Статьи ук за коррупцию

Содержание

Ответственность за совершение коррупционных правонарушений могут нести физические лица: уголовная и административная

Статьи ук за коррупцию

Коррупционная деятельность является одним из серьезных преступлений, за которое предполагается административная и уголовная ответственность. Государство предпринимает различные меры для борьбы с коррупцией, но, несмотря на жесткое наказание, до сих пор данное явление считается большой проблемой для общества.

Какая существует ответственность за коррупционные правонарушения, как выявляются незаконные действия, что может быть их профилактикой? Данные вопросы интересуют разные слои населения, ведь с коррупцией приходится сталкиваться даже на уровне самых мелких чиновников и должностных лиц.

Что это такое

Коррупцией называется комплекс правонарушающих действий, которые вредят авторитету государственной власти.

Как преступление она проявляется в получении лицами, занимающими определенные должности, благ за их действия, которые нарушают служебные интересы.

Коррупционные преступления могут совершать лица и на госслужбе, и на должностях в коммерческих, некоммерческих организациях, исполнительных структурах, законодательных органах. Юридическая норма выделяет несколько видов коррупционных правонарушений, в связи с чем и рассматривается наказание за коррупцию:

  • Распространенный вид коррупции, который совершается даже на самых мелких должностях, это взяточничество. Чиновник, должностное лицо берет определенные материальные блага (или нематериальные) взамен совершаемых им действий, расходящихся с интересами службы. Он не только берет взятку, но и нарушает еще и свои должностные обязанности из-за выгоды.
  • Материально ответственные лица могут совершать такой вид коррупционных действий, как присвоение и растрата ценностей.
  • Должностные и ответственные лица, которым доверено имущество, используют его в своих целях и интересах, для получения личной выгоды или прибыли. Такое имущество может продаваться, передаваться третьему лицу – в любом случае присутствует факт правонарушения.
  • Серьезным коррупционным действием считается и вымогательство. Нарушитель требует от другого лица передать ему те или иные ценности или же права на них. Требование происходит в виде вымогательства, даже с угрозами, в том числе и физической расправы.
  • Известный вид коррупции – мошенничество, при котором ценности отбираются у собственника или материального ответственного лица при помощи обмана, злоупотребления доверием.
  • Злоупотребление своими полномочиями – такое преступление совершают лица, которые имеют даже малейшую власть на своей должности.

Виды правонарушений

Выше перечислены основные виды коррупционных действий, но к этому типу преступления можно отнести и некоторые другие явления:

  1. Распространенное явление «кумовство». Должностное лицо покровительствует своим родственникам, позволяя им продвигаться в карьере, получать выгоду от работы, иметь другие преимущества по сравнению с сотрудниками, несмотря на отсутствие законных оснований для этого.
  2. Фаворитизм – этим термином называют покровительство на службе определенных работников, которые не являются родственниками.

Данные действия редко получают юридическую оценку и наказание, так как мало желающих заявлять о них в правозащитные органы.

Уголовная ответственность

Такое преступление, как коррупция, в Уголовном Кодексе не указывается. Но в нем есть статьи, предусматривающие серьезное наказания за действия, которые можно отнести к коррупционным:

  • По статье 290 можно получить уголовное наказание за взяточничество, вымогательство денежных средств за определенные действия на занимаемой должности.
  • Статья 201 определяет наказание за злоупотребление полномочиями.
  • За коммерческий подкуп лицо может быть осуждено по статье 204.

Возможна уголовная ответственность не только за получение, но и за дачу взятки, с учетом статьи 291. по данным статьям рассматривается с учетом того, какую должность занимать нарушитель.

ВНИМАНИЕ! Также существует статья 141 УК РФ, по которое определяется уголовная ответственность за создание препятствий в осуществлении избирательных прав.

Рассматриваются именно те случаи препятствования, которые связаны с подкупом, с использованием возможностей служебного положения. Это серьезное преступление, к сожалению, не редкое для данного времени. И за такое правонарушение судом может быть назначено несколько видов наказания:

  1. Присуждается штраф от 100 тысяч до 300 тысяч.
  2. С виновного может быть взыскан штраф в размере зарплаты за год или два года. Также штраф может равняться сумме другого дохода за указанный период.
  3. Могут быть присуждены обязательные работы в течение 480 часов, исправительные работы до двух лет, принудительные работы до пяти лет.
  4. Среди самых суровых наказаний – арест до шести месяцев, лишение свободы до пяти лет.

Еще одна статья УК, предусматривающая наказание за коррупцию, в частности за мошенничество с использованием своего служебного положения, &#8212, это статья 159, часть 3. По этой статье и другим, связанным с коррупционными действиями, также предусматриваются разные типы наказания – от штрафов до лишения свободы.

Как можно быть наказанным, если правонарушение квалифицируется по статье 290 УК, она называется «Получение взятки»?

  • Можно заплатить штраф один миллион рублей, штраф в сумме зарплаты за год или два. Для начисление может быть рассмотрена и сумма взятки, умноженная десятикратно или пятидесятикратно. Дополнительно правонарушитель лишается права работать на должностях государственной службы в течение трех лет.
  • Назначаются исправительные работы до двух лет, принудительные до пяти лет. Одновременно нарушитель снимается с должности и не может работать на госслужбе несколько лет.
  • Также можно лишится свободы на три года, уплатив еще при этом штраф в сумме взятки, умноженной двадцатикратно.

Штраф, принудительные работы, лишение свободы на два года – эти меры наказания могут применяться и к тому, кто сам дал взятку.

Среди юридических документов, которые обговариваются в последнее время, есть и новый закон о наказании за коррупцию. Вернее, это изменения в статьи, которые уже приняты в Уголовном кодексе. Предполагается изменение наказания для чиновников-взяточников. Предлагается заменить лишение свободы принудительными работами.

Административное наказания

Должностные лица за совершение коррупционных правонарушений могут нести и административную ответственность.

Меры ее определены в нормах КоАП, а также в статьях ГК РФ. В данном случае рассматриваются коррупционные действия в рамках отношений между гражданами (организациями) с одной стороны, и структурами власти с определенными полномочиями с другой стороны.

Действия, подразумевающие коррупционные нарушения, могут быть наказаны по следующим статьям:

  1. Статья 13.11 КоАП рассматривает нарушение норм хранения, сбора, использования персональной информации.
  2. Статья 13.14 определяет наказание ха разглашение данных с ограниченным доступом.
  3. Использование служебной информации в целях корыстного характера рассматривается статьей 15.21.
  4. По статье 19.28 осуждается противоправное награждение, которое было совершено намеренно юридическим лицом.
  5. За привлечение госслужащего к трудовой деятельности, что расходится с законом, будет применено наказание по статье 19.29.

При получении подарка на сумму 3-х тысяч рублей лицом, которое находится на государственной должности, применяется мера наказания по статье 575 ГК РФ.При этом не имеет значение уровень государственной службы, он может быть федеральным, региональным.

Меры профилактики

Коррупция, как вид преступления, не остается вне внимания государства и органов, отвечающих за соблюдение законов.

ВНИМАНИЕ! На уровне правительства постоянно разрабатываются отдельные меры и даже целые программы, которые должны сделать борьбу с коррупционными правонарушениями эффективной и действенной.

Уже разработан целый ряд профилактических действий, которые должны снизить количество фактов коррупции в стране на самых разных уровнях:

  • Одна из мер – проведение разъяснительной работы среди населения. Оно должно знать разрушительную силу коррупции для государства, виды ответственности за данное правонарушение.
  • Важно, чтобы среди физических лиц существовало понятие о личной ответственности за совершение коррупционных действий. Ведь даже небольшая взятка врачу или учителю – это такое же правонарушение, как и коррупция на уровне высоких должностей.
  • Экспертиза существующих актов и законопроектов по теме коррупции. При необходимости в них вносятся изменения, благодаря которым законодательство в сфере коррупционных действий становится более эффективным.
  • Структуры власти на уровне государства, федерации, регионов периодически рассматривают практику применения судебных решений в делах, связанных с коррупцией. Если при рассмотрении органы и структуры, обладающие властными правомочиями, выявляют недочеты, должны быть выработаны шаги по их устранению.
  • Эффективная мера профилактики коррупции – строгий подход к отбору кандидатов на любые должностные места. Устанавливаются строгие требования к тем, кто претендуют на службу в государственных органах, органах муниципальной власти, на госслужбу.
  • Такие лица должны также знать о видах ответственности за коррупционные действия. Они могут быть не просто уволены при их совершении, но и наказаны по статьям административной или уголовной ответственности.
  • Имеет большое значение общественный и парламентский контроль над любыми фактами совершения коррупции, контроль над доходами и расходами должностных лиц.

Загрузка…

Источник: https://innov-invest.ru/yuridicheskie-sovetyi/vidyi-otvetstvennosti-za-korruptsionnyie-pravonarusheniya

Самые распространенные и самые необычные дела о коррупции в российской судебной практике

Статьи ук за коррупцию

Коррупция однозначно вредит государству, отбирая у него ощутимую часть экономического роста и не позволяя добиться достойного уровня жизни для каждого гражданина.

При этом искоренить ее не удалось еще никому, но есть страны, которые добились в этом серьезных успехов. Увы, Россия не входит в их число – несмотря на громкие коррупционные дела и серьезную ответственность за коррупцию.

Мы разобрались, кого и как наказывают за взятки, и за что чаще всего наказывают коррупционеров.

Истории о громких случаях взяточничества или подкупа можно регулярно увидеть и услышать в российских СМИ. Обычно это истории о том, как некий гражданин дал взятку чиновнику за то, чтобы тот просто выполнил свою работу (или выполнил ее не так, как должен).

Чуть более редкие случаи об опрометчивых поступках граждан, решивших дать взятку полицейскому, таможеннику или еще какому-нибудь чиновнику, которые вдруг вспомнили о своих обязанностях и не взяли деньги (попутно сообщив куда следует о попытке дать им взятку).

Однако мимо всеобщего внимания проходят сотни тысяч зарегистрированных, и иногда даже расследованных нарушениях антикоррупционного законодательства. И, хоть многие не видят разницы, но взятка – это не нарушение антикоррупционного законодательства. Чтобы это понять, нужно чуть подробнее узнать о сути коррупции.

https://www.youtube.com/watch?v=ULj7X6uxEXI

В общем смысле коррупция означает, что некое должностное лицо использует свои полномочия, чтобы получить личную выгоду, и все это противоречит правовым нормам.

То есть, коррупция – это когда обязательно есть должностное лицо, и это лицо пользуется служебным положением, чтобы получить выгоду.

В общественном сознании же коррупция тесно связана со взяточничеством. Уголовный кодекс России выделяет 3 вида преступлений, связанных со взятками:

  • получение взятки – должностное лицо получает определенные преимущества или выгоды, за свои действия или бездействие (законные или незаконные);
  • дача взятки – должностное лицо склоняют совершить некоторые действия в пользу дающего взятку, за что ему предлагают вознаграждение;
  • посредничество во взяточничестве – непосредственная передача взятки от того, кто ее дает тому, кто ее берет, или способствование взяточничеству в другой форме.

По каждому из этих преступлений есть своя статья Уголовного кодекса РФ, и полагается наказание – от штрафа и запрета занимать определенные должности до реальных сроков лишения свободы.

Взятка – это необязательно деньги, это могут быть другие ценные и не очень предметы, вплоть до продуктов питания. Необязательно это конкретный предмет – взяткой может быть услуга (ремонт, лечение, отдых, развлечения).

Существует и завуалированная форма взятки, когда должностное лицо получает какие-то товары или услуги по заниженной цене, «случайно» выигрывает в лотерею, получает деньги в долг (невозвратный), получает какие-то другие особые условия.

Все это предполагает уголовную ответственность, то есть, взяточничество – преступление. Но это не единственное, что связано с коррупцией. Например, в 2018 году за коррупционные преступления были осуждены 12 тысяч человек, а зарегистрировано таких преступлений чуть больше 30 тысяч.

Но в тот же год была выявлена 231 тысяча нарушений законодательства о противодействии коррупции, и это уже совсем другие составы. Связано это с тем, что государство активно борется (или хотя бы пытается бороться) с коррупцией).

Для этого в России существует Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Описать его можно как меры, направленные на профилактику коррупции.

Это, например, разного рода ограничения и дополнительные требования для чиновников, правила предотвращения конфликта интересов, правила декларирования доходов госслужащими и многое другое.

За нарушение этого, а также других законов, касающихся противодействия коррупции, в 2018 году было вынесено штрафов почти на миллиард рублей. То есть, на каждого осужденного за взятку или другой «коррупционный» состав преступления приходится примерно 30 лиц, которые были наказаны согласно КоАП за нарушение законодательства о противодействии коррупции.

Кстати, вопрос «почему те, кого подозревают в нарушении антикоррупционного законодательства, в итоге остаются на свободе?» возникает достаточно часто, так как граждане просто не видят разницы между уголовной ответственностью за коррупцию и административной ответственностью за нарушение правил борьбы с нею.

Самые распространенные коррупционные преступления

В СМИ попадают обычно самые резонансные дела, вроде дела «Оборонсервиса» (хищения в Минобороны, из-за которых лишился должности министр Анатолий Сердюков), дела губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, которого приговорили к 13 годам лишения свободы за взятку в 5,6 миллионов долларов, дела губернатора Коми Вячеслава Гайзера (ущерб 1,1 миллиарда рублей, получил 11 лет тюрьмы), дела губернатора Кировской области Никиты Белых (взятка в 400 тысяч евро, получил 8 лет), дела министра экономики Алексея Улюкаева (вымогал 2 миллиона долларов, получил 8 лет), и т.д.

Однако статистика судебных дел говорит, что такие резонансные дела с крупными суммами – скорее редкость.

По статистике за 2017 год, около половины всех, кто был осужден за коррупционные преступления (2500 из 5400 человек), были обвинены по статье 291.

2 УК РФ – «Мелкое взяточничество» (ввели в 2016 году), это наказание за суммы взятки до 10 тысяч рублей. Максимальное наказание по этой статье – штраф в 200 тысяч рублей или лишение свободы на срок до 1 года.

Но есть еще одна интересная тенденция – состав осужденных. Больше трети обвинительных приговоров были вынесены «трудоспособным лицам без определенного рода занятий».

Говоря проще, каждый третий осужденный – это безработный, который пытался дать взятку должностному лицу (потому что должностное лицо имеет определенный род занятий).

По факту это «неофициальные» таксисты (которые не оформляют ИП и не работают на службу такси), которые дают взятки инспекторам ГИБДД, потребители наркотических средств (которых часто стимулируют предложить взятку, и задерживают по 2 обвинениям сразу), а также «маргинализированные» слои общества, которые при контакте с правоохранителями пытаются откупиться от них деньгами.

Соответственно, каждый третий, кого осудили за взятки в России, вероятно, относится к кому-то из этих категорий, а половина всех осужденных попались на небольших суммах. При этом правоохранителей среди осужденных лишь около 10%. Эти данные достаточно объективно оценивают то, как работает российское правосудие по коррупционным делам.

В судебной практике юристов таких дел достаточно много. Как рассказывает юрист Борис Носов, тривиальное дело – полицейский просит определенную сумму, чтобы «замять» обвинения (в данном случае в распространении наркотиков):

Учитывая, что каждый 10-й осужденный по «коррупционным» статьям – сотрудник правоохранительных органов, это самая опасная работа для людей, склонных к нетрудовым доходам.

Но бытовая коррупция бывает практически везде. И если страховая медицина постепенно устраняет коррупцию в здравоохранении, то, например, в образовании она все еще остается. В дошкольном образовании возможностей уже почти нет (очереди в детские сады – электронные), да и в школах за оценки платить не принято, однако из высшего образования искоренить коррупцию оказалось практически невозможно.

Как рассказывает юрист Родион Железнов (который еще и преподаватель), типичное дело выглядит так:

В данном случае взяточником был не преподаватель, а некое должностное лицо, которое отвечает за заполнение ведомостей и перевод студентов с курса на курс (под описание подходит должность декана факультета).

История эта, увы, весьма распространенная – в некоторых вузах студенты между собой говорят, что существуют общеизвестные «прайсы» за «закрытие» сессии нормальными оценками и перевод на следующий семестр.

Учитывая, что обычно суммы по таким взяткам не особо большие (особенно если деньги берет преподаватель), и обвиняемым обычно дают хорошие характеристики, практически всегда они отделываются штрафами и запретом занимать определенные должности некоторый период времени.

В целом же информация о таких делах редко попадает в СМИ – их много, они не особо отличаются одно от другого и не очень интересны публике. Тем более, что есть куда более интересные прецеденты.

Самые необычные дела о коррупции

Что касается самых необычных дел, почти всегда интерес представляет предмет, которым дается взятка. Уголовный кодекс определяет, что этим предметом может быть все, что имеет определенную ценность.

Например, лет 10 назад некоторые чиновники были не против получить взятку ваучерами оплаты сотовой связи (почти деньги, даже номинал есть).

Сейчас, конечно, чаще требуют деньги, но нестандартные ситуации бывают.

Быт – дело сложное, и иногда какие-то бытовые вещи становятся предметом взятки, например:

  • в Калмыкии призывник пытался подкупить военного комиссара бараньей тушей;
  • в Свердловской области сотрудник ГИБДД вместо составления протокола потребовал от водителя (работника строительной фирмы) заменить в его доме батарею;
  • в Ростовской области чиновник местной администрации выдавал фиктивные справки взамен на картриджи для принтера (вероятно, чтобы печатать эти же справки);
  • в Тюменской области преподаватель требовал деньги от студентов, но не просто так: он предлагал купить у него всякие ненужные вещи вроде печатной машинки или кассетного магнитофона;
  • чиновница УФМС в Забайкальском крае согласилась не привлекать предпринимателя к ответственности за найм иностранца в обмен на 100 железнодорожных шпал.

Один украинский депутат недавно предложил жительнице страны продать собаку, чтобы оплатить коммунальные услуги. В России же животные часто становятся предметом взятки.

Есть случаи попытки дать взятку щенками, баранами, гусями и даже хомяками. Как правило, животные «котируются» в сельской местности.

Взятки дают даже едой. И если шоколадка или коньяк выглядят более-менее понятно, то как можно было предложить год бесплатных обедов в столовой для инспектора ГИБДД – уже не так очевидно. Правда, говорят, что в сельской местности бывают попытки дать взятку домашней консервацией.

А вообще «отблагодарить» нужного человека пытаются практически чем угодно – фейерверками, тюками с сеном, пакетом с крысиным ядом, книгами на эсперанто, сушеными апельсиновыми корками и многим другим.

Юрист Борис Носов рассказывает еще о двух необычных случаях из судебной практики:

И ведь главное – это все выявленные факты взяточничества (пусть и такого курьезного). Сколько подобных фактов бытовой и не только коррупции остается в тайне – не знает никто, как и то, что могут давать в качестве взяток.

Что нужно сделать, чтобы коррупции не было

Наука считает, что полностью избавиться от коррупции невозможно – когда у одного человека есть полномочия, а у другого деньги и потребность обойти закон, вряд ли что-то может помешать этим двоим. Даже самые нетерпимые к коррупции страны (вроде Китая с его смертными казнями для взяточников) все равно еще очень далеки от решения данной проблемы.

Поэтому борьба с коррупцией обычно ведется на двух уровнях:

  • выявление фактов взяточничества, подкупа и нарушений антикоррупционного законодательства. Суть в том, что это касается случаев коррупции, которые уже произошли;
  • создание условий для профилактики коррупции.

С первым пунктом все понятно, более 10 тысяч осужденных и 30 тысяч уголовных дел в год говорят сами за себя – факты коррупционных преступлений вскрываются часто, во многих случаях дело доводят до реальных тюремных сроков.

Что же касается профилактики, то таких инструментов существует масса, например:

  • повсеместное внедрение электронных сервисов и госуслуг. Чем меньше граждане контактируют с чиновниками, тем меньше шансов для коррупции. В России здесь есть неплохой прогресс – на «Госуслугах» зарегистрировались более 100 миллионов россиян;
  • внедрение максимально прозрачных государственных закупок. Здесь есть и успехи (большинство торгов открыты и доступны всем), и недостатки (есть определенных процент закрытых закупок, которые не раскрываются);
  • камеры на дорогах вместо инспекторов ГИБДД. В России камер огромное количество, но это иногда приводит к обратному эффекту: водители по факту воспринимают штрафы как плату за легальное нарушение ПДД;
  • всеобщее декларирование не только доходов, но и расходов для чиновников. В России пока существует только первая часть;
  • пропаганда тотального отказа от взяток. В России это тоже есть, но россиян «исправить» не так уж просто.

По сути, если даже государство не может побороть коррупцию полностью, ее нужно снизить до такого уровня, чтобы среднестатистический гражданин ее попросту не замечал.

Однако еще остается топ-коррупция (которую гражданин как раз может и не замечать), которая во многом является причиной низких позиций России в международном «Индексе восприятия коррупции» от Transparency International. И побороть коррупцию на высшем уровне будет чуть сложнее, чем зарегистрировать 100 миллионов человек на «Госуслугах»…

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/dela-o-korruptsii-v-rossijskoj-sudebnoj-praktike-samye-rasprostranennye-i-samye-neobychnye

Какая ответственность предусмотрена за коррупцию

Статьи ук за коррупцию

Необходимо обратить внимание на то, что Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 8 лет как за получение взятки, так и за дачу взятки.

То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку даёт, или от чьего имени взятка передаётся взяткополучателю. В случае, если взятка передаётся через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки

Понятие взяточничества охватывает два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ) и провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 УК РФ).

Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда принята взятка – до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договорённость между взяткодателем и взяткополучателем. 

Дача взятки (передача должностному лицу лично или через посредника материальных ценностей) – это преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или заведомо незаконных действий (бездействия) в пользу дающего: для получения им преимуществ, за общее покровительство или за попустительство по службе (статья 291 УК РФ).

Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трёх лет.

При наличии обстоятельств, отягчающих ответственность (дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия)), дача взятки наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трёх лет, либо лишением свободы на срок до восьми лет.

Дача взятки может осуществляться с помощью посредника.

Посредничеством во взяточничестве признаётся совершение действий, направленных на передачу взятки: непосредственная передача предмета взятки, создание условий для такой передачи.

Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.

Если взятка передаётся должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки

Необходимо помнить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности. Если имело место: 

а) вымогательство взятки со стороны должностного лица; 

б) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки. 

Необходимо знать, что получение взятки – одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в крупном размере группой лиц по предварительному сговору или организованной группой с вымогательством взятки. 

Обстоятельствами, отягчающими уголовную ответственность за получение взятки, являются: 

• получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие); 

• получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления; 

• получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (2 и более человек); 

• вымогательство взятки; 

• получение взятки в крупном размере (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей). 

Получение взятки при отягчающих обстоятельствах наказывается лишением свободы на срок от трёх до семи лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет. 

Самым мягким наказанием за взятку является штраф, а самым суровым – лишение свободы на срок до 12 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет. 

Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.

Источник: http://ulmeria.ru/ru/node/59683

Ответственность за коррупционные действия

Статьи ук за коррупцию

Коррупция – термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

В Федеральном законе № 273 от 25 декабря 2008 года “О противодействии коррупции” указана следующая трактовка понятия “коррупция” – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды. Проявляется она в основном во взяточничестве, вымогательстве, откатах, казнокрадстве и кумовстве.

Коррупция в наше время – одна из важнейших проблем Российской Федерации.

Для предотвращения и профилактики коррупционных преступлений Правительством Российской Федерации приняты такие меры, как: ратификация Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции в 2006 году; принятие Федерального закона от 25 декабря 2008 г.

№ 273-ФЗ “О противодействии коррупции”; издание Указа Президента РФ от 13 марта 2012 г. № 297 “О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 – 2015 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции”; Указа Президента РФ от 21 июля 2010 г.

№ 925 “О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона “О противодействии коррупции”; Указа Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815 “О мерах по противодействию коррупции”; Указа Президента РФ от 8 июля 2013 г. № 613 “Вопросы противодействия коррупции”; Указа Президента РФ от 2 апреля 2013 г.

№ 309 “О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона “О противодействии коррупции”; обязательное декларирование доходов чиновников согласно статье 8 Федерального закона “О противодействии коррупции”; ужесточение наказания за коррупционные проявления, проведение реформы МВД, кадровые изменения, в том числе и в правоохранительных органах.

Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти.

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), о минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В настоящее время в России сформирована правовая и организационная основа противодействия коррупции: ратифицированы базовые международные соглашения, приняты стратегические и национальные плановые антикоррупционные документы, а также нормативные правовые акты, направленные на их реализацию.

Принято немало действенных антикоррупционных мер, внедрены механизмы, которые позволяют выявить коррупционные схемы на любом уровне, работать целенаправленно, вовремя реагировать, а при необходимости – изолировать от общества коррупционеров.

Активизируется деятельность правоохранительных органов, работа которых все больше концентрируется на наиболее существенных ситуативных проявлениях коррупции, затрагивающих высшие эшелоны власти.

В долгосрочном плане противодействие коррупции может быть эффективно только в том случае, если оно направлено не столько на сокращение ситуативных проявлений коррупции, сколько на выявление и устранение причин и условий их появления и распространенности. С учетом этого обстоятельства в Национальной стратегии противодействия коррупции указывается, что целью Стратегии является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

Для повышения эффективности предупреждения коррупции необходимо наладить постоянный мониторинг коррупционных практик, основанный на добровольном и анонимном предоставлении информации должностными лицами, гражданами, представителями и работниками организаций. При этом в качестве критерия эффективности антикоррупционной деятельности компетентных правоохранительных органов может рассматриваться устранение возможностей для существования конкретных коррупционных практик.

Предметом посягательств коррупционных правонарушений являются различные виды незаконных вознаграждений, которые в большинстве случаев имеют материальный, имущественный характер (чаще всего это деньги, ценные бумаги, иное имущество).

В российском законодательстве происходит постоянный рост числа запретов, ограничений и обязанностей, в том числе установленных в целях противодействия коррупции. Так, в Российской Федерации количество статей Федерального закона от 25 декабря 2008 г.

N 273-ФЗ “О противодействии коррупции”, устанавливающих ограничения, запреты и обязанности, налагаемые на соответствующие категории граждан, с 2008 г. возросло в три раза.

Ранее установленная в отношении государственных и муниципальных служащих система антикоррупционных запретов, ограничений и обязанностей охватывает новые категории лиц, активно укрепляясь в нормах отраслевого законодательства, а также в кодексах этики.

Значительный объем антикоррупционных запретов и ограничений установлен для сотрудников медицинских организаций и системы образования, а также для работников других сфер.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае:

1) непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;

2) непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

3) участия лица на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

4) осуществления лицом предпринимательской деятельности;

5) вхождения лица в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия также в случае непринятия лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное ему лицо.

Организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Источник: https://www.mibs-vlz.ru/pravovoy-ugolok/otvetstvennost-za-korruptsionnie-deystviya

Уголовный кодекс РФ об ответственности за коррупционные преступления

Статьи ук за коррупцию

К основным составам административных правонарушений коррупционного характера, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях можно отнести такие, как: Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Пунктом 3.1. статьи 1081 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено — Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда, причиненного по основаниям, изложенным в статье 1069, имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение.

К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния, предусмотренные Уголовным Кодексом Российской Федерации: За коммерческий подкуп в значительном размере предусмотрена ответственность в виде 3 лет лишения свободы, в крупном размере – 7 лет, в особо крупном – 8 лет тюрьмы. Закон об уголовной ответственности за государственные преступления 1958 год? Это максимальные значения ответственности. Главный мотив совершения коррупционных действия – это корыстный мотив .

Чиновник идет на нарушение законодательства с целью извлечения выгоды в виде денег, имущества, имущественных и неимущественных прав. В Уголовном кодексе РФ предусмотрена ответственность как за получение взятки (ст.

290), так и за ее дачу (ст. 291) и посредничество (ст.291.1).

При этом важно знать, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если «взяткодатель добровольно сообщил правоохранительным органам о даче взятки.

  • Не может быть признано добровольным заявление о даче взятки или коммерческом подкупе, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.
  • Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки или коммерческом подкупе рассматривается Уголовным кодексом РФ как преступление и наказывается лишением свободы на срок до шести лет (ст.306).

Исходя из положений Уголовного кодекса Российской Федерации за совершение коррупционных преступлений виновному может быть назначено наказание в виде: штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, принудительных работ, ограничения свободы, лишения свободы на определенный срок либо несколько видов этих наказаний одновременно. Распространенными коррупционными преступлениями являются также отдельные виды хищения чужого имущества, к числу которых относятся: мошенничество (ст. 159 УК РФ), присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ), при условии, если они совершены руководителем государственного органа, организации, учреждения либо иного юридического лица.

Статья 285.2 «Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов».

Согласно санкциям статей 285 и 286 УК РФ, предусматривающим уголовную ответственность за злоупотребление и превышение должностных полномочий, соответственно, размер наказания в виде лишения свободы, в случае наступления тяжких последствий, установлен на срок до десяти лет. В случаях , специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до 20 лет в качестве дополнительного вида наказания. В Уголовном кодексе РФ предусмотрена ответственность как за получение взятки (ст. 290), так и за ее дачу (ст. 291) и посредничество (ст.291.1).

При этом важно знать, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если «взяткодатель добровольно сообщил правоохранительным органам о даче взятки. Но если ты не захотел остановить этот конвейер взяточничества, то по тяжести наказания вы вместе со своим преподавателем загремите «на полную катушку».

Речь, в частности, о положениях 575 статьи ГК, закрепляющей ряд ограничений для отдельных категорий лиц, вступающих в отношения, связанные с дарением.

Согласно норме, субъекты, находящиеся на госдолжностях федерального/регионального уровня, госслужащие, сотрудники ЦБ вправе принимать обычные подарки, стоимость которых не больше 3-х тыс. руб. Следовательно, неисполнение этого требования будет расцениваться как коррупционное правонарушение, влекущее дисциплинарную ответственность.

Коррупция – это комплекс преступных действий, причиняющих ущерб авторитету государственной власти, интересам службы в госорганах, муниципальным структурам, некоммерческим и коммерческим организациям.

Виды ответственности за коррупционные правонарушения

Выше перечислены основные виды коррупционных действий, но к этому типу преступления можно отнести и некоторые другие явления:

  1. Присуждается штраф от 100 тысяч до 300 тысяч.
  2. С виновного может быть взыскан штраф в размере зарплаты за год или два года. Также штраф может равняться сумме другого дохода за указанный период.
  3. Могут быть присуждены обязательные работы в течение 480 часов, исправительные работы до двух лет, принудительные работы до пяти лет.
  4. Среди самых суровых наказаний – арест до шести месяцев, лишение свободы до пяти лет.

Среди юридических документов, которые обговариваются в последнее время, есть и новый закон о наказании за коррупцию. Вернее, это изменения в статьи, которые уже приняты в Уголовном кодексе.

Предполагается изменение наказания для чиновников-взяточников. Предлагается заменить лишение свободы принудительными работами.

Штраф, принудительные работы, лишение свободы на два года – эти меры наказания могут применяться и к тому, кто сам дал взятку.

ВНИМАНИЕ!

Также существует статья 141 УК РФ, по которое определяется уголовная ответственность за создание препятствий в осуществлении избирательных прав.

Уголовная ответственность за коррупционные преступления

Исходя из положений Уголовного кодекса Российской Федерации за совершение коррупционных преступлений виновному может быть назначено наказание в виде: штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, принудительных работ, ограничения свободы, лишения свободы на определенный срок либо несколько видов этих наказаний одновременно.

Кроме санкций норм УК РФ, предусматривающих ответственность за конкретные преступления, на вид и размер назначаемого коррупционерам наказания влияют, такие обстоятельства, как данные о личности виновного (положительные или отрицательные), обстоятельства смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

Дифференциация уголовной ответственности в основном достигается за счет того, что за различные преступления законодатель предусмотрел различные санкции. Например, размер наказания за взяточничество существенно зависит от размера полученной взятки.

Если же коррупционером получена взятка в особо крупном размере, то есть превышающем один миллион рублей (ч. 6 ст.

290 УК РФ), то минимальное наказание для него составляет штраф в размере трех миллионов рублей, а максимальное – 15 лет лишения свободы со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на 15 лет. Ук рф об ответственности за нув превышение должностных полномочий? При этом наказание, применяемое к лицу, совершившему преступление, должно быть соразмерным содеянному.

Перечислите статьи ук рф обуголовной ответственности за преступления коррупционной направленности

Дипломные и курсовые работы, а также магистерские диссертации и научные статьи по праву требуют много времени и усилий. Доверьтесь профессионалам, экономьте свое время.

простая взятка – до 25 тысяч рублей; взятка в значительном размере – от 25 тысяч рублей до 150 тысяч рублей; взятка в крупном размере – от 150 тысяч рублей до 1 миллиона рублей; взятка в особо крупном размере – свыше 1 миллиона рублей. Для сравнения: в предыдущей редакции УК РФ максимальный штраф, предусмотренный за получение взятки, составлял до 1 миллиона рублей, после изменений, внесенных Законом №97-ФЗ, – до 500 миллионов рублей.

204, 291, 291 1 уголовного закона — условие о вымогательстве подкупа или взятки, что указывает на некую «вынужденность совершения виновным указанных преступных деяний.

Ответственность за злоупотребление полномочиями и за коммерческий подкуп установлена соответственно статьями 201 и 204 УК РФ, которые расположены в гл.

23Следует напомнить, что примечания, предусматривающие освобождение от уголовной ответственности за коррупционные преступления, содержатся в ст. 204, 291, 291 1 УК России.

Рассмотрим подробнее каждое из указанных условий освобождения от уголовной ответственности. Следует отметить, что в примечаниях к ст. Какие существуют пробелы в российском антикоррупционном законодательстве? 2.

Какие виды ответственности предусмотрены за коррупционные правонарушения? 3.

306 ук рф об ответственности за заведомо ложный донос предупрежден? Кто может нести гражданско-правовую ответственность за совершение коррупционных правонарушений?»в ч. 3 ст.

226 Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

  • Наличие какого-то ресурса, доступ к которому открыт для преступника (или он может получить этот доступ, преступно воспользовавшись своим должностным статусом).
  • Возникновение мотива преступления, интерес к преступной деятельности, иная движущая сила, что сподвигла злоумышленника или преступное сообщество на правонарушение.

Коррупция — термин, что будет «больным» для любого цивилизованного гражданского общества. Мы же будем разбирать подобные правонарушения не с моральной, нравственной, а более с «технической» точки зрения. Рассмотрим виды коррупционных преступлений, их характеристику, отличительные черты.

Определим, какие положения Уголовного кодекса вводят за них ответственность.

Ответственность за коррупционные правонарушения (памятка муниципальному служащему) Федеральный закон -ФЗ «О противодействии коррупции», статья 13

В соответствии с ч. 3 ст. 285 УК РФ деяния, предусмотренные частями 1 или 2 данной статьи, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Согласно ч. 4 ст.

290 УК РФ деяния, предусмотренные частями 1, 2 или 3 данной статьи, если они совершены: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) с вымогательством взятки; г) в крупном размере, — наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы. Так, согласно ст.

16 части первой ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Россией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. В части 3 ст.

Услуги и выгоды — лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические пути поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) —

Получение взятки — одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимущества и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).

наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или штрафом в размере от двадцати пяти тысяч до пятисот миллионов рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки.1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе —

Читайте другие статьи на сайте:

Источник: https://urist-onlain.ru/zakon/ugolovnyj-kodeks-rf-ob-otvetstvennosti-za.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.