Соотношение дознания и предварительного следствия

Соотношение форм предварительного расследования

Соотношение дознания и предварительного следствия

Формы предварительного следствия.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство РФ предусматривает две основные формы (два процессуальных порядка) производства предварительного расследования: дознание (упрощенная форма) и предварительное следствие (основная форма).

Форма предварительного расследования – это совокупность процедур, условий и гарантий этой стадии. Форма предварительного расследования может усложняться или упрощаться в зависимости от степени тяжести преступлений и сложности их расследования.

Предварительное следствие – это наиболее полная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и реализации прав участников процесса. Оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением тех, по которым производится дознание и дел возбуждаемых в порядке частного обвинения.

Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Для предварительного следствия в полной мере действуют все общие условия расследования, в нем реализованы все его институты, его срок составляет 2 месяца с возможностью дальнейшего продления.

Дознание – это упрощенная форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно

Третьей формой предварительного расследования, подчиненной предварительному следствию, является производство неотложных следственных действий органом дознания (ст. 157 УПК).

Производство неотложных следственных действий органом дознания – это факультативный начальный этап расследования, на котором орган дознания в неотложной ситуации вместо следователя возбуждает уголовное дело и выполняет процессуальную и оперативно-розыскную деятельность в целях быстрейшего закрепления следов преступления и установления лиц, совершивших преступление (п. 2 ч. 2 ст. 40; ст. 157 УПК). Не позднее 10 суток с момента возбуждения дела орган дознания обязан направить его прокурору для передачи следователю

Соотношение форм предварительного расследования.

Вместе с тем и дознание, и предварительное следствие, являясь формами одного и того же этапа процессуальной деятельности — предварительного расследования, направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных задач. Следовательно, порядок осуществления того и другого очень близок.

Это, в частности, выражается в общих условиях предварительного расследования, в единых способах собирания и проверки доказательств, в одинаковых требованиях по обеспечению прав и законных интересов участвующих лиц, в идентичных средствах государственного принуждения и т. д.

И дознаватель, и следователь наделены иными общими процессуальными полномочиями; деятельность обоих участников осуществляется при условии судебного и ведомственного контроля, а также прокурорского надзора.

Доказательства, полученные при производстве дознания, имеют для суда такую же юридическую силу, как и доказательства, собранные в ходе предварительного следствия.

Дознание и предварительное следствие — это очень близкие, но все же самостоятельные формы предварительного расследования.

Предварительное следствие считается основной формой расследования, так как в ней наиболее полно представлены все процессуальные возможности досудебного производства и гарантии прав участвующих лиц.

Поэтому расследование большинства уголовных дел осуществляется именно в форме предварительного следствия.

В свою очередь, дознание является упрощенной формой расследования. Его проведение возможно лишь по некоторым уголовным де лам о преступлениях небольшой или средней тяжести и не представляющих большой сложности в расследовании.

Сходство двух форм предварительного расследования заключаются в следующем:

1) в совпадении их ос­новных задач (раскрытие преступления и изобличение лиц, совершивших его);

2) в равной обязанности возбуждения уголовного дела и расследования его обстоятельств в случаях обнаружения признаков преступления;

3) в схожести основных процессуальных полномочий и обязанностей каждого из орга­нов расследования;

4) в единстве правовой основы их деятельности;

5) в соблю­дении единой процессуальной формы при производстве следственных и иных процессуальных действий.

Различия указанных форм заключаются в следующем:

1) в производстве каждой из форм расследования разными органа­ми (ст. 38, 40 УПК);

2) в различных сроках ведения следствия и дознания (ст. 162, 223 УПК);

3) в разграничении круга уголовных дел, образующих подследствен­ность органов расследования (ст. ст. 150, 151 УПК);

Соотношение

Соотношение предварительного следствия и дознания. К общим чертам этих форм предварительного расследования относятся:

• единое предназначение (задачи, цель) — ст. 6 УПК РФ;

• равная обязанность осуществления уголовного преследования (ст. 21 УПК РФ);

• соблюдение единой процессуальной формы при расследовании уголовных дел (ст. 164, 166 УПК РФ);

• равное доказательственное значение установленных по делу фактов;

• как следователь, так и дознаватель наделены необходимыми процессуальными полномочиями, которые носят властный характер (ст. 38, 41 УПК РФ);

• как следователь, так и дознаватель наделены в основном процессуальной самостоятельностью и независимостью при принятии решений по уголовному делу и несут полную ответственность за законное своевременное и обоснованное проведение предварительного расследования;

Источник: https://poisk-ru.ru/s41662t7.html

Дознание в органах внутренних дел

Соотношение дознания и предварительного следствия

Предварительное расследование — вторая после возбуждения уголовного дела стадия уголовного процесса.

м стадии предварительного расследования является деятельность следователя и дознавателя по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления, и подготовке материалов уголовного дела для судебного разбирательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 150 УПК предварительное расследование может осуществляться в двух формах — предварительное следствие или дознание.

Между этими смежными формами предварительного расследования закон устанавливает определенное соотношение черт сходства и различия.

Сходство двух форм расследования проявляется:

  1. в единстве основных задач (раскрытие преступления и изобличение лиц, совершивших его);
  2. в равной обязанности возбуждения уголовного дела и расследования его обстоятельств в случаях обнаружения признаков преступления;
  3. в схожести основных процессуальных полномочий и обязанностей каждого из органов расследования;
  4. в единстве правовой основы их деятельности;
  5. в соблюдении единой процессуальной формы при производстве следственных и иных процессуальных действий.

Достаточно существенны различия между предварительным следствием и дознанием, состоящие:

  1. в производстве каждой из этих форм расследования разными органами (ст. 38, 40 УПК);
  2. в различных сроках ведения следствия и дознания (ст. 162. 223 УПК);
  3. в разграничении круга уголовных дел, образующих подследственность органов расследования (ст. 150. 151 УПК);
  4. в несколько большей процессуальной самостоятельности следователя, по сравнению с дознавателем;
  5. в более упрощенной процедуре дознания по сравнению с предварительным следствием;
  6. в наименовании, а частично и в содержании итогового процессуального акта в случаях принятия решения о дальнейшем направлении уголовного дела для его рассмотрения в суд.

Предварительное следствие производится процессуально самостоятельным должностным лицом — следователем. Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, исчерпывающий перечень которых приводится в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК.

Под дознанием в уголовном процессе понимается форма предварительного расследования по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно.

Дознание, как и предварительное следствие, призвано решать задачи уголовного судопроизводства и носит процессуальный характер, т.е.

порядок его производства регламентируется уголовно-процессуальным законом, что придает доказательственное значение фактическим данным, получаемым в ходе дознания.

По делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, дознаватель возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами, установленными УПК РФ для предварительного следствия, принимает все предусмотренные законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. При этом дознаватель уполномочен производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, свойственные следователю.

Должностные лица, имеющие право осуществлять производство дознания.

Дознание производится:

  1. дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК, за исключением уголовных дел, указанных в п. 306 ч. 3 ст. 151 УПК;
  2. дознавателями пограничных органов ФСБ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 253 (нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе), ст. 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами ФСБ), ч. 1 ст. 322 (незаконное пересечение Государственной границы РФ), ч. 1 ст. 323 (противоправное изменение Государственной границы РФ) и ч. I ст. 188 (в части, касающейся контрабанды, задержанной пограничными органами ФСБ в отсутствие таможенных органов РФ) УК РФ;
  3. дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 157 (уклонение от уплаты алиментов), ч. 1 ст. 294 (воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования), ст. 297 (неуважение к суду), ч. 1 ст. 311 (разглашение сведений о мерах безопасности, примененных в отношении судьи и участников уголовного процесса), ст. 312 (незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации) и ст. 315 (неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта) УК РФ;
  4. дознавателями таможенных органов РФ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 (контрабанда) и ст. 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица) УК РФ;
  5. дознавателями органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 168 (уничтожение или повреждение имущества по неосторожности), ч. 1 ст. 219 (нарушение правил пожарной безопасности), ч. 1 ст. 261 (уничтожение или повреждение лесов в результате неосторожного обращения с огнем) УК РФ;
  6. следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК;
  7. дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.2. ч. 1 ст. 230, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 232, ст. 233 и ч. 1 и 4 ст. 234 УПК.

Кроме того, по письменному указанию прокурора дознавателям могут быть переданы для производства дознания уголовные дела об иных преступлениях небольшой и средней тяжести, подследственные органам предварительного следствия.

Уголовные дела о преступлениях, подследственных дознавателям, по письменному указанию прокурора могут быть переданы для производства предварительного следствия (ч. 4 ст. 150 УПК).

Полномочия по производству дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания, его заместителем или начальником подразделения дознания (п. 1 ч. 1 ст. 40.1, ч. 1 ст. 41 УПК).

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст.

41 УПК не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Расследование в форме дознания имеет свои особенности.

Так, дознаватели не вправе расследовать преступления, совершенные военнослужащими и лицами, которые отнесены к особой категории лиц (раздел 17 УПК РФ).

Производство дознания в отношении судей, прокуроров, следователей и иных лиц, обладающих должностными иммунитетами, перечисленных в ст. 447 УПК, п. «в» ч. 1 ст.

151 УПК, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении этих лиц в связи с их профессиональной деятельностью, находится в компетенции следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ (п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК).

Производство о применении принудительных мер медицинского характера.

Данное производство осуществляется в отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение.

По таким уголовным делам законодатель предусматривает обязательное производство предварительного следствия. Из смысла закона видно, что одно обстоятельство того, что лицо состоит на учете у психиатра, не является основанием для передачи уголовного дела в следственный орган.

Только после проведения судебно-психиатрической экспертизы, когда заключением будет установлена невменяемость лица, совершившего деяние, дознавателем принимается решение о направлении уголовного дела по подследственности в органы предварительного следствия.

При этом дознаватель выносит мотивированное постановление о передаче уголовного дела и направляет постановление с уголовным делом прокурору. Дознаватель при этом уведомляет всех заинтересованных лиц о принятом решении. Прокурор передает уголовное дело руководителю следственного органа для организации и производства предварительного следствия по уголовному делу.

Сроки дознания. Срок дознания — 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором еще до 30 суток (ч. 2 ст. 223 УПК). В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный ч.

3 ст. 223 УПК, может быть продлен прокурорами района, города и их заместителями до 6 месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном ст. 453 УПК, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ до 12 месяцев.

Уведомление о подозрении в совершении преступления.

Федеральным законом от 6 июня 2007 г.

№ 90-ФЗ были внесены изменения в порядок дознания: уголовные дела могут быть расследованы в форме дознания не только в том случае, когда известно лицо, его совершившее, но также тогда, когда оно не установлено.

В связи с этим в уголовно-процессуальном законодательстве было установлено совершенно новое процессуальное действие — уведомление о подозрении в совершении преступления, предусмотренное ст. 223.1 УПК:

«1.

В случае, если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому и разъясняет ему права подозреваемого, предусмотренные статьей 46 УПК, о чем составляется протокол с отметкой о вручении копии уведомления. В течение 3 суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения».

В уведомлении о подозрении в совершении преступления должны быть указаны:

  1. дата и место его составления;
  2. фамилия, инициалы лица, его составившего;
  3. фамилия, имя и отчество подозреваемого, число, месяц, год и место его рождения;
  4. описание преступления с указанием места, времени его совершения, а также других обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии с п. 1 и 4 ч. 1 ст. 73 УПК;
  5. пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за данное преступление.

При наличии данных, дающих основание подозревать лицо в совершении нескольких преступлений, предусмотренных разными пунктами, частями, статьями УК РФ, в уведомлении о подозрении в совершении преступления должно быть указано, в совершении каких деяний данное лицо подозревается по каждой из этих норм уголовного закона. При установлении по одному уголовному делу нескольких подозреваемых уведомление о подозрении в совершении преступления вручается каждому из них. Копия уведомления о подозрении лица в совершении преступления направляется прокурору.

Таким образом, уведомление о подозрении в совершении преступления представляет собой одно из важнейших решений дознавателя в уголовном судопроизводстве, прямо и непосредственно затрагивающих права и интересы граждан.

Обвинительный акт. Одним из видов окончания дознания является окончание дознания составлением обвинительного акта.

Обвинительный акт фактически является формой предъявления обвинения, с этого момента лицо приобретает статус обвиняемого.

Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником органа дознания или его заместителем. Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору (ч. 4 ст. 225 УПК).

Также при производстве дознания имеются особенности при составлении обвинительного акта при избрании меры пресечения в виде содержания под стражей; при привлечении лица в качестве обвиняемого и при производстве отдельных следственных и процессуальных действий.

Существование двух сходных, но в то же время самостоятельных форм предварительного расследования оправдано потребностями правоприменительной практики.

Источник: https://isfic.info/doznanie/foat11.htm

Соотношение предварительного следствия и дознания

Соотношение дознания и предварительного следствия

              Министерство образования и науки Российской Федерации  

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Юридический институт       

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Уголовный процесс»

Соотношение предварительного следствия и дознания         

                                                                                                       __________ 

_                                                                                                    Выполнила:

                                                                                                    студентка 5    курса    

                                                          ОЗО ЮИ ТГУ

                                                                                                        Емельянова Н.В.      

                                                  Томск 2010 

                                                Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3

1.  Формы предварительного расследования в российском уголовном процессе: предварительное следствие и дознание……………………………………………..4

      1.1 Понятие предварительного расследования……………………………….4

     1.2 Субъекты предварительного следствия и дознания………………………6

     1.3 Подследственность ………………………………………………………… 7

     1.4 Сроки предварительного следствия и дознания……………………………9

     1.5 Процессуальный порядок…………………………………………………..10

2. Взаимодействие  предварительного следствия и дознания…………………..12

Заключение…………………………………………………………………………19

Список нормативно – правовых актов и литературы……………………………21               

Введение 

В стадии предварительного расследования на базе действующего законодательства следователи и дознаватели осуществляют следственные действия, необходимые для формирования полноценной доказательной базы по уголовному делу.

Защита прав и законных интересов лиц, пострадавших в результате совершенного преступления, обеспечивается в результате выявления и уголовного преследования лиц, совершивших это преступление1. Для решения данной задачи уголовно – процессуальным законодательством предусмотрен такой институт, как предварительное расследование.

Предварительное расследование – стадия уголовного процесса, начинающаяся после принятия следователем или дознавателем решения о возбуждении уголовного дела и завершающаяся сбором достаточной совокупности доказательств о предмете доказывания в целом2.

Отмеченные обстоятельства обусловили актуальность выбранной темы исследования, его цели и задачи.

Цель работы  – исследование соотношения предварительного следствия и дознания в уголовном процессе.

Эти цели определили необходимость решения следующих задач:

– выявления общего и особенного при решении вопроса о субъектах предварительного следствия и дознания

– исследование проблемы подследственности дел

– выявление особенностей исчисления срока при дознании и предварительном следствии

– анализ процессуального порядка проведения следствия и дознания 

– выявление соотношения предварительного следствия и дознания.

Современное состояние стадии предварительного расследования в системе всего реформируемого уголовного судопроизводства России характеризуется глубокой противоречивостью и неэффективностью уголовно – процессуальных порядков. В научной литературе предлагаются различные пути реорганизации как следствия, так и дознания.

В основу работы положены нормативно – правовые акты: Уголовно – процессуальный кодекс РФ, подзаконные акты. 

         1. Формы предварительного расследования в российском уголовном              

                                процессе: предварительное следствие и дознание.

    1. Понятие предварительного расследования.

Предварительное расследование – это следующая за возбуждением уголовного дела стадия российского уголовного судопроизводства, уголовно – процессуальная деятельность в которой подчинена решению задач: путем производства следственных действий по собиранию доказательств раскрыть преступление, т.е. установить фактические обстоятельства дела и лицо, совершившее преступление.

Сформулировать и обосновать обвинение, обеспечив законные условия защиты от него и для реализации прав всеми участниками процесса, создать предпосылки для привлечения виновного к уголовной ответственности по суду, обеспечить возмещение причиненного преступлением ущерба, а также выяснить обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, приняв меры по их устранению; подготовить материалы уголовного дела к судебному разбирательству3. При наличии предусмотренных законом оснований эта деятельность может закончится и прекращением уголовного дела по нереабилитирующим основаниям или же с реабилитацией невиновного обвиняемого (подозреваемого). Предварительным такое расследование называется потому, что оно ведется до суда и для суда. Однако, являясь предварительным, расследование не теряет от этого своего важного значения и не означает, что орган расследования по результатам своей работы по уголовному делу может ограничиться приблизительными, предположительными, недостоверными, мнимыми выводами. Предварительное расследование должно быть таким, чтобы у суда были все возможности правильно разрешить уголовное дело, вынести законный, обоснованный, мотивированный и справедливый приговор.

Стадию предварительного расследования в обязательном порядке проходят почти все уголовные дела (за исключением дел частного обвинения).

Как и любая другая, данная стадия уголовного судопроизводства имеет не только собственные задачи, но и свое специфическое содержание, свое начало и окончание, особый круг участников уголовно – процессуальной деятельности и завершается особым уголовно – процессуальным документом.

Она начинается с момента возбуждения и принятия уголовного дела к производству конкретным должностным лицом органа уголовного преследования – дознавателем или следователем, а заканчивается, когда установлены основания для составления обвинительного заключения или обвинительного акта или прекращения уголовного дела.

Ее основное содержание заключается в собирании, проверке и оценке доказательств, иначе говоря, в уголовно – процессуальном доказывании, составляющем стержень любого уголовного дела. Доказывание по уголовному делу связано с применением мер процессуального принуждения.

В стадии предварительного расследования неизбежны задержания, заключения под стражу и других мер пресечения, обыски и выемки, наложения ареста на имущество и другие меры государственного принуждения , применяемых в целях достижения задач, стоящих перед этой стадией и перед уголовным процессом в целом.

Здесь предельно широк круг участников уголовно – процессуальных отношений: именно в стадии предварительного расследования появляются центральные фигуры – подозреваемый и обвиняемый, вокруг которых концентрируется главная обвинительная версия органов уголовного преследования, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, свидетели, эксперты и другие участники уголовного судопроизводства, как имеющие в нем собственный интерес, так и не имеющие такового, лишь привлекаемые к участию в уголовном деле в связи с доказыванием.

Предварительное расследование  имеет принципиальное юридическое значение: результаты уголовно – процессуальной деятельности в этой стадии являются необходимыми условиями осуществления правосудия по конкретному уголовному делу и реализации установленной законом уголовной ответственности или же реабилитации невиновного. Предварительное расследование как важнейшая стадия уголовного судопроизводства имеет существенное значение для воспитания гражданского правосознания. Ее успешное завершение, будь то раскрытие преступления, привлечение виновных к законной ответственности и направление уголовного дела в суд или же прекращение уголовного дела с реабилитацией невиновного, убеждает общество в неотвратимости ответственности за совершенное преступление, в объективности и справедливости досудебного производства по уголовным делам. И наоборот, бессилие предварительного следствия, его неспособность справиться с поставленными задачами, длительное и бесплодное досудебное производство по уголовному делу, особенно с содержанием обвиняемого под стражей, способны породить общественное мнение, что такое следствие «самодостаточно» и ведется не для суда, а само по себе и ради того, чтобы сломать человека внесудебной репрессией4.

Производство предварительного расследования как в форме следствия, так и дознания подчиняется совокупности общих «сквозных» правили – требований, закрепленных в УПК РФ, которые призваны обеспечить единообразие досудебной уголовно – процессуальной процедуры и достижение задач, стоящих перед стадией предварительного расследования. В УПК РФ один из таких правил (о подследственности, месте и начале производства предварительного расследования, соединении и выделении уголовных дел и выделении материалов в отдельное производство, производстве неотложных следственных действий, об окончании расследования и др. – ст. 151- 161 УПК РФ) помещены в гл.21, которая так и называется: «Общие условия предварительного расследования». Другим, как, например, сроки предварительного следствия, производство предварительного следствия следственной и другой группой, посвящены отдельные статьи в следующей – 22 главе УПК РФ.

Таким образом, предварительное расследование – это стадия уголовного процесса, начинающаяся после принятия следователем или дознавателем решения о возбуждении уголовного дела и завершающаяся сбором достаточной совокупности доказательств о предмете доказывания в целом. 

    1. Субъекты  предварительного следствия и дознания.

 

Говоря о субъектах производства предварительного следствия, российский законодатель использует два разных термина: органы предварительного следствия (ч.2 ст.1, ч.1 ст.37 и др. УПК РФ) и следователь.

Но если понятие органа предварительного следствия в законе только упоминается, но прямо не раскрывается, то следователь определяется как должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу (п.41 ст.5, ч.1 ст.38 УПК РФ).

В отличие от ранее действовавшего процессуального закона (ст.125 УПК РСФСР), УПК РФ не именует следователя органом предварительного расследования, называя его просто должностным лицом.

Это значит, что полномочия следователя ограничены в пользу органа предварительного следствия (следственного органа или следственного подразделения), представляемого его руководителем5.

Согласно п.24 ст.5 УПК РФ органы дознания  – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

Субъектами производства дознания являются только дознаватели тех органов дознания, которые указаны в ч.3 ст151 УПК РФ:

  1. дознаватели органов внутренних дел Российской Федерации
  2. дознаватели пограничных органов федеральной службы безопасности
  3. дознаватели органов Федеральной службы судебных приставов
  4. дознаватели таможенных органов Российской Федерации
  5. дознаватели органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы
  6. следователи Следственного комитета
  7. дознаватели (следователи)органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ
    Законом от 6 июня 2007 г. N 90 – ФЗ (с изменениями и дополнениями от 1.07.2010 N147 – ФЗ) в ч.3 ст.151 были внесены изменения, по которым следователи ОВД лишились права проводить дознание.
    Дознаватель – это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п.7 ст. 5).
    В качестве дознавателя может выступать не только штатный дознаватель, но и иное должностное лицо органа дознания, которому дано соответствующее поручение начальником органа дознания или его заместителем6. При этом лицо, которой проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно – розыскные мероприятия, не вправе проводить дознание (ч.2 ст.41 УПК РФ).

Источник: https://www.freepapers.ru/50/sootnoshenie-predvaritelnogo-sledstviya-i-doznaniya/89134.582777.list1.html

Формы предварительного расследования, их соотношение: общее и различия

Соотношение дознания и предварительного следствия

Предварительное расследование — самостоятельная стадия уголовного процесса, которая следует за возбуждением уголовного дела.

Правом производить предварительное расследование наделены органы дознания, начальник органа дознания, дознаватель, начальник специализированного подразделения дознания, руководитель следственного органа, следователь. На этой стадии появляются все основные участники уголовного процесса — подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, защитник, эксперт, специалист, свидетель и т.д.

Предварительное расследование осуществляется в двух формах (видах):

1) предварительное следствие

2) дознание.

Предварительное следствие

Основным видом расследования является предварительное следствие. Это определяется, во-первых, тем, что законодатель относитк этому виду производство по большинству уголовных дел (ст.

151 УПК РФ), а, во-вторых, тем, что предварительное следствие может проводиться и по делам, относимым к компетенции органов дознания, если это признает необходимым прокурор (п. 4 ч. 1 ст. 226 УПК РФ).

Осуществление всей этой деятельности возложено на ряд специально уполномоченных органов.

Предварительное следствие, в отличие от дознания, проводится в более сложной процессуальной форме следователем.

Предварительное следствие ведется следователями следующих ведомств: Следственного комитета РФ, органов внутренних дел РФ, федеральной службы безопасности (ФСБ), органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Кроме того, его могут осуществлять руководители следственных органов, поскольку на них распространяются все полномочияследователей (ст. 39 УПК РФ). Закон наделяет необходимыми полномочиями следователя (ст. 38 УПК РФ), который, как правило, самостоятельно принимает решения, связанные с производством следственных и иных процессуальных действий.

Дознание

Дознание представляет собой собственно дознание, т.е. «ускоренное» (упрощенное) расследование преступлений в порядке и сроках, указанных в гл. 32 УПК РФ (ст. 223–225). В соответствии с ч. 3 ст. 150 УПК РФ дознание проводится по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести.

«Ускоренное» расследование преступлений производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела в порядке гл. 32 УПК РФ. Этот срок при необходимости может быть продлен прокурором до 30 суток изаканчивается составлением обвинительного акта. Максимальный срок дознания — 60 суток.

В необходимых случаях, например, связанных с проведением судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурором района (города) и их заместителями — до 6 месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи (ст.

453 УПК РФ), срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ — до 12 месяцев.

Все вопросы, которые не нашли отражения в гл. 32 УПК РФ, решаются по общим правилам, установленным уголовно-процессуальным законом для предварительного следствия (гл. 21, 22, 24–29 УПК РФ), но с некоторыми исключениями, указанными в ст. 223–225 УПК РФ. Перечень дел о преступлениях, расследование которых осуществляется в форме «ускоренного» дознания, закреплен в ч. 3 ст. 151 УПК РФ.

При этом дознаватель наделен меньшей, чем следователь, процессуальной самостоятельностью и независимостью. Особо ответственные процессуальные решения и действия дознаватель принимает с согласия и по поручению начальника органа дознания (п. 17 ст. 5 УПК РФ) или начальника подразделения дознания (ст. 40.

1 УПК РФ) и не обладает правом приостанавливать исполнение указаний прокурора и начальника органа дознания и подразделения дознания в случае несогласия с ними. Он вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК РФ).

Таким образом, при производстве дознания права ряда субъектов уголовно-процессуальной деятельности в определенной мере ограничены по сравнению с их правами при производстве предварительного следствия.

Соотношение

Соотношение предварительного следствия и дознания. К общимчертам этих форм предварительного расследования относятся:

• единое предназначение (задачи, цель) — ст. 6 УПК РФ;

• равная обязанность осуществления уголовного преследования (ст. 21 УПК РФ);

• соблюдение единой процессуальной формы при расследовании уголовных дел (ст. 164, 166 УПК РФ);

• равное доказательственное значение установленных по делуфактов;

• как следователь, так и дознаватель наделены необходимымипроцессуальными полномочиями, которые носят властныйхарактер (ст. 38, 41 УПК РФ);

• как следователь, так и дознаватель наделены в основном процессуальной самостоятельностью и независимостью при принятии решений по уголовному делу и несут полную ответственность за законное своевременное и обоснованное проведение предварительного расследования;

• правила, закрепленные в гл. 21 УПК РФ, распространяютсякак на предварительное следствие, так и на дознание.

Как правило, различие дознания и следствия производится последующим основаниям:

1. По органам и должностным лицам.

Органы дознания — это государственные органы и отдельные должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК РФ). Все права органа дознания предоставлены его руководителю, т.е. предписания, которые законодатель адресует «органу дознания», не могут быть реализованы без «начальника органа дознания».

Непосредственное расследование преступлений в форме дознания, как правило, по поручению начальника органа дознания или руководителя специализированного подразделения дознания осуществляют специально уполномоченные должностные лица. В законе они именуются дознавателями.

На практике различные виды уголовно-процессуальной деятельности осуществляют: «штатные» и «разовые» сотрудники органа дознания. Когда речь идет о «штатных» дознавателях, то имеются ввиду сотрудники специализированного подразделения дознания, наделенных правом вести расследование.

«Разовые» дознаватели — этосотрудники, осуществляющие функции дознания наряду с несением своих основных профессиональных (служебных) обязанностей в сфере административной и оперативно-розыскной деятельности.

Например, в органах внутренних дел это: участковый инспектор, сотрудник уголовного розыска и ОБЭП, работник ГИБДД и другиедолжностные лица органов внутренних дел с учетом требований, изложенных в ч. 2 ст. 41 УПК РФ.

2. По срокам.

Как уже упоминалось, для производства предварительного следствия законом установлен двухмесячный срок, а срокпроизводства неотложных следственных действий — 10 суток. Для «ускоренного» (упрощенного) дознания предусмотрен срок в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок можетбыть продлен прокурором до 30 суток, т.е. максимальный срок дознания — 60 суток.

Закон содержит предписания на случаи, когда дознание не укладывается в этот срок. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурором района (города) и их заместителями — до 6 месяцев.

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ — до 12 месяцев.

3. По степени процессуальной самостоятельности

Предварительное следствие, в отличие от дознания, проводится в более сложной процессуальной форме, как правило, следователем, имеющим более высокий процессуальныйстатус, чем дознаватель.

Источник: https://crimlib.info/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F,_%D0%B8%D1%85_%D1%81%D0%BE%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%B5_%D0%B8_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B8%D1%8F

Отличительные особенности дознания от предварительного следствия

Соотношение дознания и предварительного следствия

Определение 1

Дознание и предварительное следствие — формы процессуальной деятельности, которые выстраиваются с помощью общих принципов и требований уголовно-процессуального законодательства РФ.

Единство между дознанием и предварительным следствием состоит в том, что органы, которые их осуществляют, принимают к руководству единые принципы процесса, единое процессуальное законодательство, решая общие и единые задачи уголовного судопроизводства.

Предварительное следствие и дознание представляют собой виды одной и той же стадии процесса (предварительное расследование), но для них характерны определенные отличия:

  1. Предварительное следствие проводится следователем, то есть специальным лицом, для которого расследование преступления представляет собой единственную и основную обязанность. Дознание может производиться законодательно устанавливаемыми органами, включая их должностных лиц. Для них ведение дознания является одной из возложенных обязанностей при исполнении задач, которые относятся к управлению и обеспечению порядка в определенной области социальной жизни.
  2. Выполняя обязанности по расследованию преступления, следователь органов предварительного следствия должен использовать лишь следственные и процессуальные действия. Как дознаватели, так и дознавательные органы в своей работе могут сочетать следственные или прочие процессуальные действия с ОРМ, проводимые посредством специального вспомогательного аппарата, оперативной техники, научно-технических средств, а также с помощью личного сыска. Подобные действия способны дополнять друг друга, обеспечивая своевременное раскрытие преступлений, розыск лиц, которые их совершили, и лиц, которые уклоняются от дознания, суда и следствия, включая уголовное наказание.
  3. Еще одно различие состоит в органах, которые входят в соответствующие ведомственные системы. По количеству органов дознания намного больше, чем органов предварительного следствия. Именно они способны отражать разнообразие социальных сфер, которые требуют правовое вмешательство государственных силовых структур.

Опиши задание

Признаки, по которым отличается дознание и предварительное следствие

Рассматривая вопрос, чем отличается следствие от дознания, нельзя не отметить, что для них характерна разная подследственность уголовных дел. В число компетенций органов дознания включены дела, касающиеся преступлений средней и небольшой тяжести.

Чаще всего подобные типы преступлений совершаются в управленческой сфере и охране общественного порядка.

Они могут являться менее сложными и опасными для расследований и вскрываться в случае обеспечения общественного порядка и осуществления административных функций.

Замечание 1

В компетенцию следователя включены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, которые представляют собой большую опасность для общества, трудоемки и сложны в расследовании.

Еще один признак отличия дознания от предварительного следствия заключается в процессуальном режиме. По делам, где производство предварительного следствия обязательно, неотложные следственные действия ведутся не больше десяти суток со дня возбуждения уголовного дела.

Этот срок не может быть продлен (ч. 3 ст. 157 УПК РФ). Дела, по которым расследование исчерпывается только дознанием, неотложные следственные действия ведутся в течение тридцати суток с момента возбуждения уголовного дела.

Этот срок может продлить надзирающий прокурор, но не больше, чем на 30 суток.

В случае производства предварительного следствия устанавливается срок в 2 месяца для расследования с момента возбуждения уголовного дела. По окончанию его потерпевший, ответчик и их представитель по ходатайству имеют право ознакомиться с материалами законченных расследований полностью или по частям, выписать нужную информацию и заявить различные ходатайства.

По окончанию дознания подобные права имеют только потерпевшие или их представители в соответствии с ходатайством. Определяя, чем отличается дознание от следствия, следует отметить, что по сравнению со вторым, первое более упрощено. Это обусловлено тем, что знакомство с материалами оконченного расследования осуществляют лишь обвиняемый, защитники, потерпевшие и их представители.

По делам, где обязательным является предварительное следствие, следователи имеют право давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении ОРМ, производстве соответствующих действий следствия, об исполнении постановлений в области задержания, привода, ареста, о производстве прочих процессуальных действий.

Замечание 2

Органы дознания не имеют право дать следователю определенное поручение или указание.

Также они не могут без письменного указания со стороны следователя осуществлять определенные процессуальные, следственные действия по делу, которое находиться у следователя в производстве.

Это отражает то, что в отношении к органу дознания следователи характеризуются особым положением, которое способно наделять их более широкими полномочиями.

Другие отличия предварительного следствия и дознания

Следователь имеет право по необходимости поручать органу дознания произвести следственное, розыскное или оперативно-розыскное мероприятие в других районах или в месте предварительного следствия. В этом случае следователь вправе ознакомиться с оперативными розыскными материалами, которые можно отнести к расследуемому делу.

Также он имеет право дачи письменных, обязательных для исполнения поручений с указанием и требованием их содействия в производстве определенных следственных мероприятий.

Прокурор, который должен осуществлять контроль процессуальной деятельности, вправе отстранять дознавателей от последующего расследования, изъять любые уголовные дела у органа дознания, указать на проведение оперативных и розыскных действий, утвердить решение дознавателя о прекращении производства по делу и др.

Это отражает тройное подчинение дознавателя. Он подчиняется начальнику органа дознания, который дает полномочия органа дознания и в соответствии с утверждением которого происходит принятие важных решений по делу, прокурору и следователю.

Замечание 3

Дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью, если сравнивать с процессуальной самостоятельностью следователя.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovno-protsessualnoe-pravo/otlichija-doznanija-ot-predvaritelnogo-sledstvija/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть