Соотношение понятий орган предварительного следствия и следователь

Органы, осуществляющие предварительное следствие и их компетенция

Соотношение понятий орган предварительного следствия и следователь

Предварительное следствие осуществляется следователями Следственного комитета, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, госнаркоконтроля. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры. В этом случае на них распространяются все полномочия следователей.

Круг дел, по которым обязательно проводится предварительное следствие, предусмотрен в ст. 150 УПК. В ст.151 устанавливается подследственность, т.е. определение того, какие конкретные категории дел должны расследоваться следователями различной ведомственной принадлежности.

Правила определения подследственности уголовных дел определяются в указанных статьях УПК примерно следующим образом:

  • следователи Следственного комитета уполномочены расследовать дела о посягательствах на жизнь и здоровье, конституционные права и свободы человека и гражданина, на порядок исполнения обязанностей по службе, в том числе военной (следователи военной прокуратуры), на некоторых должностных лиц государственных органов, в том числе ряда правоохранительных (судьи, прокуроры и следователи прокуратуры, должностные лица органов внутренних дел и др.), а равно о посягательствах, совершенных такими лицами;
  • следователи ФСБ — о наиболее опасных преступлениях против государственного строя и общественной безопасности (бандитизм, государственная измена, шпионаж и т. д.), а также о преступлениях террористического характера и преступлениях, связанных с проявлениями организованной преступности и коррупцией;
  • следователи органов госнаркоконтроля — о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;
  • следователи органов внутренних дел — о многочисленных других преступлениях (против собственности во всех ее формах, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств, системы налогообложения и т. д.).

Закон наделяет следователя необходимыми полномочиями. Он самостоятельно принимает большинство решений, связанных с производством следственных и иных процессуальных действий.

Однако в предусмотренных законом случаях его решения приобретают законную силу лишь после получения им санкции или согласия суда либо прокурора на совершение определенных действий (например, возбуждение уголовных дел, их прекращение по некоторым основаниям, заключение обвиняемого под стражу, продление срока предварительного следствия или содержания обвиняемого под стражей, контроль телефонных или иных переговоров, обыск жилого помещения).

Помимо этого следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному делу в письменном виде.

Но закон предусматривает и возможность для следователя при несогласии с указаниями прокурора, касающимися, скажем, привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого, объема его обвинения, прекращения производства расследования, передать дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.

После проверки доводов следователя вышестоящий прокурор либо отменяет указания нижестоящего прокурора, с которыми не согласен следователь, либо поручает дальнейшее следствие по делу другому следователю.

Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер.

Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве.

Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Следователями могут назначаться граждане Российской Федерации, имеющие, как правило, высшее юридическое или иное специальное образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности.

В зависимости от характера и содержания расследуемых уголовных дел, степени их сложности, уровня квалификации, накопленного опыта следователи занимают разное должностное положение.

Они могут называться следователями, старшими следователями, следователями по особо важным делам и старшими следователями по особо важным делам.

Такого наименования должностей сотрудников, наделенных полномочиями по осуществлению предварительного следствия, придерживаются во всех ведомствах, имеющих следственный аппарат.

Например, в прокуратурах районов, городов и автономных округов обычно работают следователи и старшие следователи; в прокуратурах республик, краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области — следователи, старшие следователи, следователи по особо важным делам; в Генеральной прокуратуре РФ — старшие следователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам и старшие следователи. Примерно таким же образом распределяются следователи по своим должностным наименованиям в военной и специализированных прокуратурах, а также в органах внутренних дел, федеральной службе безопасности и органах Госнаркоконтроля РФ.
Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы системы структурных подразделений, которые принято именовать следственными аппаратами.

На среднем уровне (республика, край, область, город федерального значения и т. д.) следователи практически во всех ведомствах объединяются, в зависимости от объема работы и числа работающих, в подразделения, которые называются по-разному: группы, части, отделения, отделы и даже управления.

В субъектах РФ организуются:

  1. главные следственные управления;
  2. следственные управления или следственные отделы при соответствующих органах внутренних дел.

Такого рода подразделения создаются также при органах внутренних дел на транспорте, особо важных и режимных объектах.

Их возглавляют начальники, которые одновременно являются заместителями руководителей соответствующих органов внутренних дел, назначаемыми на должность или освобождаемыми от нее Министром внутренних дел РФ по представлению начальника Следственного комитета. На основном уровне (в городах, районах и т. д.) могут быть образованы управления, отделы, отделения, группы.

Следственные подразделения высшего и среднего уровней выполняют в основном две функции:

  • осуществляют предварительное следствие по наиболее сложным делам;
  • оказывают содействие следователям, работающим в нижестоящих структурах своего ведомства.

Такое содействие может проявляться в оказании методической помощи в раскрытии конкретных преступлений, повышении квалификации следователей, разъяснении нового законодательства, когда в этом есть необходимость, ознакомлении с научно-техническими новинками, которые могут быть использованы в следственной работе, и т. д.

Следователи, работающие во всех названных выше ведомствах, имеют не только соответствующие должностные наименования, но и классные чины (прокуратура), специальные звания (органы внутренних дел и органы госнаркоконтроля) и воинские звания (федеральная служба безопасности и военная прокуратура). Присваиваются чины и звания с учетом занимаемой должности, выслуги лет, отношения к работе и других факторов.

Для характеристики органов предварительного следствия весьма важно знать, что к какому бы ведомству ни принадлежал конкретный следователь, каким бы он ни обладал классным чином, воинским или специальным званием, какую бы должность он ни занимал (будь-то следователя, старшего следователя, следователя по особо важным делам и т. д.) — при расследовании конкретного уголовного дела он обязан подчиняться единым требованиям законов, в первую очередь требованиям, предусмотренным Конституцией РФ и УПК.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/organi-osuschestvlyaiuschie-predvaritelnoe-sledstvie-i-ich-kompetentsiya

Чем отличается следователь от дознавателя?

Соотношение понятий орган предварительного следствия и следователь

Для простого обывателя такие понятия как предварительное следствие и дознание, на поверхностный взгляд, не имеют никаких различий и обозначают одно и то же. Однако, процессуальные статусы следователя и дознавателя, несмотря на общее сходство, имеют массу различий, о которых мы и поговорим в очередной статье на сайте «Условка». 

Кто такой следователь и чем он занимается? 

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ закреплено две различных формы, в которых может производиться расследование уголовного дела: следствие и дознание. Соответственно, как вы уже, наверное, догадались, в первом случае, его осуществляет следователь, а во втором – дознаватель.

На сегодняшний день следственные аппараты имеются в штате трех российских ведомств, в число которых входят: Следственный комитет, МВД, ФСБ. Каждый из этих органов уполномочен расследовать дела, отнесенные к его компетенции.

Для того, чтобы понять, какие дела расследуют следователи указанных ведомств, нам придется заглянуть в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ, где перечислены составы преступлений, которыми занимаются органы следствия.

Так, СК РФ, занимается, как правило, наиболее тяжкими преступлениями (убийства,  бандитизм, коррупция и др.).

Основной массив всех дел расследуют следователи МВД. Чаще всего им приходится работать с кражами, грабежами, мошенничествами. 

Кто такой дознаватель и чем он занимается? 

В сущности, дознаватель делает то же самое, что и следователь – расследует уголовные дела о преступлениях.

Но, в отличие от органов следствия, дознание, как правило, занимается делами, не представляющими большой сложности.

К примеру, российским дознавателям весьма часто приходится расследовать такие преступления, как повторное управление ТС в состоянии опьянения (ст. 264.1 УК РФ) или угрозу убийством (ст. 119 УК РФ).

По аналогии со следствием, дознаватели также имеются в нескольких правоохранительных ведомствах России: МВД, судебные приставы, пограничная служба ФСБ, таможня, МЧС.

К примеру, дознаватели службы судебных приставов занимаются, преимущественно, уголовными делами о невыплате алиментов. «Главный» состав преступления у дознавателей-пограничников – это незаконное пересечение границы (ст. 322 УК РФ). Дознание органов пожарного надзора занимается делами, связанными с пожарами, за исключением умышленных поджогов.

Расследование основной массы всех дел ложится на плечи дознавателей полиции, которые занимаются широким кругом преступлений, среди которых кражи на небольшие суммы, угроза убийством, мелкие мошенничества и многое другое.

В чем заключается разница между следствием и дознанием? 

Если принимать во внимание суть и предназначение следствия и дознания, то обе эти формы расследования выполняют одну и ту же задачу – разобраться в обстоятельствах совершенного преступления, установить, кто его совершил и привлечь злоумышленника к уголовной ответственности. 

Говоря более простыми словами, дознание – это упрощенная форма следствия.  Главные отличия предварительного следствия от дознания заключаются в категории дел, которыми могут заниматься следователи и дознаватели, а также в некоторых процедурных (формальных) моментах.

Не вдаваясь в юридические материи и процессуальные цитаты из кодексов, попробуем сформулировать основные отличия следствия от дознания простым и понятным языком: 

  • «Важность» расследуемых дел. Как правило, следователи занимаются более тяжкими и сложными делами, а к компетенции дознания относится прочая «мелочевка» вроде причинения легкого вреда здоровью, неуплаты алиментов и т.п.
  • Сроки расследования и прокурорской проверки дел. Для дознания установлены сокращенные временные рамки, нежели для следствия, поскольку, считается, что «дознавательские» дела более простые. При этом, если на проверку следственного дела перед направлением его в суд прокурору дается 10 дней, то дела органов дознания оно должен изучить в течение 2 суток. 

В теории еще принято выделять такой отличительный признак следователя от дознавателя, как его процессуальная самостоятельность.

В соответствии с УПК РФ, у следователя больше возможностей самостоятельно принимать те или иные решения, в то время, как дознаватель должен предварительно согласовывать многие вопросы с прокурором.

К примеру, в случае необходимости арестовать подозреваемого или обвиняемого, орган следствия может самостоятельно внести в суд соответствующее ходатайство. Дознаватель вправе сделать то же самое только после получения визы прокурора. 

Впрочем, на практике, в современном российском уголовном процессе такие понятия, как самостоятельность и независимость следователя во многом является декларативной фикцией. 

Остались вопросы по теме статьи? Мы готовы ответить на них прямо сейчас!

Источник: https://uslovka.ru/posts/chem-otlichaetsja-sledovatel-ot-doznavatelja.html

66. Органы предварительного расследования, понятия и виды

Соотношение понятий орган предварительного следствия и следователь

Предварительное расследованиедеятельность уполномоченных на тоорганов по установлению событияпреступления и лиц, его совершивших.Эта деятельность детально регламентированаУПК РФ и может осуществляться только вустановленном порядке (процессуальнойформе),

Признать лицо виновным может толькосуд, однако суд может это сделать лишьна основе достаточного доказательногоматериала, представленного органамипредварительного расследования.

Поэтому судебным стадиям предшествуют2 досудебные стадии:

  1. досудебное производство– стадия возбуждения уголовного дела, в которой решается вопрос, есть ли достаточное основание для возбуждения уголовного дела, т.е. нужно ли начинать предварительное расследование.

  2. стадия предварительного расследования– основная стадия в досудебном производстве, представляет сложную и многогранную деятельность, направленную на разрешение определённых задач.

Задачи предварительного расследования:

  1. полное и всестороннее установление всех обстоятельств совершённого преступления;

  2. изобличение лиц, совершивших преступление, и привлечение их в качестве обвиняемых, применение к ним необходимых мер процессуального принуждения;

  3. реабилитация невиновных;

  4. защита прав лиц, пострадавших от преступления, принятие мер к возмещению ущерба, причинённого преступлением;

  5. выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и принятие мер к их устранению.

    Предварительное расследование проводится с целью направления уголовного дела в суд для решения вопроса о виновности привлечённого лица. На этой стадии возможно окончательное разрешение уголовного дела.

    При наличии оснований, предусмотренных ст. 24-28 УПК РФ, уголовное дело может быть прекращено, и тогда его прохождения через судебные стадии не будет.

Существует 2 вида (формы) предварительногорасследования:

  1. предварительное следствие

  2. дознание

(ст. 150 УПК РФ)

Предварительное следствиепервый вид (форма) предварительногорасследования, который проводится побольшинству уголовных дел (ч. 2 ст. 151 УПКРФ).

Дознание второй вид (форма)предварительного расследования, которыйпроводится по определённым категориямдел, указанных в законе (ч. 3 ст. 150 УПКРФ), по делам о небольшой общественнойопасности и при условии, что уголовноедело возбуждено в отношении конкретноголица (ч. 2 ст. 223 УПК РФ).

67. Органы предварительного следствия

Предварительное следствиепервый вид (форма) предварительногорасследования, который проводится побольшинству уголовных дел (ч. 2 ст. 151 УПКРФ).

Органы, имеющие следственные аппаратыи осуществляющие предварительноеследствие:

  1. Прокуратура

  2. ФСБ

  3. ОВД

  4. Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Госнаркоконтроль)

Каждый из этих органов проводитпредварительное расследование поопределённым категориям дел, отнесённыхк их подследственности (ст. 151 УПК РФ).Процессуальные полномочия следователейэтих органов абсолютно одинаковые, ипорядок производства предварительногоследствия не зависит от их ведомственнойпринадлежности.

В соответствии со ст. 38 УПК РФследователь при производствепредварительного следствия обладаетпроцессуальной самостоятельностьюи наделён серьёзными властнымиполномочиями:

 Вправе самостоятельно направлятьход расследования,

 Может проводить все следственныедействия, предусмотренные законом(допросы, осмотры), за исключениемслучаев, когда по закону на их производствотребуется судебное решение или согласиепрокурора, при этом следовательсамостоятельно определяет времяпроизводства этих действий и ихочерёдность.

 Может самостоятельно приниматьрешения по уголовному делу (о привлечениилица в качестве обвиняемого, о прекращенииуголовного дела по некоторым основаниям),кроме случаев, когда на это требуетсясогласие прокурора.

 Имеет определённые полномочия вотношении органов дознания: вправедать им письменные поручения о проведенииоперативно-розыскных мероприятий,опроизводстве отдельных следственныхдействий, об исполнении постановленийо задержании, приводе, об аресте, опроизводстве иных процессуальныхдействий, а также получать содействиепри их осуществлении.

Все требования, поручения, запросыследователя (о предоставлении справок,иных документов) обязательны дляисполнения всеми учреждениями,предприятиями, организациями, должностнымилицами и гражданами (ч. 4 ст.

21 УПК РФ).

Основная обязанность следователясостоит в принятии всех необходимыхмер, предусмотренных законом, поустановлению события преступления,изобличению лица или лиц, виновных всовершении преступления (ч. 2 ст. 21 УПКРФ).

Источник: https://studfile.net/preview/2094068/page:28/

Билет № 54. Органы предварительного следствия, их виды и основные задачи

Соотношение понятий орган предварительного следствия и следователь

Согласно ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится в зависимости от вида уголовного преступления

– следователями прокуратуры

– следователями органов федеральной службы безопасности

– следователями органов внутренних дел Российской Федерации

– следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Все следователи имеют одинаковое правовое положение и различаются лишь компетенцией.Наиболее широкой компетенцией наделены следователи Следственного комитета при прокуратуре (уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях) и следователи органов внутренних дел.

Следователь – должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его прокурору для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора;

4) давать органу обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

Следователь обладает процессуальной самостоятельностью: в случае несогласия с действиями (бездействием) и решениями прокурора следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.

На следователя возложены следующие задачи:

– выявление преступлений и изобличение лиц, причастных к их совершению;

– сбор, проверка и оценка доказательств в целях установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу;

– обеспечение законности и обоснованности привлечения лиц, причастных к совершению преступления, в качестве обвиняемых;

– обеспечение участия обвиняемого и других участников уголовного судопроизводства в производстве по указанному делу;

– установление наличия вреда, причиненного преступлением, определение его вида и размера.

В зависимости от места в структурном подразделении ведомства, в котором состоят следователи, их опыта работы и квалификации они подразделяются на следователей, старших следователей и старших следователей по особо важным делам.

Следственный комитет при прокуратуре РФ: возглавляется Председателем Следственного комитета, который одновременно является Первым заместителем Генерального прокурора РФ. Он осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через входящие в его систему Главное следственное управление, следственные управления по субъектам.

В системе ФСБ России следственные органы имеются в центральном аппарате, а также в управлениях ФСБ России по субъектам. Следственный аппарат ФС по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее – ФСКН) построен аналогичным образом.

Структура:

В системе органов внутренних дел (далее – органов ВД) следственный аппарат обладает автономным статусом. В соответствии с Указом Президента РФ органы предварительного следствия в системе МВД возглавляет Следственный комитет при Министерстве ВД РФ, и он является органом, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства РФ об уголовном судопроизводстве.

В органы предварительного следствия входят:

Следственный комитет при МВД РФ;
главные следственные управления при органах ВД субъектов (их начальники назначаются министром ВД по представления начальника Следственного комитета);

следственные управления при органах ВД в районах, городах, округах, в закрытых административно – территориальных образованиях (возглавляются заместителями начальников данных органов);

Правом производства предварительного следствия также наделен руководитель следственного органа. В соответствии ст. 39 УПК РФ он уполномочен:

1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям;

2) отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия;

3) вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений следователя.

Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем, но могут быть обжалованы им прокурору.

Билет № 55. Органы дознания и должностные лица, уполномоченные производить неотложные следственные действия; их виды и основные задачи

Согласно п. 24 ст. 5 УПК РФ органы дознания – государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

Органы дознания делятся (согласно ст. 40 УПК РФ):

1) органы дознания широкой компетенции – органы и должностные лица, для которых процессуальная деятельность является одним из основных видов деятельности

2) органы дознания чрезвычайной компетенции – должностные лица, обязанные только в предусмотренных законом исключительных случаях осуществлять процессуальную деятельность

К первой категории относятся:

– органы ВД;

– иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

– главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы КС РФ, ВС РФ и ВАС РФ.

На данные органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Ко второй категории относятся:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

На эти органы возлагаются полномочия по возбуждению уголовного дела и выполнению неотложных следственных действий.

Основное различие – органы первой группы вправе осуществлять производство по делу в полном объеме и через прокурора направлять его в суд, тогда как органы второй наделяются такими полномочиями лишь при наступлении определенных обстоятельств, и их деятельность носит лишь вспомогательный характер.

Дознаватель – должностное лицо органа дознания, уполномоченное осуществлять предварительное расследование в форме дознания.

Полномочиями дознавателя не может быть наделено лицо, которое проводило или проводит по данному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Дознаватель вправе самостоятельно проводить следственные процессуальные действия, по поручению прокурора поддерживать от имени государства обвинение.

Наряду с дознавателем и начальником органа дознания определенными полномочиями наделен и начальник подразделения дознания. Данное должностное лицо имеется не во всех органах дознания, а лишь в тех из них, которые осуществляют дознание в качестве самостоятельной формы расследования.

Вообще, дознание – процессуальная деятельность дознавателя, состоящая в установлении обстоятельств преступлений небольшой или средней тяжести, формировании обвинения в целях быстрого и справедливого рассмотрения и разрешения уголовного дела в суде.

Особенности:

– в отношении дел, перечисленных в п.1 ст. 150 УПК РФ

– в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела (данный срок может быть продлен при наличии определенным оснований, но не более, чем на 12 месяцев).

При дознании в особом порядке избирается и мера пресечения в виде заключения под стражу. Если была выбрана данная мера пресечения, обвинительный акт составляется не позднее 10 суток со дня заключения под стражу. При невозможности выполнить данное условие должно быть предъявлено обвинение в общем порядке.

Дознание заканчивается либо прекращением уголовного дела, либо составлением обвинительного акта.

Источник: https://studopedia.su/19_159158_bilet---organi-predvaritelnogo-sledstviya-ih-vidi-i-osnovnie-zadachi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть