • Давайте ему средства на небольшие расходы.

Если проблема воровства не обошла стороной вашу семью и ребёнок начал воровать у родных, у сверстников, в магазинах, то нужна помощь специалиста, иначе последствия могут оказаться крайне печальными. Коррекция детского воровства должна быть направлена на то, чтобы помочь ребёнку, а не наказывать его.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Shutterstock (Kittyfly)

Источник: https://mel.fm/blog/marianna-yudina/45197-pochemu-deti-voruyut-trevoga-prinuzhdeniye-i-ne-tolko

Если ребенок ворует: как понять причины и найти решение – Телеканал «О!»

Семейная мотивация кража денег

Если ребенок ворует: как понять причины и найти решение

2 октября 2019

У вас стали пропадать вещи или деньги, или вы обнаружили, что у ребёнка, наоборот, появилось то, что вы ему не покупали? У детского воровства есть причины, к которым стоит отнестись серьезно — в любом возрасте ребенка. Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Заработал или подарили?

Одна из причин: они учатся этому от нас. Нет, я даже не имею в виду, что мы воруем в магазине или «одолжили» канцелярию в своём офисе, чтобы пользоваться дома. А что же тогда? Чтобы решить проблему воровства, стоит посмотреть на мир глазами детей.

В детском и даже подростковом мире вещи, которыми окружён человек — это не те вещи, которые он заработал своими усилиями, это символы власти, которыми тебя наделяют люди, их имеющие. В основном, родители. Реже бывает, но это и более ценно — родственники, воспитатели, учителя.

Которые даруют что-то с барского плеча, не всегда по понятным причинам — ну, кроме дня рождения. Конечно, многие родители сейчас скажут: «Не знаю, как другие, но мы своих приучаем к тому, откуда берутся деньги, с детства. Например, учим зарабатывать, получать карманные деньги за выполненные домашние дела.

Они должны же понимать!» Да, мы их учим, они понимают, откуда берутся деньги — от вас и других людей, обладающих властью. Например, ваш ребёнок целых две четверти учился и делал уроки, он даже застилал кровать каждое (!) утро, чтобы получить новый телефон. И вы ему этот телефон купили. Не подарили! Он его честно заработал на договорных условиях.

Через какое-то время вы обнаружили, что ребёнок сидит в телефоне днями и ночами, кровать не заправляет, домашнюю работу делать перестал. Ваши действия? Очевидно, что во всем виноват … телефон. И поэтому надо его отобрать или ввести жесткие ограничения на пользование. И вы экспроприируете честно заработанную собственность ребёнка.

И предлагаете вернуть при условии, например, что ребёнок исправит оценки. Как он это воспринимает? Как жестокую несправедливость: он уже выполнил условия контракта, почему же введены санкции и налоги на пользование? О них никто не предупреждал. Он воспринимает это, как воровство — вы у него украли.

Поэтому он будет сражаться как лев, чтобы отобрать честно нажитое у властьимущих или попытается вернуть свою собственность потихоньку.

Если вы утверждаете, что ребёнок телефон у вас своровал, то ребенок считает, что реальность — штука нереальная, мир жесток, а воровство — отличный способ решения проблем.

С точки зрения родителя и взрослого, все кажется логичным, но с точки зрения ребёнка — нет! Он понимает, что находится под контролем родителей, и при этом абсолютно беспомощен. Если ему в следующий раз потребуются какие-то вещи или деньги, то он возьмёт их у вас.

Что же делать? У ребёнка должна быть своя собственность, которую никто не должен брать без спроса. Даже если это поломанные игрушки, которые «ему уже давно не нужны».

Именно так мы учим обращаться с вещами, защищать собственность и понимать, что другому может быть больно, обидно, неприятно, если его этой собственности лишить.

А как же телефон и другие гаджеты? Если вы понимаете, что ребёнок не в состоянии будет контролировать себя и будет сидеть в видеоиграх и телефонах вечно, и вы собираетесь это контролировать, то телефон не может принадлежать вашему ребёнку. Вам нужно договориться, что этот гаджет ваш личный, тогда вы можете выставлять правила пользования, аренды вашей собственности, которую вы выдаёте на определенное время или на особых условиях.

Воровство — обычное явление у маленьких детей. Дети эгоцентричны и им кажется, что весь мир придуман для них, поэтому можно брать то, что они хотят у других свободно.

Истинное понимание ребенком самой идеи кражи обычно происходит в возрасте от пяти до семи лет. К этому времени дети могут понять идею собственности и понять, что брать вещи, принадлежащие другим, неправильно.

Если им, конечно, об этом расскажут в семье.

Зачем он это делает?

Мотивы кражи могут сильно отличаться от ребенка к ребенку, да и ребенок может красть по разным причинам. Нет одной причины, типа «вы не занимаетесь своим ребёнком, и ему требуется больше внимания».

Не всегда просто разобраться, почему это происходит, даже если ребёнок имеет свою собственность дома и умеет различать «своё — чужое».
Дети могут воровать, потому что таким способом они удовлетворяют какую-то психологическую потребность, и не видят других способов ее реализовать.

(Конечно, мы сейчас не говорим о детях, которые воруют еду для того, чтобы не быть голодными).

Причины могут быть, например, такими:

1. Ребенок импульсивен и хочет немедленного удовлетворения своих желаний 2. Его не учили, что воровать неправильно, или у него была возможность наблюдать, как это делают взрослые с чужими вещами или вещами ребенка 3. Он и правда хочет внимания взрослого. И считает, что лучше негативное внимание, чем совсем никакого 4.

Ребенок испытывают недостаток в семейной близости и чувствует себя забытыми. Он думает, что с помощью украденного предмета он сможет «вернуть» любовь 5. Ребенок страдает от жестокого обращения и нуждается в помощи 6.

Таким способом он выражают чувстао гнева или тревоги, вызванные серьезными изменениями в жизни, такими как развод родителей, переезд, переход в новую школу или отвержение сверстниками 7. Он хочет отомстить за боль и вред, которую причинили ему другие люди: крадет, чтобы сделать больно кому-то 8.

Ребенок страстно хочет то, что есть у других, завидует, и не может купить или попросить у родителей, боясь отказа. Например, это может быть какая-то еда, игрушки, одежда известных брендов или гаджеты. 9. Он хочет похвастаться 10. Ребенок хочет выглядеть жестким, смелым и крутым, чтобы соответствовать группе сверстников 11.

Ему нравятся ощущения от воровства, он чувствует власть и безнаказанность 12. Он восстает против власти или слишком строгих секмейных правил

13. Подростку нужны деньги, чтобы покупать алкоголь, сигареты и наркотики

Дети, которые регулярно крадут, обычно импульсивны, чувствуют себя одинокими, никому не нужными, нечувствительны к потребностям другим, испытывают скуку и гнев, имеют низкую самооценку. Им часто трудно доверять другим людям и иметь близкие отношения с друзьями.

Что делать?

Когда ребенок пойман на краже, реакция взрослого должна зависеть от того, происходит ли это в первый раз или кражи уже бывали. Когда это случается в первый раз, внимание взрослого должно быть сосредоточено на причине кражи, а не на самой краже.
Что это значит?

Сохраняйте спокойствие. Разберитесь с ситуацией прямо. Покажите свое неодобрение, но не допрашивайте, не читайте лекций и не унижайте ребенка, называя его вором и рассказывая, что делали с ворами в далеком прошлом.
Если вы уверены в том, кто взял деньги или вещь, поговорите с ребенком наедине.

Не спрашивайте: «Ты взял деньги?» Вместо этого скажите: «Мы знаем, что ты взял деньги. Мы разочарованы, потому что думали, что может тебе доверять. Спросите «Есть ли причина, по которой тебе нужны деньги?» Затем выслушайте и постарайтесь понять проблемы, которые возникли у ребенка.

После этого вам будет понятнее, как помочь ребёнку реализовать свои потребности напрямую, а не с помощью воровства.

Если воровство случается далеко не в первый раз:

  • Желательно убрать под контроль все ценные вещи для того, чтобы не провоцировать ребенка
  • Задайте себе вопрос о психологических потребностях ребёнка ещё раз. Не всегда можно понять про потребности с первого раза, вы могли что-то упустить
  • Возможно, вам потребуется разговор с детским психологом или психиатром, чтобы получше понять, что происходит с ребёнком
  • Подумайте о том, как дать ребёнку законный доступ к источнику денег или желаемой вещи. Или хотя бы указать путь к реализации. Например, коробка с мелочью на кухне, из которой можно брать деньги в случае экстренной необходимости. Вы можете ввести систему отчета (чеки) или сделать доступ свободным
  • Часть семейных денег может перейти под контроль ребёнка. Открытый доступ к части финансов семьи, за которые ребёнок отвечает, чтобы они не пропали, и участвует в обсуждении их трат. Так ребёнок чувствует себя вовлечённым во взрослые семейные дела и гораздо менее беспомощным

Важно: почти каждый родитель хотя бы однажды сталкивается с ситуацией воровства. Это не значит, что вы — ужасный родитель, но это значит, что пришло время задуматься и попытаться научить ребёнка важному социальному навыку обращаться со своей и чужой собственностью.

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/13364

Корыстные цель и мотив как признаки хищения *

Семейная мотивация кража денег
Teplova D.O. Lucrative purpose and motive as features of stealing.

Теплова Дарья Олеговна, заместитель заведующего кафедрой государственно-правовых дисциплин Восточно-Сибирского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Российская академия правосудия”.

В статье описаны корыстная цель и мотив как признаки хищения. Проанализированы различные точки зрения ученых по данному вопросу.

Ключевые слова: корыстная цель, мотив, хищение.

The article describes lucrative purpose and motive as features of stealing; analyses various viewpoints of scholars with regard to this issue.

Key words: lucrative purpose, motive, stealing.

Цель и мотив как юридические признаки субъективной стороны взаимосвязаны и взаимозависимы. Так, процесс мотивации, т.е. формирования мотива лица, предполагает и постановку определенной цели. Мотив является той активной силой, которая ведет субъекта к достижению цели.

Но тем не менее мотив и цель представляют собой самостоятельные психологические явления, имеющие различное значение, ни одно из которых не может включать в себя другие в качестве составной части. Мотив означает, “почему” и “ради чего” (личностный смысл) совершаются деятельность и действие как ее часть.

Цель отвечает на вопрос, “для чего” действие совершается .

Осокин Р.Б. Хищение путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество): история, элементы и признаки состава, квалификация. Тамбов: Тамбовский филиал МосУ МВД России, 2005. 145 с.

Законодательное определение хищения, содержащееся в примечании 1 к ст. 158 УК, также указывает на корыстную цель как на обязательный признак субъективной стороны любой формы хищения.

В связи с этим встает вопрос, касающийся содержания корыстной цели при хищении, который также решается неоднозначно. Толковый словарь русского языка В. Даля определяет корысть как страсть к наживе, к накопительству.

В основе поведения виновного лежат материальные потребности человека, удовлетворяя которые он совершает преступление. При этом он может стремиться получить какую-либо материальную ценность (деньги, имущество и т.д.

) или намеревается избавиться от материальных затрат (уплаты долга, платежа алиментов, возврата имущества и т.д.).

Ряд авторов наиболее узко трактуют корыстную цель при хищении как стремление личного обогащения виновного. Однако признание корыстной цели обязательным элементом хищения связано с отказом от слишком узкого понимания ее как цели личного обогащения. Необходимо отметить, что существует и широкое понимание корыстной цели хищения.

Так, например, Б.В. Волженкин отмечает, что “корыстная цель имеет место, если чужое имущество незаконно и безвозмездно изымалось и (или) обращалось: 1) в пользу виновного; 2) в пользу лиц, близких виновному, в улучшении материального положения которых он лично заинтересован; 3) в пользу других лиц, являющихся соучастниками хищения” .

П.С. Яни также указывает, что “корыстная цель – это желание получить возможность распорядиться похищенным имуществом по собственному усмотрению, как своим собственным…

Следовательно, можно незаконно завладеть чужим имуществом и при этом лично не обогатиться, но действия эти при иных необходимых условиях все равно будут признаны хищением” .

Волженкин Б.В. Мошенничество: Серия “Современные стандарты в уголовном праве и процессе”. СПб., 1998.
Яни П.С. Мошенничество и иные преступления против собственности; уголовная ответственность. М.: Интел-Синтез, 2002.

При таком подходе, представляющемся наиболее правильным, признается наличие корыстной цели и в ситуациях, когда лицо, завладевшее чужим имуществом, передает его другим лицам или организациям (например, благотворительному фонду), не преследуя цели личного обогащения или обогащения других лиц. Однако в данном случае можно наблюдать применение уголовного закона по аналогии, что прямо запрещено в ч. 2 ст. 3 УК РФ.

Рассматривая вопрос о мотиве хищения, следует сказать, что некоторые специалисты считают корыстный мотив неотъемлемым признаком хищения чужого имущества.

Например, Б.В. Волженкин писал, что “наличие любого из мотивов или их совокупность при отсутствии корыстного мотива как ведущего, определяющего волевой акт и содержание умысла, меняет социальную сущность содеянного и исключает квалификацию преступления как хищения” .

Волженкин Б.В. Указ. соч.

Однако следует признать верной точку зрения, согласно которой наличие корыстного мотива при совершении хищения чужого имущества не обязательно. Так, Г.Н.

Борзенков считает, что отсутствие корыстной цели свидетельствует об отсутствии состава мошенничества, чего нельзя сказать о корыстном мотиве, который не является обязательным признаком мошенничества или другой формы хищения.

Корыстные мотивы при хищении не обязательно должны быть единственными . Подобной точки зрения придерживаются и другие специалисты.

Борзенков Г.Н. Новое в уголовном законодательстве о преступлениях против собственности // Законность. 1995. N 2. Действительно, в соответствии с примечанием 1 к ст. 158 УК РФ корыстный мотив не является обязательным признаком хищения. Следовательно, хотя корыстный мотив и является наиболее типичным для хищений чужого имущества, но он тем не менее не исчерпывает всех возможных мотивов подобных преступлений.

Следовательно, если корыстную цель понимать как стремление получить возможность распорядиться похищенным имуществом по собственному усмотрению, как своим собственным, то независимо от того, какими мотивами руководствовался преступник, при прочих иных необходимых признаках, содеянное следует признавать хищением.

Именно удовлетворение материальных потребностей ведет к образованию у лица корыстной цели .

Яровой А.А. Уголовно-правовая борьба с хищениями, совершаемыми организованными группами: Дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2000. С. 68.

Однако в теории уголовного права и в практике его применения понятие корыстной цели при хищении выходит за рамки понятия материальных потребностей виновного, так как хищением признаются и действия, совершаемые с целью получения материальной выгоды для других лиц. Подобное определение корыстной цели не совсем соответствует этимологическому понятию корысти и лежащих в ее основе материальных потребностей.

Точка зрения о том, что виновный, изымая имущество с целью его обращения в пользу других лиц, при этом не стремится к реализации своих материальных потребностей, что, в свою очередь, указывает на отсутствие у него корыстной цели, спорна.

Похититель, с одной стороны, не отдавая должного другим лицам, действует из личной корысти, с другой стороны, отдавая похищенное другим лицам, действует небескорыстно, ожидая взамен каких-либо ответных полезных для него действий.

Это характерно для группового совершения преступления, а особенно в составе организованной группы или преступного сообщества.

Но на практике известны и случаи совершения хищений без цели извлечения материальной выгоды не только для себя, но и для других лиц.

Например, когда исполнители преступления руководствуются такими побуждениями, как ложно понятые соображения дружбы, страх перед соучастниками, желание получить взаимную услугу, ненависть, злоба или месть по отношению к потерпевшему (конкуренту, сопернику, лицу, с которым сложились личные неприязненные отношения), желание продемонстрировать свои умения или пренебрежительное отношение к потерпевшему или просто навредить, а также так называемые альтруистические мотивы, такие как, например, помощь обездоленным.

Таким образом, лицо стремится извлечь какую-либо выгоду неимущественного характера путем совершения хищения чужого имущества, обусловленного вышеназванными мотивами.

[attention type=red]
Выход на решение указанной проблемы, как представляется, возможен в случае единообразного понимания всеми учеными и правоприменителями корыстной цели в широком смысле, т.е. как стремление получить возможность распорядиться похищенным имуществом по собственному усмотрению, как своим собственным.
[/attention]

В этом случае корыстная цель не предполагает обязательного наличия корыстного мотива.

Таким образом, наличие корыстной цели признается и в ситуациях, когда лицо, завладевшее чужим имуществом, передает его другим лицам или организациям (например, благотворительному фонду), не преследуя цели личного обогащения или обогащения других лиц.

Следовательно, независимо от того, какими мотивами руководствовался преступник, если целью его преступления является стремление получить возможность распорядиться похищенным имуществом по собственному усмотрению, как своим собственным, то при прочих иных необходимых признаках содеянное должно признаваться хищением. В таком случае корыстный мотив не будет являться обязательным признаком хищения.

В этой связи необходимо отметить, что лишь узкое понимание корыстной цели (как цели удовлетворения своих материальных потребностей, цели обогащения) предполагает обязательное наличие корыстного мотива.

Другое решение обозначенной проблемы возможно в случае дополнения основного корыстного мотива мотивом “иной личной заинтересованности”, который сможет включить в себя указанные выше некорыстные мотивы при совершении хищения. К тому же указанный признак субъективной стороны уже апробирован в УК и применяется в ст. 285 (“Злоупотребление должностными полномочиями”).

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/68167-korystnye-motiv-priznaki-khishheniya

Мотивы детского воровства и как его преодолеть

Семейная мотивация кража денег

Любой родитель, узнав, что его отпрыск что-то украл, разволнуется не на шутку. А как же иначе, ведь мы столько времени и сил уделяем воспитанию, и вдруг такое! Однако психологи успокаивают: сам факт воровства не говорит о тотальной испорченности ребенка и вовсе не гарантирует его криминального будущего.

Главное — вовремя понять причины воровства и найти общий язык со своим чадом.

Мамы и папы то и дело слышат от детей многочисленные «хочу», особенно тогда, когда те вступают в школьный возраст. Чего же хотят наши школьники? Да все, что угодно: новый телефон, ролики, плеер, поездку к морю, платье, как у Тани, сапожки, как у Оли…

Ребятам трудно сопоставить свои желания с возможностями родителей, в том числе и материальными.

Собственные потребности для них зачастую важнее моральных принципов и норм поведения, принятых в обществе или в семье, и справиться с собой они не могут.

При этом «плохими» дети быть не хотят.

Даже совершая воровство, ребенок оправдывает себя: «Почему нельзя взять вещь, которая мне очень нравится? Чужая? Но я же не насовсем: поиграю и отдам».

В данном случае мы не будем говорить о клептомании. Это психическое расстройство, которое заставляет человека красть вещи не из желания обладать ими, а из болезненного удовольствия от самого процесса воровства. Есть и другие мотивы, заставляющие ребенка совершать не самый благовидный поступок.

Рассмотрим наиболее типичные ситуации

Синдром обделенности

Родителям следует помнить, что дети в школьном возрасте ведут себя так, как принято в среде их сверстников. Они стараются носить то, что носят их одноклассники, иметь такие же школьные принадлежности, игрушки, телефоны и т. д. Это явление называется детской конформностью.

Вот лишь один пример. Оксана с дочерью Леной, которой 8 лет, были в гостях у родственников. Вернувшись домой, Оксана с изумлением обнаружила у Лены красивую шариковую ручку, сделанную в виде игрушки. На вопросы мамы девочка ответила, что ручку ей дала на время двоюродная сестра Катя, ровесница Лены. Однако Оксана выяснила, что ее дочь взяла вещь без спроса.

В этой ситуации основным мотивом поведения ребенка было желание иметь такую же вещь, как у сестры. Лена чувствовала себя обделенной и не испытывала угрызений совести за содеянное. Стыд появился лишь тогда, когда родители узнали о проступке и отругали девочку за него.

Спортивный интерес

Восьмилетний Рустем и его друг Вадим решили копить деньги. Причем поспорили, кто первым накопит 500 рублей. Вадиму родители иногда давали немного на карманные расходы, а Рустему — нет. Поэтому мальчик решил сэкономить на школьных обедах, а заодно взять деньги из ящика письменного стола, где они всегда лежали у родителей.

Вот еще один мотив воровства — соревновательный. Желание выиграть у друга заслонило все условности и запреты. К тому же, по словам мамы Рустема, ее сын не признавал себя виновным в том, что украл деньги. В разговоре с ней он искренне недоумевал, почему не может взять денег из дома: «Ты же берешь деньги из ящика в столе, и папа берет оттуда. Это ведь не воровство!»

Как Робин Гуд

Случается, ребенок руководствуется и вовсе «благородными» намерениями. Когда Вике было семь лет, она украла у друзей своих родителей, людей состоятельных, довольно крупную сумму денег, которую те держали в ящике стола.

Сначала несколько сотен рублей она отдала бабушке и на ее удивленный вопрос ответила, что нашла деньги на улице. Потом оставшуюся сумму девочка отдала маме.

Ситуация прояснилась довольно быстро, и на вопрос родных, зачем же было красть деньги, Вика ответила, что таким образом «хотела помочь маме с бабушкой, ведь им все время не хватает денег»

В центре внимания

Бывают и совсем уж экзотические мотивы воровства. Так, 10-летняя Алина в выходной день поехала с классом в лес, чтобы поиграть в футбол и просто отдохнуть.

У ее одноклассницы Камиллы были часы, которые она сняла перед игрой и положила около своего пакета. Играть Алине не хотелось и вообще было скучно.

Тогда она решила взять часы Камиллы, спрятать их где-нибудь, а потом, когда все начнут их искать, неожиданно «найти» пропажу.

В данном случае ребенок использовал факт воровства как возможность обратить на себя внимание и заслужить похвалу от учителя и одноклассников за якобы найденную им вещь.

Но чаще всего, как показывают и наши примеры, и рассказы родителей, предметом кражи становятся деньги, на которые ребенок намеревается купить вожделенную вещь или игрушку

Как отучить ребенка брать чужие вещи?

Если случилась неприятность и вы, к своему ужасу, узнали, что ваш ребенок присвоил что-нибудь ему не принадлежащее, не впадайте в панику и соблюдайте следующие рекомендации. Это поможет вам предотвратить подобное в будущем, не причинив психологической травмы ребенку.

  1. Регулярно выдавайте детям определенную сумму на карманные расходы. Ребенок должен учиться тратить деньги и планировать свои расходы. Школьникам также полезно узнать, что деньги имеют свойство заканчиваться.
  2. Деньги, находящиеся в доме, не должны быть в поле зрения ребенка. Эту рекомендацию следует соблюдать для того, чтобы у малыша не было ни малейшего искушения присвоить себе деньги родителей.
  3. Даже если вы точно знаете, что ребенок замешан в воровстве, ни в коем случае не навешивайте на него уголовных ярлыков, не предрекайте ему «плохую дорожку» в жизни и т. д.
  4. Избегайте сравнений с другими детьми и самими собой в детстве: «В нашей семье такого отродясь не водилось«, или «Как я завидую другим родителям, которым не приходится стыдиться своих детей».
  5. Не вспоминайте прошлые проступки ребенка, когда он вызовет ваше недовольство в следующий раз.
  6. Учите детей тому, что чужие вещи нельзя брать без разрешения ни под каким предлогом.
  7. Воспользуйтесь рекомендацией Бенджамина Спока, приведенной им в книге «Разговор с матерью»: «Если ребенок украл вещь у чужих людей, родителям не следует торопиться ее возвращать. Пусть ребенок сам отдаст эту вещь и попросит прощения». Такой урок надолго останется в его памяти.
  8. Какой бы плохой поступок ни совершил ваш ребенок, вы должны понимать, что от этого он не стал хуже. Да, поступок плохой, но ребенок-то все равно ваш, любимый. Своим поведением вы как бы говорите ему: «Мне не нравится, как ты поступил, но я все равно тебя люблю. Я помогу тебе справиться с любой проблемой, не оставлю тебя в беде, не стану любить тебя меньше».

Источник: https://family365.ru/posts/54.html

ХИЩЕНИЕ- МОТИВЫ И ЦЕЛЬ

Семейная мотивация кража денег

Субъективная сторона хищения, включает в себя цель и мотив которые взаимосвязаны и взаимозависимы. Формирование мотива виновного при хищении, предполагает и наличие определенной цели.

Мотив хищения отвечает на вопрос «почему» и «ради чего» оно совершается . Цель отвечает на вопрос, «для чего» хищение совершается.

А примечании к ст. 158 УК РФ, также говориться об обязательном признаки хищения наличие корыстной цели .

Однако возникает вопрос, что понимать под наличием корыстной цели в хищении… Толковый словарь В. Даля определяет корысть как страсть к наживе, к накопительству. В основе поведения виновного лежат материальные потребности человека, удовлетворяя которые он совершает преступление.

Ряд ученых юристов толкуют корысть в хищении как стремление к личному обогащению виновного. Другие юристы трактуют это понятие более широко, то есть корысть в хищении имеет место и в случаях, когда имущество похищалось в пользу других лиц, например в благотворительный фонд или в пользу близких.

Другие юристы считают, что наличие корыстного мотива при совершении хищения не обязательно.

Действительно, в соответствии с примечанием 1 к ст. 158 УК РФ корыстный мотив не является обязательным признаком хищения. Следовательно, хотя корыстный мотив и является наиболее типичным для хищений чужого имущества, но он тем не менее не исчерпывает всех возможных мотивов подобных преступлений.
Следовательно, если корыстную цель понимать как стремление получить возможность распорядиться похищенным имуществом по собственному усмотрению, как своим собственным, то независимо от того, какими мотивами руководствовался преступник, при прочих иных необходимых признаках, содеянное следует признавать хищением.
Именно удовлетворение материальных потребностей ведет к образованию у лица корыстной цели

Однако в правоприменительной практике понятие корыстной цели при хищении выходит за рамки понятия материальных потребностей виновного, так как хищением признаются и действия, совершаемые с целью получения материальной выгоды для других лиц. Подобное определение корыстной цели не совсем соответствует этимологическому понятию корысти и лежащих в ее основе материальных потребностей.

Точка зрения о том, что виновный, изымая имущество с целью его обращения в пользу других лиц, при этом не стремится к реализации своих материальных потребностей, что, в свою очередь, указывает на отсутствие у него корыстной цели, спорна.

Похититель, с одной стороны, не отдавая должного другим лицам, действует из личной корысти, с другой стороны, отдавая похищенное другим лицам, действует небескорыстно, ожидая взамен каких-либо ответных полезных для него действий.

Это характерно для группового совершения преступления, а особенно в составе организованной группы или преступного сообщества.

Но на практике известны и случаи совершения хищений без цели извлечения материальной выгоды не только для себя, но и для других лиц.

Например, когда исполнители преступления руководствуются такими побуждениями, как ложно понятые соображения дружбы, страх перед соучастниками, желание получить взаимную услугу, ненависть, злоба или месть по отношению к потерпевшему (конкуренту, сопернику, лицу, с которым сложились личные неприязненные отношения), желание продемонстрировать свои умения или пренебрежительное отношение к потерпевшему или просто навредить, а также так называемые альтруистические мотивы, такие как, например, помощь обездоленным, уберечь имущества от ареста по гражданскому делу.

Таким образом, лицо стремится извлечь какую-либо выгоду неимущественного характера путем совершения хищения чужого имущества, обусловленного вышеназванными мотивами.

[attention type=red]
Выход на решение указанной проблемы, как представляется, возможен в случае единообразного понимания всеми учеными и правоприменителями корыстной цели в широком смысле, т.е. как стремление получить возможность распорядиться похищенным имуществом по собственному усмотрению, как своим собственным.
[/attention]

В этом случае корыстная цель не предполагает обязательного наличия корыстного мотива. Таким образом, наличие корыстной цели признается и в ситуациях, когда лицо, завладевшее чужим имуществом, передает его другим лицам или организациям (например, благотворительному фонду), не преследуя цели личного обогащения или обогащения других лиц.

Следовательно, независимо от того, какими мотивами руководствовался преступник, если целью его преступления является стремление получить возможность распорядиться похищенным имуществом по собственному усмотрению, как своим собственным, то при прочих иных необходимых признаках содеянное должно признаваться хищением. В таком случае корыстный мотив не будет являться обязательным признаком хищения.

В этой связи необходимо отметить, что лишь узкое понимание корыстной цели (как цели удовлетворения своих материальных потребностей, цели обогащения) предполагает обязательное наличие корыстного мотива.

Другое решение обозначенной проблемы возможно в случае дополнения основного корыстного мотива мотивом «иной личной заинтересованности», который сможет включить в себя указанные выше некорыстные мотивы при совершении хищения.

К тому же указанный признак субъективной стороны уже апробирован в УК и применяется в ст. 285 УК РФ

Источник: https://pershickow.ru/xishhenie-motivy-i-cel/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть