Система органов предварительного расследования

Задачи, функции и система органов предварительного следствия

Система органов предварительного расследования

Действующий Уголовно-процессуальный кодекс РФ закрепляет традиционную для России смешанную форму уголовного процесса: инквизиционное (тайное и письменное) досудебное производство и состязательное (устное и гласное) судебное разбирательство.

Досудебное производство осуществляется в двух формах: предварительного следствия и дознания. Оно проводится по большинству уголовных дел (за исключением дел частного обвинения).

Под предварительным расследованиемследует понимать стадию (обособленную часть) уголовного судопроизводства, в которой органы предварительного следствия и дознания под надзором прокурора, ведомственным и судебным контролем устанавливают обстоятельства преступления, изобличают лиц, причастных к его совершению, формируют обвинение в целях осуществления правосудия по уголовным делам.

Проблема организации предвари­тельного следствия всегда остро стояла в российском государстве.

В ходе судебной реформы 1864 года следствие было отделено от полиции и передано в су­дебное ведомство, появились так называемые «судебные сле­дователи».

Конт­роль за деятельностью следователей возлагался на суды, которые вправе были прекращать производство след­ствия, направлять следователям со­ответствующие предписания, рас­сматривать жалобы на их действия и решения.

Следователи назначались на должность и увольнялись с нее министром юстиции по представлению губернатора с согла­сия губернского прокурора. Они обладали всем комплексом императивных полномочий в рас­крытии и расследовании преступле­ний, в том числе и по применению мер процессуального принуждения.

Дек­ретом о суде № 1 от 22 ноября (5 декабря) 1917 года дореволюционный институт судебных сле­дователей был упразднен, а их полномочия переданы след­ственным комиссиям, действовавшим в составе трех человек. Контроль за ними возлагался на судебные органы.

Однако уже в июне 1920 года было принято решение об упразднении коллегиальности на предварительном следствии и о предоставлении следователям процессуальной самостоятельности.

С образованием в мае 1922 года органов прокуратуры в ее состав в качестве самостоятельного структурного подразделения включается следственный аппарат.

Начиная с 1928 года прокуратура приобретает монопольное право на производство предварительного следствия по всем без исключения уго­ловным делам.

6 апре­ля 1963 года право производства предварительного следствия было предоставлено органам внут­ренних дел.

Впоследствии право производства предварительного следствия получили органы Федеральной службы безопасности и Федеральной службы налоговой полиции (была образована в июне 1993 года и упразднена 1 июля 2003 года).

В настоящее время предварительноеследствие производитсяследователями:

1) Следственного комитета Российской Федерации;

2) Следственного департамента МВД России;

3) Следственного управления ФСБ России;

4) Следственного департамента ФСКН России.

Все следователи имеют одинаковое правовое положение (полномочия) и различаются лишь компетенцией.

Наиболее широкой компетенцией наделены следователи Следственного комитета РФ (они расследуют, в частности, уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях против личности, налоговые преступления и др.

) и следователи органов внутренних дел. На долю последних приходится расследование более 75% всех уголовных дел.

Правом производства предварительного следствия закон наделил также и руководителя следственного органа. В этом случае он пользуется правами следователя.

Следователь и руководитель следственного органа имеют собственную компетенцию и вправе самостоятельно принимать решения, действуя автономно как друг от друга, так и от других участников уголовного судопроизводства.

Их взаимоотношения урегулированы только УПК РФ и сводятся к возможности руководителя следственного органа контролировать процессуальную деятельность следователя, пользуясь при этом строго определенными правами.

Руководитель следственного органа – это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместители. Его правовое положение определено в статье 39 УПК РФ.

В соответствии с ней руководитель следственного органа уполномочен: поручать производство следствия следователю либо нескольким следователям,а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи; отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия;

Руководитель следственного органа вправе принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме. При этом он обладает полномочиями следователя (или руководителя следственной группы).

Руководитель следственного органа осуществляет ведомственный контроль за процессуальной деятельностью следователей, которые подчинены ему по службе.

В этом случае он вправе: проверять материалы уголовного дела; давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении в качестве обвиняемого, избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, квалификации преступления и объеме обвинения; давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы; отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ; отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа; продлевать срок предварительного расследования; утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу; возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; а также осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа, за некоторым исключением, могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа.

Следователь обладает процессуальной самостоятельностью, которая выражается в праве представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом обжалование указаний приостанавливает их исполнение.

Руководитель следственного органа рассматривает требования прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, а также письменные возражения следователя на указанные требования и дает следователю письменные указания об исполнении указанных требований либо информирует прокурора о несогласии с его требованиями.

Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах предоставленной ему компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

Согласно статье 38 УПК РФ следователь, в частности, уполномочен: возбуждать уголовное дело; принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности; самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа; давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Таким образом, на следователя в соответствии с уголовно-процессуальным законом возложены следующие задачи:

– обнаружение преступлений и изобличение лиц, причастных к их совершению;

– собирание, проверка и оценка доказательств в целях установления всех обстоятельств дела;

– обеспечение законности и обоснованности привлечения лиц, причастных к совершению преступления, в качестве обвиняемых;

– обеспечение участия обвиняемого и других участников уголовного судопроизводства в производстве по уголовному делу;

– установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятие мер к обеспечению его возмещения;

– выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Рассматривая функции следователя, необходимо обратить внимание, что если по УПК РСФСР 1960 года на него была возложена одна обязанность – производство предварительного следствия, то в настоящее время следователь вправе самостоятельно проводить дознание.

В зависимости от места работы в структурном подразделении ведомства, в котором состоят следователи, опыта работы и квалификации они подразделяются на следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам и старших следователей по особо важным делам, следователей-криминалистов и старших следователей-криминалистов. Для лучшей организации их работы в ведомственных подразделениях могут создаваться группы, отделения, отделы, части и управления.
Предыдущая31323334353637383940414243444546Следующая

Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 6204; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/5-18133.html

Система органов предварительного расследования в Российской Федерации

Система органов предварительного расследования

⇐ ПредыдущаяСтр 29 из 40Следующая ⇒

В соответствии с современным законодательствомпредварительное расследованиепредставляет собой регламентированную уголовно-процессуальным законодательством деятельность уполномоченных на то органов по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступлением. Деятельность органов предварительного расследования направлена также на –

· выяснение характера и размера ущерба, причиненного преступлением,

· обеспечение гражданского иска или возможной конфискации имущества,

· выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер к их устранению.

Предварительное расследование – самостоятельная стадия уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовного дела. Выводы, сделанные в процессе предварительного расследования о виновности, о доказанности или же иные выводы не являются окончательными.

Они перепроверяются в ходе судебного следствия, составной части судебного разбирательства.

Суд, в который поступает уголовное дело, хотя и основывается при проведении судебного процесса на материалах, собранных органами предварительного расследования, но осуществляет свое собственное исследование доказательств:

· заслушивает показания подсудимого, потерпевшего, свидетелей;

· изучает заключения экспертов;

· осматривает вещественные доказательства и т.д.

Выводы суда о виновности подсудимого, о доказанности обстоятельств преступления могут не совпадать с выводами органов предварительного следствия.

Задачамипредварительного расследования являются:

· быстрое и полное раскрытие преступления, под которым понимают установление в определенном законом порядке всех обстоятельств преступления и совершившего его лица;

· изобличение виновных путем сбора достаточного количества доказательств, на основании которых можно сделать однозначный вывод о виновности лица в совершении преступления;

· обеспечение правильного применения закона в ходе предварительного расследования;

· выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления;

· принятие мер по обеспечению материального ущерба – розыск и изъятие похищенного, наложение ареста на имущество и вклады и т.д.

Осуществление предварительного расследования должно основываться на следующих принципах:

· осуществление производства по делу в точном соответствии с законом;

· всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела;

· равенство граждан перед законом и судом;

· обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту;

· презумпция невиновности;

· гласность;

· неприкосновенность личности и жилища, охрана личной жизни и тайны переписки;

· публичность, то есть государственное начало в борьбе с преступностью.

Предварительное расследование осуществляется уполномоченные на то законом органами. В зависимости от преступления предварительное расследование осуществляется либо органами предварительного следствия, либо органами дознания.

Основной формой расследования преступлений является предварительное следствие. Предварительное следствие – это расследование, проводимое специально уполномоченными лицами – следователями, с целью решения стоящих перед ними задач по быстрому и полному раскрытию преступлений, изобличению виновных, установлению других обстоятельств дела и привлечению виновных к уголовной ответственности.

Предварительное следствие осуществляется:

· следователями прокуратуры;

· следователями органов Федеральной службы безопасности;

· следователями органов внутренних дел;

· следователями Федеральной службы налоговой полиции.

Правом на производство отдельных следственных действий или расследования в полном объеме наделен прокурор, начальник следственного отдела и следователь (в соответствии с УПК РФ). Никакие другие органы и должностные лица не вправе производить предварительное следствие.

Несмотря на то, что привлекая лицо в качестве обвиняемого, органы предварительного расследования считают его виновным, согласно конституционному принципу «презумпции невиновности» государство признает его виновным только после обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу.

В то же время предварительное расследование является объективно необходимым.

Органы расследования в силу своей разветвленности, близости к местам совершения преступлений, тесной связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, имеют возможность быстро реагировать на каждое преступление и в кратчайшие сроки собирать необходимые доказательства. Суд, рассматривающий дело, не вправе выйти за рамки предъявленного обвинения, расширить объем обвинения, применить закон о более тяжком преступлении (ст. 252 УПК РФ).

Второй формой предварительного расследования является дознание – это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем, по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. От предварительного следствия оно отличается по органам, их осуществляющим, а также по объему и срокам процессуальной деятельности, выполняемой этими органами.

Дознание представляет собой производство органом дознания предварительного расследования по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести (ч.3 ст.150 УПК РФ)

Дознание осуществляется в 2-х формах:

· по делам, по которым предварительное следствие необязательно, в порядке, установленном гл.32 УПК РФ

· по делам, по которым предварительное следствие обязательно, в порядке, предусмотренном ст.157 УПК РФ.

Дознание осуществляется с соблюдением следующих процессуальных особенностей:

· срок производства дознания не более 20 суток, в случае необходимости он может быть продлен прокурором еще до 10 суток;

· при необходимости органы дознания могут возбудить перед судом с согласия прокурора ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу;

· по окончании дознания составляется обвинительный акт – процессуальный документ, в котором формулируется обвинение и приводятся доказательства, подтверждающие обвинение и доказательства, на которые ссылается сторона защиты.

К органам, осуществляющим дознание (См.: ст. 40, 157 УПК РФ), относятся:

  • государственные органы исполнительной власти, наделенные правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность: -органы нутренних дел; – органы Федеральной службы безопасности; – федеральные органы налоговой полиции; – федеральные органы государственной охраны; – органы пограничной службы РФ; – таможенные органы РФ; – Служба внешней разведки РФ;- Министерство юстиции РФ
  • Главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и высшего Арбитражного Суда РФ;
  • командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
  • начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ;
  • капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании;
  • руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания;
  • главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.

Дознание и предварительное следствие имеют сходство и различия.

Общим для обеих форм расследования является:

· решаемые задачи;

· принципы осуществления задач;

· процессуальная форма, (закон установил единый порядок производства следственных действий для всех органов дознания и предварительного следствия);

· равная юридическая значимость результатов (установленные ими в результате процессуальной деятельности фактические данные имеют равное доказательственное значение).

Различиясостоят в следующем:

· состав органов;

· методы работы (например, следователь в отличие от органа дознания не осуществляет оперативно-розыскных мероприятий, а лишь дает распоряжение об их проведении органу дознания или специальным оперативным подразделениям);

· сроки расследования (на следствие отведено 2 месяца, на дознание – 20 суток);

· процессуальный режим (например, когда производство предварительного следствия не обязательно и материалы дознания уже являются основанием для рассмотрения дела в суде);

· степень процессуальной самостоятельности следователей и лиц, производящих дознание (органы дознания, в отличие от следствия, наделены правом производить действия оперативно-розыскного характера).

Оперативно-розыскная деятельностьэто вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно уполномоченными на то подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскныхмероприятий.

Видыоперативно-розыскных мероприятий:

· опрос граждан;

· наведение правок;

· сбор образцов для сравнительного исследования;

· проверочная закупка;

· исследование предметов и документов;

· наблюдение;

· отождествление личности;

· обследование помещений зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств;

· контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

· прослушивание телефонных переговоров;

· снятие информации с технических каналов связи;

· оперативное внедрение;

· контролируемая поставка;

· оперативный эксперимент.

Основными процессуальными актами, составляемыми при производстве предварительного расследования, являются постановления и протоколы.

Постановление – это процессуальный документ, в котором выражается решение следователя, органа дознания или прокурора, принятое при производстве предварительного следствияили дознания. Оно может касаться отдельных процессуальных действий (постановление на обыск, выемку и другие процессуальные действия) или всего дела в целом (постановление о прекращении уголовного дела).

Постановления по уголовным делам следователя, органа дознания или прокурора, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми государственными и общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

Протокол – это процессуальный документ, в котором отражаются ход и результаты следственных действий или фиксируется факт выполнения того или иного требования уголовнопроцессуального закона.

О производстве каждого следственного действия должен быть составлен протокол (протокол обыска, допроса, следственного эксперимента и т.д.).

В соответствии с УПК РФ составляются также протоколы, удостоверяющие факты ознакомления с материалами дела, факт объявления об окончании предварительного расследования и другие.

Таким образом, если протокол – это процессуальный документ описательно-удостоверяющего свойства, то постановление – это документ, в котором выражено решение следователя, обязательное для исполнения всеми должностными лицами и гражданами.
⇐ Предыдущая24252627282930313233Следующая ⇒

Date: 2015-05-05; view: 940; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/1-15821.html

Органы предварительного следствия

Система органов предварительного расследования

Предварительное следствие в уголовном процессе РФ – это одна из форм предварительного расследования преступлений, которая подлежит осуществлению специализированными органами предварительного следствия – следователями Следственного комитета РФ, следователями ОВД, следователями органов федеральной службы безопасности.

Также, это деятельность, содержание  которой охватывает от начала и до конца стадию предварительного расследования.

Оно предназначено установить все обстоятельства по делу на досудебной стадии, которые подлежат доказыванию.

Именно предварительное следствие включило в себя максимум установленных законодательством гарантий, соблюдение комплекса прав и законных интересов личности на досудебной стадии уголовного судопроизводства.

Расследование преступлений признается основной функцией для органов предварительного следствия, содержание которой заключается в полном и быстром раскрытии преступлений, своевременном привлечении к ответственности всех лиц, которые виновны в их совершении, установлению предпосылок и условий, которые способствуют преступлениям, и принятию всех необходимых мер для их устранения.

Предварительное следствие может иметь место и по преступлениям, по которым в соответствие с действующим законодательством производство такового является необязательным. Следователь в этой ситуации имеет право преступить к уголовному судопроизводству, лишь в том случае, если это считают необходимым суд либо прокурор.  
Опиши задание

Следственный комитет как главный орган предварительного следствия

В ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» содержится определение Следственного комитета, включающее ряд его признаков как органа государства:

  • это федеральный государственный орган,  деятельность которого в пределах полномочий реализуется на всей российской территории
  • он реализует  полномочия  в  области уголовного судопроизводства  согласно   российскому законодательству.  

ФЗ «О Следственном комитете РФ» установил, что все руководство деятельностью созданного вновь следственного органа реализует Президент РФ.

В систему Следственного комитета входят:

  • непосредственно центральный аппарат комитета;
  • следственные главные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в т.ч. их подразделения по административным округам), а также приравненные к ним специализированные (в т.ч. военные) следственные отделы и следственные управления Следственного комитета;
  • следственные отделения и следственные отделы Следственного комитета по городам, районам и приравненные к ним, в т.ч. специализированные (в т.ч. военные) следственные подразделения комитета.

Следственный комитет РФ и подчиненные ему органы осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о наиболее тяжких преступлениях против личности (например, изнасилования, убийства) о налоговых преступлениях, тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних и др.

Основная задача  Следственного комитета – качественное расследование преступлений согласно подследственности, которая установлена уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Основные функции Следственного комитета:

  • обеспечение законности при проверке, регистрации, приеме донесений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, проведении предварительного расследования, а также принятие мер, которые направлены на защиту свобод и прав гражданина и человека, охраняемых законом интересов государства и общества;
  • обеспечение по уголовным делам досудебного производства;
  • выявление тех обстоятельств, которые способствуют совершению преступлений, и также введению мер по уничтожению этих обстоятельств;
  • осуществление и организация процессуальной проверки и контроля деятельности следственных нижестоящих органов Следственного комитета и их должностных лиц, управление имеющимися средствами и силами в интересах качественного и оперативного проведения предварительного следствия по уголовным делам;
  • разработка и внедрение в практику технико-криминалистических современных методик и средств расследования преступлений;
  • изучение, анализ и обобщение практики расследования преступлений, распространение опыта следственной работы;
  • ведение и формирование криминалистических учетов, баз данных информации;
  • осуществление и организация судебно-экспертной деятельности, взаимодействие с научно-исследовательскими и экспертными учреждениями;

Иные следственные органы

В России существуют также специализированные следственные органы Следственного комитета – военные следственные органы. Сверху по лестнице иерархии, находится Главное военное следственное управление, которое вошло в центральный аппарат Следственного комитета.

Главному военному следственному управлению подчиняются военные следственные управления по военным флотам и округам,  а также ракетным войскам стратегического назначения. Нижестоящим звеном являются военные следственные отделы по военным соединениям и гарнизонам.

Также в России имеются специализированные следственные отделы:  природоохранные следственные отделы и отделы на особо режимных объектах, которые формируются на правах районных отделов и обладают должными полномочиями.

В системе МВД Российской Федерации следственные органы  представлены Следственным департаментом МВД России и подвластными ему структурами.

Основными задачами Следственного департамента МВД России являются:

  • руководство деятельностью органов предварительного следствия в системе МВД России в целях обеспечения объективного, всестороннего и полного расследования
  • осуществление взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с выявлением, предупреждением и расследованием преступлений
  • расследование наиболее сложных, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений 

Следователи органов ФСБ России ведут предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях против государственной безопасности, против общественной безопасности, о ряде преступлений в сфере экономической деятельности и др.

Основными задачами Следственного департамента ФСИН России являются:

  • контроль и обеспечение деятельности территориальных следственных органов ФСКН России;
  • организация и производство предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях по контролю за оборотом наркотических и др.

Должностные лица всех этих органов непосредственно производят предварительное следствие по уголовным делам, отнесенным к их подследственности в соответствии с законом, а также выполняют иные полномочия.

Основными должностными лицами, наделенными полномочиями по осуществлению предварительного следствия, являются следователь и руководитель следственного органа.

Руководитель следственного органа – это должностное лицо, которое возглавляет соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

Следователь же является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по конкретному уголовному делу.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovnyj-protsess/organy-predvaritelnogo-sledstvija/

Структура органов предварительного расследования в России

Система органов предварительного расследования

Федосеева Любовь Алексеевна
ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Библиографическая ссылка на статью:
Федосеева Л.А. Структура органов предварительного расследования в России // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/07/90142 (дата обращения: 13.09.2020).

Предварительное расследование – это урегулированная нормами уголовно-процессуального права деятельность, осуществляемая уполномоченными государственными органами и должностными лица, по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях быстрого раскрытия преступлений, изобличению и привлечению лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечению возмещения вреда, причиненного совершенным преступлением [1].

Предварительное расследование является самостоятельной стадией досудебной части уголовного судопроизводства, начинается с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем, дознавателем к производству, заканчивается составлением обвинительного акта, заключения и направлением его прокурору для утверждения и передачи в суд. Суд принимает решение после исследования в ходе судебного следствия доказательств, представленных сторонами, основываясь при этом на нормах уголовно-процессуального законодательства.

Предварительное расследование по уголовному делу должно осуществляться в форме предварительного следствия или дознания, соответствующим образом производиться следователями и дознавателями [2].

Таблица 1 – Органы предварительного расследования

Предварительное следствие

Дознание

1. следователи Следственного комитета Российской Федерации;

2. следователи органов ФСБ России;

3. следователи ОВД России.

2. дознаватели ОВД России;

3. дознаватели пограничных органов ФСБ России;

4. дознаватели органов ФССП России;

5. дознаватели органов государственного пожарного надзора  федеральной противопожарной службы;

6. дознаватели таможенных органов Российской Федерации.

Согласно Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации основной формой предварительного расследования является предварительное следствие, которое обязательно по делам:

  • об опасных преступлениях;
  • об общественно опасных деяниях, совершенных лицами, которые в силу своих психических или физических недостатков не могут самостоятельно осуществлять право на защиту;
  • о преступлениях, совершенных лицами, заболевшими душевной болезнью после совершения преступных действий;
  • о преступлениях невменяемых.

Предварительное расследование в форме следствия производится в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дел. В необходимых случаях, срок предварительного следствия может быть продлен:

  • руководителем следственного органа по городу, району или руководителем специализированного следственного органа, в том числе и военного (до трех месяцев).
  • руководителем или заместителями следственного органа по субъекту РФ и руководителем или заместителями специализированного следственного органа по субъекту РФ, в том числе и военного (до двенадцати месяцев);
  • Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти и их заместителями  (продление срока не имеет ограничений).

Срок проведения предварительного следствия включает время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу [3].

Необходимо выделить, что на сегодняшний день в России законодателями ведется поиск путей оптимизации (сокращения) сроков на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

Предварительное расследование в форме следствия проводит следователь, наделенный законодательно необходимыми полномочиями.

В силу большого объема или сложности производство предварительного следствия по уголовному делу может быть поручено следственной группе с привлечением должностных лиц органов, производящих оперативно-розыскные мероприятия, в этом случае все процессуальные решения принимает руководитель следственного органа [4].

Следователь – это должностное лицо, уполномоченный осуществлять предварительное следствие по уголовному делу в пределах компетенции, предусмотренной Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Следователь уполномочен:

  • возбуждать уголовное дело;
  • принимать уголовное дело к производству или направлять его прокурору;
  • собирать и исследовать доказательства;
  • устанавливать факт преступления и лица, виновного в его совершении;
  • самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий;
  • давать органу дознания поручения о производстве следственных или иных процессуальных действий, об исполнении постановлений о задержании, временном отстранении от должности, приводе, аресте, о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
  • осуществлять иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Если прокурор признает необходимым, то предварительное следствия может вестись и по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов дознания.

Предварительное расследование в форме дознания должно быть закончено в срок, не превышающий тридцати суток со дня возбуждения уголовного дела.

Дознание производится по уголовным делам, не представляющим большой сложности в собирании доказательств лица, виновного совершении преступления.

В некоторых случаях, в том числе связанных с исполнением запроса о международной правовой помощи, с производством судебной экспертизы срок дознания может быть продлен:

  • военным прокурором и прокурором города, района и их заместителями (до шести месяцев);
  • военным прокурором и прокурором субъекта РФ (до двенадцати месяцев).

Орган дознания выполняет целый ряд регламентированных задач:

  1. осуществление оперативно-розыскной деятельности, которая имеет обеспечительный характер для уголовного судопроизводства;
  2. обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности;
  3. функционирование в сфере административной деятельности;
  4. дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;
  5. выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Полномочия возлагаются на дознавателя начальником органа дознания. Тем не менее, в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не допускается возложение полномочий по проведению предварительного расследования в форме дознания на то лицо, которое осуществляло или осуществляет по данному уголовному делу оперативно-розыскную деятельность.

Дознаватель вправе самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия, а также принимать процессуальные решения. По окончании предварительного расследования в форме дознания дознаватель составляет обвинительное заключение, которое утверждается начальником органа дознания.

Обвинительное заключение вместе с материалами уголовного дела направляется прокурору для утверждения и передаётся в суд [2].

Итак, основными отличиями процессуальных форм предварительного расследования преступлений являются:

  • категория уголовных дел, отнесенных законодательно к подследственности;
  • субъект предварительного расследования;
  • сроки досудебного производства по уголовному делу;
  •  процедура окончания предварительного следствия или дознания;
  • итоговое решение следователя или дознавателя.

Таким образом, предварительное следствие и дознание не только тесно взаимосвязаны между собой, образуя в целом специфическую систему досудебного производства, но и обусловливают друг друга, в связи с чем нельзя судить о первичности возникновения формы предварительного расследования.

Сущность взаимодействия следователей с дознавателями при расследовании общественно опасных деяний выражается, прежде всего, в коллегиальном расследовании и раскрытии преступлений, в самостоятельном выполнении каждым своих обязанностей и согласованности действий при соблюдении законности.

Предварительное следствие и дознание являются взаимодополняемыми и равнозначными институтами досудебного производства.

Библиографический список

  1. Афанасьев А.Ю. Основы обеспечения безопасности органов предварительного расследования и ее современное состояние // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2016. № 8-2.
  2. Жукова Н.А., Диденко О.В. Формы предварительного расследования в уголовном судопроизводстве России // ППД. 2015. № 1.
  3. Козодаев А.В. Дознание как форма предварительного расследования // Достижения науки и образования. 2018. № 5 (27).
  4. Наметкин Д.В. Демократические новеллы и перспективы реформирования деятельности органов предварительного расследования // Юридическая техника. 2014. № 8.

Количество просмотров публикации: Please wait

автора «Федосеева Любовь Алексеевна»

Источник: http://web.snauka.ru/issues/2019/07/90142

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть