Сопровождение вид деятельности

Психолого-педагогическое сопровождение детей – что это? Формы и методы психолого-педагогического сопровождения обучающихся?

Сопровождение вид деятельности

Школа, колледж, внешкольные группы — сложная среда, с которой дети должны взаимодействовать постоянно. Для адаптации в ней ребенку требуются благоприятные социально-психологические условия. В них его личность правильно развивается, успешно проходит интеграция в образовательный процесс.

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на создание и сохранение таких условий. Это профессиональная деятельность педагогов, психологов и других взрослых, взаимодействующих с детьми в образовательной среде. Специалист помогает ребенку максимально использовать имеющиеся возможности для образования и развития.

Педагог, психолог адаптирует индивидуальные особенности и склонности учащегося к условиям, которые чаще всего невозможно скорректировать (или изменения требуют чрезмерных и нерациональных усилий). Это семейное, социальное, школьное окружение, уровень и особенности развития общества.

Чтобы психолого-педагогическая работа дала результат, специалист должен работать системно. Главные направления деятельности:

  • Первичная экспертиза. Специалист собирает информацию о факторах, влияющих на выбор инструментов психолого-педагогического сопровождения. Это, в частности, личностное и профессиональное развитие отдельного ребенка, уровни взаимодействия между участниками, условия, влияющие на качество результата. На основании информации педагог, психолог составляет комплексный план действий и определяет этапы работы с постановкой целей и задач по каждому из них.
  • Диагностика, подбор инструментов. Специалист определяет адаптационные технологии и методы, подходящие для решения задач, достижения целей — на конкретном этапе, для определенного ребенка или группы детей. Поиск решений заключается в изучении литературы, результатов научно-практических исследований, консультациях со смежными специалистами, родителями и т.д.
  • Непосредственная работа. Педагог, психолог реализует ранее выбранные методики и анализирует результаты. При необходимости проводится корректировка стадий психолого-педагогического сопровождения.

При правильной реализации психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает условия, необходимые для развития когнитивных способностей и эмоционального интеллекта учащихся.

Дети успешно усваивают знания, укрепляют социальные связи с окружающими, родителями и подготавливаются к дальнейшему обучению и профессиональной деятельности.

Для достижения нужных результатов необходимо понимать принципы, осваивать методики и формы сопровождения.

Формы и методы психолого-педагогического сопровождения

Психолого-педагогическое сопровождение базируется на принципах:

  • поддержки и развития индивидуальности;
  • учета и соблюдения интересов ребенка;
  • гибкости и вариативности в работе;
  • непрерывности и системности сопровождения;
  • взаимодействия всех сторон процесса.

В работе педагог, психолог использует тот или иной метод, подбирая его на основании диагностики и анализа.

Это может быть групповая дискуссия, формирование малых групп в рамках основного и/или дополнительного образования, имитационные игры, интерактивная, аналитическая работа и т.д.

Конкретный метод подбирается в зависимости от особенностей детей. Также важно, в какой форме реализуется сопровождение. Это:

Профилактика

Цель данного психолого-педагогического сопровождения — сохранить и укрепить психологическое здоровье учащихся при их обучении, воспитании. Для этого:

  • планируются превентивные меры для избежания дезадаптации детей в социуме — культурные, досуговые мероприятия,  игры;
  • разрабатываются предложения, рекомендации по обеспечению здорового образа жизни детей — для профилактики зависимостей, заболеваний, формирования полезных привычек;
  • ведется работа по созданию психологически здоровой образовательной среды — чтобы депрессии, межличностные конфликты были минимизированы.


Диагностика

Диагностическое психолого-педагогическое сопровождение включает:

  • определение интересов, склонностей, способностей ребенка, его потенциала в обучении и профессиональном становлении;
  • выявление «групп риска» в обучении, причин нарушений в социальной адаптации;
  • составление социально-психологического портрета личности учащегося — чтобы сориентировать педагогов, родителей (опекунов) в направлении работы с  ребенком.


Консультирование

Специалист по психолого-педагогическому сопровождению предоставляет педагогам, родителям (опекунам) и учащимся консультации по вопросам:

  • обучения и адаптации;
  • развития мотивации детей к обучению;
  • решения психологических проблем;
  • взаимоотношений в коллективе;
  • построения индивидуальных программ обучения.


Развивающая и коррекционная работа

Развивающее психолого-педагогическое сопровождение направлено на раскрытие потенциала учащихся, а коррекционное — на своевременное исправление «отклонений». Для достижения результатов специалист должен:

  • помогать другим участникам образовательного процесса повышать социально-психологическую компетентность;
  • предоставлять детям индивидуальную помощь в личностном развитии;
  • систематически работать с детьми из «группы риска» — с отклонениями в социальном, психологическом, личностном развитии.


Психологическое просвещение и экспертиза

Деятельность направлена на преподавателей и родителей, заключается в повышении их психологической компетентности, а также:

  • знакомстве с особенностями развития учащихся;
  • информировании о факторах, мешающих личности ребенка развиваться;
  • популяризации психологических компетенций;
  • помощи в выборе методик взаимодействия с детьми разных возрастов, категорий.

В рамках экспертизы специалист оценивает образовательную среду, программы и методические материалы, проводит психологический мониторинг.

Навыки в области психолого-педагогического сопровождения необходимы для создания комфортных условий для обучения детей.

Поэтому специалисты в этой области нужны в любом образовательном учреждении, стремящемся к росту и повышению качества работы.

Такие педагоги, психологи требуются в школах и учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.

Где можно обучиться психолого-педагогическому сопровождению

Для работы специалистом по психолого-педагогическому сопровождению требуется среднее профессиональное или высшее образование в области педагогики или соответствующая переподготовка.

После получения диплома возможно трудоустройство в школах. Такие педагоги, психологи требуются и в учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием.

Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.

Получить образование в области психолого-педагогического сопровождения можно в АНПОО «НСПК». Обучение ведется дистанционно*, по официальной лицензии. Выпускники получают сразу два диплома — о среднем профессиональном образовании и переподготовке. Это расширяет сферу, в которой можно трудоустроиться, повышает конкурентоспособность специалиста.

Узнать о поступлении и акциях можно у сотрудников приемной комиссии.

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Источник: https://distant-college.ru/news/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie

Основные виды (направления) деятельности по осуществлению психолого-педагогического сопровождения

Сопровождение вид деятельности

В настоящее время выделяют следующие виды (направления) работ по осуществлению психолого-педагогического сопровождения:

1) Психодиагностика.

Диагностическая работа — традиционное звено работы психолога, исторически первая форма психологической практики.

Можно выделить следующие принципы построения и организации психодиагностической деятельности психолога.

1. Соответствие выбранного диагностического подхода и конкретной методики целям психологической деятельности (целям и задачам эффективного сопровождения).

2. Результаты обследования должны быть либо сразу сформулированы на «педагогическом» языке, либо легко поддаваться переводу на такой язык.

3. Прогностичность используемых методов, то есть возможность прогнозировать на их основе определенные особенности развития ребенка на дальнейших этапах обучения, предупреждать потенциальные нарушения и трудности.

4. Высокий развивающий потенциал метода, то есть возможность получения развивающего эффекта в процессе самого обследования и построения на его основе различных развивающих программ.

5. Экономичность процедуры.

2) Психокоррекционная и развивающая работа

Развивающая деятельность психолога ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития ребенка, а психокоррекционная — на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия.

Выбор конкретной формы определяется результатами психодиагностики. коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка или подростка. Психокоррекционная работа может осуществляться как в форме групповой, так и индивидуальной деятельности.

Выбор конкретной формы работы зависит от характера проблемы (могут быть противопоказания для групповой работы), возраста ребенка, его пожеланий.

Для нее также сохраняет свое первостепенное значение принцип целостного воздействия, хотя очевидно, что выбор приоритетных направлений работы необходим.

3) Консультирование и просвещение

Консультирование и просвещение школьников. Просвещение как форма практической профессиональной деятельности привычна для психолога.

Скажем так, это наиболее безопасный вид психологической работы и для самого специалиста, и для его аудитории.

Просвещение задает слушателям пассивную позицию, и в этой ситуации новое знание, если оно приходит в противоречие с существующими у человека представлениями или предполагает их изменение, легко может быть отвергнуто, забыто.

Консультирование школьников — еще один важный вид практической работы, ориентированный на подростков и старшеклассников. Консультирование может иметь различное содержание, касаться как проблем профессионального или личностного самоопределения школьника, так и различных аспектов его взаимоотношений с окружающими людьми.

Психологическое консультирование педагогов принципиально важное направление школьной практической деятельности психолога.

Эффективность всей его работы в школе в значительной мере определяется тем, насколько ему удалось наладить широкое и конструктивное сотрудничество с педагогами и администрацией школы в решении различных задач сопровождения школьников.

Организуется же это сотрудничество в значительной мере в процессе консультирования. Таким образом, мы рассматриваем педагога как союзника психолога, сотрудничающего с ним в процессе решения вопросов успешного обучения и личностного развития школьников.

В различных видах консультирования мы видим формы организации такого сотрудничества. Психолого-педагогическое консультирование — это универсальная форма организации сотрудничества педагогов в решении различных школьных проблем и профессиональных задач самого педагога.

Психологическое просвещение педагогов направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание. Прежде всего, речь идет о психологических знаниях и навыках, позволяющих педагогам

Психолого-педагогическое консультирование родителей, проводимое по запросу родителей или инициативе психолога, может выполнять различные функции. Прежде всего, информирование родителей о школьных проблемах ребенка.

Поводом для консультации может быть также необходимость получения дополнительной диагностической информации от родителей.

Целью консультирования может быть также психологическая поддержка родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у их ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье.

4) Социально-диспетчерская деятельность

Социально-диспетчерская деятельность школьного психолога направлена на получение детьми, их родителями и педагогами (школьной администрацией) социально-психологической помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции школьного практика.

Очевидно, что эффективное выполнение этой функции возможно лишь в случае, когда психологическая деятельность в школе является звеном разветвленной системы социально-психологической поддержки (или службы помощи) системы образования. В этом случае у психолога есть представление, куда, как и с какой сопроводительной документацией можно «переадресовать» запрос.

Во всех прочих ситуациях у него нет уверенности, что клиенту будет оказана необходимая помощь, предложены эффективные формы сотрудничества.

Психолог обращается к социально-диспетчерской деятельности:
– во-первых, когда предполагаемая форма работы с ребенком, его родителями или педагогами выходит за рамки его функциональных обязанностей;

– во-вторых, когда психолог не обладает достаточными знаниями и опытом, чтобы оказать необходимую помощь самому;
– в – третьих, когда решение проблемы возможно только при вынесении ее за рамки школьного взаимодействия и участвующих в нем людей.

цель этих четырех направлений деятельности сводится к созданию таких социально – педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своего развития и своей жизни: деятельности, общения и собственного внутреннего мира.

Частная цель, имеющая отношение именно к образовательному пространству школы – создание условий для успешного обучения и поступательного психологического развития учащихся в школьной среде.

Центральным принципом при этом является ценность личного выбора человека, его самоопределения в значимых жизненных ситуациях.

Если попробовать суммировать вышесказанное, то получается, что педагог – психолог способствует созданию таких условий, которые не непосредственно ведут к успешному обучению каждого ребенка, а помогают ему занять в отношении учебы, других людей и самого себя определенную ценностную позицию, – позицию субъекта, Автора, Инициатора собственной жизни.

В настоящее время сопровождение рассматривается как процесс, как целостная деятельность психолога и педагога, в рамках которой могут быть выделены три обязательных взаимосвязанных компонента.

1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения.

2. Создание социально-психологических условий для развития личности детей и их успешного обучения.

3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Сопровождение опирается на ряд важных организационных принципов, касающихся построения педагогической и психологической практики. К ним относится:

– системный характер ежедневной деятельности школьного психолога, организационное закрепление (в перспективных и текущих планах работы педагогического коллектива) различных форм сотрудничества педагога и психолога в вопросах создания условий для успешного обучения и развития, утверждение важнейших форм психологической работы в качестве официального элемента учебно-воспитательного процесса на уровне планирования, реализации и контроля за результатами и др.

Деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает:

– осуществляемый совместно с педагогами анализ среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития ребенка, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития;

– определение психологических критериев эффективного обучения и развития;

– разработку и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития.

Анализ вышесказанного позволяет рассматривать сопровождение как достаточно перспективную и с точки зрения осмысления целей и задач психологической практики, и с точки зрения разработки конкретной модели деятельность психолога, которая, на наш взгляд, может быть внедрена и успешно реализована при разработке основных направлений деятельности психолога по профилактике, диагностике и коррекции агрессивного поведений младших школьников.



Источник: https://infopedia.su/3x97a5.html

Социальное сопровождение – это… Определение, понятие, цели и задачи, комплекс мер и технология социальной работы

Сопровождение вид деятельности

Непростые условия жизни в современном обществе часто становятся причиной развития социальных проблем и увеличения числа социально незащищенных граждан.

Многие люди, оказавшись в затруднительной ситуации, не в состоянии сами справиться с проблемами психологического, социально-бытового характера.

Особой технологией работы, направленной на решение данных проблем, является социальное сопровождение личности.

Что такое социальное сопровождение?

Социальное сопровождение – это особая форма социальной поддержки граждан, лиц, нуждающихся в этом.

В это понятие входит не только работа социальных служб, но и участие в процессе социализации и помощи конкретному человеку (или семье) представителей различных сфер деятельности (медицинских работников, юристов, педагогов, психологов и прочее).

В Российской Федерации с первого января 2015 года и по сегодняшний день действует закон, регулирующий работу социальных служб. В нем подробно рассматриваются вопросы социального сопровождения, раскрываются основные принципы, задачи и технологии осуществления данного процесса.

Согласно данного постановления, социальное сопровождение – это поддержка нуждающихся слоев населения и тех, кто оказался в сложных жизненных обстоятельствах:

  • опекуны или законные представители детей;
  • семьи, в которых воспитываются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями;
  • малообеспеченные семьи;
  • семьи, воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей;
  • неполные семьи;
  • люди с алкогольной и наркотической зависимостью, ведущие асоциальный образ жизни;
  • дети (подростки), состоящие на учете в детской комнате милиции;
  • беременные женщины, которые попали в затруднительные обстоятельства.

Цели и задачи социального сопровождения

Главной целью социального сопровождения является помощь клиенту в преодолении тех жизненных трудностей, которые выпали на его долю; уменьшение их негативного воздействия на жизнь и здоровье человека; а в идеале – поддержка в полном избавлении от последствий этих жизненных неурядиц.

Задачи, которые ставятся перед специалистами, осуществляющими социальное сопровождение, – это:

  • помощь клиенту в социальной адаптации, приспособлению к новым условиям жизни;
  • реабилитация человека и выведение его из кризиса;
  • забота о состоянии здоровья, помощь в борьбе с вредными привычками;
  • восстановление или повышение статуса человека в обществе;
  • обучение клиента навыкам взаимодействия с членами общества и самореализации.

Служба социального сопровождения

Социальное сопровождение осуществляется квалифицированными работниками социальных служб.

Служба социального сопровождения – это не одна организация, а целая система органов, которые взаимодействуя друг с другом, обеспечивают равноправие всех членов общества, дают им возможность реабилитироваться и занять активную позицию в социуме.

Это официальная организация, имеющая свои нормативные документы, устав и положение. Сотрудниками ССС могут быть только квалифицированные специалисты, имеющие подтверждающие документы.

За помощью в ССС может обратиться абсолютно любой человек, вне зависимости от пола, возраста, социального статуса, трудоспособности.

Технология социального сопровождения разнятся в зависимости от конкретной ситуации и вида.

Принципы социального сопровождения

Деятельность центра социального сопровождения базируется на следующих основополагающих принципах:

  1. Услуги по социальной реабилитации и адаптации оказывают только высококвалифицированные специалисты, имеющие соответственную профессиональную подготовку и владеющие методами и технологиями социального сопровождения граждан.
  2. Социальное сопровождение осуществляется с добровольного согласия клиентов. Этот процесс не может быть по принуждению. Специалисты, работающие с нуждающимся человеком, защищают его права и в обязательном порядке учитывают интересы подопечного.
  3. Сам клиент должен принимать активнейшее участие в социальной адаптации. Задача специалистов – раскрыть личностный потенциал человека, помочь ему найти себя в обществе.
  4. Все специалисты, участвующие в социальном сопровождении, должны иметь одинаковый доступ к документации, отслеживать и фиксировать динамику каждого отдельного случая.
  5. Принцип последовательности и согласованности действий по социальному сопровождению граждан должен быть учтен в обязательном порядке. Все этапы работы по оказанию помощи обязаны быть четкими, последовательными и продуманными.
  6. Конфиденциальность в процессе социального сопровождения – один из основополагающих принципов.
  7. Специалист, осуществляющий социальное сопровождение детей и взрослых, несет персональную ответственность за свои действия и результат работы.

Услуги, которые предоставляют в процессе СС

Какие они?

Это информирование граждан (о праве на получение социальных выплат, о контактах необходимых служб и организаций).

Психологические услуги:

  • диагностика психологических характеристик личности;
  • психологическое консультирование;
  • психокоррекционная работа;
  • обучение психологическим методам взаимодействия с обществом;

Социально-педагогические услуги:

  • просветительская работа;
  • помощь в решении конфликтов между детьми и родителями;
  • обучение родителей способам эффективного общения с детьми, эффективного воспитательного воздействия;
  • организация совместных мероприятий;
  • педагогическое консультирование родителей.
  • услуги медицинского характера, направленные на оздоровление и поддержание здоровья клиента;
  • юридические услуги, которые заключаются в консультативной работе и непосредственной правовой защите граждан;
  • социально-экономические услуги.

Виды социального сопровождения

Социальное сопровождение может быть нескольких видов. Перечислим основные из них:

  1. Социально-бытовое.
  2. Медико-социальное сопровождение. Оно направленно на создание условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья клиента, помощь в оздоровлении и контроль состояния человека.
  3. Социально-педагогическое сопровождение. Это профилактическая работа по предотвращению отклонений в поведении, создание условий для правильного воспитательного воздействия на личность ребенка, формирования ценностных ориентаций.
  4. Психолого-социальное – сопровождение психологической адаптации к новым социальным условиям, коррекция психологического состояния человека.
  5. Социально-трудовое – помощь в трудоустройстве и профессиональном самоопределении личности.
  6. Социально-правовое сопровождение – помощь клиенту в решении вопросов юридического характера.

Социально-педагогическое сопровождение

Это система мер по созданию благоприятных условий для развития положительных отношений между детьми и взрослыми в образовательной среде. Нужно понимать, что это профессиональная деятельность, осуществляемая педагогами и психологами совместно с детьми и их родителями.

СПС может принимать как коллективные, так и индивидуальные формы. Их выбор зависит от конкретной проблемы и особенностей участников образовательного процесса.

Социальное сопровождение семьи

Очень часто СС необходимо не конкретному человеку, а всей семье в целом. Особенно это касается неблагополучных семей или тех, в которых родители не справляются с собственным чадом.

Социальная поддержка осуществляется Центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи. Их деятельность четко регламентирована законом.

Первоочередная задача, которая стоит перед работниками данной организации – выявление семей, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах. Далее, сотрудниками центра оцениваются потребности, разрабатывается и реализуется ряд мероприятий, направленных на поддержку и помощь конкретной ячейке общества.

В отдельных случаях, когда родители ведут асоциальный образ жизни, пьют и не работают, социальная служба может временно изъять детей и перевести их на государственное обеспечение.

Источник: https://FB.ru/article/404040/sotsialnoe-soprovojdenie---eto-opredelenie-ponyatie-tseli-i-zadachi-kompleks-mer-i-tehnologiya-sotsialnoy-rabotyi

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть