Следствие и дознание

Дознание по правилам следствия

Следствие и дознание

Горюнов Виталий Владимирович, старший прокурор отдела по надзору за процессуальной деятельностью Следственного комитета РФ прокуратуры Забайкальского края, кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются проблемные вопросы, возникающие в ходе осуществления надзора за расследованием следователями Следственного комитета РФ уголовных дел в форме дознания.

Ключевые слова: дознание; предварительное расследование; следователь; Следственный комитет; прокурор.

Inquiry according to investigation rules

V.V. Goryunov

The article examines the problematic issues arising in the course of supervision over investigation into criminal cases in the form of inquiry by investigators of the Russian Investigative Committee.

Key words: inquiry; preliminary investigation; investigator; the Investigative committee; public prosecutor.

В настоящее время в России дознание является одной из форм предварительного расследования наряду с предварительным следствием.

На первый взгляд, избранная законодателем модель правового регулирования порядка производства дознания довольно проста: как указано в ч. 1 ст. 223 УПК РФ, на дознание распространяются все те же правила, что установлены для предварительного следствия, за исключением отдельных положений, предусмотренных гл. 32 УПК РФ.

Действительно, для правоприменителя ситуация является довольно ясной, если речь идет об осуществлении дознания основным его субъектом – дознавателем. Однако современный институт дознания тем своеобразен, что осуществлять производство по уголовному делу в форме дознания может не только дознаватель, но и следователь, а именно следователь Следственного комитета РФ (п. 7 ч. 3 ст.

151 УПК). Как известно, в последние годы законодателем предприняты серьезные меры в целях организационного и процессуального обособления органов следствия (в том числе непосредственно создание Следственного комитета России), что привело к еще более существенному разведению статусов следователя и дознавателя.

Несмотря на эти различия, когда перед следователем Следственного комитета возникает необходимость расследования уголовного дела в форме дознания, он руководствуется нормами гл. 32 УПК, в которых такой субъект, как следователь, практически не упоминается (за исключением ч. 6 ст. 223 УПК).

Тем самым следователь вынужден опираться на нормы, предназначенные для упорядочения работы дознавателя. Отсюда на практике возникают проблемы, которые в силу законодательного пробела встречают неоднозначные решения.

Например, некоторые правоприменители полагают, что по окончании производства по уголовному делу, расследованному следователем в форме дознания, должно составляться обвинительное заключение, а не обвинительный акт, так как согласно ч. 1 ст.

225 УПК обвинительный акт составляется дознавателем. Такая позиция представляется необоснованной, поскольку осуществление расследования следователем в этом случае не влечет изменения самой процедуры дознания, которая в соответствии с нормой закона заканчивается составлением обвинительного акта.

Безусловно, такой вопрос не возник бы, если бы редакция ч. 1 ст. 225 УПК выглядела следующим образом: “По окончании дознания дознаватель (следователь) составляет обвинительный акт”. До внесения соответствующих корректировок в гл.

32 УПК РФ при осуществлении дознания следователем необходимо применять соответствующие положения этой главы по правилам прямой аналогии.

Между тем особенность статуса следователя заключается в том, что ему, в отличие от дознавателя, прокурор (по общему правилу) не вправе давать обязательные для исполнения указания.

Отношения “прокурор-следователь” являются сугубо надзорными, в то время как отношениям “прокурор-дознаватель” свойственны некоторые контрольные элементы, и прокурор в какой-то степени осуществляет процессуальный контроль за деятельностью дознавателя (в частности, при продлении срока дознания, даче согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, изменении или отмене меры пресечения, даче согласия на прекращение дела в связи с примирением сторон или деятельным раскаянием – следователю во всех этих случаях требуется согласие руководителя следственного органа, а не прокурора). Иными словами, если дознаватель в своей процессуальной деятельности непосредственно ориентирован на прокурора, то следователь – на руководителя следственного органа. Все эти обстоятельства, свидетельствующие о разнополюсной направленности статусов следователя и дознавателя, подчас не позволяют использовать прямую аналогию закона при определении порядка осуществления следователем дознания.

Подтверждением тому являются изменения, внесенные в ст. 223 УПК ФЗ от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия”. Этим Законом ст. 223 УПК дополнена ч. 6, регулирующей порядок продления срока дознания, осуществляемого следователем.

До введения этой нормы в уголовно-процессуальном законодательстве не было каких-либо изъятий относительно порядка продления срока дознания, если производство по делу осуществлял следователь. В связи с этим многие правоприменители руководствовались правилами, установленными ч. ч. 3 – 5 ст. 223 УПК, согласно которым срок дознания может быть продлен прокурором.

Между тем новая норма, введенная ФЗ от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ, совсем иным образом расставила акценты в отношениях прокурора и следователя при осуществлении последним дознания. Согласно ч. 6 ст.

223 УПК продление срока дознания по уголовным делам, находящимся в производстве следователя Следственного комитета, осуществляется соответствующим руководителем следственного органа Следственного комитета в порядке, установленном ч. ч. 3 – 5 ст. 223 УПК.

Тем самым законодатель дал понять, что переход следователя из одной формы предварительного расследования в другую по конкретному уголовному делу не влияет на его независимость и не колеблет общей системы взаимоотношений “прокурор-следователь”, установленной уголовно-процессуальным законодательством.

По этим же причинам полагаем, что прокурор не вправе давать обязательные для исполнения указания следователю по уголовному делу, которое расследуется в форме дознания. Кроме того, в п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК четко отражено, что давать письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий прокурор вправе именно дознавателю; про полномочие прокурора давать указания следователю законодатель не упоминает.

Несмотря на сохранение за следователем основных элементов его базового процессуального статуса, при осуществлении дознания по отдельным уголовным делам все-таки остаются моменты, которые в определенных ситуациях приравнивают статус следователя к статусу дознавателя.

В частности, законодатель не предусмотрел возможность обжалования следователем либо дознавателем решения прокурора о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания или пересоставления обвинительного акта. Нормы, аналогичной по своему содержанию положениям ч. 4 ст.

221 УПК, устанавливающим процедуру обжалования указанного решения прокурора по уголовному делу, расследованному в форме предварительного следствия, в ст. 223 УПК нет. В этих условиях обжалование решения прокурора, принятого в порядке п. 2 ч. 1 ст. 226 УПК, по правилам ч. 4 ст.

221 УПК представляется недопустимым до внесения соответствующих изменений в УПК.

Помимо этого, п. 2 ч. 1 ст. 226 УПК содержит еще одно положение, свидетельствующее об отступлении от общих принципов взаимоотношений прокурора и следователя на досудебной стадии.

Согласно указанной норме при возвращении уголовного дела следователю прокурор может установить срок для производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта – не более 3 суток.

Иными словами, при возвращении следователю уголовного дела для производства дополнительного дознания имеет место уникальная ситуация, когда срок дополнительного расследования устанавливается не руководителем следственного органа, а прокурором, причем срок этот сокращенный (собственно, и прокурору по рассматриваемой категории уголовных дел законодателем определен сокращенный срок для изучения материалов и принятия по ним решения – 2 суток). В то же время дальнейшее продление срока дознания (свыше указанных 10 и 3 суток) осуществляется на общих основаниях и в порядке, которые установлены ч. ч. 3 – 5 ст. 223 УПК, т.е. руководителем следственного органа.

Нечеткое регулирование порядка производства по уголовным делам, которые расследуются следователем в форме дознания, также ставит на повестку дня вопрос о правомерности заключения досудебных соглашений о сотрудничестве по этой категории дел.

По уголовным делам, находящимся в производстве дознавателя, ситуация изначально ясна – дознаватель не назван в гл. 40.1 УПК как субъект, компетентный рассматривать ходатайство подозреваемого о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве. Согласно ч. 3 ст. 317.

1 УПК первоначальным этапом процедуры заключения досудебного соглашения о сотрудничестве является направление ходатайства прокурору через следователя, причем следователь осуществляет предварительное рассмотрение поступившего ходатайства.

В связи с этим заслуживает поддержки позиция авторов пособия “Досудебное соглашение о сотрудничестве по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности”, согласно которой в целях обеспечения конституционного принципа равенства всех перед судом в случае поступления дознавателю ходатайства подозреваемого о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве прокурор в соответствии с предоставленными ему ст. 37 УПК полномочиями должен изъять уголовное дело у дознавателя и передать его для расследования следователю, который и рассмотрит ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве .
См.: Решетова Н.Ю., Конярова Ж.К. Досудебное соглашение о сотрудничестве по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности: Пособие / Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. М., 2011. С. 16.

В то же время следователь, осуществляющий расследование в форме дознания, обязан руководствоваться специальными нормами, предусмотренными гл. 32 “Дознание” УПК. Согласно ч. 1 ст. 223 УПК предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном гл. 21, 22 и 24 – 29 УПК, с изъятиями, предусмотренными гл. 32 УПК. Как видим, ссылки на гл.

40.1 УПК, устанавливающую процедуру заключения и реализации досудебного соглашения о сотрудничестве, в этой норме нет. Тем самым законодатель не допустил возможность заключения указанного рода соглашений при расследовании уголовного дела в форме дознания. Лишним подтверждением этого вывода является и то, что в соответствии с ч. 4 ст. 317.4, ч. 1 ст. 317.

5 УПК при выполнении обвиняемым условий соглашения прокурор утверждает обвинительное заключение и выносит представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу.

Про вынесение соответствующего представления в случае утверждения обвинительного акта, которым заканчивается дознание, в названных нормах не упоминается.

Таким образом, по уголовным делам, расследующимся в форме дознания, независимо от того, в чьем производстве такое дело находится – дознавателя или следователя Следственного комитета, заключение досудебного соглашения о сотрудничестве не допускается.

Полагаем, что в случае поступления следователю ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве по уголовному делу, которое расследуется в форме дознания, следователь должен инициировать перед надзирающим прокурором вопрос об изменении формы предварительного расследования.

Хотелось бы также отметить, что порой некоторые работники органов следствия придерживаются позиции, согласно которой форму предварительного расследования по уголовному делу вправе определять сам следователь либо руководитель следственного органа.

Иными словами, если следователь или его руководитель посчитал, что уголовное дело необходимо расследовать не в форме дознания, а в форме предварительного следствия, он вправе самостоятельно без участия прокурора принять такое решение. Эта точка зрения не основана на нормах уголовно-процессуального законодательства. Законодатель в ст.

150 УПК четко указал, какие уголовные дела расследуются в форме дознания, а какие – в форме предварительного следствия. Изменение установленной законом формы расследования в силу ч. 4 ст. 150 УПК допускается только по письменному указанию прокурора. Тем самым никто, кроме прокурора, форму расследования по уголовному делу изменить не вправе.

В свою очередь, несоблюдение правил о форме предварительного расследования может повлечь за собой признание полученных доказательств недопустимыми со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Как видим, в силу недостатков законодательного регулирования институт дознания, осуществляемого следователем Следственного комитета, вызывает серьезные вопросы.

Их решение на практике осложняется тем, что, даже работая в рамках одной и той же формы предварительного расследования – дознания, следователь и дознаватель в силу различия процессуальных статусов не могут осуществлять производство по уголовному делу в равных условиях и на равных правовых основах.

Исторически в отечественном уголовном процессе следствие и дознание были совершенно разными процессуальными формами, и законодатель их четко разделял. Действующий УПК допускает пересечение этих форм, однако точки их пересечения должным образом не отлажены, что требует скорейшего вмешательства законодателя.

Пристатейный библиографический список

Досудебное соглашение о сотрудничестве по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности: Пособие / Н.Ю. Решетова, Ж.К. Конярова; Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/61251-doznanie-pravilam-sledstviya

Ст 150 УПК РФ: предварительное расследование в уголовном процессе и деле, формы следствия

Следствие и дознание

В предыдущих статьях были рассмотрены вопросы, касающиеся такой стадии в уголовном процессе, как возбуждение уголовного дела.
Настоящая публикация открывает серию консультаций, посвященных стадии предварительного расследования.

Предварительное расследование – это регламентированная УПК РФ деятельность органов дознания и предварительного следствия по установлению и изобличению лиц, виновных в совершении преступления, обеспечению обоснованного привлечения их в качестве обвиняемых и установлению всех обстоятельств совершенного преступления для правильного разрешения уголовного дела.

Предварительное расследование осуществляется в двух формах: после возбуждения уголовного дела следователь приступает к производству предварительного следствия, а орган дознания по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, осуществляет дознание.

Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие. Оно проводится по подавляющему большинству уголовных дел.

Предварительное следствие производится следователями согласно подследственности, установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ.

Вопрос 2. Формы предварительного расследования

В соответствии с ч. 1 ст. 150 УПК РФ процессу­альная деятельность в стадии предварительного расследования осуществляется в двух формах: дозна­ния

и
предварительного следствия.
Дознание– форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного расследования необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ).

Перечень составов преступлений, по которым проводится дознание, закреплён в ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Кроме того, по уголовным делам об иных преступлениях небольшой или средней тяжести также может проводиться дознание, но только по письменному указанию прокурора.

При этом, опять-таки по письменному указанию прокурора уголовные дела, по которым должно проводиться дознание, могут быть переданы и для производства предварительного следствия (ч. 4 ст. 150 УПК РФ).

В связи с этим представляется, что законодателем отдаётся предпочтение предварительному следствию как наиболее значимой форме предварительного расследования.

В связи с изложенным, предварительное следствие– это основная форма предварительного расследования, осуществляемая по большинству уголовных дел следователем (или следственной группой) в пределах установленных УПК РФ полномочий, связанных с уголовным преследованием лиц, виновных в совершении преступлений.

Между указанными формами предварительного расследования имеются как сходства, так и различия. Это связано с тем, что одна из них (дознание) является усечённой и облегчённой, но при этом как в одной, так и в другой – происходит расследование уголовных дел.

Сходство двух форм предварительного расследования заключаются в следующем:

1) в совпадении их ос­новных задач (раскрытие преступления и изобличение лиц, совершивших его);

2) в равной обязанности возбуждения уголовного дела и расследования его обстоятельств в случаях обнаружения признаков преступления;

3) в схожести основных процессуальных полномочий и обязанностей каждого из орга­нов расследования;

4) в единстве правовой основы их деятельности;

5) в соблю­дении единой процессуальной формы при производстве следственных и иных процессуальных действий.

Различия указанных форм заключаются в следующем:

1) в производстве каждой из форм расследования разными органа­ми (ст. 38, 40 УПК);

2) в различных сроках ведения следствия и дознания (ст. 162, 223 УПК);

3) в разграничении круга уголовных дел, образующих подследствен­ность органов расследования (ст. ст. 150, 151 УПК);

4) в несколько большей процессуальной самостоятельности следовате­ля по сравнению с дознавателем при производстве по уголовному делу, что выражается в возможности невыполнения ряда указаний руководителя следственного органа, исполнение которых, в случае их обжалования, приостанавливается (изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объёма обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются по судебному решению, а также направления дела в суд или прекращению – ч. 3 ст. 39 УПК). Кроме того, указания прокурора вообще не являются для следователя обязательными, а принимаемые следователем решения (за исключением решения о возбуждении уголовного дела) вообще не могут прокурором отменяться. Это не касается прав прокурора при принятии решения по поступившему к нему уголовному делу с обвинительным заключением (ст. 221); однако, если прокурор не утвердил обвинительное заключение, то и в этом случае следователь вправе обжаловать его решение, действие которого приостанавливается. В то же время, для дознавателя все указания прокурора, начальника органа дознания и начальника подразделения дознания являются обязательными (ч. 4 ст. 41 и ч. 4 ст. 40.1 УПК РФ), а их обжалование не приостанавливает их исполнение. Вместе с тем, при принятии процессуальных решений и при производстве следственных действий дознаватель руководствуется общими условиями предварительного расследования и действует в строгом соответствии с нормами и правилами, предусмотренными УПК РФ (это закреплено в ч. 1 ст. 223 УПК РФ);

5) в более упрощённой процедуре дознания по сравнению с предвари­тельным следствием, исключающей, как правило, предъявление обвинения лицу, привлекаемому к уголовной ответственности, в качестве самостоя­тельного процессуального действия (ч. 3 ст.

224 УПК), и необязательности ознакомления гражданского истца, гражданского ответчика и их представи­телей с материалами уголовного дела по окончании расследования вообще, а также потерпевшего и его представителя – в случае отсутствия их ходатай­ства об этом;

6) в наименовании, а частично и в содержании итогового процессуаль­ного документа, завершающего предварительное следствие (обвинительное заключение – ст. 220 УПК РФ) и дозна­ние (обвинительный акт – ст. 225 УПК РФ) в случаях принятия решения о дальнейшем направлении уголовного дела для его рассмотрения в суд.

Существование двух сходных, но в то же время самостоятельных форм предварительного расследования оправдано потребностями правопримени­тельной практики.

В виде дознания расследуются уголовные дела о преступ­лениях небольшой тяжести, а также о некоторых преступлениях средней тя­жести, которые, как правило, не представляют сложности в доказывании и малообъёмны по содержанию материалов уголовного дела.

Это позволяет расследовать такие преступления в упрощён­ной и ускоренной форме специализированными подразделениями дознания, высвобождая силы и средства аппаратов предварительного следствия для более эффективной работы по тяжким и особо тяжким преступлениям.

Характерной чертой деятельности органов дознания является сочетание следственных действий, оперативно-розыскной, а также административной деятельности. В частности, п. 1 ч. 1 ст.

41 УПК РФ предусмотрено, что полномочия органов дознания в части производства дознания (по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно) возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем.

Следовательно, это может касаться не только специализированных подразделений дознания, но также и тех подразделений и служб, основной обязанностью которых является оперативно-розыскная и административная деятельность.

Для органов предварительного следствия, в свою очередь, расследование уголовных дел является единственной функцией.

Таким образом, если при производстве предварительного следствия субъектом расследования является следователь, то при производстве дознания в этом качестве наряду с лицом, непосредственно выполняющим дознание, выступает и орган дознания.

В соответствии с законом (ч. 2 ст. 151 УПК РФ) предварительное следствие осуществляется:

— следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации;

— следователями органов федеральной службы;

— следователями органов внутренних дел Российской Федерации;

— следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Дознание в соответствии с законом (ч. 3 ст. 151 УПК РФ) производится:

— дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации;

— дознавателями пограничных органов федеральной службы Российской Федерации;

Источник: https://system-bryansk.ru/ugolovnyj-process/predvaritelnoe-sledstvie.html

Дознание – это… Формы дознания. Органы предварительного дознания

Следствие и дознание

Деятельность человека далеко не всегда носит правомерный характер. Очень часто люди выходят за рамки дозволенного. Такие деяния называются правонарушениями, потому что они фактически уничтожают существующий юридический порядок в государстве.

Конечно, степень урона общественным отношениям от подобного рода действий может быть совершенно разная. Все зависит от тяжести совершенного деяния. При этом большой интерес вызывают не только правонарушения, но еще и процесс их выявления и пресечения.

В Российской Федерации этим занимаются специальные правоохранительные органы, которые уполномочены на реализацию определенной деятельности законодательством. Тип правонарушения в данном случае играет большую роль. От этого фактора будет зависеть форма разбирательства и вид ведомства, который станет её непосредственно реализовывать.

Как мы знаем, наиболее опасными для общества правонарушениями являются уголовные преступления.

Такие действия преследуются действующим законодательством, и за их совершение предусмотрена юридическая ответственность в соответствии с санкциями Уголовного кодекса России.

Разбирательство по преступлениям, в свою очередь, осуществляется в виде досудебного расследования, которое имеет две формы: следствие и дознание. Последний тип имеет собственные особенности и специфический правовой регламент.

Расследование. Понятие

Разбирательство по преступлениям характеризуется целым рядом определенных специфических аспектов. Формы данной деятельности являются элементами одного института – расследования преступлений. В науке уголовного процесса она представлена как ряд действий уполномоченных органов, осуществляемых с целью получения каких-либо сведений по совершенным общественно опасным деяниям.

Помимо того, расследование производится для выявления условий и причин преступления, лиц, реализовавших его, а также для применения к ним мер уголовной ответственности.

Деятельность такого рода развивалась много лет подряд на территории современной РФ.

На сегодняшний день расследование преступлений осуществляется представителями соответствующих правоохранительных органов России в таких формах, как предварительное дознание и следствие. Следует отметить, что оба типа имеют общие и различные черты.

Отличие дознания от следствия

Итак, мы выяснили, что дознание – это один из элементов или же форм расследования преступлений. Однако существует такое понятие, как следствие. Очень часто дознание и следствие путают между собой. Чтобы разграничить сущность терминов, необходимо разобраться в их значении.

Прежде всего, следует учитывать тот факт, что дознание и следствие – это формы расследования преступлений. То есть в обоих случаях мы говорим об установлении фактических данных о совершенном общественно опасном деянии.

Но существуют свои нюансы. Основным разграничивающим фактором является тяжесть совершенных преступлений. Иными словами, дознание проводится по деяниям небольшой и средней тяжести, а следствие – по тяжким и особо тяжким.

По итогу каждой деятельности составляется собственный документ. При дознании мы имеем обвинительный акт, а при следствии – обвинительное заключение.

Таким образом, представленные формы деятельности являются совершенно разными.

Поэтому дознание и предварительное следствие необходимо понимать и разграничивать, так как степень применяемых мер юридической ответственности в обоих случаях будет разная.

Понятие дознания

При анализе любого явления необходимо брать во внимание его значение. Ведь именно в понятии сокрыта основная суть и возможности той или иной деятельности. Таким образом, дознание – это форма расследования преступлений, о чем уже было указано выше, целью которой является осуществление разбирательства по факту совершения преступлений небольшой и средней тяжести.

Стоит отметить, что данная форма расследования известна не только в Российской Федерации. Она активно используется во многих странах Восточной Европы и Ближнего Востока. Помимо своего чисто практического предназначения, институт дознания играет большую роль для научного изучения расследования в рамках отечественного законодательства.

Характерные особенности института

Осуществление дознания происходит в строгих процессуальных рамках. При этом существует специфика данной формы расследования, которая проявляется в нескольких определенных аспектах, а именно:

  • дознание проводится лишь по делам, в которых есть подозреваемый;
  • по итогу деятельности издается обвинительный акт;
  • проведение дознания происходит на протяжении тридцати суток;
  • продолжение срока проведения дознания допускается, но не более чем на тридцать суток;
  • описанная форма расследования реализуется разными правоохранительными органами, в которых есть отдел дознания.

Представленные особенности полностью раскрывают специфику института и его возможности в рамках расследования уголовных преступлений.

Формы дознания

При всей простоте своего регулирования описанный в статье институт может реализоваться совершенно по-разному. Алгоритм осуществления будет зависеть от формы дознания. На сегодняшний день существует несколько основных форм, если брать во внимание положения действующего уголовно-процессуального законодательства:

  1. Дознание в полной форме.
  2. Сокращенное дознание.
  3. Реализация неотложных следственных действий.

Последняя форма является наиболее простой, если сравнивать её с двумя другими. Её суть заключается в том, что органы дознания после возбуждения уголовного дела реализуют необходимые следственные действия, целью которых является фиксация следов общественно опасного деяния.

Особенностью формы является тот факт, что после осуществления всей необходимой деятельности материалы передаются следователю. То есть такой тип проведения дознания существует для обеспечения расследования целиком, дабы не допустить потери каких-либо важных сведений и т. п.

Сокращенная форма

Достаточно интересным является дознание сокращенного типа. Такого рода процессуальная деятельность вполне возможна, если брать во внимание положения отечественного законодательства.

Сокращенное дознание – это производство, применимое в случае неопровержимой и неоспоримой причастности конкретного лица к преступлению. Такая форма существует для ограничения нерациональной растраты средств и сил органов расследования, которая может возникнуть вследствие разбирательства.

По сути, сокращенное дознание – это возможность сэкономить время. Но для производства такой формы необходимо наличие ряда обязательных моментов.

Специфика производства

Дознание в сокращенной форме осуществляется лишь в том случае, если для этого есть определенные основания. Ключевые особенности производства представлены в главе 32(1) Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Следует отметить, что условия, перечисленные в законе, должны быть соблюдены все без исключения, а именно:

  • возбуждается уголовное дело по факту преступления;
  • подозреваемый полностью признает совершенное им деяние, вред, нанесенный им, а также не оспаривает правовую квалификацию;
  • обстоятельства, препятствующие осуществлению дознания, отсутствуют.

Большое значение имеет последний пункт. Его элементы представлены в статье 226(2) УПК Российской Федерации.

Представленная норма, то есть статья 226(2) УПК, содержит в себе ряд обстоятельств, наличие которых не позволяет реализовать сокращенную форму дознания. К таковым моментам относятся следующие:

  • подозреваемый – несовершеннолетнее лицо;
  • существуют основания для реализации мер медицинского характера;
  • лицо совершило несколько деяний, по одному из которых проводится предварительное следствие;
  • подозреваемый не владеет языком судопроизводства;
  • против сокращенного дознания возражает потерпевший.

Наличие хотя бы одной из этих особенностей исключает проведение сокращенного порядка дознания.

Процедура сокращенного производства

Существует несколько основных особенностей проведения дознания в сокращённой форме помимо ранее представленных:

  1. Срок дознания в сокращенной форме начинает исчисляться с момента вынесения постановления о реализации такого типа производства. При этом период расследования в данном случае составляет не более пятнадцати суток.
  2. Объем действий ограничивается наиболее неотложными и необходимыми, которые полностью доказывают вину преступника и размер нанесенного им вреда.
  3. В таком производстве в обязательном порядке участвует защитник.
  4. Наказание, назначаемое судом, не должно превышать половины размера или срока наиболее сурового вида, предусмотренного в санкции той или иной статьи.

Следует отметить тот факт, что дознание в сокращенной форме может быть прекращено и возобновлено в обычном порядке. Этот факт является основной гарантией обеспечения свобод и прав человека.

Органы предварительного дознания

Далеко не все органы и их должностные лица могут реализовать описанную в статье форму расследования. Перечень субъектов, которые имеют в своей структуре отдел дознания, представлен в статье 40 УПК Российской Федерации. Согласно её положениям, уполномоченными органами являются:

  • органы внутренних дел, а также иные правоохранительные ведомства, имеющие право реализовывать оперативно-розыскную деятельность;
  • Федеральная служба судебных приставов;
  • Военная полиция ВС РФ, командиры частей, начальники учреждений военного характера;
  • Государственный пожарный надзор;
  • капитаны судов дальнего плаванья;
  • начальники арктических станций, руководители зимовок;
  • главы консульских и дипломатических представительств.

Таким образом, исключительно представленные выше органы предварительного дознания могут реализовывать описанную форму расследования при определенных условиях.

Профессиональный праздник

Существование дознавателей в различных органах нашего государства обусловило необходимость создания особого праздника. Таковым можно назвать День дознания. Он отмечается ежегодно шестнадцатого октября. Стоит отметить, что в этот день празднует Дознание МВД и все иные органы, в структуре которых предусмотрены соответствующие отделы. Это для них особый праздник.

День дознания во многом доказывает необходимость такой деятельности и её значимую роль в процессе борьбы с преступностью на территории Российской Федерации.

Источник: https://FB.ru/article/261240/doznanie---eto-formyi-doznaniya-organyi-predvaritelnogo-doznaniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть